- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа 10 класс
Рабочая программа 10 класс
Раздел | Биология |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Подпорина И.В. |
Дата | 13.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании
педагогического совета Заместитель директора по УВР Директор школы
протокол № 1 от _____________/Симонова В.А../ _____________ /Жумалиев В.Р./
«28» августа 2015 г «29» августа 2015 г. «30» августа 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Биология»
( базовый уровень)
10 класс
Учитель: Подпорина И.В.
2015 г.
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа разработана на основе:
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
1.ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» №3266-1 ФЗ от 01.09. 2013 г.
2. Программа курса «Биология». 5-9 классы. Линия «Вектор»/ авт.- сост. Н.И. Романова. - М.: ООО «Русское слово», 2014 г. - (ФГОС. Инновационная школа).
3. Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
4. Приказ Минобразования России от 9 марта 2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 20. 08. 2008 г. № 241, от 30. 08. 2010 г. № 889, от 03. 06. 2011 г. № 1994, от 01. 02. 2012 г. № 74);
5. Приказ от 06. 10. 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 г. № 1241, от 22.09.2011 г. № 2357, от 18.12.2012г. № 1060);
6. Приказ от 17. 12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
7. Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 г. №189;
8. Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
9. Приказ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 г. № 1643, от18.05.2015 г. № 507)»;
10. Приказ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 г. № 1644)»;
11. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15);
12. Учебный план МБОУ «Мирошкинская СОШ» на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Общая характеристика учебного предмета:
Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках - уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования.
Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи - отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы.
Цели обучения биологии:
- освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;
- находить и анализировать информацию о живых объектах;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации; воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем; использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Программное оснащение учебного плана:
Программы основного общего образования по биологии для 10 класса «Общая биология» автора В. Б .Захарова //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2010 г.
Учебно - методическое оснащение учебного плана:
Литература для учителя:
1. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин НИ. Общая биология: Учеб. для 10 - 11 кл. общеобразоат. Учеб. заведений - М.: Дрофа, 2002 г.
2. Реймерс Н. Ф. Краткий словарь биологических терминов: Кн. для учителя. - 2-е изд. М.: Просвещение,2008 г. - 368 с.
3. В. С. Кучменко. Программно-методические материалы: Биология. 2012 г.
4. В. К. Жуков. Биология: основы генетики. Менделизм. Уроки с использованием модульной технологии. 10 кл. - Волгоград: Учитель, 2008г.
5. Т. И. Чайка. Биология. 10 кл.: поурочные планы- Волгоград: Учитель, 2008г.
Литература для учащихся:
1. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин НИ. Общая биология: Учеб. для 10 - 11 кл. общеобразоат. Учеб. заведений - М.: Дрофа, 2002 г.
2. Каменский А.А, Общая биология. 10-11 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений- М: Дрофа, 2009 г.
3. Сухова Т.С., Козлова Т.А., Сонин Н.И. Общая биология. 10 - 11 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику / под ред. В.Б. Захарова. - М.: Дрофа, 2010 г.
4. Мамонтов С.Г. Биология: Пособие для поступающих в вузы. - М., 2011 г.
5.Биология: реальные тесты и ответы.- Сергиев Посад:ФОЛИО, 2012 г.
Место предмета в учебном плане:
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения биологии в 10 классе из расчета 1 учебный час в неделю.
Количество плановых Лабораторных работ - 3 Контрольных работ - 3
Практических работ - 5 Тестов - 4
Зачетов - 1
Результаты обучения:
С целью достижения высоких результатов обучения в процессе реализации рабочей программы по курсу «Общая биология» использованы
Формы образования - урок изучения нового материала
- Урок обобщения и повторения
- Урок контроля знаний
- Практические и лабораторные работы
- Тесты
Виды и формы контроля:
Фронтальный, индивидуальный, тестовый, тематический, поурочный.
Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся:
Повторение, обобщение, систематизация, сравнение, анализ, рассказ учителя, пересказ, самостоятельная работа с учебником, раздаточным материалом, работа в парах, работа в группах, исследовательская деятельность.
Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса
В результате изучения биологии ученик должен
Знать / понимать:
- методы познания живой природы, уровни организации живой материи, критерии живых систем;
- биологическую терминологию и символику;
- основные положения клеточной теории, строение клетки, вклад выдающихся учёных в развитие учения о клетке; названия органоидов и др. клеточных структур, их функции; химическую организацию клетки; сущность процессов энергетического и пластического обмена; неклеточные формы жизни, вирусы.
- сущность воспроизведения организмов, его значение; формы бесполого размножения, его эволюционное значение. Половое размножение; эволюционное значение полового размножения. Периоды образования половых клеток. Отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека;
- строение биологических объектов: видов, популяций.
- строение биологических объектов: биосферы. Учение В.И.Вернадского о биосфере; круговорот веществ и превращения энергии в биосфере;
- сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости, закон гомологических рядов Вавилова
- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
- Понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продовольствия.
Уметь:
- объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения, единство живой и неживой природы; сравнивать тела живой и неживой природы. Делать выводы на основе сравнения. Находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать.
- сравнивать биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы); строение биологических объектов: генов и хромосом.
- объяснять рисунки, схемы, представленные в учебнике, составлять схемы процессов, протекающих в клетке, иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур. Работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования
- Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики бактериальных и вирусных заболеваний.
- объяснять процесс мейоза и другие этапы образования половых клеток, используя схемы и рисунки из учебника; сущность бесполого и полового размножения. Сравнивать бесполое и половое размножение и делать выводы на основе их сравнения.
- описывать особей видов по морфологическому критерию;
- объяснять причины устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов, объяснять причины антропогенных изменений в экосистемах своей местности. Решать: элементарные задачи по экологии; изучать изменения в экосистемах на биологических моделях. Сравнивать: природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности.
- объяснять причины устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов.
- решать: элементарные задачи по генетике, составлять элементарные схемы скрещивания. Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков. Составлять простейшие родословные.
Учебно-тематическое планирование по биологии 10 класс
№
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности
Виды контроля, измерители
Планируемые результаты освоения материала
Дом. задание
Дата проведения
План
Факт
Введение - 1 ч.
1
Введение. Биология - наука о жизни
1
Урок изучения нового материала
Вводная беседа
С.7-9
Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле - 6 ч.
2
Многообразие живого мира. Основные свойства живой материи
Уровни организации живой материи
Критерии живых систем
Тест № 1
«Биология как наука»
1
Урок изучения нового материала
Выполнение задания на стр.17-19;
Составление схемы
Давать определе-ния терминам
Знать значение подразделение на различные уровни организации для развития биологических наук
Характеризовать признаки и свойства человека на различных уровнях организации
Сравнивать сущность процес-сов обмена веществ в нежи-вой природе и метаболизма
Формулировать понятие «жизнь»
С.10-29
3
Возникновение жизни на Земле
Представления древних и средневековых философов. Работы Л.Пастера. Теории вечности жизни. Материалисти-ческие теории происхождения
жизни
1
Урок изучения нового материала
Давать определе-ния терминам
Знать основы и сущность жизни по мнению древ-негреческих философов
Называть смысл опытов Ф.Реди
Описывать опыты Л.Пастера
Иметь представ-ление о теории вечности жизни
С.30-37
4
Современные представления о возникновении жизни 39-47
Эволюция хими-ческих элементов в космическом пространстве. Образование планетных систем
1
Урок изучения нового материала
Давать определе-ния терминам
Приводить примеры реакций ядерного синтеза
Объяснять гипотезу Канта-Лапласа
Называть различия в химическом составе планет одной и той же звездной системы
С.39-47
5
Первичная ат-мосфера Земли и химические предпосылки возникновения жизни.
Источники энергии и возраст Земли. Условия среды на древней Земле
1
Комбинирован-ный урок
Перечислять космические и планетарные предпосылки возникновения жизни абиоген-ным путем на нашей планете
Называть значение имел восстановитель-ный характер первичной атмосферы для возникновения органических молекул из неорганических веществ на Земле
Описывать аппа-рат и методику проведения опытов С.Миллера и П.Юри
С.48-58
6
Теории происхождения протобиополи-меров
Эволюция протобионтов
1
Урок изучения нового материала
Давать определе-ние терминам
Знать каким образом в водах первичного океана могли распреде-ляться органич. молекулы, имею-щие гидофильные и гидрофобные свойства
Называть принцип разделе-ния раствора на фазы с высокой и низкой концентра-цией молекул
Объяснять как происходил отбор коацерватов в «первичном бульоне»
С.58-71
7
Начальные этапы биологической эволюции
Контр.работа № 1
1
Урок изучения нового материала
Знать сущность гипотезы возник-новения эукариот путем симбиогенеза
С.72-81
Учение о клетке - 4 ч.
8
Химическая организация клетки
Неорганические вещества, входя-щие в состав клетки
1
Урок изучения нового материала
Знать основные особенности хи-мического соста-ва воды и ее значение в живых организмах
Уметь показать виды и роль мине-ральных веществ в клетке и в организме
С.84-90
9
Органические вещества, входящией в состав клетки. Биологические полимеры - белки
Тест № 2
«Химическая организация клетки»
1
Комбинирован-ный урок
Знать уровни организации бел-ковой молекулы; значение белков в организме
Уметь показать связь строения биополимеров с выполняемыми функциями в организме
С.91-100
10
Органические молекулы - углеводы
Органические молекулы - жиры и липоиды
Контр.работа № 2
«Химическая организация клетки»
1
Комбинирован-ный урок
Знать и называть вещества, входящие в состав углеводов и липидов; класси-фикацию липидов и углеводов
Уметь показать взаимосвязь между строением углеводов и липидов и выпол-няемыми ими функциями в орга-
С.100=105
низме
11
Биологические полимеры - нуклеиновые кислоты
1
Комбинирован-ный урок
Знать сходство и различие ДНК и РНК. Виды и значение РНК в клетке
Уметь объяснять принцип компле-ментарности, обосновывать значение НК в организме
С.106-115
Метаболизм - основа существования живых организмов - 3 ч.
12
Анаболизм
Реализация наследственной информации - биосинтез белков
1
Урок изучения нового материала
С.118-125
13
Энергетический обмен - катаболизм
1
Урок изучения нового материала
14
Автотрофный тип обмена веществ
Тест № 3
«Обмен веществ»
1
Урок изучения нового материала
С.126-131
Строение и функции клеток - 6 ч.
15
Прокариоти-ческая клетка
1
Урок изучения нового материала
С.136-142
16
Эукариотическая клетка
Цитоплазма
Клеточное ядро
Лаб.работа № 1
«Клетки растений под микроскопом»
1
Урок изучения нового материала
С.142-166
17
Деление клеток
Лаб.работа № 2
«Особенности строения раст. и жив.клеток»
1
Урок изучения нового материала
С.167-176
18
Особенности строения растительной клетки
1
Урок изучения нового материала
С.176-178
19
Клеточная теория строения организмов
Практ.работа № 1
«Сравнение строения раст. и жив.клеток»
1
Урок изучения нового материала
С.179-181
20
Неклеточные формы жизни. Вирусы
Контр.работа № 3
«Строение и функции клеток»
1
Урок изучения нового материала
С.182-187
Размножение и развитие организмов - 1 ч.
21
Размножение организмов
Бесполое размножение
Половое размножение
1
Урок изучения нового материала
С.192-212
Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) - 4 ч.
22
Краткие исторические сведения. Эмбриональ-ный период развития
Дробление
Гаструляция
Органогенез
1
Урок изучения нового материала
С.216-227
23
Постэмбрио-нальный период развития
Лаб.работа № 3
«Выявление признаковсходства зародышей»
1
Урок изучения нового материала
С.228-234
24
Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков. Биогенетический закон
1
Урок изучения нового материала
С.235-238
25
Развитие орга-низмов и окружающая среда
1
Урок изучения нового материала
С.238-249
Основы генетики - 4 ч.
26
Основные понятия генетики.
Закономерности наследования признаков.
Практ.работа № 2
«Составление схем скрещивания»
1
Урок изучения нового материала
С.250-263
27
Законы Менделя
Практич.работа № 3
«Решение генетических задач»
1
Урок изучения нового материала
С.264-280
28
Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование генов
1
Урок изучения нового материала
С.281-290
29
Генотип как целостная система. Взаимо-действие генов.
Зачет № 1
«Генетика»
1
Урок изучения нового материала
С.291-300
Закономерности изменчивости - 1 ч.
30
Наследственная (генотипическая).Зависимость появления генов от условий среды.
Практ.работа № 4
«Выявление источников мутагенов в среде и их влияние»
1
Урок изучения нового материала
С.301-318
Основы селекции - 4 ч
31
Создание пород животных и сортов растений.
1
Урок изучения нового материала
С.319-325
32
Методы селекции растений и животных
Практ.работа №5
«Анализ и оценка исследований в биотехнологии»
1
Урок изучения нового материала
С.326-333
33
Селекция микроорганизм Достижения и основные направления современной селекции
1
Урок изучения нового материала
С.333-340
34
Итоговая контр.работа№4
За курс 10 класса
1
С.340