Лабораторные и практические работы по биологии 8 класс

Лабораторные и практические работы по биологии для 8 класса – готовые шаблоны для выполнения лабораторных и практических работ , заполняются от руки учащимися в ходе выполнения работ на уроке, предусматривают активную работу с учебником Драгомилова А.Г., Маша Р.Д. Биология. Человек: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана – Граф. Шаблоны распечатываются заранее к уроку, главной целью является экономия времени на уроке, что обеспечивает полное исполнение всех этапов уро...
Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Лабораторные и практические работы по биологии 8 классЛабораторные и практические работы по биологии 8 классЛ.р.№1 по теме «Просмотр под микроскопом эпителиальных, соединительных и мышечных тканей» учени_____ 8 «а» класса МБОУ-СОШ №14 ___________________________________________

Цель: выявить особенности строения тканей, из которых состоят органы человека.

Оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты тканей человека (кровь, поперечно-полосатая мышечная ткань, нервная ткань, однослойный эпителий).

Ход работы:

  1. Привели в рабочее состояние микроскоп.

  2. Рассмотрели выданные микропрепараты.

  3. Сравнили ткани микропрепаратов с рисунками в учебнике.

  4. Результаты наблюдений занесли в табицу:

Ткань

Особенности строения

Рисунок ткани

Соединительная (кровь)

Клетки ______________ прилегают друг к другу, ________________ межклеточного вещества

Лабораторные и практические работы по биологии 8 класс

Мышечная поперечно-

полосатая

















Лабораторные и практические работы по биологии 8 класс

Нервная

Эпителиальная

Клетки расположены в __________ слой, ______________ прилегают друг к другу, ________________ межклеточного вещества


Л.р.№2 по теме «Исследование свойств нормальной, жженой и кальцинированной кости» учени_____ 8 «а» класса МБОУ-СОШ №14 ___________________________________________

Цель: выявить функции органических и неорганических веществ в костях.

Оборудование: кости (натуральная, декальцинированная, пережженная), препаровальная ванночка.

Ход работы:

  1. Взяли натуральную кость. Рассмотрели ее, попробовали сжать, согнуть, растянуть. __________________________________________. Значит, кость обладает таким свойством, как _______________________________________________________________

  2. В пережженной кости сохранились ________________________вещества (соли), а сгорели _______________________ вещества. Сжали пережженную кость, попытались ее согнуть. Она ___________________________ ___________________________________________ ___________________________________Значит, неорганические вещества придают костям_______________________________________________

  3. Попробовали согнуть и растянуть декальцинированную кость, в которой солей нет, а сохранились только __________________________ вещества. Она _______________________________________________________________________. Значит, органические вещества придают костям _____________________________________________

Вывод: кости очень ____________________, они состоят из органических веществ, которые придают им ______________________ и неорганических веществ, которые придают им______________________________







П.р.№1 по теме «Роль плечевого пояса в движении руки. Функции костей предплечья при повороте кисти» учени_____ 8 «а» класса МБОУ-СОШ №14 ___________________________________________

Цель: выяснить практически функции плечевого пояса в движении руки и функции костей предплечья при повороте кисти.

Ход работы:

  1. Положили левую руку на правую ключицу и начали медленно поднимать правую руку. Ключица правой руки неподвижна до тех пор, пока_________________________________________________

___________________________________________________________________________________

  1. Подняли руку выше горизонтального положения. Ключица и лопатка пришли в движение. Значит перемещение руки идет за счет _________________________________________________

  2. Подняли руку перед собой, отвели ее назад. Заметили, что сустав _______________________

  3. При поднятии руки заметили, что нижний угол лопатки _________________________________

Вывод: в движении рук принимает участие_________________________________________, который состоит из ________________________________________________________________

  1. Положили предплечье на стол ладонью вниз. Повернули кисть ладонью вверх, приподнимая сначала большой палец. Поворот___________________________________________________

  2. Повернули кисть ладонью вверх, приподнимая сначала мизинец. При этом пришлось оторвать________________________________________.

Вывод: поворот кисти возможен с помощью костей __________________________ при супинации, поворот кисти при пронации возможен с помощью _______________________________

Л.р.№3 по теме «Просмотр микропрепаратов костей и поперечно-полосатой мышечной ткани» учени_____ 8 «а» класса МБОУ-СОШ №14 ___________________________________________

Цель: сравнить особенности костной и поперечно-полосатой мышечной ткани.

Ход работы:

  1. Рассмотрели препараты костной ткани.




  1. Рассмотрели препараты поперечно-полосатой мышечной ткани

Лабораторные и практические работы по биологии 8 класс

Вывод: костная ткань относится к ______________________________ ткани, так как в ней много ________________________________________, особенностью костной ткани является то, что она состоит из клеток с ____________________, в ней содержатся ________________________________

Мышечная поперечно-полосатая ткань состоит из клеток______________________________________

________________________________________________________________________________________, поэтому обладает свойством _______________________________, выполняет функции_________________________________________________

П.р.№2 по теме «Утомление при статической и динамической работе»

учени_____ 8 «а» класса МБОУ-СОШ №14 ___________________________________________

Цель: выявить, какая работа: статическая или динамическая,- более утомительна, объяснить причины наблюдений.

Оборудование: груз (портфель)

Ход работы:

  1. Взяли груз массой 3-5 кг и держали его вытянутой рукой на уровне плеча. Заметили время, когда рука начала опускаться, дрожать и совсем опустилась.

______________________минут. Это наступило утомление. Данная работа ____________________

  1. После отдыха взяли тот же груз в руку и поднимали его на тот же уровень и опускали. Заметили время наступления утомления в этом случае____________________________минут. Это ________________________работа.

Вывод: при _______________________________работе утомление наступает быстрее. Это можно объяснить следующим:

1.При статической работе в действие вовлекаются все мышцы , которые работают как___________________

а при динамической работе они работают_______________________.

2.При статической работе затруднено__________________________________________________________

Движение же мышц при динамической работе ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________При динамической работе утомление наступает позже, если нагрузка СРЕДНЯЯ и работа идет в СРЕДНЕМ РИТМЕ,

Нужно уметь правильно отдыхать:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


П.р.№3 по теме «Определение нарушений осанки и плоскостопия»

учени_____ 8 «а» класса МБОУ-СОШ №14 __________________________________________

Цель: проверить у себя правильность осанки, узнать, нет ли плоскостопия.

Ход работы:

1.Стал__ спиной к помощнику, опустил___ руки вниз. Помощник определил, что углы лопаток находятся _____________ ____ уровне. Между опущенными руками и туловищем образуются ___________________________треугольники.

Вывод: ______________________________________________________________________________

2.Взял__ лист бумаги, положил__ его на пол, встал___ мокрой ногой. Получился след.

3.Соединил___ самые крайние точки со стороны большого пальца и пятки - линия АК. Наш____

среднюю точку М. От точек А и М восстановил__ перпендикуляры АБ и МД. Точка пересечения МД со следом - С. Разделил__ СД на АБ. Получилось число ________________ 0,33.

Вывод: _______________________________________________________________________________


Л.р.№4 по теме «Сравнение крови человека с кровью лягушки» __________________

учени_____ 8 «а» класса МБОУ-СОШ №14 ___________________________________________

Цель: выявить, чем эритроцит человека отличается от эритроцита лягушки, какие преимущества достигаются при этом.

Оборудование: микроскоп, микропрепараты крови лягушки и человека.

Ход работы:

1. Привели в рабочее состояние микроскоп.

2. Просмотрели кровь лягушки и человека при малом и большом увеличении. Размер эритроцита человека в 3 раза меньше.

3. Эритроцит человека Эритроцит лягушки


Форма____________________________________ Форма_________________________________

__________________________________________

Вывод: 1. Эритроциты человека имеют ___________________размеры, чем эритроциты лягушки, поэтому в 1мм3 их содержится_____________. Значит, кровь _______________ больше переносит кислорода, чем кровь ____________________.

2. Общая поверхность эритроцита человека _________________, так как форма их _____________

___________________________________________, а у лягушки _______________. На большей поверхности эритроцита гемоглобином будет больше кислорода удерживаться. Значит, кровь _______________ больше переносит кислорода, чем кровь ____________________.

3. Для жизнедеятельности ядра используется кислород, а также ядро занимает много места в клетке, которое может быть заполнено гемоглобином. Поэтому эритроциты __________________

имеют преимущества по сравнению с ________________________________________.

Л.р.№5 по теме «Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровоснабжение» ___________

учени_____ 8 «а» класса МБОУ-СОШ №14 ___________________________________________

Цель: выявить, почему вредно носить одежду с тугими резинками, сильно затягивать ремни.

Оборудование: резиновое кольцо.

Ход работы:

1. Намотали на палец резиновое кольцо.

2. В результате перетяжки палец_________________________________. Через некоторое время он_____________________________. Мы испытывали__________________________________________

________________________________________________________________________________________

Вывод: палец становится красным, потому что______________________________________________

________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

Палец белеет, потому что ___________________________________________________________________

На ощупь палец становится плотным

Избыток тканевой жидкости накапливается и сдавливает ____________________________________

Их работа нарушается, мы чуствуем покалывание, так как ____________________________________

______________________________________________________________________________________

Нервная система нуждается в _______________________________________

Чтобы не нарушать кровообращение и отток лимфы от клеток нужно _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

П.р.№4 по теме «Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку - функциональная проба» дата_____________

учени_____ 8 «а» класса МБОУ-СОШ №14 ______________________________________________

Цель: выявить, какая работа: статическая или динамическая,- более утомительна, объяснить причины наблюдений.

Ход работы:

1. Определили ЧСС в состоянии покоя. Для этого 3 раза подсчитали число сердечных сокращений за 10 секунд, взяли среднее и умножили на 6________________________________

2. Сделали 20 приседаний. После окончания выполнения упражнения быстро сели на место и в течение 10 секунд подсчитали пульс________________________________

Выполнили подсчет спустя 1, 2, 3, 4, 5 минут.

Время

1 мин.

2 мин.

3 мин.

4 мин.

5 мин.

ЧСС



ЧСС





60

время

Вывод: по графику мы можем определить состояние своей сердечно-сосудистой системы. ЧСС после нагрузки увеличилось __________________, чем на 1/3, это_____________________результат.

После нагрузки пульс вернулся через ___________. Это__________________ результат.

Временное понижение ЧСС относительно исходного уровня __________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________



Л.р.№6 по теме «Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха» ____________ учени_____ 8 «а» класса МБОУ-СОШ №14 ___________________________________________

Цель: выявить отличие состава выдыхаемого воздуха.

Оборудование: колба с известковой водой, трубочка.

Ход работы:

1. Рассмотрели известковую воду (р-р Са(ОН)2). Она__________________________

2. Опустили стеклянную трубочку в известковую воду, сделали несколько выдохов. Известковая вода________________________. Осадок образовался, так как в выдыхаемом воздухе присутствует ______________________________. Это качественная реакция на ____________________________.

Происходит реакция_________________________________________________________________

3. Если продолжать выдыхать воздух через помутневшую известковую воду, то она становится ______________________________.

Вывод: в выдыхаемом воздухе содержится___________________________________.


П.р.№5 по теме «Наблюдение за подъемом гортани при глотании, функцией надгортанника и небного язычка» ____________

учени_____ 8 «а» класса МБОУ-СОШ №14 ___________________________________________

Цель: пронаблюдать за функциями гортани, надгортанника и небного язычка во время глотания.

Оборудование: модель гортани

Ход работы:

1. Наблюдали при помощи модели гортани, что при глотании мягкое небо ____________________, и пища не попадает в ____________________ полость.

2. Наблюдали при помощи модели гортани, что в момент проталкивания пищи в пищевод гортань _______________________, надгортанник ____________________________, пища не попадает в _______________________.

Вывод: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

П.р.№6 по теме «Задержка глотательного рефлекса при отсутствии раздражения задней стенки языка» ____________

учени_____ 8 «а» класса МБОУ-СОШ №14 ___________________________________________

Цель: выявить условия глотательного рефлекса.

Оборудование: сухарики.

Ход работы:

1. Попробовали проглотить сухие сухарики, не смоченные слюной. ______________________________

2. Разжевали сухарики, попробовали их проглотить. ___________________________________________

Вывод: для осуществления глотания необходимым условием является раздражение рецепторов корня языка пережеванной, смоченной слюной пищи. От рецепторов нервные импульсы передаются в ____________________________________, где расположен центр глотания. Отсюда выходят нервные волокна, оканчивающиеся в глотательных мышцах.

Л.р.№7 по теме «Ознакомление с действием ферментов слюны на крахмал и ферментов желудочного сока на белки» ____________ учени_____ 8 «а» класса МБОУ-СОШ №14 ___________________________________________

Цель: убедиться, что в слюне есть ферменты, способные расщеплять крахмал; выявить условия действия ферментов желудочного сока на белки.

Оборудование: накрахмаленный сухой бинт, чашка Петри со слабым раствором иода, ватные палочки, 3 пробирки, пипетка, термометр, хлопья белка куриного яйца, желудочный сок, раствор гидроксида натрия, водяная баня, лед.

Ход работы:

1. Смочили ватную палочку слюной и написали ею букву в середине кусочка накрахмаленного бинта.

2. Зажали марлю между ладонями на 2-3 минуты, а затем опустили в раствор иода.

Наблюдали________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Вывод:______________________________________________________________________________

3. В 3 пробирки поместили хлопья белка куриного яйца, прилили по 1 мл желудочного сока.

Первую пробирку поставили на водяную баню при температуре 370С.

Вторую пробирку поставили в воду со льдом.

В третью пробирку добавили 3 капли раствора NaОН и поставили на водяную баню при температуре 370С.

Через 30 минут рассмотрели содержимое пробирок:

Условия опыта

наблюдения

Вывод из опыта

температура 370С



температура 00С.

Щелочная среда и

температура 370С


Вывод: желудочный сок расщепляет белки при __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



© 2010-2022