«Личностно-ориентированные подходы в обучении на уроках естественного цикла»

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Молотицкая средняя общеобразовательная школа»















«Личностно- ориентированные подходы в обучении на уроках естественного цикла»











Кузнецов С.Е. учитель химии

II квалификационная категория

Молотицы 2015г

Личностный подход в рамках предмета дидактики, включая цели, содержание образования, технологии обучения, учебную деятель­ность, эффективность учебного процесса наиболее полно и широко рассматривает В.В.Сериков и его школа (Е.А.Крюкова, С.В.Белова и др.), а также другие ученые (Е.В.Бондаревская, С.В. Кульневич, Т.В. Лавринова, Т.П. Лакоценина, В.И Лещинская, И.С. Якиманская).

И все они считают, что обучение учащихся на уроке должно осущест­вляться в рамках личностно ориентированного подхода. Этот подход в обучении относится к гуманистическому направлению в педагогике, основной принцип которого - упор на учение, а не на преподавание. В центре обучения находится сам обучаемый, его личностный рост, смыслы жизни и учения. Личность ребенка выступает не как средс­тво, а как цель; "в том смысле, что только саморазвитие ее эффек­тивно, результативно и - главное - естественно" [4].

В личностном подходе к обучению можно увидеть сущность обра­зовательной системы - ее цель, содержание. Цель понимается как создание условий для становления способностей, возможностей уча­щихся, развития культуры нравственного выбора, рефлексивных меха­низмов поведения, для определения и реализации своего "Я" в изб­ранной творческой сфере, формирования у учащихся готовности при­нимать ответственные решения - иными словами, для формирования способности человека быть личностью.

Ориентация на эту цель требует пересмотра содержания образо­вания. Содержанием образования должны стать не только предметные знания и умения, не только способы решения типовых предметных за­дач, но и способы, механизмы самоизменения, саморазвития учащих­ся, компетентности в различных видах деятельности.

Содержание образования обеспечивает предметный синтез двух типов опыта: предметного (он представлен образовательным стандар­том) и личностного, существующего лишь в деятельностной, "пережи­вательной", субъект-субъектной форме и выступающего в качестве "строительного материала" личностных функций индивида.

Чтобы личностная сфера "заговорила", образовательная среда должна ее востребовать. А для этого необходимо поставить школьни­ка в условия, когда он вынужден проявлять себя как личность - высказывать свое мнение, делать выбор, принимать решения. И тогда содержание образования (текст, вид деятельности, предмет и т.п.) вызовет личностную активность ученика. Под такими условиями пони­мается учебная ситуация.

Личностно ориентированная ситуация - один из центральных мо­ментов личностно ориентированного урока, механизм его реализации. И она раccчитана на то, чтобы затронуть личностные структуры соз­нания, личностный опыт школьника, поэтому в рамках личностно-ори­ентированной ситуации предлагаются вопросы и задания, обращенные к ученику лично, к его актуальным интересам. Личностно-ориентиро­ванная ситуация помогает так преобразовать процесс обучения, что­бы изучение учебного предмета не превратилось в зубрежку, а пос­тавило школьника в новые условия, требующие от него такого пове­дения, которое обеспечило бы его личностный рост.

Личностно-ориентированная ситуация для педагога- это дидак­тическое средство (инструмент), которое обеспечивает личност­но ориентированную направленность урока:

а) Свободное выражение творческих сил;

б) Актуализация личностного потенциала ученика, сил его са­моразвития (дать возможность проявиться как личности);

в) Стимулирование проявления личности ее функций в учебном процессе (деятельность, рефлексия).

Правильно созданная личностная ситуация оказывает влияние на формирование положительного отношения учащихся к изучению предме­та, на осознание школьником личностной значимости этого предмета, что в свою очередь позитивно влияет на формирование познаватель­ного интереса к учению.

Понимая личностно ориентированную ситуацию как совокупность условий и возможностей, обеспечивающих накопление опыта пережива­ния, сопоставление ценностей, поиск смысла, рефлексии, на уроке предоставляется "шанс состояться личности" [2,с.18]. Что может быть такими условиями, чтобы личность состоялась?

1. Наличие учителя как носителя личностного опыта, способно­го вступить в личностное взаимодействие с учеником.

2. Насыщение содержания учебного предмета человеческими цен­ностями, выходами в социальную, нравственную, духовную сферы.

3. Создание смыслового пространства для выбора, смыслотвор­чества, рефлексии, самореализации и предоставление ученику свобо­ды их осуществления.

4. Опора на мотивационные механизмы, задающие и стимулирую­щие необходимость переосмысления и перестройки субъектом своего сознания, деятельности и общения.

5. Сочетание когнитивной и личностной активности субъекта, обращенной на собственное "Я", свои ценности и смыслы, а также на диалогическое общение, взаимодействие с другими субъектами

Сравнительная таблица характеристик традиционного, развивающего и личностно ориентированного обучения




Характеристики

Система обучения

Традиционное обучение

Развивающее обучение

Личностно ориентированное обучение

Позиции учащихся

Объект обучения

Субъект обучения

Субъект обучения и собственного развития

Ключевое понятие

Предметная информация

Познавательная деятельность

Субъектный опыт

Основной образовательный источник

Учитель

Учебный предмет

Учебный предмет и процесс его освоения

Основная задача учителя

Передача предметной информации

Активизация познавательной деятельности

Организация деятельности учащихся над содержанием учебного предмета с целью обогащения их субъектного опыта

Результат, который может быть обеспечен

Личность, которая умеет работать с информацией

Личность, которая умеет познавать

Личность, которая умеет «познавать, делать, жить вместе»



Рассмотрим характеристики личностно ориентированного обучения на этапе актуализации знаний и изучения нового материала.

Ключевым понятием личностно ориентированного обучения является субъектный опыт учащихся, поэтому этап актуализации знаний связан с систематизацией и обобщением изученного, на этом этапе учитывается учебный опыт учащихся.

Можно сформулировать основные характеристики дея­тельности учителя:

1) выделяет в предметном материале основные цели и принципы, методы познания и обобщенные способы действий и выстраивает пред­метное содержание вокруг этих методологических ориентиров, чтобы каждое предметное знание "работало" на выделенные ориентиры;

2) подбирает дидактический материал, позволяющий ученику вы­бирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания (личностно-ориентированной ситуации);

3) обеспечивает личностно-значимую для учащегося постановку учебной задачи, вызывающую потребность ученика в новом - трудном, но и посильном;

4) организует поиск решения учебной задачи путем раскрытия субъектного опыта учащегося: в диалоге, ролевой игре, рефлексии, а не в вопросно-ответной форме, обеспечивая:

а) поиск идеи, гипотезы решения;

б) составление ориентировочной основы действий для решения;

в) максимальную самостоятельность учащегося (подсказка лишь после попыток самостоятельного решения проблемы);

г) привлечение учащегося к анализу этапов решения учебной задачи, стимулирование учащегося к высказываниям без боязни оши­биться, к использованию разных способов действий, привлечение к анализу собственных затруднений (рефлексия), поощрение нестан­дартных учебных действий;

д) научение приемам развития внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, творческим поисковым процедурам, работе с учебным текстом;

е) при повторении и закреплении научение способам смысловой обработки изучаемого, без злоупотребления отметками и с использо­ванием качественных оценок, причем оценка деятельности не только по конечному результату, но и по процессу достижения.

Задания на дом: разноуровневые, со свободным выбором уровня, с допущением альтернативы в познании, содержащие предметные и ме­тодические знания (на осмыслении методов и обобщенных способов действий) [3].

Аналогичным образом охарактеризуем деятельность ученика:

1) не фиксирует новую тему урока, а участвует в постановке новой учебной задачи, ее переопределении, в выявлении противоре­чия, проблемы; пытается вместе с учителем и другими учащимися вы­явить идею, гипотезу ее решения, свое видение проблемы; учитель при этом - ценный источник познания для ученика;

2) при объяснении учителя живо участвует репликами, вопроса­ми, мысленно ведет диалог с ним, критически осмысливая слова учи­теля;

3) учится в каждой учебной задаче выявлять метод решения, ход получения знания, учится отделять способ решения от результа­та;

4) выполняет задания дифференцированного типа, стремясь вы­делить обобщенные способы действий;

5) охотно анализирует свою учебную работу, свое психологи­ческое состояние, открыто демонстрирует свои "плюсы и минусы" [3].

Л и т е р а т у р а :

1. Зеленцова А.В. Роль учителя в проектировании содержания личностно-ориентированного образования //Гегярлт (Просвещение).-

1998. - N 1. - С. 17-21.

2. Кузнецова М.Е. Учитель и ученик в личностно-ориентиро­ванном образовательном процессе: концептуально-дидактический ас­пект

3. Лещинский В.И. Педтехнология личностной ориентации. - Воронеж: Изд.имени Е.А.Болковитинова, 2001.

4. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: раз­работка и использование /Под ред.Е.Н.Степанова. - М.: ТЦ "Сфера",

2003.

5. Малова И.Е., Руденкова Н.М. Как «увидеть» на уроке личностно ориентированное обучение?//Математика в школе. -2007. -№4.



© 2010-2022