Разработка уроков по теме «Грибы» с использованием технологии модульного обучения

Разработка включает в себя модули к трем урокам по теме» Грибы» .Под модулем понимается отдельный этап работы на уроке, в котором объединены учебная информация и способы овладения ею. Учитель в данном случае «проектирует» индивидуальную образовательную траекторию учащегося. Модуль в напечатанном виде имеется у каждого ученика класса. От рабочей тетради на печатной основе он отличается тем, что представляет собой не просто перечень заданий, а методическое средство,  в котором указаны цели учебной...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА « ГРИБЫ»

ЛИСТ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

КДЦ : сформировать знания у учащихся об особенностях строения, размножения, разнообразия и значения грибов;

развивать воображение, самостоятельность, логику, интерес к творческому поиску,

воспитывать интерес к познанию нового, чувство товарищества, долга, стремление к достижению поставленной цели.

М - 1 :УЭ-0. ИДЦ:

1. Перечислять общие признаки грибов.

2. Выявлять у грибов черты сходства с растениями и животными.

3. Перечислять особенности строения низших грибов.

4. Выявлять значение низших грибов в природе и жизни человека.

Вступительная беседа о том, как пользоваться модулем.

УЭ-1.Беседа с учителем, индивидуальная работа.

УЭ-2.Заполнить в тетради таблицу « Признаки сходства грибов с растениями и животными».

УЭ-3. Выполнить в тетради для Лабораторных работ задания № 2-4 в Лабораторной работе №2 .

УЭ-4. Самоконтроль. Ответы на тест: 1-а; 2-в; 3-б; 4-б; 5-а.

Д/З: Параграф 41. Дайте определение понятиям :

мицелий, гифы, гетеротрофы, сапротрофы, паразиты, симбиоз, микориза.

М - 2 :УЭ-0. ИДЦ:

1.Указывать отличия высших грибов от низших.

2.Распознавать и давать характеристику грибам-паразитам.

3.Отмечать основные признаки и приводить примеры плесневых грибов.

4.Характеризовать роль грибов-паразитов и плесневых грибов в природе и жизни человека

УЭ-1. Индивидуальная работа.

УЭ-2. Кратко записать в тетради признаки головневых и ржавчинных грибов, спорыньи, грибов-трутовиков.

УЭ-3. Заполнить таблицу: «Характеристика плесневых грибов».

УЭ-4. Самоконтроль. Ответы: 1+; 2+; 3-; 4-; 5+; 6+; 7+; 8-; 9-; 10-.

Д/З : Параграф 42.

Творческое задание: Напишите мини-сочинение на тему « Кому нужен мухомор».

М - 3 :УЭ-0. ИДЦ:

1.Характеризовать строение и жизнедеятельность шляпочного гриба.

2.Раскрывать сущность микоризы.

3.Определять ядовитые грибы и обосновывать правила сбора и приготовления грибов.

4.Указывать значение грибов в природе и жизни человека.

УЭ-1. Индивидуальная работа.

УЭ-2. Кратко отметить в тетради, что такое микориза и в чем ее значение.

УЭ-3. Индивидуальная работа.

УЭ-4. Выполнить Лабораторную работу №3.

Д/З: Параграф 41-43. Подготовиться к тематическому контролю по теме : «Грибы».

Ответ на дополнительное задание:

Ошибки, совершенные школьниками.

1. В лесу громкая музыка распугивает птиц и зверей.

2. Вырывать грибы, а также сбивать даже несъедобные не следует: разрушается грибница, исчезает лекарство для животных, нарушается сообщество "грибы-дерево".

3. Для костра собирают сушняк, а не ломают ветки. В жаркую погоду разводить костры вообще запрещается.

4. Полиэтилен плохо разрушается микроорганизмами, металлические банки разрушаются через сто лет.

5. Костер после прогорания следует забросать землей или залить.

Рефлексия («Мишень»).

Ответы на Контрольные тесты:

1 вариант:1-б,в,г; 2-в; 3-в; 4-б; 5-а; 6+; 7-; 8+; 9-; 10-.

2 вариант:1-в; 2-в; 3-б; 4-б; 5-б; 6-; 7+; 8+; 9-; 10+.





Модуль 1. Царство Грибы. Низшие грибы.



УЭ


Учебный материал с указанием заданий

Руководство по изучению учебного материала

УЭ-0

ИДЦ:1. Перечислять общие признаки грибов.

2. .Выявлять у грибов черты сходства с растения- . ми и животными.

3. Перечислять особенности строения низших грибов.

4. Выявлять значение низших грибов в природе и жизни человека.

УЭ-1

УЗ: Перечислять общие признаки грибов.

  1. Рассмотрите рис. № 152 на стр.159. Послушайте объяснение учителя.

  2. Запишите в тетради общие признаки грибов.

Индивидуальная работа

УЭ-2

УЗ: Выявлять у грибов черты сходства с растениями и животными.

  1. Прочитайте текст учебника на стр. 159-160.

  2. Заполните в тетради таблицу

« Признаки сходства грибов с растениями и животными»

Сходство с растениями

Сходство с животными

Индивидуальная работа




УЭ-3

УЗ: Перечислять особенности строения низших грибов.

  1. На стр.160 учебника прочитайте об особенностях строения низших грибов, запомните их.

  2. Рассмотрите через микроскоп плесневый гриб мукор, отметьте особенности его строения.

  3. Выполните в тетради для Лабораторных работ задания № 2-4 в Лабораторной работе №2 .

Индивидуальная работа

УЭ-4

УЗ: Выявлять значение низших грибов в природе и жизни человека.

  1. Прочитайте стр.160-161 учебника. Сделайте вывод о значении низших грибов в природе и жизни человека.

  2. Самоконтроль. Ответьте на вопросы теста в тетради:

1- Грибная клетка :

а) имеет хорошо выраженную клеточную стенку;

б) не имеет клеточной стенки.

2- Тела грибов могут быть:

а) только одноклеточными;

б) только многоклеточными;

в) одноклеточными и многоклеточными.

3- Мицелий - это:

а) способ питания грибов;

б) тело гриба;

в) запасное питательное вещество гриба.

4- Наука о грибах называется:

а) цитологией;

б) микологией;

в) ботаникой.

5- Грибы размножаются:

а) вегетативно или спорами;

б) только вегетативно;

в) только спорами.

Сверьте свои ответы с правильными на доске.

Кто набрал 8-10 баллов, продолжайте работать дальше.

Кто набрал менее 8 баллов - прочтите параграф 41, выполните тест снова.

Индивидуальная работа

Оцените себя (правильный ответ-2 балла).


Д/З: Параграф 41. Дайте определение понятиям :

мицелий, гифы, гетеротрофы, сапротрофы, паразиты, симбиоз, микориза.

Задания повышенной сложности:


  1. Каким образом заплесневевший хлеб «заражает» свежий, даже не соприкасаясь с ним?

  2. Можно ли очистить хлеб от плесени, тщательно протерев его салфеткой?

  3. Почему белый налет мукора на субстрате со временем чернеет? С каким процессом это связано?

(Для выполнения заданий используйте дополнительную литературу)




Модуль 2. Высшие грибы. Грибы-паразиты.


УЭ


Учебный материал с указанием заданий

Руководство по изучению учебного материала

УЭ-0

ИДЦ:

  1. Указывать отличия высших грибов от низших.

  2. Распознавать и давать характеристику грибам-паразитам.

  3. Отмечать основные признаки и приводить примеры плесневых грибов.

  4. Характеризовать роль грибов-паразитов и плесневых грибов в природе и жизни человека.

УЭ-1

УЗ: Указывать отличия высших грибов от низших.

  1. Вспомните основные особенности низших грибов (стр.160 учебника).

  2. На стр.162-163 учебника найдите особенности высших грибов. Запишите их в тетради.

Индивидуальная работа

УЭ-2

УЗ: Распознавать и давать характеристику грибам-паразитам.

  1. Рассмотрите рис.156 на стр.163 учебника. Отметьте наличие повреждений растений грибами-паразитами.

  2. Прочитайте на стр.163-164 характеристику основ-ных представителей грибов-паразитов.

  3. Кратко запишите в тетради признаки головневых и ржавчинных грибов, спорыньи, грибов-трутовиков.

Индивидуальная работа

УЭ-3

УЗ: Отмечать основные признаки и приводить примеры плесневых грибов.

  1. Прочитайте текст на стр.164-165 учебника.

  2. Отметьте основные признаки плесневых грибов.

  3. Заполните таблицу: «Характеристика плесневых грибов».

Признаки

Пеницилл

Дрожжи

Субстрат

Строение

Размножение

Значение

Индивидуальная работа

УЭ-4

УЗ: Характеризовать роль грибов-паразитов и плесневых грибов в природе и жизни человека.

  1. На основании всего выше прочитанного, сделайте вывод о значении грибов-паразитов и плесневых грибов в природе и жизни человека.

  2. Запишите свои выводы в тетрадь.

  3. Самоконтроль. Ответьте на вопросы (+ или -) в тетради:

  1. тело дрожжей представлено одной почкующейся клеткой.

  2. из плесневых грибов получают антибиотики.

  3. грибы-паразиты приносят только вред природе и человеку.

  4. дрожжи являются паразитами по типу питания.

  5. распространение грибов-паразитов происходит благодаря насекомым.

  6. аспергилл- это плесневый гриб.

  7. грибы-паразиты вызывают отравления человека.

  8. почкование - это процесс роста дрожжей.

  9. пеницилл приспособлен к фотосинтезу.

  10. высшие грибы являются одноклеточными.

Сверьте свои ответы с правильными на доске.

Если Вы ответили на 7-10 баллов, продолжайте работать дальше.

Если Вы набрали менее 7 баллов - повторите

параграф 42.

4. Рефлексия.

Индивидуальная работа


За правильный ответ поставьте себе 1 балл.


Д/З : Параграф 42.

Творческое задание: Напишите мини-сочинение на тему « Кому нужен мухомор».

Задания повышенной сложности:


  1. Чем объяснить тот факт, что процесс брожения , например, вишен, начинается практически сразу же после того, как их сорвали с дерева?

  2. Почему при приготовлении вина виноград не моют?

  3. Почему дрожжи, состоящие из одной клетки, относят к высшим грибам?

  4. Что такое склероции и в чем их значение?

(Для выполнения заданий используйте дополнительную литературу)




Модуль 3. Шляпочные грибы. Значение грибов.


УЭ


Учебный материал с указанием заданий

Руководство по изучению учебного материала

УЭ-0

ИДЦ:

  1. Характеризовать строение и жизнедеятельность шляпочного гриба.

  2. Раскрывать сущность микоризы.

  3. Определять ядовитые грибы и обосновывать правила сбора и приготовления грибов.

  4. Указывать значение грибов в природе и жизни человека.

УЭ-1

УЗ: Характеризовать строение и жизнедеятельность шляпочного гриба.

  1. Прочитайте текст на стр.166 учебника. Определите, из каких частей состоит шляпочный гриб.

  2. Запишите в тетради на какие две группы по строению шляпки разделяют грибы.

Индивидуальная работа

УЭ-2

УЗ: Раскрывать сущность микоризы.

  1. На стр.166 учебника рассмотрите рис.162 и прочитайте второй абзац параграфа 43.

  2. Кратко отметьте в тетради, что такое микориза и в чем ее значение.

Индивидуальная работа

УЭ-3

УЗ:Определять ядовитые грибы и обосновывать правила сбора и приготовления грибов.

  1. Вспомните, какие вы знаете съедобные и ядовитые грибы.

  2. Прочтите в учебнике на стр.168-169 правила сбора и приготовления грибов.

Индивидуальная работа

УЭ-4

УЗ: Указывать значение грибов в природе и жизни человека.

  1. Используя текст учебника на стр.169-170 и свои знания, сделайте вывод о значении грибов в природе и жизни человека.

  2. Выполните Лабораторную работу №3.

  3. Рефлексия.

Индивидуальная работа


Д/З: Параграф 41-43. Подготовиться к тематическому контролю по теме : «Грибы».

Задание повышенной сложности:

Прочтите экологический рассказ "Воскресенье в лесу" и найдите ошибки, совершенные школьниками, запишите их в тетрадь.

Всю неделю только и было разговоров в классе, что о предстоящей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но мы решили поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и про транзистор.

Веселой музыкой оповестили лес - мы прибыли. Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы - белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петрик повыбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: "Микробы все равно их разрушат!". Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье.







КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ

1 ВАРИАНТ

1. Как размножаются грибы?

а) семенами; б) почкованием; в) спорами; г) простым делением

2. Как размножаются дрожжевые грибы?

а) простым делением; б) спорами; в) почкованием; г) семенами

3. Из каких грибов люди получили первое лекарство-антибиотик?

а) мукор; б) подберезовик; в) пеницилл; г) мухомор

4. Какие грибы используют для питания готовые органические вещества?

а) плесневые грибы; б) все грибы; в) шляпочные грибы; г) дрожжевые грибы

5. Какую часть шляпочного гриба человек использует в пищу?

а) плодовое тело; б) мицелий

6. Среди грибов имеются паразиты человека и животных.

7. Микориза - это то же, что и мицелий.

8.Колосья ржи, пораженные головней, выглядят почерневшими.

9.Гриб-трутовик по типу питания является сапротрофом.

10.Грибница шляпочных грибов однолетняя.





КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ

2 ВАРИАНТ

1. Чем отличаются трубчатые грибы от пластинчатых?

а) у трубчатых грибов пенек имеет трубчатое строение;

б) у трубчатых грибов трубочки на нижней стороне шляпки больше развиты, чем пластинки;

в) у трубчатых грибов споры созревают в трубочках на нижней стороне шляпки

2. Как называется часть шляпочного гриба, находящаяся в почве?

а) пенек; б) корни; в) мицелий;

3. Из чего состоит плодовое тело шляпочного гриба?

а) из волокон; б) из гиф; в) из ситовидных трубок; г) из сосудов

4.Шляпочные грибы и корни дерева образуют:

а) мицелий; б) микоризу; в) а и б;

5. Грибница мукора - это:

а) сильно разросшаяся клетка с цитоплазмой и одним ядром;

б) сильно разросшаяся клетка с цитоплазмой и несколькими ядрами;

в) многоклеточные нити.

6.Дрожжи, как и другие грибы, размножаются спорами.

7.Пеницилл - один из видов плесени.

8.Гифы спорыньи развиваются из спор, попавших при помощи ветра на развивающиеся колосья злаков.

9.Все грибы - многоклеточные организмы.

10.Грибы не имеют хлоропластов.



© 2010-2022