- Преподавателю
- Биология
- «Личностно-ориентированные подходы в обучении на уроках естественного цикла»
«Личностно-ориентированные подходы в обучении на уроках естественного цикла»
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Kузнецов С.Е. |
Дата | 14.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МБОУ «Молотицкая средняя общеобразовательная школа»
«Личностно- ориентированные подходы в обучении на уроках естественного цикла»
Кузнецов С.Е. учитель химии
II квалификационная категория
Молотицы 2015г
Личностный подход в рамках предмета дидактики, включая цели, содержание образования, технологии обучения, учебную деятельность, эффективность учебного процесса наиболее полно и широко рассматривает В.В.Сериков и его школа (Е.А.Крюкова, С.В.Белова и др.), а также другие ученые (Е.В.Бондаревская, С.В. Кульневич, Т.В. Лавринова, Т.П. Лакоценина, В.И Лещинская, И.С. Якиманская).
И все они считают, что обучение учащихся на уроке должно осуществляться в рамках личностно ориентированного подхода. Этот подход в обучении относится к гуманистическому направлению в педагогике, основной принцип которого - упор на учение, а не на преподавание. В центре обучения находится сам обучаемый, его личностный рост, смыслы жизни и учения. Личность ребенка выступает не как средство, а как цель; "в том смысле, что только саморазвитие ее эффективно, результативно и - главное - естественно" [4].
В личностном подходе к обучению можно увидеть сущность образовательной системы - ее цель, содержание. Цель понимается как создание условий для становления способностей, возможностей учащихся, развития культуры нравственного выбора, рефлексивных механизмов поведения, для определения и реализации своего "Я" в избранной творческой сфере, формирования у учащихся готовности принимать ответственные решения - иными словами, для формирования способности человека быть личностью.
Ориентация на эту цель требует пересмотра содержания образования. Содержанием образования должны стать не только предметные знания и умения, не только способы решения типовых предметных задач, но и способы, механизмы самоизменения, саморазвития учащихся, компетентности в различных видах деятельности.
Содержание образования обеспечивает предметный синтез двух типов опыта: предметного (он представлен образовательным стандартом) и личностного, существующего лишь в деятельностной, "переживательной", субъект-субъектной форме и выступающего в качестве "строительного материала" личностных функций индивида.
Чтобы личностная сфера "заговорила", образовательная среда должна ее востребовать. А для этого необходимо поставить школьника в условия, когда он вынужден проявлять себя как личность - высказывать свое мнение, делать выбор, принимать решения. И тогда содержание образования (текст, вид деятельности, предмет и т.п.) вызовет личностную активность ученика. Под такими условиями понимается учебная ситуация.
Личностно ориентированная ситуация - один из центральных моментов личностно ориентированного урока, механизм его реализации. И она раccчитана на то, чтобы затронуть личностные структуры сознания, личностный опыт школьника, поэтому в рамках личностно-ориентированной ситуации предлагаются вопросы и задания, обращенные к ученику лично, к его актуальным интересам. Личностно-ориентированная ситуация помогает так преобразовать процесс обучения, чтобы изучение учебного предмета не превратилось в зубрежку, а поставило школьника в новые условия, требующие от него такого поведения, которое обеспечило бы его личностный рост.
Личностно-ориентированная ситуация для педагога- это дидактическое средство (инструмент), которое обеспечивает личностно ориентированную направленность урока:
а) Свободное выражение творческих сил;
б) Актуализация личностного потенциала ученика, сил его саморазвития (дать возможность проявиться как личности);
в) Стимулирование проявления личности ее функций в учебном процессе (деятельность, рефлексия).
Правильно созданная личностная ситуация оказывает влияние на формирование положительного отношения учащихся к изучению предмета, на осознание школьником личностной значимости этого предмета, что в свою очередь позитивно влияет на формирование познавательного интереса к учению.
Понимая личностно ориентированную ситуацию как совокупность условий и возможностей, обеспечивающих накопление опыта переживания, сопоставление ценностей, поиск смысла, рефлексии, на уроке предоставляется "шанс состояться личности" [2,с.18]. Что может быть такими условиями, чтобы личность состоялась?
1. Наличие учителя как носителя личностного опыта, способного вступить в личностное взаимодействие с учеником.
2. Насыщение содержания учебного предмета человеческими ценностями, выходами в социальную, нравственную, духовную сферы.
3. Создание смыслового пространства для выбора, смыслотворчества, рефлексии, самореализации и предоставление ученику свободы их осуществления.
4. Опора на мотивационные механизмы, задающие и стимулирующие необходимость переосмысления и перестройки субъектом своего сознания, деятельности и общения.
5. Сочетание когнитивной и личностной активности субъекта, обращенной на собственное "Я", свои ценности и смыслы, а также на диалогическое общение, взаимодействие с другими субъектами
Сравнительная таблица характеристик традиционного, развивающего и личностно ориентированного обучения
Характеристики
Система обучения
Традиционное обучение
Развивающее обучение
Личностно ориентированное обучение
Позиции учащихся
Объект обучения
Субъект обучения
Субъект обучения и собственного развития
Ключевое понятие
Предметная информация
Познавательная деятельность
Субъектный опыт
Основной образовательный источник
Учитель
Учебный предмет
Учебный предмет и процесс его освоения
Основная задача учителя
Передача предметной информации
Активизация познавательной деятельности
Организация деятельности учащихся над содержанием учебного предмета с целью обогащения их субъектного опыта
Результат, который может быть обеспечен
Личность, которая умеет работать с информацией
Личность, которая умеет познавать
Личность, которая умеет «познавать, делать, жить вместе»
Рассмотрим характеристики личностно ориентированного обучения на этапе актуализации знаний и изучения нового материала.
Ключевым понятием личностно ориентированного обучения является субъектный опыт учащихся, поэтому этап актуализации знаний связан с систематизацией и обобщением изученного, на этом этапе учитывается учебный опыт учащихся.
Можно сформулировать основные характеристики деятельности учителя:
1) выделяет в предметном материале основные цели и принципы, методы познания и обобщенные способы действий и выстраивает предметное содержание вокруг этих методологических ориентиров, чтобы каждое предметное знание "работало" на выделенные ориентиры;
2) подбирает дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания (личностно-ориентированной ситуации);
3) обеспечивает личностно-значимую для учащегося постановку учебной задачи, вызывающую потребность ученика в новом - трудном, но и посильном;
4) организует поиск решения учебной задачи путем раскрытия субъектного опыта учащегося: в диалоге, ролевой игре, рефлексии, а не в вопросно-ответной форме, обеспечивая:
а) поиск идеи, гипотезы решения;
б) составление ориентировочной основы действий для решения;
в) максимальную самостоятельность учащегося (подсказка лишь после попыток самостоятельного решения проблемы);
г) привлечение учащегося к анализу этапов решения учебной задачи, стимулирование учащегося к высказываниям без боязни ошибиться, к использованию разных способов действий, привлечение к анализу собственных затруднений (рефлексия), поощрение нестандартных учебных действий;
д) научение приемам развития внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, творческим поисковым процедурам, работе с учебным текстом;
е) при повторении и закреплении научение способам смысловой обработки изучаемого, без злоупотребления отметками и с использованием качественных оценок, причем оценка деятельности не только по конечному результату, но и по процессу достижения.
Задания на дом: разноуровневые, со свободным выбором уровня, с допущением альтернативы в познании, содержащие предметные и методические знания (на осмыслении методов и обобщенных способов действий) [3].
Аналогичным образом охарактеризуем деятельность ученика:
1) не фиксирует новую тему урока, а участвует в постановке новой учебной задачи, ее переопределении, в выявлении противоречия, проблемы; пытается вместе с учителем и другими учащимися выявить идею, гипотезу ее решения, свое видение проблемы; учитель при этом - ценный источник познания для ученика;
2) при объяснении учителя живо участвует репликами, вопросами, мысленно ведет диалог с ним, критически осмысливая слова учителя;
3) учится в каждой учебной задаче выявлять метод решения, ход получения знания, учится отделять способ решения от результата;
4) выполняет задания дифференцированного типа, стремясь выделить обобщенные способы действий;
5) охотно анализирует свою учебную работу, свое психологическое состояние, открыто демонстрирует свои "плюсы и минусы" [3].
Л и т е р а т у р а :
1. Зеленцова А.В. Роль учителя в проектировании содержания личностно-ориентированного образования //Гегярлт (Просвещение).-
1998. - N 1. - С. 17-21.
2. Кузнецова М.Е. Учитель и ученик в личностно-ориентированном образовательном процессе: концептуально-дидактический аспект
3. Лещинский В.И. Педтехнология личностной ориентации. - Воронеж: Изд.имени Е.А.Болковитинова, 2001.
4. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование /Под ред.Е.Н.Степанова. - М.: ТЦ "Сфера",
2003.
5. Малова И.Е., Руденкова Н.М. Как «увидеть» на уроке личностно ориентированное обучение?//Математика в школе. -2007. -№4.