Программа Здоровье и окружающая среда (авторская)

Предлагаемый элективный курс ««Здоровье и окружающая среда»  рассчитан на 17 часов и самым тесным образом связан с предпрофильной подготовкой обучающихся. При его изучении учащиеся углубят свои знания о физическом, психическом и социальном здоровье человека, которые не изучаются в 9 классе по биологии. Полученные знаний в этой области позволят укрепить их здоровье, предупредить развитие вредных привычек в условиях неблагоприятного окружения, возродить спортивные и оздоровительные традиции как у...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа Здоровье и окружающая среда (авторская)Программа Здоровье и окружающая среда (авторская)Программа Здоровье и окружающая среда (авторская)Программа Здоровье и окружающая среда (авторская)Программа Здоровье и окружающая среда (авторская)Программа Здоровье и окружающая среда (авторская)Программа Здоровье и окружающая среда (авторская)Программа Здоровье и окружающая среда (авторская)Программа Здоровье и окружающая среда (авторская)УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА МОНЧЕГОРСКА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5имени О.И.Семенова - Тян-Шанского

184505 г. Мончегорск, Мурманская обл., проспект Кирова, дом 17.

Телефон / fax: (815-36) 3-00-55. E-mail: School5 @ monch.mels.ru

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор ОУ

----------------------

«------»---- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Эл. курса «Здоровье и окружающая среда » для 9 класса, разработана в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта общего образования второго поколения

( …17ч / 1…ч в неделю)



Разработчик программы

Сорбалэ К.Н.

Обсуждена и согласована на Принята на методическом совете

методическом объединении Протокол №________________от

Протокол №___________от «___»___________________20_г

«___»______________20_г

2014 год




Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Здоровье и окружающая среда»

составлена на основании следующих документов:

  • Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего образования по биологии (Приложение к приказу Министерства образования России от 5.03.04. № 1089);- для учителей биологии


  • Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программу основного общего образования (Приложение к приказу Министерства образования России от 09.03.04. № 1312) с изменениями, утвержденными приказом Министерства образования и науки РФ от 03.06. 2011 № 1994;

  • Региональный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Мурманской области, утверждённый приказом комитета по образованию Мурманской области от 30.06.2006. № 811, с изменениями, утвержденными приказом Министерства образования и науки Мурманской области от 30.08.2011 № 1614.;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ ОТ 19.12.2012 № 1067 об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы основного общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год;

  • Примерная программа по биологии основного общего образования на базовом уровне;

  • Положение о разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин в МБОУ СОШ №5 имени Семёнова-Тян-Шанского (Приказ №224 от 16.09.08).

Предлагаемый элективный курс ««Здоровье и окружающая среда»

рассчитан на 17 часов и самым тесным образом связан с предпрофильной подготовкой обучающихся. При его изучении учащиеся углубят свои знания о физическом, психическом и социальном здоровье человека, которые не изучаются в 9 классе по биологии. Полученные знаний в этой области позволят укрепить их здоровье, предупредить развитие вредных привычек в условиях неблагоприятного окружения, возродить спортивные и оздоровительные традиции как условие укрепления нравственных устоев семьи. Особое внимание в программе уделено изучению качества среды и его влиянию на здоровье человека в условиях антропогенных экологических воздействий на окружающую среду.

Предлагаемый курс носит обучающий, развивающий и социальный характер. Он является необходимым для учащихся на старшей ступени при предпрофильной подготовке, так как позволит школьникам понять причину многих заболеваний, заставит их задуматься о своем здоровье и его сохранении, о бережном отношении к природе и ее охране; ориентироваться на выбор профиля обучения и будущей профессии согласно жизненным ресурсам своего организма.

Цель программы: расширить и углубить знания обучающихся в области качества окружающей среды и соблюдения здорового образа жизни.

Достижение этих целей планируется через решение следующих задач:

  1. Помочь обучающимся овладеть современными достижениями биологической науки в области экологии и гигиены.

  2. Формировать осознанное отношение к своему здоровью

  3. Научить применять полученные эколого-гигиенические знания в жизни и практической деятельности

  4. Использовать полученные знания для обеспечения безопасности жизнедеятельности и охраны здоровья и окружающей среды.

Содержание программы раскрывает научно-биологические проблемы, которые в незначительном объеме представлены в базовом курсе биологии 8 класса; включает в себя теоретический и практический материал.

В ходе теоретических занятий рассматриваются вопросы здоровья населения России, здоровья и образа жизни человека, уделено внимание причинам, вызывающих различные заболевания, связанные с поведенческими и социальными факторами, влияющими, на здоровье человека.. Особое внимание уделяется роли семьи в нравственной культуре человека, его поведению и соблюдению санитарно-гигиенических норм; вопросам, связанным с проблемами наркомании, алкоголизма и табакокурения.

Практическим содержанием программы является изучение качества ОС, антропогенным изменениям ее; путям решения экологических проблем современности; определение функциональных сердечно-сосудистых и дыхательных проб, измерение артериального давления и частоты пульса и т. д.

По структуре программа этого элективного курса носит модульный характер.

Программа рассчитана на учащихся 9 класса; занятия проводятся 1 раз в неделю, 17 часов в любом учебном полугодии.

Методы работы: лекции, беседы, диспуты, ролевые и деловые игры, практические и лабораторные работы, проектно-исследовательская деятельность.

Роль учителя - организатора, информатора, инструктора, консультанта.

Предполагаемые результаты:

В результате проводимых занятий учащиеся углубят знания об экологии, о физиологии и здоровье человека, приспособительных особенностях организма, о значении правильного питания, дыхания, о необходимости закаливания. Соблюдения правил гигиены для укрепления здоровья, о роли семейных отношений к здоровому образу жизни, профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения. Важнейшим итогом проведенных занятий станут выполненные учащимися проекты и их защита; выбор будущего профиля обучения в 10 классе..


Список литературы для учителя и учащихся:



  • И.Т. Суравегина, Б.Т. Величковский, Т.Т. Цыпленкова. Здоровье и окружающая среда. Учебное пособие для учащихся 9 класса. М. 1994.

  • Е.В. Маслова, Е.Э. Тупальская Человек и Север. Учебно-методическое пособие. МОИПКРО. Мурманск. 2000..

  • И.Т. Суравегина, В.М. Сенкевич. Экология и мир. Методическое пособие для учителя.

  • Е.Н. Арсеньев. Работоспособность и здоровье человека на Севере. Мурманск. 1993.

  • Российская Академия наук. Экология и охрана природы Кольского Севера. Апатиты. 1994.






Модульное содержание элективного курса « Здоровье и окружающая среда» -9 класс

№ п/п

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ПОНЯТИЯ

УМЕНИЯ

Модуль1. Введение. (1 час)

1.

Здоровье населения России. Здоровье человека. Факторы здоровья

Состояние здоровья населения России. Здоровье и болезнь. Тип воспроизводства населения. Демография, продолжительность жизни, рождаемость, смертность, численность населения, общественное здоровье. Здоровье и факторы риска болезни.

Здоровье, общественное здоровье, физическое здоровье, психическое здоровье, болезнь, милосердие, ответственность, право на здоровье, факторы здоровья, факторы риска,

демография, рождаемость, смертность, численность населения,

1.Объяснять необходимость знаний о здоровье для каждого человека

2. Сопоставлять понятия «здоровье» и «болезнь», указывать границы их применения

3. Указывать связи между особенностями демографических процессов и состоянием здоровья населения

4. Называть причины снижения демографических показателей в стране

5. Объяснять, почему сокращается рождаемость на фоне увеличения смертности

6. Называть факторы здоровья и риска болезни, определять их значимость

7.Указывать связи между правом человека на здоровье и обязанностью ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих

Модуль 2. Человек и окружающая среда (5 часов)

2.1

Окружающая среда, как среда жизни человека.

Природная и социальная среды обитания человека. Абиотические и биотические факторы среды обитания и их влияние на здоровье человека. Космос и здоровье человека: магнитное поле земли, солнечный свет, колебания температуры, скорость биохимических реакций; циркадные ритмы и их нарушения. Биологические ритмы социальной деятельности человека.

Природная и социальная среды жизни человека; биологические ритмы, (совы и жаворонки), группы ритмов.

Космические факторы, геомагнитные бури, ультрафиолетовые лучи, гравитация и радиация, работоспособность, болезненные явления ( бессонница, нарушение работоспособности и др.).

Формулировать определение природной и социальной сред жизни человека

2.2

Окружающая среда, как важнейший фактор здоровья.

Влияние различных факторов на здоровье человека.
Связь заболеваний человека с химическими и биологическими загрязнениями среды. Влияние шумов и звуков, погодных условий, качества продуктов питания на самочувствие человека. Ландшафт как фактор здоровья. Адаптации людей к окружающей среде. Адаптивные типы людей.

Загрязнение воздуха, воды, почвы; резкая смена атмосферных явлений; повышенные космические, магнитные и другие излучения

Высказывать свою точку зрения по поводу значения и ценности среды жизнедеятельности человека

2.3

Антропогенные изменения среды обитания человека и ее влияние на здоровье населения.

Загрязнение окружающей среды. Повышение уровня ионизирующего излучения и концентрации радионуклидов в отдельных регионах. Экологические кризисы. Болезни цивилизации.

Влияние антропогенных изменений окружающей среды на здоровье человека. Природноочаговые болезни

Охрана окружающей среды как важное условие сохранения здоровья людей.

Инфекционные болезни, пути передачи инфекции. Устойчивость возбудителей, профилактика инфекционных и неинфекционных заболеваний

Объяснять на примере прямое и опосредованное влияние факторов природной среды: космических, ландшафтных, климатических - на состояние здоровья

2.4

Качество среды. Пути решения экологических проблем.

Жизненные ресурсы организма и экология.

Проблемы адаптации человека к окружающей среде. Понятие «качество среды». Оценка качества окружающей среды конкретной местности.

Потребности организма ( вода, воздух, пища); процессы жизнедеятельности, требующие воды, воздуха и пищи; основные загрязнители, их влияние на здоровье человека. Спринтеры и стайеры- адаптивные типы человека.

Давать характеристику природной среды своей местности;

Проводить поисковое исследование зависимости организма от жизненных ресурсов на примере человека в городской экосистеме.

2.5

Адаптация человека к природной и социальной среде в условиях Крайнего Севера.

Человек и Север.

Погода и самочувствие;

Химические загрязнения среды и здоровье человека. Физические факторы риска окружающей среды и здоровье человека.

Биологические загрязнения и болезни человека

Синдром полярного напряжения; полярный климат и работоспособность.

Атмосферное давление. Влажность, метеочувствительность, погода, температура, теплоощущения

Проводить оценку качества природной среды своей местности

Объяснять характер инфекционных эпидемических и неинфекционных эндемических заболеваний

Объяснять, почему природная среда является неотъемлемым условием жизни человека и не может быть заменена никакой искусственной средой.

Модуль 3. Здоровье и образ жизни человека (11 часов).

3.1

Здоровье и образ жизни человека.

Образ жизни как фактор, определяющий состояние здоровья. Трудовая деятельность - составная часть образа жизни человека.

Факторы здорового образа жизни, их характеристика

Факторы, "валеология". аллергены и мутагены.

Неблагоприятное воздействие факторов окружающей среды на организм. Причина аллергических заболеваний. Категории мутагенов в среде.

Характеризовать образ жизни человека

3.2

Образ жизни - фактор здоровья Депрессия и стресс

Культура питания. Культура движений. Мышечная активность и эмоции. Питание и здоровье человека. Профессия и образ жизни. Творческая активность.

несбалансированное, неправильное питание, вредные условия труда, стрессовые ситуации (депрессия, стресс), адинамия, гиподинамия, плохие материально-бытовые условия, низкий образовательный и культурный уровень, чрезмерно высокий уровень урбанизации

Анализировать и оценивать свой образ жизни

3.3

Здоровье человека в условиях НТР

Промышленное загрязнение среды и его влияние на организм человека.

Городские и промышленные экосистемы;

Определять факторы риска здоровью человека в условиях НТР

3.4

Поведенческий фактор и здоровье общества

Вредные привычки и их влияние на здоровье человека

Курение, употребление алкоголя, употребление наркотиков, злоупотребление лекарствами, непрочность семей, одиночество,

Объяснить связь поведенческого образа жизни каждого человека и его влияние на оценку здоровья общества;

Давать оценку вредных привычек

3.5

Группы риска.

Факторы риска, группы риска

Социальная незрелость, склонность к безделью, слабоволие, наследственная предрасположенность (родители - наркоманы, алкоголики, психические заболевания и др).

3.6

Семейная жизнь - фактор здорового образа жизни.

Семья -ячейка общества. Главные ценности семьи. Образ жизни. Семейная жизнь - фактор здорового образа жизни.

Анализировать и оценивать образ жизни своей семьи

3.7

Здоровая семья - здоровое общество. Проблема семьи.

Крепкая, здоровая семья - главная ценность современного общества. Планирование семьи. Проблемы долголетия. Долгожители. Очаги долгожительства. Старение и смерть.

Здоровая семья - здоровая страна.

Составлять рассказ для учащихся старших и младших классов об образе жизни как факторе здоровья

3.8

Экологические проблемы и гражданская позиция человека.

Оценить, составить и обосновать основные требования к образу жизни человека с целью сохранения и укрепления его здоровья

3.9

Нравственная культура человека

Межличностные связи и отношения. Личность и общество. Милосердие. Проблемы совершенствования культуры общения, нравственного воспитания человека.

Прилагать усилия для организации своего здорового образа жизни

3.10

Школа - среда деятельности человека.

Основы здорового образа жизни учащихся.
Ценность здорового образа жизни, его биологические и социальные принципы. Воспитание здорового образа жизни (ЗОЖ) , его составные элементы. Режим дня как фактор ЗОЖ учащихся. Значение пропаганды гигиенических знаний для здорового образа жизни.

Исследовать школьную среду

3.11

Здоровье - главное условие экологии человека

Продумать свой идеал образа жизни современного человека. Объяснить, почему составляющие его компоненты представляются наиболее важными.


Календарно-тематическое планирование

Программа элективного курса «Здоровье и окружающая среда» (9 класс)

Темы занятий

К-во/ч

Форма занятий

Виды деятельности у-ся

1

Модуль 1. Введение.

1

1.1

Введение. Здоровье населения России. Здоровье человека. Факторы здоровья.

1

Информационно ознакомительная лекция

Индивидуальное исследование «Все о себе»


Модуль 2. Человек и окружающая среда (5 часов)


2.1

Окружающая среда, как среда жизни человека.

1

Изучение нового

Составление опорного конспекта

2.2

Окружающая среда, как важнейший фактор здоровья.

1

Диспут

Индивидуально - исследовательские задания

2.3

Антропогенные изменения природной среды и ее влияние на здоровье населения.

1

Мастерская

Поисково-учебное исследование.

2.4

Качество среды. Пути решения экологических проблем.

1

Практикум

Оценка качества ОС г. Мончегорска, проектная деятельность

2.5

Адаптация человека к природной и социальной среде в условиях Крайнего Севера.

1

Семинар

Сообщения учащихся, работа в группах, дискуссия


Модуль 3. Здоровье и образ жизни человека (11 часов).


3.1

Здоровье и образ жизни человека.

1

Лекция

Познавательная УД по составлению схем

3.2

Образ жизни - фактор здоровья Депрессия и стресс

1

Вводное занятие

Учебное исследование, групповое занятие по составлению правил выхода из конфликта

3.3

Здоровье человека в условиях НТР

1

Лекция

Познавательно-активная УД (Составление опорного конспекта)

3.4

Поведенческий фактор и здоровье общества

1

Проблемное обучение

Индивидуальные задания

3.5

Группы риска.

1

Проблемное обучение

Решение жизненных ситуаций, прогнозирование

3.6

Семейная жизнь - фактор здорового образа жизни.

1

Урок открытых мыслей

Просмотр видеофильма. Диспут.

3.7

Здоровая семья - здоровое общество. Проблема семьи.

1

Семинар

Публичные выступления уч-ся, групповая дискуссия.

3.8

Экологические проблемы и гражданская позиция человека.

1

Семинар

Анкетирование, отчет уч-ся, деловая игра

3.9

Нравственная культура человека

1

Дискуссия

Активная деятельность уч-ся, ролевая игра, анкетирование.

3.10

Школа - среда деятельности человека.

1

Проектная деятельность

Отчет, исследовательская деятельность

3.11


Здоровье - главное условие экологии человека

1

Обобщение курса

Групповые отчетные задания.

Карточки -задания:

Карточка-задание к уроку элективного курса «Здоровье и окружающая среда»

Тема: Поведенческий фактор и здоровье общества. Факторы риска и группы риска

Обучающиеся класса делятся на 4 группы. Каждая группа получает карточку с заданиями «Вредные привычки». Время работы 10-15 минут.

Задание:

Обсудите задания и подготовьте выступление по исследуемой проблеме, отвечая на вопросы:

-обоснование вредной привычки

- влияние ее на здоровье

- помощь при никотиновой, алкогольной и наркотической зависимости

Условия: используйте дополнительную литературу, видеотеку, интернет ресурсы.

Вопросы для всех групп:

1.Дайте определение понятию «вредные привычки» и опишите симптомы их проявления.

2.Что мы называем факторами риска и кого мы относим к группе риска.

Группа 1.

Курение - одна из самых распространенных вредных привычек.

Дайте определение термину «курение» и перечислите основные признаки.

Группа 2.

Алкоголизм - тоже вредная привычка. Какова его природа (почему человек начинает пить)?

Какой вред для человека приносит увлечение алкогольными напитками?

Группа 3.

Компьютерная зависимость - вредная привычка или норма? (ответ обоснуйте).

Группа 4.

Наркотики - самая вредная зависимость человека от сильнодействующих наркотических веществ. Какой вред наносят они организму? (ответ обоснуйте).

Примечание: Соблюдайте все требования работы в группе!

Практическая работа №1

Тема: Все о себе. ( Я и здоровый образ жизни)

  1. Цель работы: сформулировать представление о себе, провести самоанализ своего образа Я и образа жизни; оценить его влияние на состояние здоровья

  2. Ход работы:

1. Рассмотрите рисунок - схему «Факторы, влияющие на организм человека»

Эмоциональное состояние

Вредные привычки

Режим труда и отдыха

Закаливание

Двигательная активность

Питание

Внешкольные учреждения

кружки, секции

Друзья

Школа

Семья

Я







Задание 1. Что такое здоровье? (Дайте определение здоровья в вашем понимании, или ассоциации на это понятие).

«Здоровье - это….»

Задание 2. Что значит для вас быть больным? Дайте определение понятия «болезнь»

« Болезнь - это…»

Задание 3. Перечислите факторы здорового образа жизни. Биологические? Социальные?

Задание 4. Перечислите факторы, мешающие современному человеку сохранить здоровье. Почему?

Задание 5. Как вы понимаете выражение «качество среды и здоровье северян». Свой ответ обоснуйте.


Карточка - анкета «Здоровый образ жизни»

Тема: Образ жизни и здоровье человека

  1. Цель работы: провести самоанализ образа жизни и оценить его влияние на состояние здоровья

Задание: Проанализируйте свой образ жизни (сумма оценки от 0 до 2 баллов)

1. Правильно ли вы питаетесь?

а) да (2 б)

б) нет(1б)

в) не знаю (0б)

2. Нарушаете ли вы правила питания?

а) да (2 б)

б) нет(1б)

в) иногда (0б)

Ответь! Несоблюдение правил рационального питания каким образом может повлиять на твоё здоровье?

3. Занимаешься ли ты спортом?

а) только в школе (1б)

б) в школе и на секции (2б)

в) не занимаюсь вообще (0б)

4. Считаете ли вы двигательную активность важным фактором здорового образа жизни?

а) нет (1б)

б) да (2б)

в) не знаю (0б)

5. Закаляетесь ли вы?

а) обливаюсь водой (всегда) (2б)

б) обливаюсь только летом (1б)

в) не закаляюсь (0б)

6. Вы всегда соблюдаете режим дня?

а) да- (2б)

б) нет-(0б)

7. Жизнерадостный ли вы человек?

а) да (2б)

б) нет (0б)

в) эпизодически(1б)

8. Вредные привычки (укажи честно, даже если пробовал)

а) алкоголь - да (0 б); по праздникам (1б); нет -(2б)

б) наркотики - да (0 б); пробовал (1б); нет-(2б)

в) курение - да (0 б); пробовал (1б); нет-(2б)

Определите сумму баллов:

  1. От 10 до 16 баллов - ты ведёшь правильный образ жизни.

  2. От 6 до 10 баллов - образ жизни направлен на поддержание (сохранение) имеющегося уровня здоровья, но не способствует его укреплению.

  3. От 1 до 5 баллов - твой образ жизни направлен на разрушение здоровья и может привести к его полной утрате.


  • Сформулируйте вывод о необходимости соблюдения здорового образа жизни.

Уважаемые исследователи!

Прежде чем приступите к работе по карточке-заданию, обсудите все источники загрязнения и сгруппируйте их по степени загрязнения: аэротехногенные, гидротехногенные, педатехногенные и т. д.

Карточка-задание:

1. Обсудите в группе следующие вопросы по теме «Воздух»:

-чистый ли воздух в нашем городе, хорош ли он для растений, животных и людей?

-как загрязненность воздуха отражается на здоровье людей, животных и растений?

-можно ли людям и животным употреблять в пищу растения, которые растут вдоль дорог, к каким последствиям это может привести?

-что надо делать для того, чтобы воздух в городе стал чище?

2. Обсудите в группе следующие вопросы по теме «Вода»:

-какие водозаборы вам известны в нашем городе?

-чистая ли вода в нашем городе, влияет ли ее качество на растения, животных и людей?

-как загрязненность воды отражается на здоровье людей, животных и растений?

-что надо делать для того, чтобы вода в городе стала чище?

-как влияет качество воды, продуктов питания на состояние здоровья?

3.Обсудите в группе следующие вопросы по теме «Почва»:

-какие виды почв вам известны в нашем регионе, городе?

- известно ли экологическое состояние почвы в нашем городе, влияет ли ее качество на растения, животных и людей?

-как загрязненность почвы отражается на здоровье людей, животных и растений?

-можно ли людям и животным употреблять в пищу растения, которые растут на загрязненных почвах, к каким последствиям это может привести?

-что надо делать для того, чтобы почвы в городе стали чище?

-как влияет качество почв, и продуктов питания на состояние здоровья?

Ответы на вопросы практического характера (выделены курсивом) занесите в учетную карточку молодых исследователей (прилагается)

  • Рекомендуемая литература: Лапландский заповедник. В.Ш. Баркан. «Дом в котором я живу», «Мончегорск - экология красивой тундры» www/Lapland-nature/info/ru/5.html и др. по выбору.

Карточка-задание «Я и здоровый образ жизни»

Введение в задание:

Между здоровым образом жизни (ЗОЖ) и здоровьем существует тесная связь.

В понятие ЗОЖ входят составляющие:

  • Отказ от вредных пристрастий ( алкоголь, курение, наркотики);

  • Оптимальный двигательный режим;

  • Рациональниое, питание

  • Закаливание;

  • Личная гигиена;

  • Положительные эмоции.

Таким образом, здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и в то же время защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

Опрос учащихся по теме «Что такое здоровье?»

1.Какое значение имеет для вас здоровье? Дайте определение понятие «здоровье»

2.Что значит для вас быть больным? Дайте определение понятия «болезнь».

3. Перечислите факторы, мешающие современному человеку сохранить здоровье. Почему? (Обоснуйте свой ответ.)

4. Кто несет ответственность за сохранение здоровья в обществе? Почему? (Обоснуйте свой ответ.)

5. Что лично Вы делаете для соблюдения здорового образа жизни?

Сделайте вывод о значимости здоровья и здорового образа жизни, их взаимосвязи.

Учетная карточка молодых исследователей

ФИ учащихся-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Тема:----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Цель исследования--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Методы:

  • натурные наблюдения

  • постановка эксперимента

  • камеральная обработка данных

Объект исследования:----------------------------------------------------------------------------------------

Литература: В.Ш. Баркан « Мончегорск- экология красивой тундры»; «Дом в котором я живу» www/Lapland-nature/info/ru/5.html

ТАБ. 1. Результаты исследования «Качество среды обитания»

Состояние окружающей среды

Влияние на живые организмы

теория

практика

воздух

вода

почва

растения

животные

человек














Обобщение:

Вывод:.


© 2010-2022