• Преподавателю
  • Биология
  • Методические рекомендации Иновационные формы и методы экологичкского воспитания школьников

Методические рекомендации Иновационные формы и методы экологичкского воспитания школьников

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Инновационные формы и методы экологического образования и воспитание школьников в МБОУ средняя общеобразовательная школа рабочего поселка Мухен муниципального района имени Лазо Хабаровского края (Слайд1)



Актуальность выбранной темы определяется необходимостью формирования экологических знаний у школьников через систему образования, в частности при изучении школьного курса предметов естественно - научного цикла.

Нарастание экологического кризиса придает особую актуальность формирования знаний, которые являются научной основой сохранения здоровья людей и охраны окружающей среды. Слайд 2

Одна из важнейших задач современной школы - повышение экологических знаний учащихся, вооружение их навыками грамотного использования природных ресурсов, воспитание высокой экологической культуры поведения в трудовой деятельности и быту. Слайд 3

Особое место в экологическом образовании принадлежит биологии. Изучение основных аспектов взаимосвязи между обществом и природной средой составляет основное направление исследований современной биологической науки, которое получило название биоэкология.

Экологическое воспитание - это формирование у школьников заботливого, бережного отношения к природе и всему живому на Земле, развитие понимания непреходящей ценности природы, готовности к рациональному природопользованию, к участию в сохранении природных богатств и жизни вообще.

Цель экологического образования - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе нового мышления, это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природоиспользования и пропаганду идей оптимизации, активная деятельность по изучению и охране своей местности, защите и возобновлению природных богатств. Экологическое образование и воспитание возможно лишь при условии, если содержание учебных предметов соответствует экологически целостным ориентациям. Слайд 4

Эффективность экологического воспитания на уроках биологии станет выше, если: вооружить школьников научными знаниями о природе, через репродуктивные и творческие задания; освоить обучающимися способы и методы оценки экологического состояния окружающей среды через частично - поисковые методы и лабораторные практикумы; сформировать умение и навыки экологически грамотного поведения в окружающей среде через организацию экскурсий на природу, проведение деловых игр, создание социальных проектов по облагораживанию окружающей территории своей местности.

Экологический материал школьного предмета многоаспектен и входит во все учебные курсы естественно - научного цикла. Это помогает ученикам осознать гармоническую сущность природы, механизмы ее функционирования и понять, как легко можно нарушить существующие естественные взаимосвязи. Задача учителя - умело направлять внеклассную деятельность (природоохранительную, исследовательскую экологическую, натуралистическую) и анализировать подобные вопросы во время уроков и на экскурсиях на природу.

Одна из сложных задач экологического образования - как соединить в сознании учащихся экологические проблемы с конкретными видами труда.

Экологическая работа в нашей школе охватывает разные стороны школьной жизни: это и воспитательная работа с классом, и учебная работа на уроках биологии и экологии, и внеклассная кружковая работа с учащимися, и дополнительные занятия с учениками, проявляющими особый интерес к предмету, и участие в конкурсах, олимпиадах, в научно - исследовательских конференциях. Формирование нравственного отношения к природе связано в первую очередь с воспитанием у подрастающего поколения любви к своей «малой родине» - дому, в котором родился и сделал первые шаги, поселу, школе.

В Программе развития школы на 2015-2018г.г., одним из приоритетных направлений является эколого - краеведческое воспитание и природоохранная деятельность учащихся. Несмотря на то, что отдельного предмета «Экология» в школе нет, вопросы экологического образования рассматриваются в начальной школе на уроках ознакомления с окружающим миром, в основной и старшей школе на уроках природоведения, биологии, географии, обществознания, химии, технологии. Большая часть экологического образования приходится на внеклассную и внеурочную деятельность.

Учащиеся, приступая к системному изучению эколого-биологических дисциплин, на хорошо знакомых примерах отмечают приспособленность растений и животных к совместной жизни в сообществе; являются свидетелями происходящей в природе смены одного сообщества другим.

Для реализации целенаправленного и планомерного процесса формирования экологических знаний необходимо использовать прием экологизации преподавания, понимая под этим не только включение дополнительных экологических знаний, а экологическое освещение изучаемых биологических явлений и предметов, которое предполагает особую подачу изучаемого материала, способствующую раскрытию элементов экологии.

Большое значение имеет отбор содержания. Необходимо отбирать такой материал, на примере которого можно формировать экологические и другие биологические понятия в их взаимосвязи, показать значение организмов в природе, а также проявление их свойств в различных условиях обитания, роль человека в природе.

Закрепляются полученные экологические и другие биологические знания при выполнении учащимися практических работ, которые используются как приемы развития экологических понятий.

Важным средством экологизации учебного содержания во время проведения уроков являются познавательные задачи. Также экологический материал необходимо использовать для постановки проблемных вопросов на занятии. Это поможет привлечь внимание и повысить интерес учащихся к экологическим явлениям.

На уроках биологии у учащихся формируются убеждения, что Природа - целостная саморегулирующаяся система. Задача учителей нашей школы дать учащимся по возможности наиболее полное представление об экологических законах и закономерностях существования и формирования биологических систем всех уровней.

Использование в учебном процессе и внеклассной работе педагогических технологий способствуют росту и самореализации личности ребенка. Примерами таких технологий могут служить творческие мастерские, исследовательская и проектная деятельность. Слайд 5

Учителя биологии учат ребят использовать компьютерные технологии для моделирования различных явлений, для сбора данных при проведении лабораторных опытов. В этом случае компьютер не заменяет сам опыт и «ручную» обработку. Используя, компьютер учащиеся могут уделять большое внимание тому, как представить данные, и находить между ними взаимосвязь. Полученные данные представляются в виде разнообразных компьютерных таблиц и графиков, проектов. Ученица 11 класса Федорова Татьяна под руководством учителя Лазорко О.Г.создала исследовательский проект «Статус здоровья дальневосточника» с которым представляла нашу школу на региональной научно - практической конференции. Слайд 6

Интеллектуально-развивающий аспект экологических знаний связан с развитием навыков к наблюдению и выявлению экологических явлений в родной природе.

Особое значение для формирования экологических знаний имеют сезонные экскурсии, во время которых они конкретизируются, практикуются, тем самым происходит их развитие.

Природа не только многому учит, но и воспитывает. Живое общение с природой стимулирует интерес учащихся к ее изучению и способствует эстетическому и экологическому воспитанию детей. Одновременно воспитывает чувство любви к родному краю.

Метод экскурсий, учителя нашей школы широко применяют на уроках биологии и географии. Во время осенних экскурсий на примерах местных видов учащиеся знакомятся с животными и растениями разных мест обитания. Наблюдают состояние травяного покрова в различных условиях освещенности. В результате происходит накопление опорных знаний об экологических группах, жизненных формах, средообразующем действии растений.Слайд7

Содержание зимней экскурсии позволяет развивать экологические понятия о факторах среды, жизненных формах, чертах приспособленности организмов к зимним условиям среды.Слайд 8

Во время весенней экскурсии учащиеся не только практикуют знания в выявлении черт приспособленности животных к среде обитания, но и учатся характеризовать сообщества как целостность, как надорганизменную систему, а это требует обобщения экологических знаний, способствует формированию сложных экологических понятий, а также оценочных и прогностических экологических умений. Слайд 9

В школе работает Туриско -экологическое объединение «Вольный ветер» под руководством Карташова Евгения Петровича, круглый год ребята совершают экскурсии и походы как в окрестностях поселка Мухен, так и по району им. Лазо, знакомятся с достопримечательностями и уникальной природой дальневосточной тайги : поход на Мраморную скалу, озеро Сикачи -Алян, Березовый мост оставили неизгладимые впечатления у ребят. Слайд 10

Объединение взяло шефство над природным источником «Нарзан», совершая велопробег к источнику, участники велопробега в первую очередь, убирают мусор и наводя порядок. Слайд 11

Ученики школы активно участвуют в районных экологических мероприятиях и акциях, выезжают на фестивали и соревнования в с. Кутузовка, п. Переясловка, п. Сидима, где активно пропагандируют защиту и охрану природы родной местности. Слайд 12

Одним из основных направлений экологического образования в школе является то, что в его содержании предусмотрена реальная практико-ориентированная деятельность обучающихся, предоставляющая широкие возможности для саморазвития учащихся, выполнения ими социально - значимых проектов и реального улучшения экологического состояния своего окружения.

Под руководством педагогов школы учителя химии Михеевой И.Н., учителя биологии Лазорко О.Г., учителя технологии Богдарь О.В. в 2014г. был создан и реализован социальный проект, с привлечением денежных средств, активным участием родителей 11 класса «Дерево жизни» в результате которого была преобразована часть пустующей территории школы в парковую зону. Слайд 13

В 2014г. под руководством учителя информатики Семухина В.П., учителя биологии Лазорко О.Г реализован социальный проект с использованием информационных технологий «Создание комфортных условий для обучения и воспитания подрастающего поколения жителей р.п. Мухен» участники проекта проводили исследования влажности, температуры, ионизации воздуха с целью развития в школе системы эффективного энергопотребления, создание соответствующей системы контроля, эффективности потребления энергоресурсов, был выигран грант на сумму 400 тыс. рублей, произведен ремонт отопительной системы спортивного зала.Слайд 14

Во внеурочной деятельности используются формы кружковой работы, в летний период создаются профильные объединения. Слайд 15

На протяжении ряда лет, в школе ведет активную деятельность кружок « Цветоводство» под руководством Мардело Н.В., участники кружка, ученики 5-6 классов изучают основы флористики, составляют композиции, создают мини проекты, презентации и представляют их на мероприятиях экологической направленности. Очень интересным было их выступление на экологическом форуме «Наша чистая планета» под руководством учителя биологии Лазорко О. Г. Ребята также озеленяют школу, ухаживают за цветами, выращивают рассаду для школьных клумб, летом озеленяют школьный двор.

Ежегодно в нашей школе в рамках предметной недели естественно - научного цикла проходят мероприятия экологической направленности. Слайд16

В 2015г. был проведен интегрированный урок - конференция «Химия и здоровье» с применением проектно - исследовательской деятельности и информационных технологий. В подготовительный этап проходил на уроках биологии, химии, информатики, были сформированы разновозрастные группы среди учащихся 8-11 классов, участники выбрали темы исследования : «Мыломания», «Мороженное», «Косметические средства», изучили информацию по теме, провели лабораторные исследования, социологические опросы, создали проекты по исследуемым темам и очень интересно и содержательно представили свои проекты на конференции.

Среди учащихся 8-11 классов был проведен Фестиваль антирекламы употребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной продукции, табака, табачных изделий и наркотических средств. Используя различные средства рекламы: плакаты, буклеты, рекламные ролики, театрализованные представления ребята рекламировали здоровый образ жизни и рассказывали о пагубном влиянии вредных привычек.

В школе стало традицией к международному Дню птиц в апреле среди учащихся 5-7 классов проводить месячник «Птицы - наши друзья», на уроках технологии из подручного материала изготовляются скворечники и кормушки, а во время экскурсий в лес на уроках биологии, ребята их развешивают и пополняют кормом. Обязательно, в рамках месячника я проводим театрализованный «Праздник птиц», где подводим итоги всех прошедших мероприятий и награждаем самых активных участников.

Слайд 17 В сентябре проводим выставку «Дары осени», к участию в которой всегда привлекаем родителей, из природного материала ребята составляют букеты, создают интересные композиции, характеризующие обилие и разнообразие всего того, чем нас снабжает дальневосточная природа.

Слайд 18 Наши дети активно участвуют во многих районных, краевых и всероссийских конкурсах. Работы учеников нашей школы, занимали призовые места и были отмечены дипломами и грамотами. Региональный праздник «День тигра», краевой конкурс проектов и исследовательских работ школьников «Юнис», районные конкурсы: конкурс рисунков «Мой отчий край ни в чем не повторим», конкурс буклетов «Мы выбираем жизнь!» конкурс рисунков, посвященный здоровому питанию, творческий конкурс « Дары осени »- дипломы победителей.

Слайд 19 Перспективу своей дальнейшей работы по экологическому образованию и воспитанию учащихся видим в создании условий для внедрения обучающих компьютерных программ по экологическим проблемам и решении конкретных экологических задач с помощью ИКТ - технологий, а так же создание экологической тропы на базе школы.

Слайд 20



© 2010-2022