Рабочая программа 10 класс

Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

на заседании

педагогического совета Заместитель директора по УВР Директор школы

протокол № 1 от _____________/Симонова В.А../ _____________ /Жумалиев В.Р./

«28» августа 2015 г «29» августа 2015 г. «30» августа 2015 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по предмету «Биология»

( базовый уровень)

10 класс









Учитель: Подпорина И.В.












2015 г.


Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа разработана на основе:

Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

1.ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» №3266-1 ФЗ от 01.09. 2013 г.

2. Программа курса «Биология». 5-9 классы. Линия «Вектор»/ авт.- сост. Н.И. Романова. - М.: ООО «Русское слово», 2014 г. - (ФГОС. Инновационная школа).

3. Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

4. Приказ Минобразования России от 9 марта 2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 20. 08. 2008 г. № 241, от 30. 08. 2010 г. № 889, от 03. 06. 2011 г. № 1994, от 01. 02. 2012 г. № 74);

5. Приказ от 06. 10. 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 г. № 1241, от 22.09.2011 г. № 2357, от 18.12.2012г. № 1060);

6. Приказ от 17. 12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

7. Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 г. №189;

8. Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

9. Приказ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 г. № 1643, от18.05.2015 г. № 507)»;

10. Приказ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 г. № 1644)»;

11. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15);

12. Учебный план МБОУ «Мирошкинская СОШ» на 2015-2016 учебный год

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Общая характеристика учебного предмета:

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках - уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования.

Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи - отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы.

Цели обучения биологии:

- освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;

- находить и анализировать информацию о живых объектах;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации; воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем; использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.


Программное оснащение учебного плана:


Программы основного общего образования по биологии для 10 класса «Общая биология» автора В. Б .Захарова //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2010 г.



Учебно - методическое оснащение учебного плана:



Литература для учителя:

1. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин НИ. Общая биология: Учеб. для 10 - 11 кл. общеобразоат. Учеб. заведений - М.: Дрофа, 2002 г.

2. Реймерс Н. Ф. Краткий словарь биологических терминов: Кн. для учителя. - 2-е изд. М.: Просвещение,2008 г. - 368 с.

3. В. С. Кучменко. Программно-методические материалы: Биология. 2012 г.

4. В. К. Жуков. Биология: основы генетики. Менделизм. Уроки с использованием модульной технологии. 10 кл. - Волгоград: Учитель, 2008г.

5. Т. И. Чайка. Биология. 10 кл.: поурочные планы- Волгоград: Учитель, 2008г.


Литература для учащихся:

1. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин НИ. Общая биология: Учеб. для 10 - 11 кл. общеобразоат. Учеб. заведений - М.: Дрофа, 2002 г.

2. Каменский А.А, Общая биология. 10-11 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений- М: Дрофа, 2009 г.

3. Сухова Т.С., Козлова Т.А., Сонин Н.И. Общая биология. 10 - 11 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику / под ред. В.Б. Захарова. - М.: Дрофа, 2010 г.

4. Мамонтов С.Г. Биология: Пособие для поступающих в вузы. - М., 2011 г.

5.Биология: реальные тесты и ответы.- Сергиев Посад:ФОЛИО, 2012 г.


Место предмета в учебном плане:


Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения биологии в 10 классе из расчета 1 учебный час в неделю.

Количество плановых Лабораторных работ - 3 Контрольных работ - 3

Практических работ - 5 Тестов - 4

Зачетов - 1




Результаты обучения:


С целью достижения высоких результатов обучения в процессе реализации рабочей программы по курсу «Общая биология» использованы

Формы образования - урок изучения нового материала

- Урок обобщения и повторения

- Урок контроля знаний

- Практические и лабораторные работы

- Тесты




Виды и формы контроля:

Фронтальный, индивидуальный, тестовый, тематический, поурочный.


Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся:

Повторение, обобщение, систематизация, сравнение, анализ, рассказ учителя, пересказ, самостоятельная работа с учебником, раздаточным материалом, работа в парах, работа в группах, исследовательская деятельность.






























Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса

В результате изучения биологии ученик должен

Знать / понимать:

- методы познания живой природы, уровни организации живой материи, критерии живых систем;

- биологическую терминологию и символику;

- основные положения клеточной теории, строение клетки, вклад выдающихся учёных в развитие учения о клетке; названия органоидов и др. клеточных структур, их функции; химическую организацию клетки; сущность процессов энергетического и пластического обмена; неклеточные формы жизни, вирусы.

- сущность воспроизведения организмов, его значение; формы бесполого размножения, его эволюционное значение. Половое размножение; эволюционное значение полового размножения. Периоды образования половых клеток. Отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека;

- строение биологических объектов: видов, популяций.

- строение биологических объектов: биосферы. Учение В.И.Вернадского о биосфере; круговорот веществ и превращения энергии в биосфере;

- сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости, закон гомологических рядов Вавилова

- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

- Понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продовольствия.

Уметь:

- объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения, единство живой и неживой природы; сравнивать тела живой и неживой природы. Делать выводы на основе сравнения. Находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать.

- сравнивать биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы); строение биологических объектов: генов и хромосом.

- объяснять рисунки, схемы, представленные в учебнике, составлять схемы процессов, протекающих в клетке, иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур. Работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования

- Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики бактериальных и вирусных заболеваний.

- объяснять процесс мейоза и другие этапы образования половых клеток, используя схемы и рисунки из учебника; сущность бесполого и полового размножения. Сравнивать бесполое и половое размножение и делать выводы на основе их сравнения.

- описывать особей видов по морфологическому критерию;

- объяснять причины устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов, объяснять причины антропогенных изменений в экосистемах своей местности. Решать: элементарные задачи по экологии; изучать изменения в экосистемах на биологических моделях. Сравнивать: природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности.

- объяснять причины устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов.

- решать: элементарные задачи по генетике, составлять элементарные схемы скрещивания. Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков. Составлять простейшие родословные.





Учебно-тематическое планирование по биологии 10 класс


Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Виды контроля, измерители

Планируемые результаты освоения материала

Дом. задание

Дата проведения

План

Факт

Введение - 1 ч.

1

Введение. Биология - наука о жизни

1

Урок изучения нового материала

Вводная беседа



С.7-9



Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле - 6 ч.

2


Многообразие живого мира. Основные свойства живой материи

Уровни организации живой материи

Критерии живых систем



Тест № 1

«Биология как наука»

1


Урок изучения нового материала



Выполнение задания на стр.17-19;

Составление схемы

Давать определе-ния терминам

Знать значение подразделение на различные уровни организации для развития биологических наук

Характеризовать признаки и свойства человека на различных уровнях организации

Сравнивать сущность процес-сов обмена веществ в нежи-вой природе и метаболизма

Формулировать понятие «жизнь»

С.10-29



3

Возникновение жизни на Земле

Представления древних и средневековых философов. Работы Л.Пастера. Теории вечности жизни. Материалисти-ческие теории происхождения

жизни

1

Урок изучения нового материала



Давать определе-ния терминам

Знать основы и сущность жизни по мнению древ-негреческих философов

Называть смысл опытов Ф.Реди

Описывать опыты Л.Пастера

Иметь представ-ление о теории вечности жизни

С.30-37



4

Современные представления о возникновении жизни 39-47

Эволюция хими-ческих элементов в космическом пространстве. Образование планетных систем

1

Урок изучения нового материала



Давать определе-ния терминам

Приводить примеры реакций ядерного синтеза

Объяснять гипотезу Канта-Лапласа

Называть различия в химическом составе планет одной и той же звездной системы

С.39-47



5

Первичная ат-мосфера Земли и химические предпосылки возникновения жизни.

Источники энергии и возраст Земли. Условия среды на древней Земле

1

Комбинирован-ный урок



Перечислять космические и планетарные предпосылки возникновения жизни абиоген-ным путем на нашей планете

Называть значение имел восстановитель-ный характер первичной атмосферы для возникновения органических молекул из неорганических веществ на Земле

Описывать аппа-рат и методику проведения опытов С.Миллера и П.Юри

С.48-58



6


Теории происхождения протобиополи-меров

Эволюция протобионтов

1


Урок изучения нового материала




Давать определе-ние терминам

Знать каким образом в водах первичного океана могли распреде-ляться органич. молекулы, имею-щие гидофильные и гидрофобные свойства

Называть принцип разделе-ния раствора на фазы с высокой и низкой концентра-цией молекул

Объяснять как происходил отбор коацерватов в «первичном бульоне»

С.58-71



7

Начальные этапы биологической эволюции


Контр.работа № 1

1

Урок изучения нового материала



Знать сущность гипотезы возник-новения эукариот путем симбиогенеза

С.72-81



Учение о клетке - 4 ч.

8

Химическая организация клетки

Неорганические вещества, входя-щие в состав клетки

1

Урок изучения нового материала



Знать основные особенности хи-мического соста-ва воды и ее значение в живых организмах

Уметь показать виды и роль мине-ральных веществ в клетке и в организме

С.84-90



9

Органические вещества, входящией в состав клетки. Биологические полимеры - белки


Тест № 2

«Химическая организация клетки»

1

Комбинирован-ный урок



Знать уровни организации бел-ковой молекулы; значение белков в организме

Уметь показать связь строения биополимеров с выполняемыми функциями в организме

С.91-100



10

Органические молекулы - углеводы

Органические молекулы - жиры и липоиды



Контр.работа № 2

«Химическая организация клетки»

1


Комбинирован-ный урок




Знать и называть вещества, входящие в состав углеводов и липидов; класси-фикацию липидов и углеводов

Уметь показать взаимосвязь между строением углеводов и липидов и выпол-няемыми ими функциями в орга-

С.100=105









низме




11

Биологические полимеры - нуклеиновые кислоты

1

Комбинирован-ный урок



Знать сходство и различие ДНК и РНК. Виды и значение РНК в клетке

Уметь объяснять принцип компле-ментарности, обосновывать значение НК в организме

С.106-115



Метаболизм - основа существования живых организмов - 3 ч.

12

Анаболизм

Реализация наследственной информации - биосинтез белков

1

Урок изучения нового материала




С.118-125



13

Энергетический обмен - катаболизм

1

Урок изучения нового материала







14

Автотрофный тип обмена веществ

Тест № 3

«Обмен веществ»

1

Урок изучения нового материала




С.126-131



Строение и функции клеток - 6 ч.

15

Прокариоти-ческая клетка

1

Урок изучения нового материала




С.136-142



16

Эукариотическая клетка

Цитоплазма

Клеточное ядро

Лаб.работа № 1

«Клетки растений под микроскопом»

1


Урок изучения нового материала





С.142-166



17

Деление клеток

Лаб.работа № 2

«Особенности строения раст. и жив.клеток»

1

Урок изучения нового материала




С.167-176



18

Особенности строения растительной клетки


1

Урок изучения нового материала




С.176-178



19

Клеточная теория строения организмов


Практ.работа № 1

«Сравнение строения раст. и жив.клеток»


1

Урок изучения нового материала




С.179-181



20

Неклеточные формы жизни. Вирусы

Контр.работа № 3

«Строение и функции клеток»

1

Урок изучения нового материала




С.182-187



Размножение и развитие организмов - 1 ч.

21

Размножение организмов

Бесполое размножение

Половое размножение

1

Урок изучения нового материала




С.192-212



Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) - 4 ч.

22

Краткие исторические сведения. Эмбриональ-ный период развития

Дробление

Гаструляция

Органогенез

1

Урок изучения нового материала




С.216-227



23

Постэмбрио-нальный период развития

Лаб.работа № 3

«Выявление признаковсходства зародышей»

1

Урок изучения нового материала




С.228-234



24

Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков. Биогенетический закон

1

Урок изучения нового материала




С.235-238



25

Развитие орга-низмов и окружающая среда

1

Урок изучения нового материала




С.238-249



Основы генетики - 4 ч.

26

Основные понятия генетики.

Закономерности наследования признаков.

Практ.работа № 2

«Составление схем скрещивания»

1

Урок изучения нового материала




С.250-263



27

Законы Менделя

Практич.работа № 3

«Решение генетических задач»

1

Урок изучения нового материала




С.264-280



28

Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование генов

1

Урок изучения нового материала




С.281-290



29

Генотип как целостная система. Взаимо-действие генов.

Зачет № 1

«Генетика»

1

Урок изучения нового материала




С.291-300



Закономерности изменчивости - 1 ч.

30

Наследственная (генотипическая).Зависимость появления генов от условий среды.

Практ.работа № 4

«Выявление источников мутагенов в среде и их влияние»

1

Урок изучения нового материала




С.301-318



Основы селекции - 4 ч

31

Создание пород животных и сортов растений.

1

Урок изучения нового материала




С.319-325



32

Методы селекции растений и животных

Практ.работа №5

«Анализ и оценка исследований в биотехнологии»

1

Урок изучения нового материала




С.326-333



33

Селекция микроорганизм Достижения и основные направления современной селекции

1

Урок изучения нового материала




С.333-340



34

Итоговая контр.работа№4

За курс 10 класса

1





С.340





© 2010-2022