Рабочая программа по биологии (базовый уровень) Биология 8 класс А. Г. Драгомилов, Р. Д. Маш

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки РФ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Согласовано:

Заместитель директора по УВР Гречановская Е.А.

_______/______________./

«___»__________20___г.

Утверждена

приказом директора школы ________/___________./

№ _______

от «__»________20__г.

«Средняя общеобразовательная школа №35» г.Брянска



Рабочая программа учебного предмета «Биология 8 класс », базовый уровень



Составлена Дорогинской А.М.

учителем биологии высшей

квалификационной категории

Брянск 2015

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Нормативно-правовые документы, на основании которых составлена рабочая программа.

Рабочая программа по биологии 8 класса со­ставлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012года № 273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

На основе Федерального компонента государс­твенного стандарта основного общего образо­вания.

Авторской программы для основного общего образования по биологии (базовый уровень): /Биология 8 класс А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш. - Москва, «Вентана-Граф», 2013 год. // Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. - М.: Вентана-Граф, 2010 стр 64-72.

Основные цели изучения курса биологии в 8 классе:

Изучение биологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:



  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, методах познания живой природы

  • овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственной жизни, культуры поведения в природе

  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни

Задачи раздела


  • обучения:

создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:

  1. обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека в соответствии со стандартов биологического образования через систему уроков и индивидуальные образовательные маршруты учеников


  1. продолжить формирование у школьников предметных умений: умения проводить биологические эксперименты и вести самонаблюдения, помогающие оценить степень своего здоровья и тренированности через лабораторные работы и систему особых домашних заданий

продолжить развивать у детей общеучебные умения: особенно у восьмиклассников умение конструировать проблемные вопросы и отвечать на них, кратко записывать основные мысли выступающего, составлять схемы по устному рассказу через систему разнообразных заданий

  • развития:

создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер: особое внимание обратить на развитие у восьмиклассников моторной памяти, мышления (умения устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы и делать выводы), способности осознавать познавательный процесс, побуждать жажду знаний, развивать стремление достигать поставленную цель через учебный материал уроков


  • воспитания:

способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей, формированию у школьников валеологической и коммуникативной компетентностей. Особое внимание уделить половому и гигиеническому воспитанию восьмиклассников в органичной связи с их нравственным воспитанием.

Преподавание ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекта, в который входят:

Учебник: «Биология. 8 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений». / А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш. - Москва, «Вентана-Граф», 2013 год.

Авторская программа: «Человек и его здоровье». Авторы: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. //«Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы». - М.: Вентана-Граф, 2010

Методические пособия для учителя:

Драгомилов АГ, Маш Р.д. Биология. Человек. 8 класс: Методическое пособие для учителя - М: Вентана-Граф, 2005;

Сухова ТА, Строганов В.И., Пономарева И.Н. Биология в основной школе: Программы. ­Вентана-Граф, 2005. - 72с.;

Электронные издания:

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии 8 класс. 20010



2. Содержание тем учебного курса

1. Организм человека. Общий обзор. ( 6 ч )

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, их методы. Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Роль гигиены и санитарии в борьбе за экологически чистую природную среду, условия быта и труда. Понятие о здоровом образе жизни. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни. Понимание здоровья как высшей ценности. Ответственность за своё здоровье и здоровье окружающих.

Биосоциальная природа человека. Морфологические, функциональные и экологические отличия человека от животных.

Части и полости тела. Топография внутренних органов. Бытовой язык и научная номенклатура. Уровни организации организма: клеточный, тканевый, органный, системный, организменный.

Клетка и её строение. Органоиды клетки.

Химический состав клетки. Неорганические и органические вещества. Жизнедеятельность клеток. Обмен веществ, ферменты. Процессы биосинтеза в рибосомах, процессы биологического окисления органических веществ с выделением энергии, завершающиеся в митохондриях. Деление клеток, рост, развитие, специализация. Свойства раздражимости и возбудимости.

Основные ткани животных и человека, их разновидности.

Органы, системы органов, организм.

Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью; сущность процессов обмена веществ, роста, возбудимости, деления клетки; сущность регуляции жизнедеятельности организма.

Знать понятия и называть: органоиды клетки, процессы жизнедеятельности клетки, ферменты; ткань, орган, система органов, рефлекс, рецептор, рефлекторная дуга.

Определять принадлежность биологического объекта «Человек разумный» к классу Млекопитающие, отряду Приматы.

Распознавать на таблицах и описывать основные органы и органоиды клетки; органы и системы органов человека;

Рассматривать готовые микропрепараты и описывать ткани человека; Устанавливать соответствие между строением тканей и выполняемыми функциями;

Использовать знания о методах изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий.

2. Нервная система. ( 4 ч )

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

Значение нервной системы, её строение и функции. Центральная и периферическая части нервной системы. Соматический и вегетативный отделы нервной системы.

Спинной мозг. Серое и белое вещество спинного мозга, центральный канал. Нервы и нервные узлы. Значение спинного мозга, его рефлекторная и проводящая функции.

Головной мозг. Серое и белое вещество, кора и ядра головного мозга. Отделы головного мозга, их строение и функции. Доли головного мозга и зоны коры больших полушарий. Роль лобных долей в организации произвольных действий. Речевые центры коры.

Знать понятие рефлекс; особенности нервной системы; принцип деятельности нервной системы; функции нервной системы.

Характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма; роль нервной системы и гормонов в организме; рол головного и спинного мозга в регуляции жизнедеятельности организма.

Различать функции соматической и вегетативной нервной системы.

Называть отделы нервной системы, их функции; подотделы вегетативной нервной системы, их функции;

Распознавать и описывать на таблицах основные отделы и органы нервной системы человека; основные части спинного и головного мозга;

Составлять схему рефлекторной дуги простого рефлекса.

3. Эндокринная система. ( 3 ч )

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

Железы внутренней, внешней и смешанной секреции. Эндокринная система. Свойства гормонов, их значение в регуляции работы органов на разных этапах возрастного развития. Взаимосвязь нервной и эндокринной систем. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Роль гормона поджелудочной железы инсулина в регуляции постоянства глюкозы в крови.

Знать особенности строения и работы желез эндокринной системы; желез внутренней секреции; железы внешней секреции; Характеризовать роль гормонов в обмене веществ, жизнедеятельности, росте, развитии и поведении организма.

Различать железы внешней и внутренней секреции; Распознавать и описывать на таблицах органы эндокринной системы; Называть заболевания, связанные с гипофункцией и гиперфункцией эндокринных желез. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье.

4. Опорно-двигательная система. ( 10 ч )

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

Компоненты опорно-двигательной системы (кости, мышцы, сухожилия), их значение. Соединение костей в скелете. Строение суставов. Состав и строение костей.

Основные отделы скелета. Строение позвонков, позвоночник, их функции. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы.

Мышцы, типы мышц, их строение и значение. Основные группы мышц. Работа мышц. Регуляция мышечных движений. Энергетика мышечных сокращений. Утомление, его причины. Предупреждение нарушений осанки и плоскостопия.

Развитие опорно-двигательной системы. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на формирование и развитие скелета. Последствия гиподинамии. Влияние тренировки на скелет и мышцы. Распределение физической нагрузки в течение дня. Ответственность за своё здоровье и здоровье окружающих.

Знать особенности строения скелета человека; мышц; функции опорно-двигательной системы; сущность работы мышц человека; Распознавать на таблицах основные части скелета человека; основные группы мышц человека; Устанавливать взаимосвязь: между строением и функциями костей, скелета; строением и функциями мышц; Называть особенности строения скелета и их частей; Использовать приобретенные знания и умения для: соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки; оказания первой помощи при травмах; для профилактики заболеваний опорно-двигательной системы; проведения наблюдений за соблюдением собственного здоровья.

5. Кровь и кровообращение. ( 9 ч )

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

Компоненты внутренней среды организма (кровь, тканевая жидкость, лимфа), их кругооборот и взаимосвязь. Состав крови, функции плазмы и форменных элементов. Артериальная и венозная кровь. Значение работ И.И. Мечникова для изучения процессов воспаления.

Функции лимфоцитов. Иммунитет. Органы иммунной системы. Иммунная реакция. Антигены и антитела. Клеточный и гуморальный иммунитет.

Роль болезнетворных микробов и вирусов в развитии инфекционных болезней. Работы Э.Дженнера и Л.Пастера. Понятие вакцины и лечебной сыворотки. Типы иммунитета. Тканевая совместимость и переливание крови. Основные факторы повседневной жизни, негативно влияющие на здоровье. Способы их нейтрализации. Индивидуальные особенности здоровья и способы предупреждения возможных заболеваний.

Строение сердца. Фазы сердечной деятельности. Кровеносные сосуды, их типы, особенности строения.

Большой и малый круги кровообращения. Лимфоотток. Движение крови по сосудам, его причины. Пульс. Артериальное давление, способы его измерения. Гипотония и гипертония, их причины. Изменения при инфаркте миокарда. Регуляция работы сердца и сосудов (нервная и гуморальная). Автоматизм сердечной деятельности. Влияние мышечной нагрузки на сердце и сосуды. Значение тренировки сердца. Функциональные сердечно-сосудистые пробы как средство личного самоконтроля.

Первая помощь при кровотечениях различного типа.

Знать признаки биологических объектов:

составляющие внутренней среды организма; форменные элементы крови, составляющие плазмы;

органы кровеносной системы (строение сердца и сосудов), органы лимфатической системы и их функции;

Характеризовать сущность биологического процесса свертывания крови; транспорта веществ; сущность большого и малого кругов кровообращения; регуляции жизнедеятельности организма; автоматизма сердечной мышцы.

Давать определение понятиям: иммунитета аорта, артерии вены, капилляры.

Сравнивать кровь человека и лягушки и делать выводы на основе их сравнения;

Называть виды иммунитета, особенности строения сердца, свою группу крови, резус-фактор;

Объяснять появление иммунитета у человека; роль гормонов в организме;

Анализировать и оценивать факторы риска для здоровья;

Распознавать и описывать на таблицах: систему органов кровообращения; органы кровеносной системы; систему лимфообращения; органы лимфатической системы;

Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма; профилактики вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); для оказания первой мед.помощи при травмах;

6. Дыхательная система. ( 5 ч )

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Газообмен в лёгких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхательных движений. Защитные рефлексы. Гуморальная регуляция дыхания.

Болезни органов дыхания, их профилактика. Флюорография как средство ранней диагностики лёгочных заболеваний.

Гигиена дыхания. Значение чистого воздуха для здоровья человека. Защита воздуха от загрязнений. Понятие о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в воздухе. Курение как фактор риска. Борьба с пылью. Экологическое состояние территории проживания и здоровье местного населения. Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды. Укрепление органов дыхания. Жизненная ёмкость лёгких, её измерение и зависимость от уровня тренированности человека. Дыхательная гимнастика.

Первая помощь при поражении органов дыхания. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

Знать особенности строения дыхательной системы;

Характеризовать сущность биологического процесса дыхания; регуляции жизнедеятельности организма.

Распознавать и описывать на таблицах основные органы дыхательной системы человека;

Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма, для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, вредных привычек; для оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье; Объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды.

7. Пищеварительная система. ( 7 ч )

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Значение питания. Пищевые продукты и питательные вещества. Пища как важный экологический фактор здоровья. Экологическая чистота пищевых продуктов.

Значение пищеварения. Система пищеварительных органов: пищеварительный тракт, пищеварительные железы.

Пищеварение в ротовой полости. Строение и функции зубов. Роль слюны в переваривании пищи. Глотание, его рефлекторная основа. Пищеварение в желудке, состав желудочного сока. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке, роль желчи и сока поджелудочной железы. Конечные продукты переваривания питательных веществ. Всасывание. Строение и функции ворсинок. Роль толстого кишечника в пищеварении.

Наиболее опасные болезни органов пищеварительной системы.

Регуляция пищеварения. Голод и насыщение. Безусловные и условные рефлексы в процессе пищеварения, их торможение.

Питание и здоровье. Национально-культурные традиции питания населения региона. Зависимость традиций питания от места проживания и культуры народа. Методы профилактики заболеваний, наиболее распространённых для подросткового возраста. Инфекционные болезни органов пищеварения, их возбудители и переносчики, меры профилактики. Пищевые отравления. Меры первой помощи.

Знать особенности строения пищеварительной системы; органы пищеварительной системы; понятия: фермент, рефлекс, безусловный рефлекс, условный рефлекс.

Характеризовать сущность процессов питания; пищеварения; роль ферментов в пищеварении; сущность регуляции пищеварения.

Называть питательные вещества и пищевые продукты, в которых они находятся; органы пищеварительной системы;

Объяснять роль питательных веществ в организме;

Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма; для соблюдения мер профилактики заболеваний органов пищеварения; профилактики вредных привычек; оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями.

Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы;

Анализировать и оценивать факты риска для здоровья.

8. Обмен веществ и энергии. Витамины. ( 4 ч )

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Значение питательных веществ для восстановления структур, их роста и энергообразования.

Обменные процессы в организме. Стадии обмена: подготовительная, клеточная и заключительная. Пластический и энергетический обмен. Нормы питания, их связь с энергетическими тратами организма. Энергоёмкость питательных веществ. Определение норм питания. Национально-культурные традиции питания населения региона. Зависимость традиций питания от места проживания и культуры народа.

Витамины, их связь с ферментами и другими биологически активными веществами. Авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы, их признаки. Сохранение витаминов в пище. Водо- и жирорастворимые витамины.

Знать понятия: обмен веществ, пластический обмен, энергетический обмен, витамины;

Характеризовать: сущность обмена веществ и превращения энергии в организме; обмен веществ как основу жизнедеятельности организма человека; роль витаминов в организме, их влияние на организм;

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ; для рациональной организации труда и отдыха, для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, а также др. заболеваний, связанных с недостатков витаминов в организме.

9. Мочевыделительная система. ( 2 ч )

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Значение выделения. Пути удаления продуктов обмена из организма. Органы мочевыделения. Строение почки. Нефроны, их функции. Роль почек в поддержании гомеостаза внутренней среды. Регуляция работы почек.

Предупреждение заболеваний почек. Нарушения диеты и экологическая загрязнённость и пищевых продуктов как причина заболеваний почек. Вред спиртных напитков. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Методы профилактики заболеваний, наиболее распространённых для подросткового возраста.

Значение воды и минеральных веществ для организма. Режим питья.

Знать особенности строения органов мочевыделительной системы, др. системы, участвующие в удалении продуктов обмена;

Характеризовать сущность биологического процесса выделения и его роль в обмене веществ.

Распознавать и описывать на таблицах основные органы выделительной системы человека.

Использовать приобретенные знания для: соблюдения мер профилактики заболеваний выделительной системы; профилактики вредных привычек.

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье.

10. Кожа. ( 2 ч )

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Барьерная роль кожи. Строение кожи. Потовые и сальные железы. Придатки кожи: волосы и ногти. Типы кожи. Уход за кожей.

Нарушения кожных покровов и повреждения кожи. Причины кожных болезней. Методы профилактики наиболее распространённых для подросткового возраста заболеваний кожи. Травмы кожи. Первая помощь при травмах кожи.

Роль кожи в терморегуляции. Адаптация человека к холодному и жаркому климату. Закаливание. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе. Теплообразование и теплопередача, их регуляция. Гигиена одежды.

Знать особенности строения кожи человека.

Характеризовать роль кожи в обмене веществ и жизнедеятельности организма.

Распознавать и описывать на таблицах структурные компоненты кожи;

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний кожи; вредных привычек; оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях.

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье.

11. Органы чувств. Анализаторы. ( 5 ч )

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Понятие об органах чувств и анализаторах. Свойства анализаторов, их значение и взаимосвязь.

Орган зрения. Строение и функции глаза. Зрительный анализатор. Роль коры больших полушарий головного мозга в распознавании зрительных образов.

Заболевания и повреждения глаз. Гигиена зрения. Первая помощь при повреждении глаз. Экология ландшафта и зрительный комфорт.

Орган слуха и слуховой анализатор. Его значение. Строение и функции наружного, среднего, внутреннего уха. Части слухового анализатора. Роль коры больших полушарий в распознавании звуков. Центры речи. Гигиена слуха. Борьба с шумом. Болезни органов слуха и их предупреждение. Методы профилактики наиболее распространённых для подросткового возраста заболеваний. Основные факторы повседневной жизни, негативно влияющие на здоровье, способы их нейтрализации.

Органы равновесия: вестибулярный аппарат, его строение и функции. Органы осязания, вкуса, обоняния и их анализаторы. Роль мышечного чувства. Взаимодействие анализаторов.

Знать понятия: орган чувств, рецептор, анализатор; строение анализаторов и их функции.

Характеризовать роль органов чувств и анализаторов в жизни человека.

Объяснять результаты наблюдений;

Распознавать и описывать на таблицах основные органы зрения и зрительного анализатора, слухового анализатора.

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье; влияние собственных поступков на здоровье.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний органов чувств; профилактики вредных привычек.

12. Поведение и психика. ( 5 ч )

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Врождённые формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые формы поведения.

Закономерности работы головного мозга. Работы И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского по изучению закономерностей работы головного мозга. Безусловное и условное торможение. Явление доминанты.

Биологические ритмы. Сон и его значение. Фазы сна.

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь, сознание и трудовая деятельность. Деятельность человека - глобальный экологический фактор. Охрана окружающей среды как важное условие сохранения жизни на Земле.

Познавательные процессы человека: ощущения, восприятия, память, воображение, мышление.

Волевые процессы. Качества воли. Внушаемость и негативизм. Основные виды зависимостей. Ценность свободы от любого вида зависимостей.

Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния, эмоциональные отношения. Их зарождение, развитие, угасание и переключение.

Работоспособность. Режим дня. Стресс и его воздействие на здоровье человека. Способы выхода из стрессовой ситуации.

Знать понятия: рефлексы условные и безусловные; утомление.

Характеризовать особенности работы головного мозга; биологическое значение условных и безусловных рефлексов;

Сущность регуляции жизнедеятельности организма; особенности высшей нервной деятельности и поведения человека.

Использовать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; организацией учебной деятельности (формирование ЗУН)

Называть особенности высшей нервной деятельности и поведения человека.

Анализировать и оценивать влияние факторов риска (стресса, переутомления) для здоровья.

13. Индивидуальное развитие человека. ( 2 ч )

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Половые и возрастные особенности человека. Половые хромосомы. Роль биологических и социальных факторов в развитии человека.

Женская половая система. Мужская половая система.

Половое созревание юношей и девушек. Биологическая и социальная зрелость. Особенности полового созревания мальчиков и девочек в подростковом возрасте. Физиологическое и психологическое регулирование процессов, сопровождающих процессы полового созревания.

Планирование семьи. Охрана материнства и детства.

Беременность. Внутриутробное развитие организма. Оплодотворение. Первые стадии зародышевого развития. Формирование плода. Созревание плода. Роды. Уход за новорожденным.

Развитие после рождения. Периоды жизни человека. Биологический и календарный возраст.

Наследственные и врождённые заболевания. Болезни, передающиеся половым путём. Вредное влияние на организм курения, алкоголя, наркотиков. Здоровье и трудоспособность человека в разные периоды его жизни. Основные характеристики и нормы здорового образа жизни и эффективные способы его сохранения.

Знать особенности мужской и женской половой систем; сущность процессов размножения и развития человека; понятия: размножение, оплодотворение.

Объяснять причины наследственности; причины проявления наследственных заболеваний; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды;

Называть особенности строения женской и мужской половой систем; психологические особенности личности.

Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на здоровье;

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции; профилактики вредных привычек; рациональной организации труда и отдыха; соблюдения правил поведения в окружающей среде.







3. Календарно - тематический план.

Тема урока

Дата

Кол-во часов

Требования к уровню подготовки

Знать

Уметь

Введение. Организм человека. Общий обзор. (6)7


1.

1. Введение. Биосоциальная природа человека

Биологическая природа и социальная сущность человека. Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология

Использовать знания о методах изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

2.

2. Наука об организме человека

Методы изучения организма человека: опыт, рентген, УЗИ, моделирование и др.; их значение и использование в собственной жизни. Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья.

Использовать знания о методах изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

3.

3. Структура тела. Место человека в живой природе.

Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.

Сравнивать человека представителями класса Млекопитающие и отряда Приматы и делать вывод на основе сравнения.

4.

4. Клетка: строение, химический состав, жизнедеятельность. Л/р №1 «Действие фермента каталазы на пероксид водорода»

Клеточное строение организма человека. Строение и процессы жизнедеятельности организма (обмен веществ, биосинтез, биологическое окисление), их значение. Рост и развитие, возбудимость. Роль ферментов в обмене веществ клетки.

Распознавать на таблицах и описывать основные органоиды клетки Сравнивать клетки растений, животных и человека.

5.

5. Ткани. Л/р №2 «Клетки и ткани под микроскопом»


Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные (костная, хрящевая, жировая, кровь), мышечные (гладкая, поперечнополосатая, сердечная), нервная. Нейрон: тело, дендриты, аксон. Межклеточное вещество.

Изучать микроскопическое строение тканей. Рассматривать готовые препараты и описывать ткани человека. Сравнивать ткани человека и делать выводы на основе их сравнения. Устанавливать соответствие между строением тканей и выполняемыми функциями. Использовать знания о методах изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

6.

6. Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция.

Строение и процессы жизнедеятельности организма человека. Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга: чувствительные, вставочные, исполнительные нейроны. Рецепторы. Нервная регуляция. Гормоны. Гормональная регуляция. Органы и системы органов.

Называть органы и системы органов человека. Распознавать на таблицах и описывать органы и системы органов человека. Характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма.

7.

7. Контроль знаний по теме «Общий обзор организма»


Опорно-двигательная система (8) 8


8.

1. Скелет. Строение, состав и соединение костей. Л/р №3 «Строение костной ткани» Л/р №4 «Состав костей»

Опора и движение. Строение и функции опорно-двигательной системы. Строение опорной системы: скелет, кости (длинные, короткие, плоские), хрящи, связки. Строение кости: компактное вещество, губчатое вещество, надкостница, костные клетки, костные пластинки, костные канальцы. Соединения костей (неподвижные, полуподвижные, подвижные). Строение сустава: суставная головка, суставная впадина, связки, суставной хрящ, суставная сумка. Суставная жидкость.

Распознавать на таблицах основные части скелета человека.

Устанавливать взаимосвязь:

-между строением и функциями костей

-между строением и функциями скелета

9.

2. Скелет головы и скелет туловища.

Строение и функции опорной системы. Скелет головы: отделы черепа (мозговой, лицевой), кости черепа (височная, затылочная, теменная, лобная, скуловая, верхнее- и нижнечелюстная). Скелет туловища. Позвоночник (отделы позвоночника: шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчиковый), грудная клетка (ребра, грудина).Приспособление скелета человека к прямохождению и трудовой деятельности. Особенности скелета, связанные с развитием мозга и речи.

Распознавать на таблицах основные части скелета головы и туловища человека.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями скелета.

10.

3. Скелет конечностей

П.р. № 2. «. Функции костей предплечья при повороте кисти».

Строение и функции опорной системы. Скелет поясов: плечевой (ключицы, лопатки), тазовый пояс и свободных конечностей. Скелет верхних конечностей(плечо: плечевая кость; предплечье: локтевая и лучевая; кисть: запястье, пясть, фаланги пальцев) и нижней (бедро: бедренная; голень: малоберцовая и большеберцовая; стопа: предплюсна, плюсна, фаланги пальцев). Приспособление к прямохождению .

Распознавать на таблицах основные части скелета поясов и свободных конечностей.

Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями скелета.

11.

4. Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.

Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи при травмах ОДС.

Травмы: переломы, вывихи, растяжения связок.

Использовать приобретенные знания и умения для: -соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки. -оказания первой помощи при травмах.

12.

5. Мышцы. человека Л. Р№ « Просмотр микропрепаратов»


Строение двигательной системы. Обзор основных мышц человека: гладкие и скелетные, жевательные и мимические мышцы головы. Мышцы туловища и конечностей. Дыхательные мышцы (межреберные, диафрагма). Сухожилия.

Распознавать на таблицах основные группы мышц человека.

13.

6. Работа мышц. П.р «Утомление при статической и динамической работе».

Динамическая и статическая работа мышц. Энергетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями мышц.

14.

7. Нарушение осанки и плоскостопие.

П.р. № 3. «Определение нарушений осанки и плоскостопия».

Осанка. Признаки хорошей осанки. Нарушение правильной осанки. Плоскостопие. Коррекция. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника.

Использовать приобретенные знания для: -проведения наблюдений за состоянием собственного организм -соблюдение мер профилактики нарушения осанки.

15.

8. Развитие опорно-двигательной системы. Контроль знаний по теме «Опорно-двигательная система»

Укрепление здоровья: двигательная активность. Соблюдение правил ЗОЖ. Развитие ОДС : роль зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитии организма.

Использовать приобретенные знания и умения для профилактики заболеваний ОДС. Находить биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий на с.66-67.

Кровь и кровообращение (9)10


16.

1. Внутренняя среда. Значение крови и ее состав. Л/р № 5 «Сравнение крови человека с кровью лягушки

Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость и лимфа. Кровь и ее функции. Плазма крови, клетки крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты). Свертывание крови.

Сравнивать кровь человека и лягушки и делать выводы на основе их сравнения. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями крови.

17.

2. Иммунитет.

Тканевая совместимость и переливание крови.

Иммунитет. Иммунная система человека (костный мозг, тимус, лимфатические узлы, селезенка, лимфоидная ткань). Антигены и антитела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммунитет. Вакцинация. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета (активный и пассивный, естественный и искусственный).

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики СПИДа, инфекционных заболеваний.

18.

3. Тканевая совместимость и переливание крови.


Группы крови. Переливание крови. Групповая совместимость крови, групповая совместимость тканей. Резус-фактор.

Находить в различных источниках биологическую информацию по проблеме пересадки органов и тканей, об использовании донорской крови.

19.

4. Строение и работа сердца. Круги кровообращения.


Кровеносная система. Сердце и кровеносные сосуды. Строение (предсердия, желудочки, створчатые и полулунные клапаны) и функции сердца (фазы сердечной деятельности). Транспорт веществ. Кровеносные сосуды: аорта, артерии, капилляры. Вены. Большой и малый круги кровообращения. Значение кровообращения.

Распознавать и описывать на таблицах: -систему органов кровообращения -органы кровеносной системы

Характеризовать: -сущность биологического процесса - транспорта веществ -сущность кругов кровообращения.

20.

5. Движение лимфы. П.р. № 4. «Кислородное голодание


Лимфатическая система. Лимфа, лимфатические капилляры, сосуды, грудной проток, лимфатические узлы. Отток лимфы. Функции лимфоузлов. Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической системы.

Устанавливать взаимосвязь между кровеносной и лимфатической системой.

21.

6. Движение крови по сосудам. П.р. № 5. «Пульс и движение крови. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа большого пальца руки».

Кровеносная система. Давление крови на стенки сосудов. Измерение АД. АД : верхнее и нижнее. Пульс. ЧСС. Перераспределение крови в организме.

Указывать причины движения крови по сосудам.

22.

7. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов.

Нейрогуморальная регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной мышцы. Гуморальная регуляция.

Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

23.

8. Предупреждения заболеваний сердечно-сосудистой системы.

П.р. № 7. «Функциональная сердечно-сосудистая проба».

СС заболевания, причины и предупреждения (гипертония, гипотония, инсульт, инфаркт). Пульс. ЧСС. Функциональная проба. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно - гигиенических норм и правил ЗОЖ. Вредные привычки.

объяснять отрицательное воздействие вредных привычек, Использовать приобретенные знания для -проведения наблюдений за состоянием собственного организма -профилактика вредных привычек

24.

9. Первая помощь при кровотечениях.

Кровотечения: капиллярное, артериальное, венозное. Жгут. Закрутка. Давящая повязка.

Использовать приобретенные знания для оказания первой помощи при травмах (повреждение сосудов)

25.

10. Урок-зачет по теме ««Кровь и кровообращение».


Дыхательная система (5)5


26.

1. Значение дыхания. Органы дыхания.


Дыхание. Система органов дыхания (верхние дыхательные пути, гортань, трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы) и ее роль в обмене веществ. Легкие, плевра, плевральная полость. Связь с кровеносной системой.

Называть особенности строения организма человека - органы дыхательной системы. Распознавать и описывать на таблицах органы дыхания. Характеризовать сущность биологического процесса дыхания

27.

2. Строение легких Газообмен в легких и тканях. Л/р №6. «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха»

Обмен газов в легких и тканях. Механизм вдоха и выдоха. Дыхательные движения.

Характеризовать сущность биологического процесса дыхания и транспорт веществ.

Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного здоровья.

28.

3. Дыхательные движения.Регуляция дыхания. Л/р №7. «Дыхательные движения. Модель Дондерса».

Дыхательный центр продолговатого мозга. Высшие дыхательные центры коры больших полушарий головного мозга. Рефлекторная регуляция дыхания. Гуморальная регуляция дыхания. Защитный рефлекс (чихание и кашель).

Характеризовать типы и сущность регуляции биологического процесса дыхания. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного здоровья.

29.

4. Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена органов дыхания. П.р. № 9. «Определение запылённости воздуха в зимнее время».


Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровье. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.

Называть заболевания органов дыхания. Грипп, туберкулез легких, рак легких.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, вредных привычек; для оказания первой помощи при отравлении СО, спасении утопающего. Объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье.

30.

5. Первая помощь при поражении органов дыхания.

Урок-зачет по теме «Дыхательная система»

Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасение утопающего

Объяснять отрицательное воздействие вредных привычек, оказывать первую помощь при несчастных случаях, соблюдать правила личной и общественной гигиены.

Пищеварительная система (7)7


31.

1. Значение и состав пищи.

Питание. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, вода. Пища как биологическая основа жизни

Называть питательные вещества и пищевые продукты, в которых они находятся. Объяснять роль питательных веществ в организме. Характеризовать сущность процесса питания.

32.

2. Органы пищеварения.

Строение и функции пищеварительной системы. Органы пищеварения: пищеварительный канал (ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник) и пищеварительные железы (слюнные, железы желудка и кишечника, поджелудочная железа, печень).

Называть особенности строения организма человека - органы пищеварительной системы. Распознавать и описывать на таблицах органы пищеварительной системы Характеризовать сущность биологического процесса пищеварения.

33.

3. Зубы.

Зуб, его строение. Резцы. Клыки. Коренные зубы. Выпадающие (молочные) и постоянные зубы. Кариес.

Распознавать и описывать формы и функции различных зубов. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного здоровья.

34.

4. Пищеварение в ротовой полости и в желудке. Л/р №8. «Действие ферментов слюны на крахмал».

Л/р №9. «Действие ферментов желудочного сока на белки».

Пищеварительные железы. Пищеварение в ротовой полости. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварительные ферменты ротовой полости: слюна, птиалин, мальтаза, крахмал, глюкоза. Нейрогуморальная регуляция пищеварения. Пищеварение в желудке. Желудок, слои желудка. Пищеварительные ферменты желудка: желудочный сок, пепсин.

Давать определение понятиям: фермент, рефлекс, безусловный и условный рефлексы. Распознавать и описывать на таблицах органы пищеварительной системы. Характеризовать сущность биологического процесса пищеварения, роль ферментов в пищеварении.

35.

5. Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.


Строение и функции пищеварительной системы. Роль ферментов в пищеварении. Переваривание пищи в 12-персной кишке. Ферменты поджелудочной железы, роль печени в пищеварении. Всасывание питательных веществ. Строение и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс.

Давать определение понятиям: фермент. Распознавать и описывать на таблицах органы пищеварительной системы. Характеризовать сущность биологического процесса пищеварения, роль ферментов в пищеварении.

36.

6. Регуляция пищеварения. Гигиена питания.

Укрепление здоровья: рациональное питание, двигательная активность. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил ЗОЖ. Вредные и полезные привычки.

Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного здоровья. для соблюдения мер профилактики заболеваний органов ЖКТ. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.

37.

7. Заболевания органов пищеварения.

Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций. Симптомы аппендицита.

Обмен веществ и энергии. Витамины. (3)4


38.

1. Обменные процессы в организме. П.р. № 11. «Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки».

Обмен веществ и превращение энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма. Пластический и энергетический обмен.

Давать определение понятиям:

пластический и энергетический обмен.

Характеризовать сущность обмена веществ и превращение энергии в организме, обмен веществ как основу жизнедеятельности организма человека.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ.

39.

2. Нормы питания. Обмен белков, жиров и углеводов.


Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен. Определение норм питания.

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил ЗОЖ. Вредные и полезные привычки

Давать определение понятиям:

пластический и энергетический обмен.

Характеризовать сущность обмена веществ и превращение энергии в организме, обмен веществ как основу жизнедеятельности организма человека.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ.

40.

3. Витамины.

Витамины, их роль в организме. Суточная потребность организма в витаминах. Гипо- и гипервитаминозы А,В1,С,Д. Проявление авитаминозов («куриная слепота», бери - бери, цинга, рахит) и их предупреждение.

Называть основные группы витаминов и продукты, в которых они находятся.

Характеризовать роль витаминов в организме.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, связанных с недостатком витаминов.

41.

4. Повторение по темам «Пищеварительная система», «Обмен веществ. Витамины».


Мочевыделительная система (2)2


42.

1. Строение и работа почек.

Выделение. Мочевыделительная система. Роль органов выделения, их значение. Строение и функции почек. Нефрон - функциональная единица почки. Удаление мочи из организма.

Называть особенности строения организма человека - органы мочевыделительной системы.

Распознавать и описывать на таблицах органы мочевыделительной системы.

Характеризовать сущность биологического процесса выделения и его роль в обмене веществ.

43.

2. Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим.

Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил ЗОЖ. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний выделительной системы. Профилактика вредных привычек.

Кожа (3)2


44.

1. Кожа. Строение и значение кожи. П.р. № 12. «Определение жирности кожи с помощью бумажной салфетки».

Покровы тела. Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти. Уход за кожей, волосами, ногтями. Кожные рецепторы, потовые и сальные железы.

Называть особенности строения кожи человека, функции кожи.

Распознавать и описывать на таблицах структурные компоненты кожи.

45.

2. Роль кожи в терморегуляции.

Нарушение кожных покровов и повреждения кожи. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах.

Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция организма. Роль кожи в терморегуляции. Укрепление здоровья: закаливание, рациональное питание. Факторы риска: стрессы, переохлаждение.

Нарушения кожных покровов и их причины.

Характеризовать роль кожи в обмене веществ и жизнедеятельности организма.

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях.

Эндокринная система (2)2


46.

1. Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма

Эндокринная система. Железы внешней, внутренней и смешанной секреции, их строение и функции.

Различать железы внутренней и внешней секреции. Распознавать и описывать на таблицах органы эндокринной системы.

47.

2. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

Гормоны. Гормоны гипофиза (болезни связанные с гипофункцией (карликовость) и гиперфункцией (гигантизм) гипофиза; гормоны щитовидной железы (болезни: базедова болезнь, слизистый отек). Гормоны поджелудочной железы (инсулин, сахарный диабет). Гормоны надпочечников. Болезни, связанные с гипофункцией и гиперфункцией желез. Регуляция деятельности желез.

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье.

Нервная система (5)7


48.

1. Значение, строение и функционирование нервной системы. П.р. № 13. «Действие прямых и обратных связей».

Нервная система. Значение нервной системы. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Рефлекторный принцип деятельности нервной системы.

Распознавать и описывать на таблицах основные отделы и органы нервной системы. Составлять схему рефлекторной дуги простого рефлекса.

49.

2. Автономный (вегетативный) отдел нервной системы.

П.р. № 14. «Штриховое раздражение кожи».

Соматическая и вегетативная нервная система. Функция автономного отдела. Симпатический и парасимпатический подотделы. Нейрогормональная регуляция: взаимосвязь нервной и эндокринной систем

Различать функции соматической и вегетативной нервной системы. Характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма;

50.

3. Нейрогормональная регуляция.

Нейрогормональная регуляция: взаимосвязь нервной и эндокринной систем

51.

4. Спинной мозг.

Спинной мозг, строение и функции. Серое вещество и белое вещество спинного мозга. Рефлекторная и проводниковая функции. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.

Распознавать и описывать на таблицах основные части спинного мозга. Характеризовать роль спинного мозга в регуляции жизнедеятельности организма

52.

5. Головной мозг: строение и функции. 6. П.р. № 15. «Функции продолговатого, среднего мозга и мозжечка»

Головной мозг, строение и функции. Серое и белое вещество головного мозга. Продолговатый мозг. Мозжечок. Средний мозг. Промежуточный мозг: таламус и гипоталамус. Большие полушария головного мозга. Аналитико-синтетическая функция коры больших полушарий. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.

Называть особенности строения и отделы головного мозга а так же функции. Распознавать и описывать на таблицах основные части головного мозга.

Характеризовать роль головного мозга в регуляции жизнедеятельности организма.

53.

7. Закрепление знаний по темам «Нервная система. Эндокринная система»


Органы чувств. Анализаторы. (5)4


54.

1. Значение органов чувств. Орган зрения и зрительный анализатор.


Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Рецепторы, проводящие пути, чувствительные зоны коры больших полушарий. Орган зрения. Вспомогательный аппарат глаза (брови, веки, ресницы). Строение и функции оболочек глаза. Склера, роговица, сосудистая оболочка, радужка, зрачок. Сетчатка. Палочки и колбочки. Стекловидное тело . Зрительный нерв. И анализатор.

Давать определение понятиям орган чувств, рецептор, анализатор. Называть органы чувств человека, анализаторы; особенности строения органа зрения и зрительного анализатора. Характеризовать роль органов чувств и анализаторов в жизни человека; Распознавать и описывать на таблицах основные части органа зрения и зрительного анализатора.

55.

2. Заболевания и повреждения глаз.


Нарушения зрения, их профилактика. Заболевания и повреждения глаз, профилактика. Дальнозоркость, близорукость, проникающее ранение глаза. Гигиена зрения.

Называть заболевания органов зрения. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье; Использовать приобретенные знания дл: соблюдения мер профилактики заболеваний и повреждений органов зрения; профилактика вредных привычек

56.

3. Орган слуха и равновесия. П.р. № 17. «Проверка чувствительности вестибулярного аппарата».


Орган слуха. Строение и функции наружного, среднего, внутреннего уха. Улитка. Слуховой анализатор. Нарушения слуха, их профилактика. Гигиена слуха. Распространение инфекции по слуховой трубе в среднее ухо как осложнение ангины, гриппа, ОРЗ. Борьба с шумом. Вестибулярный аппарат-орган равновесия.

Называть особенности строения органа слуха и слухового анализатора. Распознавать и описывать на таблицах основные части органа слуха. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье; влияние собственных поступков на здоровье. Использовать приобретенные знания дл: соблюдения мер профилактики заболеваний и повреждений органов слуха

57.

4. Органы осязания, обоняния, вкуса.


Органы обоняния, осязания, вкуса, их анализаторы. Взаимосвязь ощущений - результат аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий.

Называть особенности строения органов обоняния, осязания, вкуса, их анализаторов. Распознавать и описывать на таблицах основные части органов обоняния, осязания, вкуса, их анализаторов. Характеризовать роль органов чувств и анализаторов.

Поведение и психика. (7) 5


58.

1. Врожденные и приобретенные формы поведения. П.р. № 19. «Перестройка динамического стереотипа: овладение навыком зеркального письма».

Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Безусловный и условный рефлексы, их биологическое значение.

Давать определение понятиям безусловный и условный рефлексы. Называть принцип работы нервной системы. Характеризовать -особенности работы головного мозга. -биологическое значение безусловный и условный рефлексы -сущность регуляции жизнедеятельности организма.

59.

2. Закономерности работы головного мозга.

Биологические ритмы. Сон и его значение.


Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Безусловный и условный рефлексы, их биологическое значение.

Биологические ритмы. Сон (фазы сна) и бодрствование, значение.

Давать определение понятиям безусловный и условный рефлексы Называть принцип работы нервной системы Характеризовать -особенности работы головного мозга. -биологическое значение безусловный и условный рефлексы -сущность регуляции жизнедеятельности организма -значение сна Использовать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха;

60.

3. Особенности ВНД. Познавательные процессы.


Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Речь. Роль трудовой деятельности и появлений речи и осознанных действий. Особенности мышления, его развитие. Память, виды.

Называть особенности ВНД Характеризовать особенности ВНД и поведения человека(речь, память, мышление), их значение. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма; организации учебной деятельности

61.

4. Воля и эмоции. Внимание. П.р. № 20. «Изучение внимания при разных условиях».

Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче информации. Эмоции. Физиологическая основа эмоций. Воля. Непроизвольное и произвольное внимание. Способы поддержания внимания.

Называть особенности ВНД Характеризовать особенности ВНД и поведения человека(речь, память, мышление), их значение знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма; организации учебной деятельности (формирование и сохранение знаний, умений, навыков).

62.

5. Работоспособность. Режим дня.

Изменение работоспособности, борьба с утомлением. Стадии работоспособности: врабатывание, устойчивая работоспособность, утомление. Организация отдыха на разных стадиях работоспособности. Режим дня. Факторы риска: стрессы, переутомление.

Давать определение понятию утомление. Анализировать и оценивать влияние факторов риска для здоровья. Использовать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Индивидуальное развитие человека. (5)4


63.

1. Половая система человека.

Мочеполовая система. Женская половая система. Развитие яйцеклетки в фолликуле, овуляция, менструация. Мужская половая система. Образование сперматозоидов. Поллюции. Гигиена промежности.

Называть особенности строения половой системы. Объяснять причины наследственности Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

64.

2. Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем.


Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Инфекции, передающиеся половым путем. (СПИД, сифилис, гонорея), их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика. Культура отношения к собственному здоровью.

Объяснять причины проявления наследственных заболеваний. Анализировать и оценивать влияние факторов окружающей среды на здоровье. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ- инфекции.

65.

3. Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения.


Размножение и развитие. Внутриутробное развитие организма. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Роль генетических знаний в планировании семьи. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил ЗОЖ..

Давать определение понятию размножение, оплодотворение. Характеризовать сущность процессов размножения и развития человека. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ- инфекции; профилактика вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания).

66.

4. О вреде наркогенных веществ. Личность и ее особенность.

Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил ЗОЖ.. Вредные и полезные привычки. Влияние наркогенных на здоровье и судьбу человека.

Психологические особенности личности: темперамент, характер, интересы, способности.

Называть психологические особенности личности Использовать приобретенные знания для профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания).

67.

Повторение по разделу «Анатомия, физиология и гигиена человека»


68.

Урок-зачёт по разделу «Анатомия, физиология и гигиена человека»


69-70.

Резерв учебного времени


4. Требования к уровню подготовки

В результате изучения биологии ученик должен: знать/понимать:

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;

  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

5. Перечень учебно-методического обеспечения.

  1. «Биология. 8 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений». / А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш. - Москва, «Вентана-Граф», 2013 год.

  2. «Человек и его здоровье». Авторы: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. //«Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы». - М.: Вентана-Граф, 2010

  3. Драгомилов АГ, Маш Р.д. Биология. Человек. 8 класс: Методическое пособие для учителя - М: Вентана-Граф, 2005;

  4. Сухова ТА, Строганов В.И., Пономарева И.Н. Биология в основной школе: Программы. ­Вентана-Граф, 2005. - 72с.;

  5. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание).

  6. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии 8 класс. 2010

Медиаресурсы

1С: Репетитор. Биология

http: // bio. 1 september. ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

bio. nature. ru - научные новости биологии

edios. ru - Эйдос - центр дистанционного образования

km. ru/ education - -Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

window.edu.ru/ Единое окно доступа к образовательным ресурсам

priroda.ru - Природа: национальный портал.

obi.img.ras.ru - База знаний по биологии человека. Учебник по молекулярной биологии человека, биохимии, физиологии, генной и белковой инженерии.

40

© 2010-2022