- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа по биологии 5 класс
Рабочая программа по биологии 5 класс
Раздел | Биология |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Тимошенко Т.И. |
Дата | 16.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Ростовская область Тарасовский район х. Россошь ул. Советская д. 17
(территориальный административный округ (город, район, посёлок)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Туроверо-Россошанская основная общеобразовательная школа
(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)
-
«Утверждаю»
Директор МБОУ Туроверо-Россошанской ООШ Приказ от 28.08.2015 № 71
___________ В.Б. Тимошенко
подпись руководителя ОУ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по БИОЛОГИИ
основное общее образование
5 класс
Учитель Тимошенко Т.И.
Раздел 1. Пояснительная записка
Перечень основных федеральных нормативных правовых документов, используемых при разработке рабочей программы
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);
- Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».
-Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15).
- Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
- Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);
-Письмо Минобрнауки России от 02.02.2015 № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»;
- Приказ Минобразования Ростовской области от 09.06.2015 №405 «Об утверждении регионального примерного недельного учебного плана для образовательных организаций, реализующих программы общего образования, расположенных на территории Ростовской области, на 2015-2016 учебный год»
-Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Туроверо-Россошанской основной общеобразовательной школы.
-Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Туроверо-Россошанской ООШ
- Положение о порядке утверждения и структуре рабочих программ учебных курсов (предметов) дисциплин (модулей) МБОУ Туроверо-Россошанской ООШ
Рабочая программа по биологии в 5 классе разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии, программы Н. И. Сонина, в соответствии с учебным планом МБОУ Туроверо-Россошанской ООШ на 2015-2016 учебный год.
Раздел 2. Общая характеристика учебного предмета
Цели:
1. освоение знаний о живой природе; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы;
2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы: работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
4. воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
5. использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде и норм здорового образа жизни, для профилактики заболеваний, травматизма и стрессов.
Задачи:
-
формирование целостной научной картины мира;
-
понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире;
-
овладение научным подходом к решению различных задач;
-
овладение умением формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
-
осмысление собственной деятельности в контексте законов природы.
Раздел 3. Место учебного предмета, курса дисциплины (модуля) в учебном плане.
Программа разработана на 34 часа в год, из расчета 1 часа в неделю, из них на уроки контроля отводится 4 часа, лабораторные и практические работы _4_и 2 часа. В текущем году реализуется 33 часа, так как 2 и 9 мая праздничные дни.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
-
Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;
-
Постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;
-
Осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы (умение доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);
-
Оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
-
Оценка экологического риска взаимоотношения человека и природы;
-
Формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
-
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
-
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а так же искать их самостоятельно;
-
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
-
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе корректировать план);
-
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
-
Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
-
Выявлять причины и следствия простых явлений;
-
Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
-
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей;
-
Создать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
-
Составлять тезисы, различные виды планов (простых сложных и т.п.);
-
Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу и т.д.).
-
Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
-
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
-
В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
-
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
-
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты, (гипотезы, аксиомы, теории);
-
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
-
Определять роль в природе различных групп организмов;
-
Объяснять роль живых организмов в круговороте веществ в биосфере;
-
Приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
-
Находить черты, свидетельствующие об усложнении и упрощении строения живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
-
Объяснять приспособленность организмов на разных стадиях жизненных циклов;
-
Объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйственной деятельности человека;
-
Перечислять свойства живого организма;
-
Различать по (таблице) основные группы живых организмов; доядерные (бактерии) и ядерные (растения, животные, грибы), а так же основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные) и животных;
-
Объяснять особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов;
-
Понимать смысл биологических терминов;
-
Характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
-
Проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
Соблюдения мер профилактики: заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ- инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
-
Оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, при спасении утопающего;
-
Рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
-
Выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
-
Проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Раздел 4. Содержание программы учебного курса
Живой организм: строение и изучение (9 ч.)
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов6 клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология- наука о живых организмов. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка- элементарная единица живого. Доядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазма и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клетки. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества и их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Знаменитые естествоиспытатели.
Лабораторные работы:
-
Знакомство с оборудованием для научных исследований.
-
Устройство ручной лупы, светового микроскопа.
-
Строение клеток кожицы чешуи лука.
-
Определение состава семян пшеницы.
Многообразие живых организмов (14 ч.)
Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.
Среда обитания живых организмов (5 ч.)
Наземно-воздушная, водная и почвенная среда обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины - степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толща воды, донные сообщества, сообщества коралловых рифов, глубоководные сообщества.
Практическая работа.
№ 1. Определение наиболее распространенных растений и животных.
Человек на Земле (5 ч.)
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.
Практическая работа.
№ 2. Измерение своего роста и массы тела.
Раздел 5. Тематическое планирование
№
п/п
Тема
Количество часов по рабочей программе
В том числе лабораторных работ
В том числе практических работ
В том числе контрольных работ
1
Раздел 1.Живой организм
Лабораторная работа № 1 «Знакомство с оборудованием для новых исследований»
Лабораторная работа № 2 «Устройство ручной лупы, светового микроскопа»
Лабораторная работа № 3 «Строение клеток кожицы чешуи лука»
Лабораторная работа № 4 «Определение состава семян пшеницы»
Контрольная работа № 1 по теме «Живой организм».
9
4
-
1
2
Раздел 2. Многообразие живых организмов
Контрольная работа № 2 по теме «Многообразие живых организмов».
14
-
-
1
3
Раздел 3. Среда обитания живых организмов.
Практическая работа № 1 «Определение наиболее распространенных растений и животных»
Контрольная работа № 3 по теме «Среда обитания живых организмов».
5
-
1
1
4
Раздел 4. Человек на Земле.
Практическая работа № 2 «Измерение роста и массы тела».
Контрольная работа № 4 по теме « Человек на Земле».
5
-
1
1
Раздел 6. Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Изучаемый раздел, тема учебного материала
Коли
чество
часов
Дата
Планируемые результаты
Контрольно- измерительные
материалы
Предметные
Метапредметные УУД
Личностные
1.
Раздел 1.
Живой организм
Что такое живой организм.
9ч.
1
07.09
Научиться выделять признаки живых организмов, черты сходства и отличия растений и животных; приобретать навыки чтения биологического текста.
Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникациями.
Регулятивные:
самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии решения проблемы.
Познавательные:
выделять, анализировать, сравнивать факты; вычитывать все уровни текстовой информации.
Формирование «стартовой» мотивации к изучению нового материала
2.
Наука о живой природе.
1
14.09
Познакомиться с предметом изучения биологии, узнать какие еще науки относятся к биологическим ; научиться применять биологические знания в современном мире
Коммуникативные : добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).
Регулятивные:
применять поисковую деятельность при помощи компьютерных средств
Познавательные:
преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу)
Формирование навыков, способствующих применению биологических знаний в современном мире
3.
Методы изучения живой природы.
Л.Р. № 1 «Знакомство с оборудованием для новых исследований»
1
21.09
Научиться выделять особенности основных методов, применяемых в биологии; научиться различать оборудование для научных исследований
Коммуникативные:
проявлять исследовательскую деятельность, распределять роли в группе
Регулятивные:
Работать по плану, сверять свои действия с целью
Познавательные:
преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу)
Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности
Сонин Н.И. Плешаков А.А., Биология. Введение в биологию. 5 класс: Рабочая тетрадь (концентрический курс). М.: Дрофа, 2012
4.
Увеличительные приборы. Л.Р. № 2 «Устройство ручной лупы, светового микроскопа»
1
28.09
Научиться различать основные части микроскопа и их предназначение; освоить правила работы с микроскопом
Коммуникативные:
устанавливать рабочие отношения в группе, проявлять интерес к исследовательской деятельности
Регулятивные:
самостоятельно обнаруживать учебную проблему
Познавательные:
Выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий
Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности
Сонин Н.И. Плешаков А.А., Биология. Введение в биологию. 5 класс: Рабочая тетрадь (концентрический курс). М.: Дрофа, 2012
5.
Живые клетки.
Л.Р. № 3 «Строение клеток кожицы чешуи лука»
1
05.10
Научиться различать на рисунках различные структуры клетки; определять отличия растительной и животной клеток
Коммуникативные:
устанавливать рабочие отношения в паре, проявлять интерес к исследовательской деятельности
Регулятивные:
самостоятельно обнаруживать учебную проблему
Познавательные:
вычитывать все уровни текстовой информации, преобразовывать информацию в форме рисунка
Формирование познавательного интереса к предмету исследования
Сонин Н.И. Плешаков А.А., Биология. Введение в биологию. 5 класс: Рабочая тетрадь (концентрический курс). М.: Дрофа, 2012
6.
Химический состав клетки. Л,Р. № 4 «Определение состава семян пшеницы»
1
12.10
Научиться при помощи простых опытов определять наличие белков, жиров, углеводов в семенах растений
Коммуникативные:
устанавливать рабочие отношения в паре, проявлять интерес к исследовательской деятельности
Регулятивные:
самостоятельно обнаруживать учебную проблему
Познавательные:
выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий
Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности
СонинН.И ПлешаковА.А. Биология. Введение в биологию. 5 класс: Рабочая тетрадь (концентрический курс). М.: Дрофа, 2012
7.
Вещества и явления в окружающей среде.
1
19.10
Познакомиться с отличиями чистых веществ от смесей, простых веществ от сложных; иметь представление об основных физических и химических явлениях
Коммуникативные:
формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы
Регулятивные:
выдвигать версии решения
Познавательные:
выявлять причины и следствия простых явлений
Формирование навыков, позволяющих проводить анализ и сравнивать различные явления
8.
Великие естествоиспытатели.
1
26.10
Познакомиться с именами некоторых ученых, иметь представление об их вкладе в биологию
Коммуникативные:
добывать недостающую информацию с помощью вопросов
Регулятивные:
применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств
Познавательные:
составлять тезисы
Формирование умения логически выстраивать рассказ по предложенному плану
9.
Живой организм.
К.Р. № 1
1
09.11
Научиться выполнять контрольные задания в форме тестов, выбора верного утверждения из предложенных, развернутого письменного ответа на вопросы
Коммуникативные:
формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы
Регулятивные:
Принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование- составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью; целеполагание- осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно
Познавательные:
Устанавливать причинно- следственные связи, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности; применять знания при решении биологических задач
Формирование умения решать простейшие биологические задачи, мыслить логически находить правильные ответы на вопросы
Соответствует ФГОС. Контрольно- измерительные материалы. Биология. 5 класс.(Сост. Н.А. Богданов. -М.: ВАКО, 2014.)
ФГОС Г.А. Воронина. Тесты по биологии к учебникам Н.И. Сонина, А.А. Плешакова
10
Раздел 2. Многообразие живых организмов
Как развивалась жизнь на Земле.
Разнообразие живого.
14ч.
1
16.11
Познакомиться с основами научных представлений о том, когда появилась жизнь на Земле, иметь представление об основных этапах развития жизни на планете.
Познакомиться с основными единицами биологической классификации в порядке возрастания и убывания; научиться выделять царства живых организмов и их признаки.
Коммуникативные:
добывать недостающую информацию с помощью вопросов
Регулятивные:
применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств
Познавательные:
уметь составлять рассказ по алгоритму рассуждения;
преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу)
Формирование интересов учащихся к проблемам, связанным с развитием жизни на Земле. Формирование у учащихся навыков составления рассказа по выработанному алгоритму
11
Бактерии.
1
23.11
Научиться выделять основные характеристики царства Бактерии; представлять значение бактерий в природе, а так же их положительную и отрицательную роль в жизни человека
Коммуникативные:
формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной групповой работы
Регулятивные:
проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества
Познавательные:
уметь сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника
Формирование у учащихся умений выделять положительные и отрицательные качества, а так же определять их относитель-ность в изменяющихся условиях
12
Грибы.
1
30.11
Познакомиться с основами строения шляпочных грибов, научиться называть представителей съедобных. Несъедобных, ядовитых и плесневых грибов; определять значение грибов в природе, а так же положительную и отрицательную роль в жизни человека
Коммуникативные:
формировать навыки алгоритма построения и реализации новых знаний
Регулятивные:
проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы
Познавательные:
уметь сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника
Формирование у учащихся умений выделять положительные и отрицательные качества, а так же определять их относительность в изменяющихся условиях
13
Водоросли.
1
07.12
Научиться проводить сравнительную характеристику представителей различных царств живой природы; выделять особенности царства растения; иметь представления об одноклеточных и многоклеточных водорослях
Коммуникативные:
добывать недостающую информацию с помощью вопросов
Регулятивные:
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки
Познавательные:
уметь сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника
Формирование развитие умения логически рассуждать, а так же сравнивать и делать выводы
14
Мхи.
1
14.12
Продолжить формирование навыков сравнительной характеристики различных групп растений; научиться определять значение мхов в природе и жизни человека
Коммуникативные:
формировать навыки алгоритма построения и реализации новых знаний
Регулятивные:
проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы
Познавательные:
уметь сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника
Формирование у учащихся способностей выделять признаки приспособленности к данным условиям, а так же их относительность в изменяющемся мире; формирование умений давать характеристику, логически рассуждать, а так же сравнивать и делать выводы
15
Папоротники.
1
21.12
Научиться выделять и сравнивать особенности условий существования современных и древних папоротников; выявлять значение современных и древних папоротников для природы и человека
Коммуникативные:
формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной групповой работы
Регулятивные:
проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы
Познавательные:
уметь сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника
Формирование
у учащихся способностей выделять признаки приспособленности к данным условиям, а так же их относительность в изменяющемся мире; формирование умений давать характеристику, логически рассуждать, а так же сравнивать и делать выводы
16
Голосеменные растения.
1
11.01
Научиться выделять признаки приспособленности к изменившимся условиям среды в строении голосеменных растений и объяснять причины их возникновения; научиться узнавать голосеменные растения на рисунках и называть их; выявлять значение голосеменных для природы и человека
Коммуникативные:
добывать недостающую информацию с помощью вопросов
и интерактивных заданий
Регулятивные:
проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы
Познавательные:
уметь строить логическое рассуждение с установлением причинно- следственных связей
Формирование у учащихся способностей выделять признаки приспособленности к данным условиям, а так же их относительность в изменяющемся мире; формирование навыков использования полученных знаний в санитарных целях
17
Покрытосеменные (цветковые) растения
1
18.01
Научиться выделять особенности покрытосеменных растений, связанных с их образом жизни, особенностями строения, связанные с их более высокой организацией; заполнять таблицы и проводить сравнительный анализ
Коммуникативные:
добывать недостающую информацию с помощью вопросов
и интерактивных заданий
Регулятивные:
проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы
Познавательные:
уметь строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей
Формирование
у учащихся способностей выделять признаки приспособленности к данным условиям, а так же их относительность в изменяющемся мире
18
Значение растений в природе и жизни человека.
1
25.01
Представлять значение растений в природе и в жизни человека, научиться выделять отличительные особенности дикорастущих и культурных растений; освоить правила поведения в лесу
Коммуникативные:
организовать и планировать учебное сотрудничество с учителями и сверстниками
Регулятивные:
изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества
Познавательные:
Уметь выделять особенности различных групп растений, проводить классификацию растений
Формирование
мотивации к изучению различных систематических групп растений, знакомство с правилами поведения в лесу.
19
Простейшие.
1
01.02
Научиться выделять признаки животных; особенности строения одноклеточных организмов, находить их на рисунках; научиться находить сходства и отличия между простейшими и бактериями
Коммуникативные:
формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной групповой работы
Регулятивные:
изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы
Познавательные:
уметь читать биологический текст сопоставлять с иллюстрациями учебника
Формирование
мотивации к изучению темы «Царство Животные»; формирование и развитие умения логически рассуждать, а так же сравнивать и делать выводы
20
Беспозвоночные животные.
1
08.02
Научиться выделять основной признак, по которому животных разделили на позвоночных и беспозвоночных; выделять представителей беспозвоночных животных и узнавать их на рисунках
Коммуникативные:
добывать недостающую информацию с помощью вопросов
и интерактивных заданий
Регулятивные:
изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества
Познавательные:
Уметь выделять отличающие признаки беспозвоночных животных
Формирование
мотивации к изучению темы «Царство Животные»; формирование и развитие умения логически рассуждать, а так же сравнивать и делать выводы
21
Позвоночные животные.
1
15.02
Научиться выделять представителей позвоночных животных и узнавать их на рисунках; приводить примеры видов- представителей разных классов
Коммуникативные:
добывать недостающую информацию с помощью вопросов
и интерактивных заданий
Регулятивные:
изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы
Познавательные:
Уметь правильно определять по рисункам представителей разных классов
Формирование
мотивации к более подробному изучению зоологии в дальнейшем; формирование и развитие умения логически рассуждать, а так же сравнивать и делать выводы
22
Значение животных в природе и жизни человека.
1
27.02
Представлять значение животных в природе и в жизни человека
Коммуникативные:
добывать недостающую информацию с помощью вопросов
и интерактивных заданий (познавательная активность)
Регулятивные:
применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств
Познавательные:
Уметь четко преобразовывать текстовую информацию в схему
Формирование интереса учащихся к изучению взаимосвязей в экосистемах и в биосфере в целом
23
Многообразие живых организмов.
К.Р. № 2.
1
29.02
Научиться выполнять контрольные задания в форме тестов, выбора верного утверждения из предложенных, развернутого письменного ответа на вопросы
Коммуникативные:
формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы
Регулятивные:
принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование- составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью; целеполагание - осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно
Познавательные:
Устанавливать причинно- следственные связи, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности; применять знания при решении биологических задач
Формирование умений выполнять задания контрольной работы по биологии, по изученному материалу
Соответствует ФГОС. Контрольно- измерительные материалы. Биология. 5 класс.(Сост. Н.А. Богданов. -М.: ВАКО, 2014.)
ФГОС Г.А. Воронина. Тесты по биологии к учебникам Н.И. Сонина, А.А. Плешакова
24
Раздел 3. Среда обитания живых организмов.
Три среды обитания живых организмов.
Приспособленность организмов к разным средам обитания.
5ч.
1
05.03
Научиться перечислять среды обитания; выделять особенности живых организмов, сформированные средой обитания. Научиться выделять признаки приспособленности живых организмов в зависимости от среды обитания
Коммуникативные:
добывать недостающую информацию с помощью вопросов
и интерактивных заданий (познавательная инициативность)
Регулятивные:
применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств
Познавательные:
Уметь логически рассуждать и анализировать видеоматериал
Формирование
мотивации учащихся к изучению биологии с использованием компьютерных средств;
формирование и развитие умения рассуждать; способностей
выделять признаки приспособленности живых организмов в зависимости от среды обитания, а так же их относительность в изменяющемся мире
25
Жизнь на разных материках.
П.Р. № 1 «Определение наиболее распространенных растений и животных»
1
14.03
Познакомиться с растениями и животными разных материков; научиться видеть различия животного и растительного мира разных материков.
Научиться видеть различия животного и растительного мира разных материков; научиться работать с атласом определителем
Коммуникативные:
добывать недостающую информацию из других источников, а так же использовать межпредметные связи (география)
Регулятивные:
изучить материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества
Познавательные:
уметь выделять особенности растительного и животного мира различных материков
Формирование
мотивации к изучению естественных наук;
формирование и развитие умения логически рассуждать, а так же сравнивать и делать выводы
Сонин Н.И. Плешаков А.А., Биология. Введение в биологию. 5 класс: Рабочая тетрадь (концентрический курс). М.: Дрофа, 2012
26
Природные зоны Земли.
1
28.04
Познакомиться с понятием природная зона; научиться перечислять природные зоны с севера на юг и наоборот; понимать от чего зависит распределение природных зон; научиться приводить примеры типичных обитателей различных природных зон; характеризовать основные особенности природных зон и выявлять закономерности распределения организмов в них
Коммуникативные:
добывать недостающую информацию из других источников, а так же использовать межпредметные связи (география)
Регулятивные:
изучить материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества
Познавательные:
уметь выделять особенности растительного и животного мира различных природных зон
Формирование
мотивации к изучению естественных наук;
формирование и развитие умения логически рассуждать, а так же сравнивать и делать выводы
27
Жизнь в морях и океанах.
1
04.04
Научиться распознавать природные сообщества морей и океанов, а так же некоторые организмы, входящие в данные сообщества; сравнивать условия существования живых организмов в разных сообществах
Коммуникативные:
формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы
Регулятивные:
изучить материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества
Познавательные:
уметь сравнивать, объяснять условия существования живых организмов в разных водных сообществах
формирование и развитие умения логически рассуждать, а так же сравнивать и делать выводы
28
Среда обитания живых организмов.
К.Р. № 3
1
11.04
Научиться выполнять контрольные задания в форме тестов, выбора верного утверждения из предложенных, развернутого письменного ответа на вопросы
Коммуникативные:
формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы
Регулятивные:
Принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование- составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью; целеполагание- осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно
Познавательные:
Устанавливать причинно- следственные связи, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности; применять знания при решении биологических задач
Формирование умений выполнять задания контрольной работы по изученным темам биологии
Соответствует ФГОС. Контрольно- измерительные материалы. Биология. 5 класс.(Сост. Н.А. Богданов. -М.: ВАКО, 2014.)
ФГОС Г.А. Воронина. Тесты по биологии к учебникам Н.И. Сонина, А.А. Плешакова
29
Раздел 4.
Человек на Земле.
Как человек появился на Земле.
5ч.
1
18.04
Научиться давать сравнительную характеристику человекообразным обезьянам, древним людям и современному человеку; познакомиться с основными этапами эволюции человека; видеть взаимосвязь между появлением. Совершенствованием орудий труда и этапами развития человека
Коммуникативные:
добывать недостающую информацию с помощью вопросов
и компьютерных источников
Регулятивные:
изучить материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества
Познавательные:
уметь строить логическое рассуждение с установлением причинно- следственных связей
формирование и развитие умения логически рассуждать, а так же сравнивать и делать выводы; формирование научного мировоззрения
30
Как человек изменил Землю.
1
25.04
Научиться видеть изменения в природе, связанные с деятельностью человека на Земле; экологические последствия, связанные с применением новых, неизвестных в природе веществ; предлагать свои пути решения экологических проблем
Коммуникативные:
добывать недостающую информацию с помощью вопросов
и компьютерных источников
Регулятивные:
изучить материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества
Познавательные:
уметь строить логическое рассуждение с установлением причинно- следственных связей
Формирование экологического мышления; умения оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения минимизации антропогенного воздействия на биосферу
31
Жизнь под угрозой.
Не станет ли Земля пустыней?
1
16.05
Научиться видеть изменения в природе, связанные с деятельностью человека на Земле. Научиться рассуждать о причинах опустынивания и на основе этого прогнозировать, какие районы могут быть подвержены этому явлению; научиться решать элементарные экологические задачи
Коммуникативные:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли)
Регулятивные:
изучить материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества
Познавательные:
уметь строить логическое рассуждение с установлением причинно- следственных связей
Формирование
экологического мышления; умения оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения минимизации антропогенного воздействия на биосферу;
формирование и развитие умения логически рассуждать, а так же сравнивать и делать выводы
32
Здоровье человека и безопасность жизни.
П.Р. № 2 «Измерение роста и массы тела».
1
30.05
Научиться обосновывать необходимость соблюдения правил поведения в природе, а так же выполнения гигиенических требований и правил поведения, направленных на сохранения здоровья
Коммуникативные:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли)
Регулятивные:
изучить материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества
Познавательные:
уметь строить логическое рассуждение с установлением причинно- следственных связей
Формирование мотивации к ведению здорового образа жизни, к соблюдению гигиенических норм;
формирование и развитие умения логически рассуждать, а так же сравнивать и делать выводы
Сонин Н.И. Плешаков А.А., Биология. Введение в биологию. 5 класс: Рабочая тетрадь (концентрический курс). М.: Дрофа, 2012
33
Человек на Земле.
К.Р. № 4 (итоговая контрольная работа)
1
23.05
Научиться выполнять контрольные задания в форме тестов, выбора верного утверждения из предложенных, развернутого письменного ответа на вопросы
Коммуникативные:
формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы
Регулятивные:
Принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование- составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью; целеполагание, осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно
Познавательные:
устанавливать причинно- следственные связи, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности; применять знания при решении биологических задач
Формирование навыков выполнять задания контрольной работы по изученному материалу курса биологии за 5 класс
Соответствует ФГОС. Контрольно- измерительные материалы. Биология. 5 класс.(Сост. Н.А. Богданов. -М.: ВАКО, 2014.)
ФГОС Г.А. Воронина. Тесты по биологии к учебникам Н.И. Сонина, А.А. Плешакова
34
Растительный и животный мир местного региона.
1
Научиться узнавать некоторых представителей растительного и животного мира своего региона.
Коммуникативные:
добывать недостающую информацию с помощью информационно- коммуникационных технологий
Регулятивные:
добывать знания через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества
Познавательные:
научиться выделять представителей животного и растительного мира своего региона
Формирование и развитие мотивации к изучению природы своего региона
Раздел 7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
УЧЕБНИК, МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ
Н. И. Сонин, А.А. Плешаков. Учебник для общеобразовательных учреждений Российской Федерации Биология. Введение в биологию. 5 класс Рекомендовано Министерством образования и науки Дрофа Москва. 2012- (УМК «Сфера жизни»)
Н. И. Сонин, А.А. Плешаков. Биология. Введение в биологию. 5 класс Методическое пособие к учебнику Н. И. Сонина, А.А. Плешакова «Биология. Введение в биологию. 5 класс» Дрофа Москва. 2012- (УМК «Сфера жизни»)
Н.И. Сонин, А.А. Плешаков Биология. Введение в биологию. 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Н.И. Сонина, А.А. Плешакова Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации Дрофа Москва. 2012- (УМК «Сфера жизни»)
ФГОС. УМК. Г.А. Воронина Тесты по биологии к учебникам Н.И. Сонина, А.А. Плешакова Биология. Введение в биологию. 5 класс, линий «Живой организм» и «Сфера жизни» Рекомендовано Российской Академии Образования Издательство «Экзамен» Москва. 2013
ФГОС (соответствует) Сост. Н.А. Богданов. Контрольно- измерительные материалы Биология. 5 класс. ОО «ВАКО», 2014
Для реализации рабочей программы используется УМК, в состав которого входят:
-
Н.И. Сонин, А.А. Плешаков. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Дрофа, 2012.
-
Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина, А.А. Плешакова «Биология. Введение в биологию» - М. Дрофа, 2012.
-
Рабочая тетрадь к учебнику Н.И Сонина, А.А. Плешакова «Биология. Введение в биологию»- М. Дрофа, 2012г.
-
Электронное приложение к учебнику Н.И Сонина, А.А. Плешакова «Биология. Введение в биологию»- М. Дрофа, 2012г.
Раздел 8. Результаты освоения конкретного учебного курса, дисциплины (модуля) и система их оценки
Преобладающие формы текущего контроля знаний - письменные работы (лабораторные и контрольные работы), устные ответы, тесты
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Интерпретация полученных результатов тестирования
Проверка выполненных работ осуществляется следующим способом:
-
- варианты ответов, указанные в бланке для ответов, проверяют по «ключам» - правильным вариантам ответов;
-
-каждое правильно выполненное задание оценивается в 1 балл;
-
-каждое невыполненное задание (не выполнявшееся или выполненное с ошибкой) оценивается в 0 баллов;
Для выставления отметок за тестирование можно воспользоваться следующей таблицей пересчета:
-
Число заданий в тексте
Оценка
«2»
«3»
«4»
«5»
9
5 и менее
6
7,8
9
12
7 и менее
8
9,10
11,12
15-16
9 и менее
10
11, 12, 13
14,15,(16)
18
11 и менее
12,13
14, 15, 16
17, 18
24
15 и менее
16, 17, 18
19,20,21
22, 23, 24
30
19 и менее
20,21,22,23
24, 25, 26, 27
28, 29, 30
Учитель может скорректировать эту таблицу с учетом особенностей проверяемого класса.
Оценка знаний учащихся (устные и письменные ответы учащихся на вопросы)
Исходя из поставленной цели и возрастных возможностей учащихся, необходимо учитывать:
-
- правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов;
-
- степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений;
-
- самостоятельность ответа;
-
- речевую грамотность и логическую последовательность ответа.
Отметка «5»:
-
полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;
-
четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно использованы научные термины;
-
для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;
-
ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.
Отметка «4»:
-
- раскрыто основное содержание материала;
-
- в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
-
- ответ самостоятельный;
-
- определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.
Отметка «3»:
-
- усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;
-
- определения понятий недостаточно четкие;
-
- не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;
-
- допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.
Отметка «2»:
-
- основное содержание учебного материала не раскрыто;
-
- не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;
-
- допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.
Оценка практических умений учащихся
1.Оценка умений ставить опыты
Учитель должен учитывать:
-
самостоятельность подбора оборудования и объектов;
-
последовательность в выполнении работы по закладке опыта;
-
логичность и грамотность в описании наблюдений, в формулировке выводов из опыта.
Отметка «5»:
-
правильно определена цель опыта;
-
самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;
-
научно грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.
Отметка «4»:
-
правильно определена цель опыта;
-
самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов; при закладке опыта допускаются 1 -2 ошибки;
-
в целом грамотно и логично описаны наблюдения и сформулированы основные выводы из опыта;
-
в описании наблюдений из опыта допущены неточности, выводы неполные.
Отметка «3»:
-
правильно определена цель опыта;
-
подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя;
-
допущены неточности и ошибки при закладке опыта, описании наблюдений, формулировании выводов
Отметка «2»:
-
не определена самостоятельно цель опыта;
-
не подготовлено нужное оборудование;
-
допущены существенные ошибки при закладке и оформлении опыта.
Оценка умений проводить наблюдения
Учитель должен учитывать:
-
правильность проведения наблюдений по заданию;
-
умение выделять существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);
-
логичность и научную грамотность в оформлении результатов наблюдений и в выводах.
Отметка»5»:
-
правильно по заданию учителя проведено наблюдение;
-
выделены существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);
-
логично, научно грамотно оформлены результаты наблюдений и выводы.
Отметка «4»:
-
правильно по заданию учителя проведено наблюдение;
-
при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) названы второстепенные; допущена небрежность в оформлении наблюдений и выводов.
Отметка «3»:
-
допущены неточности и 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;
-
при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые;
-
допущены ошибки (1-2) в оформлении наблюдений и выводов.
Отметка»2»:
-
допущены ошибки (3-4) в проведении наблюдений по заданию учителя;
-
неправильно выделены признаки наблюдаемого объекта (процесса);
-
допущены ошибки (3-4) в оформлении наблюдений и выводов.
Протокол заседания
методического объединения
МБОУ Туроверо-Россошанской ООШ
от .08. 2015 г. № 1
___________ Будкова О.В.. подпись руководителя МО
Заместитель директора по УВР
____________ Т.И. Тимошенко подпись ФИО
28.08.2015 г. дата