- Преподавателю
- Биология
- Проект Почему так важно мыть руки
Проект Почему так важно мыть руки
Раздел | Биология |
Класс | 5 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кандюшина Н.Н. |
Дата | 01.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
VIII ОКРУЖНЫЕ ЗАОЧНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ
ЮНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
«СТУПЕНЬ В БУДУЩЕЕ. ЮНИОР»
МЕДИЦИНА И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
Почему так важно мыть руки…
Автор: Рагулин Александр Сергеевич, ученик 5 кадетского класса
Научный руководитель: Кандюшина Наталья Николаевна, учитель биологии и химии
Место выполнения работы: МАОУ СОШ №8, ЯНАО, г.Лабытнанги
2014 г.
2
Содержание:
Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава I.
Основная часть:
1.1.Историческая справка…………………………………………………………………………………3-4
1.2. Кто такие бактерии…….......................................................................................................................4-5
1.3Форма тела……………..……....................................................................................................................5
1.4. Способы передвижения …………...........................................................................................................5
1.5. Размножение…………….……………………………………………………………………………5-6
1.6. Место обитания…………...……………………………………………………………………………..6
Глава II.
Исследовательская часть:
2.1. Анкетирование учащихся 3к и 6а классов…………………………………………………………7
-
Опыт ....……...…………………………………………………………………………………… 7-8
2.3.Заключение…...………………………………………………………………………………………8
Список литературы…..………………………………………………………………………………………9
Приложения…………….………………………………………………………………………………10-20
3
Почему так важно мыть руки…
Рагулин Александр Сергеевич
Ямало-Ненецкий автономный округ
город Лабытнанги
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8», 5-к класс
Введение
Актуальность
То, что нужно мыть руки перед едой, знают все. Об этом нам рассказывают наши родители, бабушки и дедушки. Это то правило, которое приходится напоминать ежедневно, ведь вряд ли мы сами задумываемся, почему это так важно.
От того и забываем об опасности грязных рук, увидев на столе изумительнейший бабушкин пирог, кусочек которого так и просится в рот. А это отличнейший способ помочь различным микробам попасть в организм. Так же опасно и употребление в пищу немытых овощей и фруктов.
Привычка мыть руки в течение дня должна вырабатываться с детства, только представьте, сколько бактерий живет на наших руках после прогулки во дворе, а говорить об опасности возникновения различных заболеваний после игр с животными вообще не стоит. Помимо этого, микробы могут попадать в организм тысячами путей, после контакта с практически любыми поверхностями, предметами.
Малышу достаточно потереть глазки, облизать пальчик, потереть носик…
Объект исследования: руки
Предмет исследования: грязные руки; руки, вымытые без мыла; руки, вымытые с мылом.
Цель работы: узнать, правда ли так важно мыть руки в течение дня, особенно перед едой, и о последствиях попадания микробов в организм.
Гипотеза: качественное мытьё рук - первая защита от многих болезней.
Задачи исследования:
-
Изучить историю мытья рук;
-
Выяснить, кто такие бактерии;
-
Исследовать, как часто моют руки учащиеся 3 и 6 классов;
Методы исследования: изучение литературы, анкетирование, беседа, исследования.
Срок проведения исследования: исследование проводилось в течение 2 дней.
Основная часть:
1.1.Историческая справка
Первые документальные упоминания о мытье рук относятся к 3 веку до нашей эры. Иудейский раввин Хийя, живший в Палестине, ввел в свой обиход практику мытья рук. Правда, нововведение он мотивировал не гигиенической необходимостью, а тем, что чистые руки…улучшают зрение! Чтобы понять суть «открытия» священнослужителя, нужно знать, что по окончании трапезы раввины погружали пальцы в соль, а чуть позже возносили благодарственную молитву, во время которой для повышения концентрации внимания прикрывали глаза пальцами или ладонями. Соль разъедала
4
слизистую оболочку глаза и через некоторое время человек погружался во мрак слепоты. Так что раввин Хийя спас не только себя, но и многих своих современников и последователей от проблем со зрением!
Столетия спустя, неряшливость дорого обошлась одному известному государственному деятелю. По одной из легенд, наши не в меру чистоплотные предки смогли разоблачить самозванца Лжедмитрия по тому, что он… не ходил в баню и редко мылся! Для русских людей это было первым признаком «немца», «ляха» и т.д.
В древности и в средние века обычай, мыть руки после приема пищи, был широко распространен, потому что столовые приборы в обиходе отсутствовали. В высшем английском обществе до 19 века считалось хорошим тоном подавать после еды одновременно с десертом «вазы для ополаскивания пальцев».
Казалось бы, вопрос о том, мыть ли собственные руки - это личное дело человека, и каждый может решать его в силу своей чистоплотности и воспитания, но, как отмечают эксперты ООН и Всемирной организации здравоохранения, проблема немытых рук имеет катастрофические последствия, если рассматривать ее в мировом масштабе.
Через немытые руки в организм человека попадают возбудители таких страшных заболеваний, как холера, вирусная пневмония, гепатит, грипп и ОРВИ.
По данным представителя ЮНИСЕФ, ежегодно от диареи, заболевание, которое еще называют «болезнью грязных рук», умирают 5 тысяч детей. Половины этих смертей можно было избежать. «Грязные руки» являются одной из главных причин детской смертности в Азии и Африке.
В 2008 15 октября впервые был проведен день мытья рук. Детский фонд ООН официально объявил 15 октября Всемирным днем мытья рук.
1.2.Кто такие бактерии?
Бактерии - самая древняя группа организмов из ныне существующих на Земле. Первые бактерии появились, вероятно, более 3,5 млрд лет назад и на протяжении почти миллиарда лет были единственными живыми существами на нашей планете. Поскольку это были первые представители живой природы, их тело имело примитивное строение.
Со временем их строение усложнилось, но и поныне бактерии считаются наиболее примитивными одноклеточными организмами. Интересно, что некоторые бактерии и сейчас ещё сохранили примитивные черты своих древних предков. Это наблюдается у бактерий, обитающих в горячих серных источниках и бескислородных илах на дне водоёмов.
5
Большинство бактерий бесцветно. Только немногие окрашены в пурпурный или в зелёный цвет. Но колонии многих бактерий имеют яркую окраску, которая обусловливается выделением окрашенного вещества в окружающую среду или пигментированием клеток.
Первооткрывателем мира бактерий был Антоний Левенгук - голландский естествоиспытатель 17 века, впервые создавший совершенную лупу-микроскоп, увеличивающую предметы в 160-270 раз.
Бактерии относят к прокариотам и выделяют в отдельное царство - Бактерии.
1.3. Форма тела
Бактерии - многочисленные и разнообразные организмы. Они различаются по форме.
Различают:
-
шарообразные кокки (например, стрептококки, стафилококки),
-
палочковидные бациллы (например, кишечная палочка),
-
изогнутые в виде запятой вибрионы (например, холерный вибрион),
-
спиралевидные спириллы. (Приложение №1)
Очень часто бактерии образуют скопления в виде длинных изогнутых цепочек, групп и пленок.
1.4.Способы передвижения
Среди бактерий есть подвижные и неподвижные формы. Подвижные - передвигаются за счёт волнообразных сокращений или при помощи жгутиков. Их может быть один или несколько - до 1000. (Приложение №2) Располагаются они у одних бактерий на одном конце клетки, у других - на двух или по всей поверхности. Но движение присуще и многим иным бактериям, у которых жгутики отсутствуют. Так, бактерии, покрытые снаружи слизью, способны к скользящему движению.
1.5. Размножение
Размножаются бактерии делением одной клетки на две. Достигнув определённого размера, бактерия делится на две одинаковые бактерии. Затем каждая из них начинает питаться, расти, делиться и так далее. (Приложение №3)
После удлинения клетки постепенно образуется поперечная перегородка, а затем дочерние клетки расходятся; у многих бактерий в определённых условиях клетки после деления остаются связанными в характерные группы. При этом в зависимости от направления плоскости деления и числа делений возникают разные формы. Размножение почкованием встречается у бактерий как исключение.
6
При благоприятных условиях деление клеток у многих бактерий происходит через каждые 20-30 минут. При таком быстром размножении потомство одной бактерии за 5 суток способно образовать массу, которой можно заполнить все моря и океаны. Простой подсчёт показывает, что за сутки может образоваться 72 поколения (720 000 000 000 000 000 000 клеток). Если перевести в вес - 4720 тонн. Однако в природе этого не происходит, так как большинство бактерий быстро погибают под действием солнечного света, при высушивании, недостатке пищи, нагревании до 65-100ºС, в результате борьбы между видами и т.д.
1.6.Место обитания
В силу простоты организации и неприхотливости бактерии широко распространены в природе. Бактерии обнаружены везде: в капле даже самой чистой родниковой воды, в крупинках почвы, в воздухе, на скалах, в полярных снегах, песках пустынь, на дне океана, в добытой с огромной глубины нефти и даже в воде горячих источников с температурой около 80ºС. Обитают они на растениях, плодах, у различных животных и у человека в кишечнике, ротовой полости, на конечностях, на поверхности тела.Трудно даже представить, как малы бактерии, обитающие на поверхности нашего тела и внутри его. На маленьком кусочке кожи величиной с ноготь на мизинце живет пять миллионов бактерий. Понятно, что их можно увидеть только под сильным микроскопом. Большинство бактерий безопасны для организма человека и даже необходимы для его функционирования. Но некоторые виды опасны - они могут вызывать заболевания. Поэтому важно перед едой мыть руки с мылом. Очень может быть, что как раз перед этим мы трогали какие-то вещи, к которым прикасались многие люди, например, дверные ручки или деньги. И очень может быть, что при этом нам на руки попали опасные болезнетворные бактерии. При мытье мы смываем большую часть бактерий. Это уменьшает опасность попадания бактерий в рот во время еды.
На наших руках постоянно находятся миллионы микроорганизмов, которые при контакте передаются другому человеку - особенно восприимчивы к болезнетворным инфекциям дети, люди, перенесшие заболевание или хирургическое вмешательство. А ведь дизентерия, гепатит («желтуха»), сальмонеллез - это далеко не полный список тяжелых заболеваний, передающихся посредством соприкосновения с продуктами питания, предметами гигиены и даже простого рукопожатия. Не забывайте об этом, придя с улицы, из магазина или садясь за стол.
7
Глава II
Исследовательская часть
Для того чтобы провести наше исследование, нами было проведено анкетирование среди учащихся 3 прокадетского класса (20)и 6 а класса (25). В анкетировании приняли участие - 45 человек. Они ответили на вопросы анкеты (приложение 4) и я выяснил, что:
-
20 человек - 3 прокадетского класса знают, что в течение дня необходимо мыть руки;
25 человек - 6а класса, также знают, что в течение дня необходимо мыть руки;
-
19 человек - 3 прокадетского класса всегда моют руки перед едой;
1 человек - 3 прокадетского класса не всегда моет руки перед едой;
24 человека - 6а класса всегда моют руки перед едой;
1 человек - 6а класса не всегда моет руки перед едой;
-
18 человек - 3 прокадетского класса всегда моют руки перед едой в школьной столовой;
2 человека - 3 прокадетского класса никогда не моют руки перед едой в школьной столовой;
2 человека - 3 прокадетского класса иногда не моют руки перед едой в школьной столовой;
24 человека - 6а класса всегда моют руки перед едой в школьной столовой;
1 человек - 6а класса всегда моет руки перед едой в школьной столовой только после спорт.зала;
-
20 человек - 3 прокадетский класс моют руки после прогулки;
1 человек - 6а класс моют руки после больницы;
24 человека - 6а класс моют руки после уборки, туалета, спорт.зала, прогулки;
-
19 человек - 3 прокадетский класс не знают, чем могут быть опасны грязные руки;
1 человек - 3 прокадетский класс знают, чем могут быть опасны грязные руки;
-
25 человек - 6а класс знают, чем могут быть опасны грязные руки.
Диаграммы результатов анкетирования (приложение 5).
Так же чтобы убедиться в необходимости мыть руки перед едой, мы провели следующий опыт.
Опыт 1:
Для проведения опыта приготовил питательную смесь для бактерий. Взял клубень картофеля, помыл его и почистил. Разрезал пополам и вымочил в течение 2-3 часов в 1% - м растворе соды. Затем сварил его и разрезал на ломтики. Ломтики выложил на фильтровальную бумагу в 3 чашки Петри. (Чашки Петри предварительно тщательно вымыл, высушил и подписал: «грязные», «с водой», «с мылом»). Это и была питательная среда для выращивания бактерий. Затем:
-
Пальцами немытой руки прикоснулся к питательному растворучашки - «грязные»;
-
Вымыв руки без мыла, пальцами прикоснулся к питательному раствору чашки - «с водой»;
-
Тщательно вымыв руки с мылом, пальцами прикоснулся к питательному раствору чашки - «с мылом».
8
Накрыл, чашки Петри крышками поставил в несильно освещённое тёплое место (Приложение 6). Через 2 дня сравнил результаты.(приложение 7)
Вывод:.
1.Мы узнали, что
-
можно заразить кого-то вирусами или бактериями, лишь дотронувшись до него грязными руками, а также подцепить самим инфекцию.
2.Мы доказали, что
-
мытье рук водой без мыла не приводит к уменьшению бактерий;
-
мытье мылом приводит к уменьшению количества колоний микроорганизмов,
3.Мы поняли, что
-
гигиена рук должна стать полезной привычкой или даже навыком;
-
для того чтобы добиться наибольшего эффекта, необходимо мыть руки правильно.
Заключение:
-
Мы узнали, что можно заразить кого-то вирусами или бактериями, лишь дотронувшись до него грязными руками, а также подцепить самим инфекцию.
-
Мы доказали, что
-
мытье рук водой без мыла не приводит к уменьшению бактерий;
-
мытье мылом приводит к уменьшению количества колоний микроорганизмов,
-
Мы поняли, что
-
гигиена рук должна стать полезной привычкой или даже навыком;
-
для того чтобы добиться наибольшего эффекта, необходимо мыть руки правильно.
-
Гипотеза исследования подтверждается: качественное мытьё рук - первая защита от многих болезней.
9
Список литературы и интернет - источников
-
В.В. Пасечник. Биология 6кл. Бактерии, грибы, растения: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. Дрофа,2012
-
Козлова С.А. Тематический словарь в картинках: Я и мое тело: Внутренние органы. - (Программа «Я - человек»). - М.: Школьная пресса, 2005. - 16 с.: цв. ил. - (журнал «Воспитание школьников»)
-
Пименова Н. Мыть или не мыть руки. /Н.Пименова // Вечерняя Москва. - 2009.- №68
-
Хилтунен Е. Искусство вымыть руки/ Е.Хилтунен//Школьное образование. - 2001. - № 2.
-
Шерстнева Е., Поддубный М. Грязные руки грозят бедой./ Е.Шерстнева, М. Поддубный // Родина.- 2003. - №3.
-
Шельмина Л. Умеем ли мы правильно мыть руки? /Л.Шельмина //Школа жизни.ру. - 2010.
-
Использованная литература В. Бетин «Путешествие в страну микробов».
-
pochemu.su/
-
inmoment.ru/
-
qalib.ru/a
-
dgb15.ru/
-
dgb15.ru
10
Приложение №1
Название бактерии
Форма бактерии
Изображение бактерии
Кокки
Шарообразная
Бацилла
Палочковидная
Вибрион
Изогнутая в виде запятой
Спирилла
Спиралевидная
Стрептококки
Цепочка из кокков
Стафилококки
Грозди кокков
Диплококки
Две круглые бактерии, заключённые в одной слизистой капсуле
Приложение №2
12
Приложение № 3
Приложение № 4
Анкета для учеников 3 - 6х классов.
1.Знаете ли вы, что в течение дня необходимо мыть руки?
2.Всегда ли вы моете руки перед едой ?
3.Всегда ли вы моете руки перед едой в столовой?
4.В каких ещё случаях вы моете руки?
5. Вы знаете, чем могут быть опасны грязные руки?
13
Приложение № 5
Результат анкетирования
14
15
16
Приложение № 6
Чтобы убедиться в необходимости мыть руки перед едой, мы провели следующие опыты:
17
Приложение №7
18
19
20