Урок Строение клетки (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли) УМК Пасечник В. В

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

У рок 8

Строение клетки (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли)

Задачи у рок а :

-сформировать понятия об оболочке, цитоплазме, ядре, вакуолях;

-продолжить формирование умения работать с микроскопом;

-научить учащихся готовить микропрепарат кожицы лука, находить основные части клетки намикропрепарате и таблице, схематически изображать строение клетки.

Цели урока:

Образовательные: Сформировать знания об истории открытия клеток, о роли увеличительных приборов в изучении клеточного строения, а так же главных частях клетки.

Развивающие: способствовать развитию у учащихся умений прогнозировать, выражать мысли в словесной форме.

Воспитывающие: вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью; воспитывать бережное отношение к оптическим приборам и оборудованию, аккуратность

Планируемые результаты обучения

Предметные: учащиеся имеют начальное представление о строении клетки; приобрели навык готовить микропрепарат кожицы лука, умеют рассмотреть его в микроскоп и схематически изобразить строение клетки в тетради.

Метапредметные: развиваются умения выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке и оформления ее результатов.

Личностные: формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов. Представление о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов

Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.

Личностные УУД: потребность в справед-ливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

должны знать:

- строение клетки; должны уметь:

- определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро»,

- работать с лупой и микроскопом;

- готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом

могут узнать:

клетка - единица строения и жизнедеятельности, запасные вещества клетки, функции основных частей клетки;

смогут научиться:

- определять понятия «мембрана», «хромопласты», «лейкопласты»; объяснять отличия молодой клетки от старой;

Основные понятия урока: клетка, клеточная оболочка, клеточная мембрана, цитоплазма, ядро, ядрышко, поры, хромосомы.

Деятельность учащихся: приготовление микропрепарата и изучение его под микроскопом, схематическое изображение строения клетки в тетради, обсуждение результатов работы. Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки.

Лаб. Раб. №2 «Изучение клеток растения с помощью лупы»

Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.

Цель: изучить строение клетки, выявить роль органоидов клетки.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы: частично-поисковый.

Информационно-технологические ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, ПК, лук - репка.

ХОД УРОКА.

Этапы урока

Виды деятельности учителя

Виды деятельности ученика

Планированные результаты, УУД

1.Организационный момент

Создание эмоционального настроя учащихся на работу на уроке.

Ребята, добрый день!

Добрый день, ребята!

Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка - это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, дневника, письменных принадлежностей.

Роспись в журнале ТБ

Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, дневника, письменных принадлежностей.

Роспись в журнале ТБ

2. Мотивация и целепологание

(создание проблемной ситуации)

Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами.

Итак, сейчас я хочу показать Вам слайд. Внимание!

Слайд № 2

Теперь прослушайте отрывок из стихотворения. О чем говорится в нем?

Загляните на часок
В нашу клетку-теремок,
В цитоплазме там и тут
Органоиды живут.
Там такое происходит -
Цитоплазма кругом ходит,
Помогает то движенье
В клетке чудным превращеньям.
Их не видел Левенгук,
Удивился б Роберт Гук.
Слайд № 3

Из чего состоят все живые организмы из … (клеток). Правильно.

Так какова же тема сегодняшнего урока? (версии детей)

Учитель записывает проговоренную тему на доске, а дети в тетрадях.

Тема урока «Строение клетки».

А какую цель мы поставим перед собой?

Учащиеся с помощью учителя формулируют цель урока: познакомиться со строением клеток растений и животных, выяснить черты сходства и различия между ними

Это очень трудная задача, чтобы добиться этой цели предлагаю у совместно написать сказку, стать её действующими лицами. Сказка называется Василек Бабочка. Слайд 4

Формулируют тему урока, записывают в тетрадь; выдвигаются задачи, которые нужно решить на уроке. Отвечают на вопросы учителя. Слушают одноклассников, выражают свои идеи.







Клеток

Выдвигают свои версии

Регулятивные: формирование умения определять цель учебной деятельности (формулировка темы урока).

Познавательные: извлекают необходимую информацию из высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Коммуникативные:

Формирование умения слушать и понимать речь других людей, выражать свои мысли.

3. Актуализация пройденного материала.

Проверка знаний об устройстве лупы, микроскопа и правил работы с ними. (Ответ учащихся у доски с демонстрацией последовательности действий при работе с лупой и микроскопом.)

Мы с вами говорили о том, что все живое на Земле имеет клеточное строение, и что клетки имеют сходное строение.

- вспоминают нужную информацию, делают содержательные обобщения;

- вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты), которые связаны с формулировкой проблемы (в этот момент отрабатывается минимум);

- определяют, каких знаний не хватает, где и как их добыть (открыть)

Регулятивные:

умение организовать выполнение заданий учителя, анализировать, сравнивать, делать выводы по результатам работы

Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, работать в команде, отвечать на вопросы учителя.

Познавательные: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

4. «Открытие» нового знания

Определение общих черт строения растительной и животной клетки.

В некотором царстве, в лесном государстве, на лесной опушке жили-были луговой Василёк и Бабочка. Жили они дружненько, никогда не ссорились. Да и к чему им ругаться-браниться, из-за чего обиды таить? Ведь приносили они друг другу только пользу. Как вы думаете, ребята , какую пользу Василек и Бабочка приносили друг другу? Василёк производил нектар, которым угощал бабочку. А та, в благодарность за пищу, переносила пыльцу василька с цветка на цветок, чтоб могли семена у Василька образоваться.

Демонстрируется слайд № 5

Из этих семян вырастали потом новые растения. Слайд №6

Много разговаривали Василёк и Бабочка о том, что, несмотря на внешнюю несхожесть, чувствуют они, что есть у них что-то общее. Услышала их разговоры мудрая птица Сова Слайд 7

И сказала, что вычитала в волшебной книжке ответ на их вопрос И что Василек и Бабочка состоят из маленьких- маленьких частичек-клеток.. Из них состоят все существа на Земле.. Клетки Василька и Бабочки чем-то похожи, но имеют и различия, т. к. Василёк - это растение, а Бабочка- животное. Слайд 8

Задумались Василек и Бабочка и очень им захотелось взглянуть на эти клетки, из которых они состоят, и узнать, чем же они похожи и чем отличаются. Да вот беда, читать-то ни бабочка, ни Василёк не умеют! Пригорюнились они было, да Сова дала им мудрый совет: «Обратитесь за помощью к ученикам 5 класса. Есть у них волшебная книга, в которой в параграфе 8 нарисованы портреты клеток и написано об их сходстве и различиях». Вот и просят Василёк и Бабочка помощи у вас, ребята. Поможем?

Учащиеся соглашаются помочь Васильку и Бабочке. Открывают учебник п.8, выборочно читают о том, что клетки состоят из мембраны, ядра и цитоплазмы.

Дети зарисовывают разукрашивают соответствующие части животной клетки.

Учитель спрашивает, Так из каких основных частей состоят клетки Василька и Бабочки?

Ученики называют: ядро, цитоплазма, клеточная мембрана. Эти части одинаковы у растений и животных? Да. Раскрасьте их и у растительной клетки. Слайд 8-9

Работаем с электронным приложением к учебнику

работают с разными источниками информации

- работают в группах над решением учебной задачи

- фиксируют итоги работы

- оценивают правильность своих выводов

- делают выводы о полноте и правильности изученного, сравнивают с изложенным в учебнике

- предлагают свое обобщение и варианты ответов






















Регулятивные:

умение организовать выполнение заданий учителя, анализировать, сравнивать, делать выводы по результатам работы

Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, работать в команде, отвечать на вопросы учителя.

Познавательные: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Физ. мин.

АИСТ

(Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной.)

- Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

(Аист отвечает.)

- Топай правою ногою,

Топай левою ногою,

Снова - правою ногою,

Снова - левою ногою.

После - правою ногою,

После - левою ногою.

И тогда придешь домой.

Учащиеся выполняют действия, предложенные учеником, который проводит физ. мин.

Отдых учащихся, настрой на дальнейшую работу

5.Закрепление и обобщение знаний.

Изучение рисунка 18 учебника и выполнение задания 24 в рабочей тетради.

Лабораторная работа «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом». (Работа выполняется по инструктивной карточке на с. 36 учебника и оформляется в тетради (задание 25).)

Самостоятельная работа с самопроверкой.

Теперь вы выполните самостоятельную работу.

Для чего вы будете выполнять самостоятельную работу? (Для того чтобы понять, научились ли мы пользоваться новым знанием.)

Это как раз последний шаг в нашем плане работы.

Задание. Соотнесите цифры от 1 до 10 (в эталоне) с предложенными функциями.

Функции:

А. накопление продуктов обмена веществ; давление внутри клетки.

Б. Образование клеточных оболочек.

В. придают желтую, красную, оранжевую окраску цветам, листьям, плодам.

Г. Фотосинтез.

Д. синтез крахмала, липидов, белков.

Е. синтез липидов и углеводов.

Ж. синтез белка.

З. контролирует жизнедеятельность клетки; хранит генетическую информацию и передает её дочерним клеткам.

И. Обмен веществ между клеткой и окружающей средой.

К. «энергетическая станция» клетки; процесс дыхания.

Учащиеся сопоставляют свои работы с образцом:

1 - К;

2 - И;

3 - З;

4 - Ж;

5 - А;

6 - Б;

7 - В;

8 - Г;

9 - Д;

10 - Е.

У кого возникли затруднения?

В каком месте возникло затруднение?

Почему возникло затруднение?

Молодцы, вы разобрались со строением растительной клетки и смогли выполнить самостоятельную работу.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Тест по строению растительной клетки. ( работа с электронным приложением)

Работа в парах.

Индивидуальная работа учащихся в тетрадях.

Личностные: проявление потребности к самореализации

Регулятивные:

Самооценка по результатам работы

6. Домашнее задание

В учебнике изучить § 7 «Строение клетки» до статьи «Пластиды». Ответить на вопросы 1-3 в конце параграфа.

Творческое задание: (по желанию) нарисовать «портреты» животной и растительной клеток.

вылепить на картоне из пластилина клетку с ее органоидами,

сочинить сказку о клетке.

Записывают задание, задают вопросы

Личностные: Осмысливают, уточняют.

7. Рефлексия

Проверка уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся после урока по вопросам:

До урока:

  • Не знал…

  • Не понимал…

  • Не мог представить…

  • Не мог выразить…

  • Не мог выполнить…

Сейчас:

  • Выяснил…

  • Выучил…

  • Познакомился…

  • Запомнил…

  • Слайд 13-14

-Все ли вам было понятно в течение урока?

-Какая часть урока показалась самой интересной?

-Какая часть урока вызвала затруднение?

-Какое у вас настроение после урока?

Подведение итогов с помощью стихотворения:

Стихотворение «Клетки»

Клетка - жизни всей основа!

Повторять мы будем снова!

Только есть одна беда:

Не удастся никогда

Нам увидеть клетку глазом.

А хотелось бы всё сразу

Рассмотреть и разобрать,

Клетку перерисовать!

Ведь из клетки состоят:

Морж, медведь, петух и кит.

Дуб, сосна, собака, кошка,

Да и гриб на тонкой ножке!

Многоклеточные мы:

И поэтому должны

Клетки мышц мы упражнять,

Клетки мозга развивать.

Обеспечат эти клетки

Нам хорошие отметки!

Оценка результатов работы

Личностные: Осмысливают, уточняют.

Регулятивные:

Самооценка по результатам работы

16


© 2010-2022