- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа факультатива по химии 10 класс 1 час в неделю
Рабочая программа факультатива по химии 10 класс 1 час в неделю
Раздел | Биология |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мухараева А.Н. |
Дата | 12.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ОТДЕЛ АДМИНИСТРАЦИИ ИКИ-БУРУЛЬСКОГО РМО
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УТ-САЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МО Зам.директора школы по УВР Директор школы
протокол №______ _________/Джалсанова В.Д./ _________/ Горяева Л.А./
от «____»__________20___г.
Руководитель МО
________/Беликов В.М./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультативного курса по биологии
«Систематизация знаний по биологии
в рамках подготовки к ЕГЭ»
для учащихся 10 класса
Автор программы:
Мухараева В.А. - учитель физической культуры
п.Ут-Сала,2015г.
Пояснительная записка
Данная программа факультативного курса предназначена для учащихся 10 класса, рассчитана на 35 часов, продолжительность курса - 1 год. Содержание программы составлено на основе УМК по биологии, учебника Общая биология 10 - 11 класс, авторы: А.А. Каменский, Криксунов, В.В. Пасечник, издательство «Дрофа» 2012 год
Современная система школьного образования ставит задачу приобретение интегрированных умений и навыков, которые позволят учащимся лучше понимать и усваивать изучаемый материал, формирует более высокие способности применять полученные знания на практике.
Факультативный курс позволяет повысить мотивацию к изучению базового учебного предмета «Биология», улучшить качество знаний, выявить проблемные зоны в усвоении учебного материала школьниками, дает возможность заинтересовать широкий круг учеников и популяризировать биологические знания. Систематизация знаний и решение задач занимает в образовании важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по предмету и вырабатывается умение самостоятельного применения приобретенных знаний.
Целью факультативного курса является развитие общих интеллектуальных умений, а именно, логического мышления, умений анализировать, конкретизировать, обобщать, систематизировать, применять приемы сравнения, развитие творческого мышления. При решении задач осуществляется осознание учащимися своей собственной деятельности, обеспечение самостоятельности и активности учащихся, достижение прочности знаний и умений применять полученные знания в нестандартных, творческих заданиях. Также у детей воспитывается трудолюбие, целеустремленность, развивается чувство ответственности, упорство и настойчивость в достижении поставленной цели. В процессе систематизации реализуются межпредметные связи, показывающие единство природы, что позволяет развивать мировоззрение учащихся.
В материалах КИМов ЕГЭ и Единого тестирования по биологии решение задач является одними из основополагающих, и встречаются в тестах разного уровня сложности. Поэтому, главным в содержании курса является его практическая направленность, связь теоретических и практических знаний, умений и навыков. Она включает в себя элементы:
-
наблюдение
-
измерение
-
экспериментирование
-
математический анализ полученных данных
-
работа с информационными источниками, в том числе и Интернет
-
в ходе занятий ученики совершенствуют и отрабатывают:
-
коммуникативные умения - сотрудничество при работе в группах, культура ведения дискуссии;
-
презентация результатов;
-
самонаблюдение;
-
умение использовать полученные знания в повседневной жизни
Другая особенность курса - его интегрированность и междисциплинарность.
Особое место в курсе занимает материал, который посвящен решению расчетных задач по генетике человека.
В современном обществе количество наследственных заболеваний увеличилось и составляет более 4000 наименований. Профилактика, причины и последствия возникновения заболеваний человека это одни из вопросов, которые рассматриваются в данном курсе.
Данный курс позволяет школьнику составить свою индивидуальную траекторию подготовки к будущей профессии.
Цель курса: Обобщить и систематизировать знания учащихся в области биологии.
Задачи:
Создание условий для формирования и развития у обучающихся:
-
Интеллектуальных и практических умений
-
Умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, применять знания в практической жизни.
-
Способствовать развитию творческих способностей учащихся, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, умения рефлексии и самооценки.
-
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и окружающему миру.
Методы:
-
лекционный метод передачи знаний;
-
практический метод: решение расчетных и экспериментальных задач по генетике
-
методы социально-психологического тренинга: дискуссионный метод обсуждения различных генетических проблем, метод анализа конкретных ситуаций, учебно-игровая деятельность.
Продолжительность: занятия 40 мин.
Проведение занятий: один раз в неделю.
Основная форма проведения занятий - урок, который можно проводить на базе кабинета биологии в школе. На каждом уроке нужно формулировать цель для учащихся, это цель должна быть им понятна и интересна. Активизация познавательной активности учащихся достигается за счет работы в творческих проблемных группах, выполнение сообщений и других творческих работ. Подведение итогов желательно проводить в виде рефлексивного обсуждения, в которой делается акцент на связь теоретических знаний с практическими. У учащихся должна быть специальная тетрадь для этого урока. В начале и в конце курса проводится входная и выходная диагностика для мониторинга эффективности и актуальности занятий. Курс предполагает работу по совершенствованию понятийного аппарата по генетике.
Схема занятий:
-
Информационная часть. Актуализация знаний учащихся.
-
Практическая часть. Упражнения, задания, ролевые игры, решение тестовых заданий разного уровня сложности.
-
Рефлексивная часть. Планы на будущее.
Образовательные результаты изучения данного элективного курса могут быть выявлены в рамках следующих форм:
-
текущий контроль (беседы с учащимися по изучаемым темам, тестирование), посещаемость, активность работы на занятиях;
-
итоговый контроль в форме выполнения итогового контрольного теста по решению задач по генетике.
Учебно-методическое обеспечение курса
-
Программа курса
-
Методическое пособие: Беляев Д.К. Практикум по биологии в школе». М.:Дрофа 2012.
-
Методические разработки практикумов по решению задач
-
Комплекты тестов.
-
Наглядно-демонстрационный материал.
Учебно-тематический план
№ п/п
Наименование разделов и тем
Количество часов (всего)
Из них(количество часов)
Контрольные работы
Лабораторные и практические работы
Проектные, тестовые, творческие
1
Тема 1. Клетка как биологическая система
3
1
2
Тема 2. Организм как биологическая система
10
3
Тема 3. Многообразие организмов, их строение и жизнедеятельность
8
4
Т е м а 4. Человек и его здоровье.
4
5
Тема 5. Надорганизменные системы. Эволюция органического мира.
7
1
В нижней части таблицы часы суммируются
Итого:
35
2
Содержание тем учебного курса
Тема 1. Клетка как биологическая система
Клеточная теория, ее основные положения, роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Развитие знаний о клетке. Клеточное строение организмов, сходство строения клеток всех организмов - основа единства органического мира, доказательства родства живой природы Многообразие клеток. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов Химическая организация клетки. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки. Неорганические вещества клетки Органические вещества клетки. Углеводы, липиды Белки, их строение и функции Нуклеиновые кислоты. Метаболизм: энергетический и пластический обмен,
их взаимосвязь. Стадии энергетического обмена. Фотосинтез, его значение,Световые и темповые реакции фотосинтеза, их взаимосвязь. Энергетический и пластический обмен,
Биосинтез белка и нуклеиновых кислот. Гены, генетический код и его свойства
Хромосомы, их строение (форма и размеры) и функции. Особенности соматических и половых клеток. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Митоз - деление соматических клеток. Мейоз. Фазы митоза и мейоза.
Тема 2. Организм как биологическая система
Разнообразие организмов: одноклеточные и многоклеточные; автотрофы (хемотрофы, фототрофы), гетеротрофы (сапротрофы, паразиты, симбионты). Вирусы - псклеточпые формы. Заболевание СПИД и ВИЧ-инфекция. Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения, сходство и отличие полового и бесполого размножения. Использование полового и бесполого размножения в практической деятельности человека. Роль мейоза и оплодотворения в обеспечении постоянства числа хромосом в поколениях. Применение искусственного оплодотворения у растений и животных. Онтогенез и присущие ему закономерности. Генетика, се задачи. Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Основные генетические понятия Специализация клеток, образование тканей, органов. Закономерности наследственности, их цитологические основы. Mono- и дигибридиое скрещивание. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Сцепленное наследование признаков, нарушение сцепления генов. Законы Т. Моргана. Хромосомная теория наследственности Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Генотип как целостная система. Развитие знаний о генотипе. Геном человека. Взаимодействие генов. Решение генетических задач. Составление схем скрещивания. Законы Г. Менделя и их цитологические основы. Изменчивость признаков у организмов: модификационпая, мутационная, комбинативная. Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков,
никотина на генетический аппарат клетки. Генетика и селекция. Биотехнологии.
Тема 3.Многообразие организмов, их строение и жизнедеятельность
Систематика. Основные систематические (таксономические) категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство;
Царство Бактерии. Особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе. Бактерии - возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями. Вирусы Царство Грибы. Строение, жизнедеятельность, размножение. Использование грибов для получения продуктов питания и лекарств. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Лишайники, их разнообразие, особенности строения и жизнедеятельности. Царство Растения. Особенности строения тканей
и органов. Жизнедеятельность и размножение растительного организма, его целостность Общая характеристика царства Растения Ткани высших растений Вегетативные органы цветковых растений. Корень Побег Цветок и его функции. Соцветия и их биологическое значение Многообразие растений. Признаки основных отделов, классов и семейств покрытосеменных растений. Роль растений в природе и жизни человека. Космическая роль растений на Земле Жизненный цикл водорослей Однодольные и двудольные растения. Царство Животные. Главные признаки подцарств одноклеточных и многоклеточных животных. Одноклеточные и беспозвоночные животные, их классификация, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека.
Т е м а 4. Человек и его здоровье.
Ткани. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: пищеварения, дыхания,
кровообращения, лимфатической системы Анатомия и физиология человека. Ткани
Строение и функции пищеварительной системы Строение и функции дыхательной системы Строение и функции системы органов кровообращения и лимфообращения. Размножение и развитие организма человека.
Внутренняя среда организма человека. Группы кропи. Переливание крови. Иммунитет. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины Внутренняя среда организма. Состав и функции крови. Группы крови. Переливание крови Иммунитет Обмен веществ в организме человека Нервная и эндокринная системы. Нейрогуморальная рефляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой Нервная система. Общий план строения. Функции Строение и функции центральной нервной системы Строение и функции вегетативной нервной системы Эндокринная система. Нейрогуморальная
регуляция процессом жизнедеятельности Диализаторы. Органы чувств, их роль а организме. Строение функции. Высшая нервная деятельность. Сон. его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека Органы чувств (анализаторы). Строение и функции органов зрения и слуха Высшая нервная деятельность. Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека
Тема 5. Надорганизменные системы. Эволюция органического мира. Вид, его критерии и структура. Популяция структурная единица вида и элементарная единица эволюции. Способы видообразования. Микроэволюция Развитие эволюционных идей. Значение работ К Линнея, учения Ж-Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Элементарные факторы эволюции. Формы естественного отбора, виды борьбы за существование. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Творческая роль естественного отбора в эволюции. Исследования С.С. Четверикова
Синтетическая теория эволюции. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира Развитие эволюционных идей. Значение работ К. Липнем, учения Ж.-Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Взаимосвязь движущих сил
эволюции. Элементарные факторы эволюции Творческая роль естественного отбора.
Синтетическая теория эволюции. Исследования С.С.Четверикова. Роль эволюционной теории
в формировании современной естественнонаучной картины мира Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов. Доказательства
эволюции живой природы Макроэволюция. Направления и пути эволюции Биологический
прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерации. Причины биологического прогресса и регресса. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Эволюция органического мира. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе органического мира. Гипотезы происхождения человека. Движущие силы и этапы эволюции человека. Человеческие расы, их генетическое родство Биосоциальная природа человека. Социальная и природная среда, адаптации к ней человека Антропогенез. Движущие силы. Роль законов общественной жизни в социальном поведении человека. Среды обитания организмов. Факторы среды: абиотические, биотические. Антропогенный фактор. Закон оптимума. Закон минимума. Биологические ритмы.
Фотопериодизм Экосистема (биогеоценоз), се компоненты; продуценты, копсумепты, редуценты, их роль. Видовая и пространственная структура экосистемы. Цепи и сети
питания, их звенья. Типы пищевых цепей. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания). Правило экологической пирамиды. Структура
и динамика численности популяций Разнообразие экосистем (биогеоценозов). Саморазвитие
и смена экосистем.
Схема календарно-тематического планирования факультативного курса на учебный год
№
Тема
Количество часов
1.
Биология - наука о жизни
1
Раздел 1 Клетка как биологическая система 3 часа
2.
Химическая организация клетки. Строение клетки
1
3.
Метаболизм клетки
1
4.
Клетка - генетическая единица живого
1
Раздел 2 Организм как биологическая система 10 часов
5.
Разнообразие и воспроизведение организмов
1
6.
Онтогенез и присущие ему закономерности
1
7.
Генетика. Основные генетические понятия.
1
8- 10
Менделирующие признаки человека. Решение задач на моно и дигибридное скрещивание.
3
11.
Наследование генов, сцепленных с полом.
1
12.
Решение генетических задач. Составление схем скрещивания.
1
13.
Наследственность и изменчивость - свойства организмов.
1
14.
Генетика и селекция. Биотехнологии.
1
Раздел 3 Многообразие организмов, их строение и жизнедеятельность. 8 часов
15.
Систематика. Царства: Бактерии. Вирусы. Грибы.
1
16 - 18
Царство Растения
3
19 - 22
Царство Животные ( Простейшие, Черви, Моллюски, Членистоногие, Хордовые, Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие)
4
Раздел 4 Человек и его здоровье. 4 часа
23.
Ткани и органы. Внутренняя среда организма
1
24.
Покровная, опорно-двигательные системы
1
26.
Кровеносная, пищеварительная системы
1
27.
Нервная, половая, эндокринная системы
1
28.
Дыхательная система, органы чувств
1
Раздел 5 Надорганизменные системы. Эволюция органического мира. 7 часов
29.
Вид, его структура, критерии. Микроэволюция.
1
30.
Макроэволюция.
1
31.
Возникновение жизни на Земле.
1
32
Антропогенез
1
33, 34
Экосистемы.
2
35
Итоговое тестирование
1
Требования к уровню подготовки учеников
Знать /понимать:
основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости, биогенетический закон Геккеля и Мюллера; учение об уровнях организации жизни; закон гомологических рядов Вавилова; сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; строение биологических объектов: клетки, генов и хромосом, вида, экосистем; вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; биологическую терминологию и символику; характерные свойства живого: метаболизм, репродукция, наследственность, изменчивость, рост и развитие, раздражимость, дискретность, саморегуляция
уметь:
-
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов; механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков. Составлять простейшие родословные и решать генетические задачи. Понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продовольствия.
-
решать: элементарные задачи по генетике, экологии; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, сети питания, экологические пирамиды ;
-
описывать особей видов по морфологическому критерию;
-
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
-
сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, строение клетки растений и животных, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
-
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
-
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
-
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
-
правил поведения в природной среде;
-
оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
-
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение
Литература:
-
Анастасова Л.П. Самостоятельная работа учащихся по общей биологии. Пособие для учителя. М.:Просвещение. 1989.
-
Анастасова Л.А. Способы решенгия задач по биохимии и молекулярной биологии. «Биология в школе» №8 2002.
-
Беркинблит М.Б. Почти 200 задач по генетике и биохимии . М.:Мирос.1992
-
Галеева Н.Л. Развивающие и диагностические задания в курсе общей биологии. М.:Просвещение. 2002.
-
Инге - Вечтомов С.Г. Генетика с основами селекции. М.:Высшая школа. 2004.