Рабочая программа по биологии 11 класс

Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по биологии 11 класс







Пояснительная записка


Рабочая программа учебного предмета «Общая биология» составлена на основе обязательного минимума содержания для средней (полной) школы на основе положения о рабочей программе в МКОУ Мазунинской СОШ. Используется УМК А.А.Каменский, Е.А.Крикскунов, В.В.Пасечник. В соответствии с федеральным базисным учебным планом для среднего (полного) общего образования программа рассчитана на преподавание курса биологии в 11 классе в объеме 1 час в неделю. В соответствии с учебным планом МКОУ Мазунинской СОШ, из компонента общеобразовательного учреждения добавлен 1 час. Данная программа рассчитана на преподавание курса биологии в 11 классе в объеме 2 часа в неделю (68 ч. в год), из них 8 ч. НРК. Тематическое планирование разработано в полном соответствии с данной программой, но учитель оставляет за собой право корректировать порядок учебных часов (от 2 до 4-х) по причинам праздничных дней, больничного листа и попадания контрольных работ на дни, которые по СанПину не рекомендованы.

Цели обучения по курсу «Общая биология»:

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Изучение предмета «Общая биология» способствует решению следующих задач:

  • формирование поэтапного усвоения особенностей организации живой материи на всех уровнях;

  • систематизации знаний о живых организмах;

  • выработать биологическое мышление;

  • стимулировать процесс познания биологических дисциплин;

  • развить склонность к анализу;

  • планомерно познавать процессы происходящие в живой природе;

  • узнать о роли химических и физических процессов в живых системах различного иерархического уровня;

  • познакомиться с сущностью эволюционных процессов в органическом мире;

  • выделить основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства и ряде отраслей промышленности, охране окружающей среды.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.


В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:

знать /понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере;

  • строение биологических объектов: вида и экосистем (структура);

  • сущность биологических процессов: действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; биологическую терминологию и символику;

уметь объяснять:

  • роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

решать

  • элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

описывать особей видов по морфологическому критерию;

выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

сравнивать: биологические природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор) и делать выводы на основе сравнения;

анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).








Учебно-тематическое планирование

Тема

Кол-во

часов

(всего)

НРК

Лаб.раб.

экскурсии

Контроль

1.

Основы учения об эволюции.

20

4

Л.р. - 3

Эк. - 1

2

2.

Основы селекции и биотехнологии.

8

1


1

3.

Антропогенез

7



1

4.

Основы экологии

19

2


1

5.

Эволюция биосферы и человек

11

1

Л.р. - 1

Эк. - 1

1

6.

«Роль биологии в будущем».

1




7.

Обобщение и повторение материала за курс

2




Итого:

68

8

6

6



























Учебная программа

№ п/п

Разделы, темы, уроки

Наглядные и практические методы

Знания, умения, навыки

ОУУН


I. Основы учения об эволюции. (20ч.)




1.

Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина.

Таблицы по общей биологии, иллюстрирующие систему живой природы; портреты К. Линнея, Ж.Б. Ламарка, Ч. Дарвина

Эволюция. Систематические категории, закон зародышевого сходства

Уметь проводить самостоятельный поиск биологической информации.

2.

Чарльз Дарвин и основные положения его теории.

Географическая карта мира; ксерокопии обложек книг Ч. Дарвина.

Эволюция, наследственная изменчивость, естественный отбор, борьба за существование.

Уметь раскрывать содержание основных

биологических понятий.

Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии.

3.

Вид, его критерии.

Лабораторная работа №1 «Изучение морфологического критерия вида».

Таблицы, иллюстрирующие критерии видов растений и животных, комнатные растения.

Биологический вид, критерии вида: морфологический, физиологический, экологический, географический, исторический.

Пользоваться исследовательскими умениями, проводить описание

биологических объектов, проводить сравнение, формулировать выводы.

4.

НРК Популяции. Популяции растений и животных Сарапульского района

Таблицы, иллюстрирующие популяции и виды, фотографии представителей местной флоры и фауны.

Популяции.

Примеры видов и популяций Сарапульского района

5.

Генетический состав популяций.

Таблицы, иллюстрирующие примеры популяций и генетические процессы в них, уровневую организацию живой природы.

Генофонд популяции.

Уметь раскрывать содержание основных

биологических понятий.

Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии.

6.

Изменения генофонда популяций.

Кинофильм «Современная теория эволюции».

Генетическое равновесие, случайные изменения состава генофонда, дрейф генов, направленные изменения генофонда.

Уметь проводить самостоятельный поиск биологической информации.

7

НРК Экскурсия № 1. Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности школы).

Инструктивные карточки

Многообразие видов

Пользоваться исследовательскими умениями, проводить описание

биологических объектов, проводить сравнение, формулировать выводы.

8.

Борьба за существование и её формы.

Таблицы и фотографии, иллюстрирующие проявление в органическом мире борьбы за существование.

Борьба за существование, формы борьбы за существование: внутривидовая,

межвидовая, борьба с неблагоприятными условиями.

Уметь проводить самостоятельный поиск биологической информации.

9.

Естественный отбор и его формы.

Диапозитивы «Эволюция органического мира», таблица «Естественный отбор», коллекции насекомых.

Естественный отбор, биологические адаптации, формы естественного отбора: стабилизирующий, движущий,

дизруптивный,

полиморфизм, половой.

Примеры естественного отбора в популяциях разных видов местной флоры и фауны.

10.

НРК Приспособленность организмов.

Л.р.№2«Приспособленность организмов обитающих на территории УР к среде обитания как результат действия естественного отбора»

Диапозитивы «Эволюция органического мира», таблица «Естественный отбор», коллекции насекомых.

Естественный отбор, биологические адаптации, формы естественного отбора: стабилизирующий, движущий,

дизруптивный,

полиморфизм, половой.

Уметь раскрывать

содержание основных

биологических понятий.

Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии.

11.

Изолирующие механизмы.

Таблицы, иллюстрирующие проявления в живой природе основных типов и различных групп изолирующих механизмов.

Репродуктивная изоляция, изолирующие механизмы: предзиготические, постзиготические.

Умение работать в группе.

Осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.

12.

НРК Видообразование. Эндемичные и реликтовые виды Сарапульского района

Физическая карта Европы и Азии, таблицы «Критерии вида», «Географическое видообразование», «Экологическое видообразование».

Микроэволюция, аллопатрическое

(географическое) видообразование, симпатрическое (экологическое)

видообразование.

Уметь самостоятельно

работать с текстом учебника, другими источниками, выделять

главное и обобщать.

13-14.

Макроэволюция, её доказательства.

Кинофильм «Эволюция и методы изучения эволюции»;

коллекции «Гомология плечевого и тазового пояса позвоночных»,

«Гомология строения конечностей позвоночных», «Рудиментарные органы позвоночных», палеонтологические находки.

Макроэволюция, переходные формы,

Филогенетические ряды.

Уметь раскрывать

содержание основных

биологических понятий.

Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии.

15.

Система растений и животных - отображение эволюции.

Таблицы, иллюстрирующие систематические группы и общие схемы с изображением родословных древ растений и животных, коллекции насекомых разных видов.

Биноминальное название видов, естественная классификация.

Умение работать в группе.

Осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.

16.

Главные направления эволюции органического мира.

Кинофильм «Основные направления эволюции», таблицы «Ароморфоз и идиоадаптация растений», «Схемы кровообращения позвоночных животных», «Схемы головного мозга позвоночных», «Развитие органического мира».

Параллелизм, конвергенция, дивергенция, ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация, биологический прогресс, биологический регресс.

Уметь раскрывать

содержание основных

биологических понятий.

Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии.

17.

Главные направления эволюции органического мира.

Л.р.№3 «Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных»

Кинофильм «Основные направления эволюции», таблицы «Ароморфоз и идиоадаптация растений», «Схемы кровообращения позвоночных животных», «Схемы головного мозга позвоночных», «Развитие органического мира».

Параллелизм, конвергенция, дивергенция, ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация, биологический прогресс, биологический регресс.

Пользоваться исследовательскими умениями, проводить описание

биологических объектов, проводить

сравнение, формулировать

выводы.

18.

Синтетическая теория эволюции и ее основные положения.


Таблицы по общей биологии, гербарные материалы растений, рисунки и коллекции животных,

иллюстрирующие процессы видообразования

Основные положения (постулаты) СТЭ

Уметь проводить самостоятельный поиск биологической информации.

19-20.

Зачётно-обобщающий урок по теме

«Основы учения об эволюции».


Таблицы по общей биологии, иллюстрирующие движущие силы эволюции, «Биогеоценоз дубравы», «Биосфера», диапозитивы «Эволюция органического мира».

Термины и понятия темы

«Основы учения об эволюции».

Уметь пользоваться исследовательскими умениями,

осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности


II. Основы селекции и биотехнологии. (8 ч.)




21.

Основные методы селекции и биотехнологии.

Таблицы, иллюстрирующие общие методы селекции, использование клеточной и генной и генной инженерии, альбомы и фотографии сортов растений и пород животных, муляжи плодов некоторых культурных растений.

Селекция, порода, сорт, штамм, аутбридинг, инбридинг, гетерозис, биотехнология, клеточная инженерия; гибридизация близкородственная, неродственная и отдалённая.

Уметь раскрывать содержание основных

биологических понятий.

Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии.

22.

НРК Методы селекции растений. Основные сорта зерновых культур выращиваемых на территории УР

Таблицы, иллюстрирующие закон гомологических рядов в наследственной изменчивости и центры происхождения культурных растений, муляжи некоторых овощных, плодовых и др. культур.

Центры происхождения культурных растений, закон гомологических рядов наследственной изменчивости, протопласт.

Уметь работать терминами, текстом

учебника, составлять обобщающие

таблицы. Проводить сравнение.

23.

Методы селекции растений.

Таблицы, иллюстрирующие закон гомологических рядов в наследственной изменчивости и центры происхождения культурных растений, муляжи некоторых овощных, плодовых и др. культур.

Центры происхождения культурных растений, закон гомологических рядов наследственной изменчивости, протопласт.

Уметь работать терминами, текстом

учебника, составлять обобщающие

таблицы. Проводить сравнение.

24.

Методы селекции животных.

Таблицы и схемы, иллюстрирующие применение различных методов в селекции животных; альбомы и фотографии с изображением разных пород с/х животных.

Полиэмбриония, генетическое клонирование.

Уметь работать терминами, текстом

учебника, составлять обобщающие

таблицы. Проводить сравнение.

25.

Селекция микроорганизмов.

Таблицы с изображением прокариотических и эукариотических организмов, таблицы и схемы, иллюстрирующие методы селекции микроорганизмов и технологию генной инженерии.

Клон, штамм.

Уметь работать терминами, текстом

учебника, составлять обобщающие

таблицы. Проводить сравнение.

26.

Современное состояние и перспективы биотехнологии.

Таблицы и схемы, иллюстрирующие обязательные этапы биотехнологических процессов.

Биологические удобрения, биогумус, культура тканей, экологические виды топлива.

Уметь проводить самостоятельный поиск биологической информации.

27.

Бионика

Таблицы по строению костей , стеблей злаков, коллекции: сот пчёл, стрекоз и СD «Кирилла и Мефодия»

Бионика

Анализ, синтез, сравнение, практические выводы

28.

Обобщающий урок по теме

«Основы селекции и биотехнологии».

Таблицы по теме, альбомы с изображением пород с/х животных, муляжи сортов с/х растений.

Термины и понятия уроков темы «Основы селекции и биотехнологии».

Уметь пользоваться исследовательскими умениями,

осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности


III. Антропогенез (7 ч.)




29.

Положение человека в системе органического мира.

Таблицы «Родословное древо животного мира», «Приматы», модель «Происхождение человека», научно-популярная литература по проблеме происхождения человека.

Антропология, Человек разумный

(Homo sapiens).


Уметь раскрывать

содержание основных

биологических понятий.

Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии.

30.

Основные стадии антропогенеза.

Таблицы с изображением ландшафта кайнозойской эры, «Стадии эволюции человека», модель «Происхождение человека».

Парапитеки, дриопитеки, палеоантропы, неоантропы, питекантропы, неандертальцы, кроманьонцы, человек умелый, человек прямоходящий.

Уметь работать терминами, текстом

учебника, составлять обобщающие

таблицы. Проводить сравнение.

31.

Основные стадии антропогенеза.

Таблицы с изображением ландшафта кайнозойской эры, «Стадии эволюции человека», модель «Происхождение человека».

Парапитеки, дриопитеки, палеоантропы, неоантропы, питекантропы, неандертальцы, кроманьонцы, человек умелый, человек прямоходящий.

Уметь работать терминами, текстом

учебника, составлять обобщающие

таблицы. Проводить сравнение.

32.

Движущие стадии антропогенеза.

Таблицы с изображением всех предковых форм человека, бюсты древних и современного человека.

Социальные факторы антропогенеза: трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь и мышление.

Умение работать в группе.

Осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.

33.

Прародина человека.

Таблицы, иллюстрирующие гипотезы происхождения человека, географическая карта мира.

Прародина человека, молекулярно-генетические методы исследования.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, другими источниками, выделять главное и обобщать.

34.

Расы и их происхождение.

Таблица «Человеческие расы», бюсты людей различных рас.

Человеческие расы: европеоидная, негроидная, монголоидная, расогенез, расизм.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, другими источниками


35.

Обобщающий урок по теме

«Антропогенез».

Бюсты древних людей и представителей современных рас, модель «Происхождение человека», скелет человека и млекопитающих.

Понятия и термины темы «Антропогенез».

Уметь пользоваться исследовательскими умениями,

осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности


IV.Основы экологии(19ч.)




36.

Что изучает экология.

Таблицы и схемы иллюстрирующие примеры взаимоотношений организмов друг с другом и с окружающей средой, портрет Э. Геккеля, научно-популярная литература по экологии.

Экология: популяционная, географическая, химическая, промышленная, экология растений , животных, человека, глобальная экология.

Умение работать в группе.

Осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.

37-38.

Среда обитания организмов и её факторы.

Таблицы, иллюстрирующие воздействие различных факторов на организмы. СD «Кирилла и Мефодия»

Среда обитания, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные), толерантность, лимитирующие факторы, закон минимума.

Уметь раскрывать содержание основных

биологических понятий.

Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии.

39.

Местообитание и экологические ниши.

Таблицы, иллюстрирующие местообитание и экологические ниши некоторых видов растений, животных, грибов.

Местообитание, экологическая ниша.

Умение работать в группе.

Осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.

40.

Основные типы экологических взаимодействий.

Таблицы с изображением основных типов экологических взаимодействий организмов разных видов.

Экологическое взаимодействие, нейтрализм, аменсализм, комменсализм, протокооперация, мутуализм, симбиоз, хищничество, паразитизм, конкуренция.

Уметь работать терминами, текстом

учебника, составлять обобщающие

таблицы. Проводить

сравнение.

41.

Основные типы экологических взаимодействий.

Таблицы с изображением основных типов экологических взаимодействий организмов разных видов. СD «Кирилла и Мефодия»

Экологическое взаимодействие, нейтрализм, аменсализм, комменсализм, протокооперация, мутуализм, симбиоз, хищничество, паразитизм, конкуренция.

Уметь раскрывать

содержание основных

биологических понятий.

Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии.

42.

Конкурентные взаимодействия.

Таблицы, иллюстрирующие распространение в природе конкурентных взаимодействий.

Внутривидовая конкуренция, межвидовая конкуренция.

Уметь проводить самостоятельный поиск биологической информации.

43.

Основные экологические характеристики популяции.

Таблицы, иллюстрирующие основные экологические характеристики популяции.

Демографические характеристики: обилие, плотность, рождаемость, смертность; возрастная структура.

Уметь самостоятельно

работать с текстом

учебника, другими источниками, выделять

главное и обобщать.

44.

Динамика популяции.

Таблицы, схемы, графики, иллюстрирующие все процессы изменений биологических показателей популяции.

Динамика популяции.

Уметь самостоятельно

работать с текстом

учебника, другими источниками, выделять

главное и обобщать.

45-46.

Экологические сообщества.

НРК Естественные и искусственные экосистемы с. Мазунино

Таблицы и схемы с изображением основных компонентов любой экосистемы, типов экологических сообществ: естественных и искусственных.

Биотические сообщества (биоценозы), экосистема, биогеоценоз, биосфера, искусственные (антропогенные экосистемы), агробиоценоз.

Умение работать в группе.

Осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.

47.

Структура сообщества.

Таблицы и схемы, иллюстрирующие состав и структуру экосистемы; диафильм «Природные сообщества», таблицы «Сообщество дубравы», «Сообщество водоёма».

Структура сообщества, видовая структура, морфологическая структура, трофическая структура, пищевая сеть.

Уметь раскрывать содержание основных

биологических понятий.

Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии.

48.

Взаимосвязь организмов в сообществах.

Таблицы и схемы пищевых сетей в некоторых экосистемах.

Пищевая сеть, автотрофные организмы, гетеротрофные организмы, продуценты, консументы, редуценты.

Уметь самостоятельно

работать с текстом

учебника, другими источниками, выделять

главное и обобщать.

49.

Пищевые цепи.

Таблицы с изображением обитателей лесов, степей и вод, таблицы, иллюстрирующие пищевые связи и цепи в экосистемах и круговорот веществ и энергии в разных биогеоценозах; гербарные экземпляры растений леса, луга.

Детрит, пастбищная пищевая сеть, круговорот веществ, биогенные элементы.

Умение применять полученные знания на практике

50.

Экологические пирамиды.

Таблицы и схемы, иллюстрирующие примеры экологических пирамид: биомассы, численности, энергии; а также экологических пирамид, типичных для наземных и морских экосистем.

Экологическая пирамида, пирамида биомассы, пирамида численности.

Умение работать в группе.

Осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.

51.

НРК Экологические сукцессии. Вторичные сукцессии с.Мазунино

Таблицы и схемы, иллюстрирующие смену сообществ и экологических сукцессий; диафильм «Природные сообщества» и «Сезонные изменения в жизни растений».

Сукцессия, общее дыхание сообщества, первичная и вторичная сукцессия.

Приводить примеры экологических сукцессий по Сарапульскому району

52.

Влияние загрязнений на живые организмы.

Таблицы, схемы с изображением путей передачи вредных, токсичных веществ по пищевым цепям; фотографии животных или растений, находящихся под воздействием различных загрязнителей.

Токсичные вещества, диоксины, Предельно допустимая концентрация (ПДК), соли тяжёлых металлов, аллергены.

Уметь проводить самостоятельный поиск биологической информации.

53.

Основы рационального природопользования.

Картины или фотографии иллюстрирующие рациональное природопользование; таблицы с изображением редких и охраняемых видов; Красные книги растений и животных, видеофильм «Охрана природы», «Биосфера и человек».

Природные ресурсы, экологическое сознание.

Уметь проводить самостоятельный поиск биологической информации.

54.

Обобщающий урок по теме

«Основы экологии».

Таблицы, схемы и оборудование темы «Основы экологии».

Понятия и термины темы «Основы экологии».

Уметь пользоваться исследовательскими умениями,

осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности


V. Эволюция биосферы и человек (11 ч.)




55.

Гипотезы о происхождении жизни.

Таблицы по общей биологии, портреты учёных, научно-популярная литература и статьи по проблеме возникновения жизни на Земле.

Креационизм, самопроизвольное зарождение, гипотеза панспермии, гипотеза биохимической эволюции, коацерваты, пробионты.

Уметь раскрывать содержание основных

биологических понятий.

Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии.

56.

Современные представления о происхождении жизни.

Таблицы и схемы, иллюстрирующие этапы происхождения живых существ на Земле, портреты учёных, решающих вопросы происхождения жизни на Земле; кинофильм «Возникновение жизни на Земле».

Гипотеза абиогенного происхождения жизни на Земле.

Уметь проводить самостоятельный поиск биологической информации.

57.

Основные этапы развития жизни на Земле. Развитие жизни в архейскую и протерозойскую эры

Таблицы по общей биологии, иллюстрирующие основные этапы формирования жизни.


Гипотеза биопоэза, гипотеза симбиотического происхождения эукариотических клеток.

Уметь работать терминами, текстом

учебника, составлять обобщающие

таблицы. Проводить

сравнение.

57.






Развитие органического мира в палеозое


Табл. «Геохронологическая таблица», таблицы с изображением животных и растений различных систематических групп


Основные ароморфозы растений, переходные формы, риниофиты, псилофиты, основные ароморфозы животных, переходные формы, стегоцефал, двоякодышащие рыбы, латимерия

Уметь работать терминами, текстом

учебника, составлять

обобщающие таблицы. Проводить

сравнение.

59.

Развитие жизни на Земле в мезозое


Табл. «Геохронологическая таблица», таблицы с изображением животных и растений различных систематических групп

Динозавры, брахиозавры, тираннозавры, ихтиозавры, плезиозавры, птерозавры, археоптерикс.

Уметь работать терминами, текстом

учебника, составлять обобщающие

таблицы. Проводитьсравнение.


60.

Развитие органического мира в кайнозое


Табл. «Геохронологическая таблица», таблицы с изображением животных и растений различных систематических групп

Мамонт, мастодонт, саблезубый тигр, мегатерий

Уметь работать терминами, текстом

учебника, составлять обобщающие

таблицы. Проводить сравнение.

61.

Эволюция биосферы.

Схемы круговорота углерода на разных этапах эволюции жизни на нашей планете, таблицы и схемы, иллюстрирующие основные этапы развития биосферы, последствия безответственного отношения человека к биосфере.

Биосфера, учение В.И. Вернадского.

Уметь раскрывать

содержание основных

биологических понятий.

Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии.

62.

Антропогенное воздействие на биосферу.

Таблицы, иллюстрирующие состав и структуру биосферы, фотографии, показывающие антропогенное воздействие на биосферу.

Заповедники, заказники, национальные парки, Конвенция о биоразнообразии.

Умение работать в группе.

Осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.

63.

Последствия деятельности человека в окружающей среде.

Л.р. № 4. «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения»

СD «Кирилла и Мефодия»

Экологические проблемы. Правила поведения в природной среде.

Пользоваться исследовательскими умениями, проводить описание

биологических объектов, проводить

сравнение, формулировать

выводы.

64.

НРК Экскурсия№2. Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы).

Инструктивные карточки


Умение работать в группе.

Осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.

65.

Обобщение темы «Эволюция биосферы и человек»

Таблицы и схемы, иллюстрирующие проблемы происхождения и развития жизни на Земле, многообразие антропогенного воздействия на биосферу.

Основные понятия и термины темы.

Уметь пользоваться исследовательскими умениями,

осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности

66.

«Роль биологии в будущем».

Таблица с перечнем профессий, где необходимы общебиологические знания, таблицы, иллюстрирующие использование общебиологических знаний.

Бионика, ноосфера.

Уметь самостоятельно

работать с текстом

учебника, другими источниками, выделять

главное и обобщать.

67-68.

Обобщение и повторение материала за курс





© 2010-2022