• Преподавателю
  • Биология
  • Обобщение опыта работы в методобъединении етественно-научного цикла по теме: Применение инновационных технологий в преподавании биологии

Обобщение опыта работы в методобъединении етественно-научного цикла по теме: Применение инновационных технологий в преподавании биологии

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обобщение опыта работы по теме: Применение инновационных технологии в преподавании биологии»

За 26 лет работы в школе я пробовала разные методики: работала по системе Шаталова, использовала опорные конспекты, разрабатывала лекции и семинарские занятия, уроки - практикумы, семинары и уроки обобщения знаний. В результате - накопила опыт работы, очень необходимый и важный.

Сегодня в преподавании биологии применяются определенные технологии обучения, многие из которых направлены на развитие умений ставить цели, планировать результат своей деятельности, осуществлять информационный поиск и извлекать информацию из различных источников, использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности.

Я хотела бы остановиться на тех технологиях, элементы которых я использую в своей практике: технология личностно-ориентированного обучения; технология проблемного обучения; технология диалогового обучения; проектная технология, т. е. вовлечение учащихся в творческую и исследовательскую деятельность; технология обучения через сотрудничество, т. е. создание на уроках психологического комфорта; информационно-компьютерные технологии, без которых сегодня невозможно представить нашу работу, технология развития критического мышления.

Не могу сказать, что отдаю предпочтение какой-то одной технологии. Считаю, что нужно использовать то, что соответствует уровню развития детей, материально-технической базе и требованиям урока. Использую на уроках только то, что помогает решать задачи учебно-воспитательного процесса. Стараюсь, чтобы учебная деятельность основывалась на сопереживании, сотрудничестве, соучастии, сотворчестве. Использование коммуникативной методики, проектно - исследовательской деятельности на уроке, обучения в сотрудничестве, активных форм работы, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс повышает мотивацию к изучению биологии.

Дети каждый по своему индивидуальны им дарована от природы талант, склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Важно так организовать учебную работу, чтобы учащиеся ненавязчиво усваивали процедуру исследования: можно сделать акцент на значимость ожидаемых результатов, предложить оригинальное или неожиданно сформулированное учебное задание. В своей практике, я стараюсь предложить детям младшего возраста занимательное проблемное задание, которое при дальнейшей работе оказывается несложным, но интересным. Часто включаю проектную деятельность в обычный урок. Такие задания стимулируют учащихся к проведению несложных обоснований, к поиску закономерностей. Это задания на распознавание и конструирование форм листовых пластинок, на работу с готовыми гербарными экземплярами, коллекциями и моделями органов растений, животных и человека. Например, в процессе изучения темы "Осенние явления в жизни растений" ребята с интересом собирают гербарии , которые впоследствии пригодятся им при изучении темы «Строение растений», "Лист", «Корень» Старшие школьники с интересом относятся к своему здоровью, поэтому настраиваю их на проведение исследовательских работы по изучению основных антропометрических данных у школьников разных возрастов, ребята делают выводы о влиянии биотических и абиотических факторов на здоровье и физическое состояние человека.

Полученные знания должны быть инструментом, ученик должен научиться с ними работать, значит применять, искать возможности использования, изменять, расширять и дополнять. С этой целью я применяю исследовательское обучение как в урочное, так и во внеурочное время

Учащиеся выходят на такой вид деятельности, как электронный проект. Ребята работают в сотрудничестве по поиску информации в сети Интернет, отбору и переработке материала, созданию компьютерных презентаций, они успешно осваивают не только компьютерные технологии выполнения проекта, но и умеют находить, анализировать, адаптировать информацию.

При работе над проектом я соблюдаю обязательно следующие условия:

- проект создается по инициативе учащихся и должен быть значимым для них ;

- решаемая с помощью проекта проблема и предполагаемые результаты должны иметь практическое (возможно, и теоретическое) значение;

- работа учащихся над проектом является самостоятельной и носит исследовательский характер;

- проект планируется и разрабатывается заранее, исходя из конкретных целей и задач, допускаются изменения в процессе своего осуществления.

Метод проектов позволяет создать условия, при которых школьники, с одной стороны, могут самостоятельно осваивать новые знания и способы действия, а с другой - применять на практике ранее приобретённые знания и умения. Это позволяет делать упор на творческое развитие личности.

Я выделяю следующие этапы работы ученика в проектной деятельности :

- определение темы, результата работы;

- разработка плана действий;

- подбор литературы, материала;

- составление плана проекта;

- конспектирование;

- консультации;

- рецензирование;

- презентация.

Каждый учитель и ведёт поиск оптимальных форм использования метода проектов непосредственно на уроках. Авторами создания электронных пособий, которые могут использоваться как источник дополнительного материала или как наглядное пособие в работе, становится учитель и его учащиеся, увлеченные предметом. Учащиеся выполнили компьютерные презентации выбрав темы для исследований : «Ткани»,«Бактерии», «Предупреждение заболеваний органов пищеварения», «Строение и работа сердца», «Кишечнополостные», «Вирусы- неклеточные формы жизни» и другие.

Метод исследования даёт возможность осуществлять максимальную самостоятельность и творческую активность учащихся. Обучение исследованию способствует формированию у учащихся методологической компетентности, так как умение прогнозировать явления и события чрезвычайно важно для овладения наукой. Учебные занятия, моделируемые по проектной технологии, позволяют использовать широкий спектр дидактических подходов: обучение в паре и группе, проблемное и частично-поисковое обучение, дискуссии т. д.

Мои ученики с удовольствием работают над докладами, сообщениями, рефератами, презентациями. Где они раскрывают свои творческие возможности, работают с первоисточниками, проводят наблюдения и эксперименты, нарабатывают знания, расширяют кругозор, учатся делать выводы. Такие формы работы требуют от учителя личностно - ориентированного подхода. Здесь приходится учитывать возраст учащихся, заинтересованность темой, умение проводить аналитическую работу, серьёзность отношения к порученному делу и др.

Ребята работают в сотрудничестве по поиску информации в сети Интернет, отбору и переработке материала, созданию компьютерных презентаций. Учащиеся при этом успешно осваивают не только компьютерные технологии выполнения проекта, но и умеют находить, анализировать, адаптировать информацию.


© 2010-2022