Конспект урока по биологии на тему Соцветия (6 класс)

Подробный конспект урока по биологии на тему "Соцветия" (6 класс)по программе Пасечника.В конспекте прописан каждый этап урока, цели, задачи, планируемые результаты урока,записи на доске, которые должен сделать учитель, предполагаемые ответы учащихся на поставленные вопросы. Также в конспекте имеется инструктивная карточка к лабораторной работе, приложение с раздаточным материалом для проведения лабораторной работы. Кроме того в конспекте имеется примерный текст сообщений, которые готовят учащие...
Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок биологии по теме "Соцветия". 6-й класс

Цель: сформировать у учащихся представление о соцветиях, их значении в природе, ознакомить с разными видами соцветий.

Задачи:

  • Образовательные: познакомить учащихся с соцветиями растений, рассмотреть их строение, показать их биологическое значение в жизни растений.

  • Развивающие: развитие умений выявлять приспособленность строения органов растения к выполняемым функциям; развитие умений работать с рисунками и таблицей, выявлять сходство и различие, анализировать, обобщать и делать выводы.

  • Воспитательные: воспитывать организованность и аккуратность в работе, при выполнении лабораторной работы.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: компьютерная презентация

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Новая тема. Актуализация темы

Учитель: Тема нашего урока - «Соцветия», мы рассмотрим их особенности, виды соцветий, приведем примеры растений, относящихся к разным видам соцветий.

Цветы могут быть крупные, ярко окрашены, с сильным приятным запахом, а могут быть невзрачными, мало заметными и в этом случае они собраны в соцветия для того чтобы быть замеченными насекомыми и быть опыленными.

Соцветие - это группы цветков, расположенных близко один к другому в определенном порядке. Соцветие может быть частью побега, побегом или системой видоизмененных побегов.
Биологическая эволюция шла в направлении увеличения числа цветков, уменьшение размеров и образование плотной группы. Основная функция соцветий - служит для привлечения насекомых-опылителей. Соцветия различаются большим разнообразием. Число цветков в соцветиях разных растений различаются, от 1 - 3 у гороха до 1000 у пальмы и могут достигать до 12 метров в размере (пальма).

Учитель: Каково биологическое значение соцветий?

(Предполагаемые ответы учащихся)

- Приспособление к опылению;
- Крупными соцветиями и запахом привлекают насекомых;
- Приспособления растений к различным условиям жизни;
- Создают красоту в природе.

Учитель: Биологическая роль соцветий.

1) Способствуют большей вероятности опыления насекомыми и ветром;
2) Соцветия делают цветки более заметными, нежели одиночные цветки среди листвы;
3) Обеспечивают рассеивание пыльцы

По расположению цветков на цветоносном побеге определяют виды соцветий и разнообразие соцветий - это результат приспособлений растений к различным условиям среды.
Рассмотрим некоторые виды соцветий.

Конспект урока по биологии на тему Соцветия (6 класс)

Примеры растений, имеющих разные соцветия. Кисть: капуста, ландыш, черемуха. Зонтик: примула, вишня, первоцвет. Початок: кукуруза, каллы, антуриум, аир. Головка: клевер, мордовник. Колос: подорожник, ятрышник. Корзинка: подсолнечник, астра, одуванчик, ромашка. Сложный зонтик: морковь, петрушка, укроп. Сложный колос: пшеница, рожь, ячмень. Щиток: боярышник, груша, рябина, черешня. Завиток: окопник, незабудка. Метелка: сирень, виноград, спирея.

3. Закрепление нового материала.

Лабораторная работа «Соцветия»

Задача: развивать знания о строении и многообразии цветков, познакомиться с наиболее распространенными соцветиями на практическом задании.

Оборудование: листы с заданиями.

Задание. Рассмотрите рисунки растений, определите виды соцветий и заполните таблицу.

Приложение 1

Выполнить задания, сдать тетради для проверки.

Учитель: Цветы и соцветия чувствительны к изменениям природных условий, особенно к длине светового дня, эту особенность можно использовать при создании, например солнечных часов.

Слушаем сообщения учеников.

Ученик 1: В 20-х годах XVIII века в городе Упсала, были «пущены в ход» цветочные часы. В создании их помогло учение знаменитого шведского ботаника Карла Линнея, мага - травника высшей категории. Этот выдающийся маг написал научный трактат «Somnus plantarum», что в переводе означает «Сон растений».

Карл Линней всю жизнь посвятил систематизации растений. Много лет наблюдал за растениями и обратил внимание на то, что растения можно сгруппировать по особому признаку - времени раскрытия и закрытия цветков. Долго следил Линней за растениями, устанавливая сроки «пробуждения» и «засыпания». И вот однажды в его саду появилась необыкновенная клумба. На ней росли самые разнообразные растения, ни по родственным признакам не подходящие друг другу, ни по внешним. Линней посадил такие растения, которые закрывались и открывались в разное время. Причем поочередно и в строгой последовательности. У него на клумбе росли «часы». Полюбоваться на это чудо приходили и приезжали люди из дальних мест. А чуда-то, по сути дела, никакого не было. Просто Линней был терпеливым наблюдателем, и ему удалось составить таблицу раскрытия и закрытия цветов. А потом он подобрал цветы так, чтобы часы «шли» без перерыва.

Ученик 2: Взглянув на такой цветник, Карл Линней мог сказать время любому прохожему с точностью до 30 минут. Но первооткрывателем был не он. Первые цветочные часы были известны еще в Древней Греции. И в Древнем Риме на цветниках высаживали растения, цветки которых открывали и закрывали свои венчики в разное время суток.
По таким «биологическим часам» можно определять время. Конечно, точность работы «биологических часов» определяется многими факторами. Время цветочные часы показывают только в ясный солнечный день, в дождливую же или пасмурную погоду цветы обычно не раскрываются вовсе или открываются в другое время.

Учитель: Часы были несовершенны. И не только по тому, что у них не было секундных или минутных стрелок. Главное неудобство цветочных часов в том, что «ходили» они только в солнечную погоду. Ведь в пасмурную (мы теперь это знаем) у многих растений даже днем цветы остаются закрытыми. Зато у этих часов имелись и достоинства: 1. их не надо было заводить; 2. показывают и погоду (растения-барометры) и страны света (компасы).
С легкой руки К.Линнея такие клумбы-часы стали появляться во многих городах.
Дело в том, что у цветочных часов есть одно любопытное свойство: в разных местах они ходят по-разному. Так, например, соцветия осота огородного в Московской области открываются в то же время, что и у Линнея в таблице, в 6-7 часов утра, но закрываются позже, не в 12, а в 1-2 часа дня. У Линнея цикорий раскрывался в 4-5 часов утра. А у нас он открывается в 6-7 утра. Разница на два часа. А разница в закрывании, почему то на 5-6 часов. У Линнея цикорий закрывался в 10 утра, а у нас в 3-4 часа дня. Таких несовпадений много.
Но где бы цветы не росли, в какое бы время ни открывались и ни закрывались - существует строгая очередность. Никогда, например, соцветия цикория не раскроются позже соцветия ястребинки зонтичной, а цветы мака позже бессмертника. Эта строгая очередность в цветочных часах имеет не меньшее значение, чем само раскрытие или закрытие цветка или соцветия.

Цветочные часы-клумбы, о которых мы рассказали, следует отличать от клумб встречающихся в некоторых садах и парках, сделанные в форме циферблата, они представляют только разновидность решений дизайнера и не учитывают ритмы растений.

Ученик 3: Самое большое соцветие имеет пуйя Раймонда, редкое растение семейства бромелиевых, из Перу и Боливии. Прямая метелка этого растение диаметром 2,4 м и поднимается на высоту 10,7 м. Каждое соцветие состоит примерно из 8 000 белых цветков. Растение зацветает только после 80-150 лет жизни. После цветения растение погибает.

Соцветия свойственны громадному большинству цветковых растений. Обычно соцветия группируются близ верхней части растения на концах ветвей, но иногда, особенно у тропических деревьев, возникают на стволах и толстых ветвях. Такое явление известно под названием каулифлории. Можно привести пример шоколадного дерева. Считается, что в условиях тропического леса каулифлория делает цветки более доступными для насекомых - опылителей.

4. Подведение итогов

Вопросы для закрепления:

- Что называется соцветием? Чем отличается простое соцветие от сложного?
- Почему у многих растений цветки располагаются не одиночно, а собраны в соцветия?
- В чем биологическое значение соцветий?

Домашнее задание: параграф 12.

Используемые источники:

  1. Пасечник В.В. Биология. 6 кл. Многообразие покрытосеменных растений Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2013.

  2. Биология: Ботаника: 6 класс: Книга для учителя. - М.: Издательство "Первое сентября", 2002.

  3. Никишов А.И., Косорукова Л.А. Ботаника. Дидактический материал. Методическое пособие для учителей и учащихся. - М.: "РАУБ" - "Илекса", 1998.

  4. moulic23p.ucoz.ru/news/nashi_cvetochnye_chasy/2009-03-10-8

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Лабораторная работа по теме «Соцветия»

Рассмотрите картинки и заполните таблицу

Название растения

Вид соцветия

Простое или сложное соцветие

Рисунок соцветия


Конспект урока по биологии на тему Соцветия (6 класс)Конспект урока по биологии на тему Соцветия (6 класс)Конспект урока по биологии на тему Соцветия (6 класс)Конспект урока по биологии на тему Соцветия (6 класс)

Ландыш Подорожник Антуриум Подсолнечник

Конспект урока по биологии на тему Соцветия (6 класс)Конспект урока по биологии на тему Соцветия (6 класс)Конспект урока по биологии на тему Соцветия (6 класс)Конспект урока по биологии на тему Соцветия (6 класс)

Пшеница Укроп Ромашка Черемуха

Конспект урока по биологии на тему Соцветия (6 класс)Конспект урока по биологии на тему Соцветия (6 класс)Конспект урока по биологии на тему Соцветия (6 класс)Конспект урока по биологии на тему Соцветия (6 класс)

Сирень Клевер Боярышник Примула

© 2010-2022