Рабочая программа по биологии 5 класс

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ростовская область Тарасовский район х. Россошь ул. Советская д. 17

(территориальный административный округ (город, район, посёлок)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Туроверо-Россошанская основная общеобразовательная школа

(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)


«Утверждаю»

Директор МБОУ Туроверо-Россошанской ООШ Приказ от 28.08.2015 № 71
___________ В.Б. Тимошенко
подпись руководителя ОУ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по БИОЛОГИИ


основное общее образование

5 класс


Учитель Тимошенко Т.И.





Раздел 1. Пояснительная записка



Перечень основных федеральных нормативных правовых документов, используемых при разработке рабочей программы

- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);

- Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».

-Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15).

- Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

- Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);

-Письмо Минобрнауки России от 02.02.2015 № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»;

- Приказ Минобразования Ростовской области от 09.06.2015 №405 «Об утверждении регионального примерного недельного учебного плана для образовательных организаций, реализующих программы общего образования, расположенных на территории Ростовской области, на 2015-2016 учебный год»

-Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Туроверо-Россошанской основной общеобразовательной школы.

-Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Туроверо-Россошанской ООШ

- Положение о порядке утверждения и структуре рабочих программ учебных курсов (предметов) дисциплин (модулей) МБОУ Туроверо-Россошанской ООШ

Рабочая программа по биологии в 5 классе разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии, программы Н. И. Сонина, в соответствии с учебным планом МБОУ Туроверо-Россошанской ООШ на 2015-2016 учебный год.



Раздел 2. Общая характеристика учебного предмета

Цели:

1. освоение знаний о живой природе; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы;

2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы: работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;

3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

4. воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

5. использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде и норм здорового образа жизни, для профилактики заболеваний, травматизма и стрессов.

Задачи:

  1. формирование целостной научной картины мира;

  2. понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире;

  3. овладение научным подходом к решению различных задач;

  4. овладение умением формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

  5. осмысление собственной деятельности в контексте законов природы.





Раздел 3. Место учебного предмета, курса дисциплины (модуля) в учебном плане.

Программа разработана на 34 часа в год, из расчета 1 часа в неделю, из них на уроки контроля отводится 4 часа, лабораторные и практические работы _4_и 2 часа. В текущем году реализуется 33 часа, так как 2 и 9 мая праздничные дни.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

  • Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;

  • Постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;

  • Осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы (умение доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);

  • Оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

  • Оценка экологического риска взаимоотношения человека и природы;

  • Формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а так же искать их самостоятельно;

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе корректировать план);

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;

  • Выявлять причины и следствия простых явлений;

  • Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей;

  • Создать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых сложных и т.п.);

  • Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу и т.д.).

  • Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);

  • В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

  • Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

  • Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты, (гипотезы, аксиомы, теории);

  • Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:

  • Определять роль в природе различных групп организмов;

  • Объяснять роль живых организмов в круговороте веществ в биосфере;

  • Приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

  • Находить черты, свидетельствующие об усложнении и упрощении строения живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

  • Объяснять приспособленность организмов на разных стадиях жизненных циклов;

  • Объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйственной деятельности человека;

  • Перечислять свойства живого организма;

  • Различать по (таблице) основные группы живых организмов; доядерные (бактерии) и ядерные (растения, животные, грибы), а так же основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные) и животных;

  • Объяснять особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов;

  • Понимать смысл биологических терминов;

  • Характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

  • Проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Соблюдения мер профилактики: заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ- инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • Оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, при спасении утопающего;

  • Рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • Выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

  • Проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Раздел 4. Содержание программы учебного курса

Живой организм: строение и изучение (9 ч.)

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов6 клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология- наука о живых организмов. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка- элементарная единица живого. Доядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазма и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клетки. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества и их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Знаменитые естествоиспытатели.

Лабораторные работы:

  1. Знакомство с оборудованием для научных исследований.

  2. Устройство ручной лупы, светового микроскопа.

  3. Строение клеток кожицы чешуи лука.

  4. Определение состава семян пшеницы.

Многообразие живых организмов (14 ч.)

Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.

Среда обитания живых организмов (5 ч.)

Наземно-воздушная, водная и почвенная среда обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины - степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толща воды, донные сообщества, сообщества коралловых рифов, глубоководные сообщества.

Практическая работа.

№ 1. Определение наиболее распространенных растений и животных.

Человек на Земле (5 ч.)

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.

Практическая работа.

№ 2. Измерение своего роста и массы тела.

Раздел 5. Тематическое планирование

п/п

Тема

Количество часов по рабочей программе

В том числе лабораторных работ

В том числе практических работ

В том числе контрольных работ

1

Раздел 1.Живой организм

Лабораторная работа № 1 «Знакомство с оборудованием для новых исследований»

Лабораторная работа № 2 «Устройство ручной лупы, светового микроскопа»

Лабораторная работа № 3 «Строение клеток кожицы чешуи лука»

Лабораторная работа № 4 «Определение состава семян пшеницы»

Контрольная работа № 1 по теме «Живой организм».

9

4

-

1

2

Раздел 2. Многообразие живых организмов

Контрольная работа № 2 по теме «Многообразие живых организмов».

14

-

-

1

3

Раздел 3. Среда обитания живых организмов.

Практическая работа № 1 «Определение наиболее распространенных растений и животных»

Контрольная работа № 3 по теме «Среда обитания живых организмов».

5

-

1

1

4

Раздел 4. Человек на Земле.

Практическая работа № 2 «Измерение роста и массы тела».

Контрольная работа № 4 по теме « Человек на Земле».

5

-

1

1















Раздел 6. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Изучаемый раздел, тема учебного материала

Коли

чество



часов

Дата




Планируемые результаты

Контрольно- измерительные

материалы

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные

1.

Раздел 1.

Живой организм

Что такое живой организм.

9ч.



1

07.09

Научиться выделять признаки живых организмов, черты сходства и отличия растений и животных; приобретать навыки чтения биологического текста.

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникациями.

Регулятивные:

самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии решения проблемы.

Познавательные:

выделять, анализировать, сравнивать факты; вычитывать все уровни текстовой информации.

Формирование «стартовой» мотивации к изучению нового материала

2.

Наука о живой природе.

1

14.09

Познакомиться с предметом изучения биологии, узнать какие еще науки относятся к биологическим ; научиться применять биологические знания в современном мире

Коммуникативные : добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

Регулятивные:

применять поисковую деятельность при помощи компьютерных средств

Познавательные:

преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу)

Формирование навыков, способствующих применению биологических знаний в современном мире

3.

Методы изучения живой природы.

Л.Р. № 1 «Знакомство с оборудованием для новых исследований»

1

21.09

Научиться выделять особенности основных методов, применяемых в биологии; научиться различать оборудование для научных исследований

Коммуникативные:

проявлять исследовательскую деятельность, распределять роли в группе

Регулятивные:

Работать по плану, сверять свои действия с целью

Познавательные:

преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу)

Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности

Сонин Н.И. Плешаков А.А., Биология. Введение в биологию. 5 класс: Рабочая тетрадь (концентрический курс). М.: Дрофа, 2012

4.

Увеличительные приборы. Л.Р. № 2 «Устройство ручной лупы, светового микроскопа»

1

28.09

Научиться различать основные части микроскопа и их предназначение; освоить правила работы с микроскопом

Коммуникативные:

устанавливать рабочие отношения в группе, проявлять интерес к исследовательской деятельности

Регулятивные:

самостоятельно обнаруживать учебную проблему

Познавательные:

Выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий

Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности

Сонин Н.И. Плешаков А.А., Биология. Введение в биологию. 5 класс: Рабочая тетрадь (концентрический курс). М.: Дрофа, 2012

5.

Живые клетки.

Л.Р. № 3 «Строение клеток кожицы чешуи лука»

1

05.10

Научиться различать на рисунках различные структуры клетки; определять отличия растительной и животной клеток

Коммуникативные:

устанавливать рабочие отношения в паре, проявлять интерес к исследовательской деятельности

Регулятивные:

самостоятельно обнаруживать учебную проблему

Познавательные:

вычитывать все уровни текстовой информации, преобразовывать информацию в форме рисунка

Формирование познавательного интереса к предмету исследования

Сонин Н.И. Плешаков А.А., Биология. Введение в биологию. 5 класс: Рабочая тетрадь (концентрический курс). М.: Дрофа, 2012

6.

Химический состав клетки. Л,Р. № 4 «Определение состава семян пшеницы»

1

12.10

Научиться при помощи простых опытов определять наличие белков, жиров, углеводов в семенах растений

Коммуникативные:

устанавливать рабочие отношения в паре, проявлять интерес к исследовательской деятельности

Регулятивные:

самостоятельно обнаруживать учебную проблему

Познавательные:

выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий

Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности

СонинН.И ПлешаковА.А. Биология. Введение в биологию. 5 класс: Рабочая тетрадь (концентрический курс). М.: Дрофа, 2012

7.

Вещества и явления в окружающей среде.

1

19.10

Познакомиться с отличиями чистых веществ от смесей, простых веществ от сложных; иметь представление об основных физических и химических явлениях

Коммуникативные:

формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы

Регулятивные:

выдвигать версии решения

Познавательные:

выявлять причины и следствия простых явлений

Формирование навыков, позволяющих проводить анализ и сравнивать различные явления

8.

Великие естествоиспытатели.

1

26.10

Познакомиться с именами некоторых ученых, иметь представление об их вкладе в биологию

Коммуникативные:

добывать недостающую информацию с помощью вопросов

Регулятивные:

применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

Познавательные:

составлять тезисы

Формирование умения логически выстраивать рассказ по предложенному плану

9.

Живой организм.

К.Р. № 1

1

09.11

Научиться выполнять контрольные задания в форме тестов, выбора верного утверждения из предложенных, развернутого письменного ответа на вопросы

Коммуникативные:

формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы

Регулятивные:

Принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование- составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью; целеполагание- осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно

Познавательные:

Устанавливать причинно- следственные связи, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности; применять знания при решении биологических задач

Формирование умения решать простейшие биологические задачи, мыслить логически находить правильные ответы на вопросы

Соответствует ФГОС. Контрольно- измерительные материалы. Биология. 5 класс.(Сост. Н.А. Богданов. -М.: ВАКО, 2014.)

ФГОС Г.А. Воронина. Тесты по биологии к учебникам Н.И. Сонина, А.А. Плешакова



10

Раздел 2. Многообразие живых организмов

Как развивалась жизнь на Земле.

Разнообразие живого.

14ч.

1



16.11

Познакомиться с основами научных представлений о том, когда появилась жизнь на Земле, иметь представление об основных этапах развития жизни на планете.

Познакомиться с основными единицами биологической классификации в порядке возрастания и убывания; научиться выделять царства живых организмов и их признаки.

Коммуникативные:

добывать недостающую информацию с помощью вопросов

Регулятивные:

применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

Познавательные:

уметь составлять рассказ по алгоритму рассуждения;

преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу)

Формирование интересов учащихся к проблемам, связанным с развитием жизни на Земле. Формирование у учащихся навыков составления рассказа по выработанному алгоритму

11

Бактерии.

1

23.11

Научиться выделять основные характеристики царства Бактерии; представлять значение бактерий в природе, а так же их положительную и отрицательную роль в жизни человека

Коммуникативные:

формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной групповой работы

Регулятивные:

проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

Познавательные:

уметь сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника

Формирование у учащихся умений выделять положительные и отрицательные качества, а так же определять их относитель-ность в изменяющихся условиях

12

Грибы.

1

30.11

Познакомиться с основами строения шляпочных грибов, научиться называть представителей съедобных. Несъедобных, ядовитых и плесневых грибов; определять значение грибов в природе, а так же положительную и отрицательную роль в жизни человека

Коммуникативные:

формировать навыки алгоритма построения и реализации новых знаний

Регулятивные:

проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы

Познавательные:

уметь сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника

Формирование у учащихся умений выделять положительные и отрицательные качества, а так же определять их относительность в изменяющихся условиях

13

Водоросли.

1

07.12

Научиться проводить сравнительную характеристику представителей различных царств живой природы; выделять особенности царства растения; иметь представления об одноклеточных и многоклеточных водорослях

Коммуникативные:

добывать недостающую информацию с помощью вопросов

Регулятивные:

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки

Познавательные:

уметь сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника

Формирование развитие умения логически рассуждать, а так же сравнивать и делать выводы

14

Мхи.

1

14.12

Продолжить формирование навыков сравнительной характеристики различных групп растений; научиться определять значение мхов в природе и жизни человека

Коммуникативные:

формировать навыки алгоритма построения и реализации новых знаний

Регулятивные:

проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы

Познавательные:

уметь сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника

Формирование у учащихся способностей выделять признаки приспособленности к данным условиям, а так же их относительность в изменяющемся мире; формирование умений давать характеристику, логически рассуждать, а так же сравнивать и делать выводы

15

Папоротники.

1

21.12

Научиться выделять и сравнивать особенности условий существования современных и древних папоротников; выявлять значение современных и древних папоротников для природы и человека

Коммуникативные:

формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной групповой работы

Регулятивные:

проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы

Познавательные:

уметь сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника

Формирование

у учащихся способностей выделять признаки приспособленности к данным условиям, а так же их относительность в изменяющемся мире; формирование умений давать характеристику, логически рассуждать, а так же сравнивать и делать выводы

16

Голосеменные растения.

1

11.01

Научиться выделять признаки приспособленности к изменившимся условиям среды в строении голосеменных растений и объяснять причины их возникновения; научиться узнавать голосеменные растения на рисунках и называть их; выявлять значение голосеменных для природы и человека

Коммуникативные:

добывать недостающую информацию с помощью вопросов

и интерактивных заданий

Регулятивные:

проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы

Познавательные:

уметь строить логическое рассуждение с установлением причинно- следственных связей

Формирование у учащихся способностей выделять признаки приспособленности к данным условиям, а так же их относительность в изменяющемся мире; формирование навыков использования полученных знаний в санитарных целях

17

Покрытосеменные (цветковые) растения

1

18.01

Научиться выделять особенности покрытосеменных растений, связанных с их образом жизни, особенностями строения, связанные с их более высокой организацией; заполнять таблицы и проводить сравнительный анализ

Коммуникативные:

добывать недостающую информацию с помощью вопросов

и интерактивных заданий

Регулятивные:

проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы

Познавательные:

уметь строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей

Формирование

у учащихся способностей выделять признаки приспособленности к данным условиям, а так же их относительность в изменяющемся мире

18

Значение растений в природе и жизни человека.

1

25.01

Представлять значение растений в природе и в жизни человека, научиться выделять отличительные особенности дикорастущих и культурных растений; освоить правила поведения в лесу

Коммуникативные:

организовать и планировать учебное сотрудничество с учителями и сверстниками

Регулятивные:

изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

Познавательные:

Уметь выделять особенности различных групп растений, проводить классификацию растений

Формирование

мотивации к изучению различных систематических групп растений, знакомство с правилами поведения в лесу.

19

Простейшие.

1

01.02

Научиться выделять признаки животных; особенности строения одноклеточных организмов, находить их на рисунках; научиться находить сходства и отличия между простейшими и бактериями

Коммуникативные:

формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной групповой работы

Регулятивные:

изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы

Познавательные:

уметь читать биологический текст сопоставлять с иллюстрациями учебника

Формирование

мотивации к изучению темы «Царство Животные»; формирование и развитие умения логически рассуждать, а так же сравнивать и делать выводы

20

Беспозвоночные животные.

1

08.02

Научиться выделять основной признак, по которому животных разделили на позвоночных и беспозвоночных; выделять представителей беспозвоночных животных и узнавать их на рисунках

Коммуникативные:

добывать недостающую информацию с помощью вопросов

и интерактивных заданий

Регулятивные:

изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

Познавательные:

Уметь выделять отличающие признаки беспозвоночных животных

Формирование

мотивации к изучению темы «Царство Животные»; формирование и развитие умения логически рассуждать, а так же сравнивать и делать выводы

21

Позвоночные животные.

1

15.02

Научиться выделять представителей позвоночных животных и узнавать их на рисунках; приводить примеры видов- представителей разных классов

Коммуникативные:

добывать недостающую информацию с помощью вопросов

и интерактивных заданий

Регулятивные:

изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы

Познавательные:

Уметь правильно определять по рисункам представителей разных классов

Формирование

мотивации к более подробному изучению зоологии в дальнейшем; формирование и развитие умения логически рассуждать, а так же сравнивать и делать выводы

22

Значение животных в природе и жизни человека.

1

27.02

Представлять значение животных в природе и в жизни человека

Коммуникативные:

добывать недостающую информацию с помощью вопросов

и интерактивных заданий (познавательная активность)

Регулятивные:

применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

Познавательные:

Уметь четко преобразовывать текстовую информацию в схему

Формирование интереса учащихся к изучению взаимосвязей в экосистемах и в биосфере в целом

23

Многообразие живых организмов.

К.Р. № 2.

1

29.02

Научиться выполнять контрольные задания в форме тестов, выбора верного утверждения из предложенных, развернутого письменного ответа на вопросы

Коммуникативные:

формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы

Регулятивные:

принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование- составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью; целеполагание - осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно

Познавательные:

Устанавливать причинно- следственные связи, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности; применять знания при решении биологических задач

Формирование умений выполнять задания контрольной работы по биологии, по изученному материалу

Соответствует ФГОС. Контрольно- измерительные материалы. Биология. 5 класс.(Сост. Н.А. Богданов. -М.: ВАКО, 2014.)

ФГОС Г.А. Воронина. Тесты по биологии к учебникам Н.И. Сонина, А.А. Плешакова

24

Раздел 3. Среда обитания живых организмов.

Три среды обитания живых организмов.

Приспособленность организмов к разным средам обитания.

5ч.

1



05.03

Научиться перечислять среды обитания; выделять особенности живых организмов, сформированные средой обитания. Научиться выделять признаки приспособленности живых организмов в зависимости от среды обитания

Коммуникативные:

добывать недостающую информацию с помощью вопросов

и интерактивных заданий (познавательная инициативность)

Регулятивные:

применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

Познавательные:

Уметь логически рассуждать и анализировать видеоматериал

Формирование

мотивации учащихся к изучению биологии с использованием компьютерных средств;

формирование и развитие умения рассуждать; способностей

выделять признаки приспособленности живых организмов в зависимости от среды обитания, а так же их относительность в изменяющемся мире

25

Жизнь на разных материках.

П.Р. № 1 «Определение наиболее распространенных растений и животных»

1

14.03

Познакомиться с растениями и животными разных материков; научиться видеть различия животного и растительного мира разных материков.

Научиться видеть различия животного и растительного мира разных материков; научиться работать с атласом определителем

Коммуникативные:

добывать недостающую информацию из других источников, а так же использовать межпредметные связи (география)

Регулятивные:

изучить материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

Познавательные:

уметь выделять особенности растительного и животного мира различных материков

Формирование

мотивации к изучению естественных наук;

формирование и развитие умения логически рассуждать, а так же сравнивать и делать выводы

Сонин Н.И. Плешаков А.А., Биология. Введение в биологию. 5 класс: Рабочая тетрадь (концентрический курс). М.: Дрофа, 2012

26

Природные зоны Земли.

1

28.04

Познакомиться с понятием природная зона; научиться перечислять природные зоны с севера на юг и наоборот; понимать от чего зависит распределение природных зон; научиться приводить примеры типичных обитателей различных природных зон; характеризовать основные особенности природных зон и выявлять закономерности распределения организмов в них

Коммуникативные:

добывать недостающую информацию из других источников, а так же использовать межпредметные связи (география)

Регулятивные:

изучить материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

Познавательные:

уметь выделять особенности растительного и животного мира различных природных зон

Формирование

мотивации к изучению естественных наук;

формирование и развитие умения логически рассуждать, а так же сравнивать и делать выводы

27

Жизнь в морях и океанах.

1

04.04

Научиться распознавать природные сообщества морей и океанов, а так же некоторые организмы, входящие в данные сообщества; сравнивать условия существования живых организмов в разных сообществах

Коммуникативные:

формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы

Регулятивные:

изучить материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

Познавательные:

уметь сравнивать, объяснять условия существования живых организмов в разных водных сообществах

формирование и развитие умения логически рассуждать, а так же сравнивать и делать выводы

28

Среда обитания живых организмов.

К.Р. № 3

1

11.04

Научиться выполнять контрольные задания в форме тестов, выбора верного утверждения из предложенных, развернутого письменного ответа на вопросы

Коммуникативные:

формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы

Регулятивные:

Принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование- составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью; целеполагание- осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно

Познавательные:

Устанавливать причинно- следственные связи, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности; применять знания при решении биологических задач

Формирование умений выполнять задания контрольной работы по изученным темам биологии

Соответствует ФГОС. Контрольно- измерительные материалы. Биология. 5 класс.(Сост. Н.А. Богданов. -М.: ВАКО, 2014.)

ФГОС Г.А. Воронина. Тесты по биологии к учебникам Н.И. Сонина, А.А. Плешакова

29

Раздел 4.

Человек на Земле.

Как человек появился на Земле.







5ч.

1

18.04

Научиться давать сравнительную характеристику человекообразным обезьянам, древним людям и современному человеку; познакомиться с основными этапами эволюции человека; видеть взаимосвязь между появлением. Совершенствованием орудий труда и этапами развития человека

Коммуникативные:

добывать недостающую информацию с помощью вопросов

и компьютерных источников

Регулятивные:

изучить материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

Познавательные:

уметь строить логическое рассуждение с установлением причинно- следственных связей

формирование и развитие умения логически рассуждать, а так же сравнивать и делать выводы; формирование научного мировоззрения

30

Как человек изменил Землю.

1

25.04

Научиться видеть изменения в природе, связанные с деятельностью человека на Земле; экологические последствия, связанные с применением новых, неизвестных в природе веществ; предлагать свои пути решения экологических проблем

Коммуникативные:

добывать недостающую информацию с помощью вопросов

и компьютерных источников

Регулятивные:

изучить материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

Познавательные:

уметь строить логическое рассуждение с установлением причинно- следственных связей

Формирование экологического мышления; умения оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения минимизации антропогенного воздействия на биосферу

31

Жизнь под угрозой.

Не станет ли Земля пустыней?

1

16.05

Научиться видеть изменения в природе, связанные с деятельностью человека на Земле. Научиться рассуждать о причинах опустынивания и на основе этого прогнозировать, какие районы могут быть подвержены этому явлению; научиться решать элементарные экологические задачи

Коммуникативные:

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли)

Регулятивные:

изучить материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

Познавательные:

уметь строить логическое рассуждение с установлением причинно- следственных связей

Формирование

экологического мышления; умения оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения минимизации антропогенного воздействия на биосферу;

формирование и развитие умения логически рассуждать, а так же сравнивать и делать выводы

32

Здоровье человека и безопасность жизни.

П.Р. № 2 «Измерение роста и массы тела».

1

30.05

Научиться обосновывать необходимость соблюдения правил поведения в природе, а так же выполнения гигиенических требований и правил поведения, направленных на сохранения здоровья

Коммуникативные:

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли)

Регулятивные:

изучить материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

Познавательные:

уметь строить логическое рассуждение с установлением причинно- следственных связей

Формирование мотивации к ведению здорового образа жизни, к соблюдению гигиенических норм;

формирование и развитие умения логически рассуждать, а так же сравнивать и делать выводы

Сонин Н.И. Плешаков А.А., Биология. Введение в биологию. 5 класс: Рабочая тетрадь (концентрический курс). М.: Дрофа, 2012

33

Человек на Земле.

К.Р. № 4 (итоговая контрольная работа)

1

23.05

Научиться выполнять контрольные задания в форме тестов, выбора верного утверждения из предложенных, развернутого письменного ответа на вопросы

Коммуникативные:

формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы

Регулятивные:

Принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование- составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью; целеполагание, осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно

Познавательные:

устанавливать причинно- следственные связи, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности; применять знания при решении биологических задач

Формирование навыков выполнять задания контрольной работы по изученному материалу курса биологии за 5 класс

Соответствует ФГОС. Контрольно- измерительные материалы. Биология. 5 класс.(Сост. Н.А. Богданов. -М.: ВАКО, 2014.)

ФГОС Г.А. Воронина. Тесты по биологии к учебникам Н.И. Сонина, А.А. Плешакова

34

Растительный и животный мир местного региона.

1

Научиться узнавать некоторых представителей растительного и животного мира своего региона.

Коммуникативные:

добывать недостающую информацию с помощью информационно- коммуникационных технологий

Регулятивные:

добывать знания через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

Познавательные:

научиться выделять представителей животного и растительного мира своего региона

Формирование и развитие мотивации к изучению природы своего региона

Раздел 7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

УЧЕБНИК, МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ

Н. И. Сонин, А.А. Плешаков. Учебник для общеобразовательных учреждений Российской Федерации Биология. Введение в биологию. 5 класс Рекомендовано Министерством образования и науки Дрофа Москва. 2012- (УМК «Сфера жизни»)

Н. И. Сонин, А.А. Плешаков. Биология. Введение в биологию. 5 класс Методическое пособие к учебнику Н. И. Сонина, А.А. Плешакова «Биология. Введение в биологию. 5 класс» Дрофа Москва. 2012- (УМК «Сфера жизни»)

Н.И. Сонин, А.А. Плешаков Биология. Введение в биологию. 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Н.И. Сонина, А.А. Плешакова Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации Дрофа Москва. 2012- (УМК «Сфера жизни»)

ФГОС. УМК. Г.А. Воронина Тесты по биологии к учебникам Н.И. Сонина, А.А. Плешакова Биология. Введение в биологию. 5 класс, линий «Живой организм» и «Сфера жизни» Рекомендовано Российской Академии Образования Издательство «Экзамен» Москва. 2013

ФГОС (соответствует) Сост. Н.А. Богданов. Контрольно- измерительные материалы Биология. 5 класс. ОО «ВАКО», 2014

Для реализации рабочей программы используется УМК, в состав которого входят:

  1. Н.И. Сонин, А.А. Плешаков. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Дрофа, 2012.

  2. Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина, А.А. Плешакова «Биология. Введение в биологию» - М. Дрофа, 2012.

  3. Рабочая тетрадь к учебнику Н.И Сонина, А.А. Плешакова «Биология. Введение в биологию»- М. Дрофа, 2012г.

  4. Электронное приложение к учебнику Н.И Сонина, А.А. Плешакова «Биология. Введение в биологию»- М. Дрофа, 2012г.

Раздел 8. Результаты освоения конкретного учебного курса, дисциплины (модуля) и система их оценки

Преобладающие формы текущего контроля знаний - письменные работы (лабораторные и контрольные работы), устные ответы, тесты

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Интерпретация полученных результатов тестирования

Проверка выполненных работ осуществляется следующим способом:

  • - варианты ответов, указанные в бланке для ответов, проверяют по «ключам» - правильным вариантам ответов;

  • -каждое правильно выполненное задание оценивается в 1 балл;

  • -каждое невыполненное задание (не выполнявшееся или выполненное с ошибкой) оценивается в 0 баллов;

Для выставления отметок за тестирование можно воспользоваться следующей таблицей пересчета:

Число заданий в тексте


Оценка


«2»

«3»

«4»

«5»

9

5 и менее

6

7,8

9

12

7 и менее

8

9,10

11,12

15-16

9 и менее

10

11, 12, 13

14,15,(16)

18

11 и менее

12,13

14, 15, 16

17, 18

24

15 и менее

16, 17, 18

19,20,21

22, 23, 24

30

19 и менее

20,21,22,23

24, 25, 26, 27

28, 29, 30

Учитель может скорректировать эту таблицу с учетом особенностей проверяемого класса.

Оценка знаний учащихся (устные и письменные ответы учащихся на вопросы)

Исходя из поставленной цели и возрастных возможностей учащихся, необходимо учитывать:

  • - правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов;

  • - степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений;

  • - самостоятельность ответа;

  • - речевую грамотность и логическую последовательность ответа.

Отметка «5»:

  • полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;

  • четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно использованы научные термины;

  • для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;

  • ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.

Отметка «4»:

  • - раскрыто основное содержание материала;

  • - в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  • - ответ самостоятельный;

  • - определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.

Отметка «3»:

  • - усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;

  • - определения понятий недостаточно четкие;

  • - не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;

  • - допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.

Отметка «2»:

  • - основное содержание учебного материала не раскрыто;

  • - не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;

  • - допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.

Оценка практических умений учащихся

1.Оценка умений ставить опыты

Учитель должен учитывать:

  • самостоятельность подбора оборудования и объектов;

  • последовательность в выполнении работы по закладке опыта;

  • логичность и грамотность в описании наблюдений, в формулировке выводов из опыта.

Отметка «5»:

  • правильно определена цель опыта;

  • самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;

  • научно грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.

Отметка «4»:

  • правильно определена цель опыта;

  • самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов; при закладке опыта допускаются 1 -2 ошибки;

  • в целом грамотно и логично описаны наблюдения и сформулированы основные выводы из опыта;

  • в описании наблюдений из опыта допущены неточности, выводы неполные.

Отметка «3»:

  • правильно определена цель опыта;

  • подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя;

  • допущены неточности и ошибки при закладке опыта, описании наблюдений, формулировании выводов

Отметка «2»:

  • не определена самостоятельно цель опыта;

  • не подготовлено нужное оборудование;

  • допущены существенные ошибки при закладке и оформлении опыта.

Оценка умений проводить наблюдения

Учитель должен учитывать:

  • правильность проведения наблюдений по заданию;

  • умение выделять существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);

  • логичность и научную грамотность в оформлении результатов наблюдений и в выводах.

Отметка»5»:

  • правильно по заданию учителя проведено наблюдение;

  • выделены существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);

  • логично, научно грамотно оформлены результаты наблюдений и выводы.

Отметка «4»:

  • правильно по заданию учителя проведено наблюдение;

  • при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) названы второстепенные; допущена небрежность в оформлении наблюдений и выводов.

Отметка «3»:

  • допущены неточности и 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;

  • при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые;

  • допущены ошибки (1-2) в оформлении наблюдений и выводов.

Отметка»2»:

  • допущены ошибки (3-4) в проведении наблюдений по заданию учителя;

  • неправильно выделены признаки наблюдаемого объекта (процесса);

  • допущены ошибки (3-4) в оформлении наблюдений и выводов.

Протокол заседания

методического объединения

МБОУ Туроверо-Россошанской ООШ

от .08. 2015 г. № 1

___________ Будкова О.В.. подпись руководителя МО

Заместитель директора по УВР



____________ Т.И. Тимошенко подпись ФИО



28.08.2015 г. дата



© 2010-2022