Рабочая программа по биологии (8 класс)

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии в 8 классе составлена в соответствии с Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 17.12. 2010 г. № 1897), программы развития и формирования универсальных учебных действий, программы духовно-нравственного развития и воспитания личности, Примерной программы основного общего образования по биологии для 5-9 классов линии учебно-методических комплектов «Линия жизни» под редакцией В.В. Пасечника, С.В. Суматохина, Г.С.Калиновой, Г.Г.Швецова, З.Г.Гапонюк. Издательство «Просвещение» 2011 г.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;

  2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  4. воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  5. иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Результаты изучения курса «Биология» в 8 классе полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках рассматривается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов человека, вводятся сведения о нервной и гуморальной регуляции деятельности организма человека, их связи, об обмене веществ, об анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с эти предлагается работа с тетрадью с печатной основой.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

В.В.Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г. Швецов под редакцией В.В.Пасечника «Биология» 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. -Просвещение, 2015 (Линия жизни) - 256с;(Включённый в Федеральный перечень учебников Пр. № 253 от 31.03.2014)

Общая характеристика учебного курса «Человек и его здоровье»

Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования. Модернизация образования предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего поколения. Независимо от того, какую специальность выберут в будущем выпускники школы, их жизнь будет неразрывно связана с биологией. Здоровье человека, его развитие, жизнь и здоровье будущих детей, пища, которую мы едим, воздух, которым мы дышим, та среда, в которой мы живем, - все это объекты биологии. Логические связи данного предмета с остальными предметами.

Материал биологии 8 класса переплетается с материалом биологии 7 класса, биологии 9 класса, ЗОЖ, географии, математики, русского языка. Здоровый образ жизни, изучаемый на уроках ОБЖ , используется при изучении каждой темы. Вычисления физических нагрузок на различные участки тела, пульса связаны с математическими расчетами. При закреплении материала используются знания русского языка. Знакомимся с различными видами физических упражнений при изучении опорно-двигательной системы.

Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

В 8-м классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определённых границах, за пределами которых теряется волевой контроль и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведёт к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих и нарушающих здоровье человека

Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

Место учебного предмета в учебном плане

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме

68 часов (2 часа в неделю)


Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 8 класса

В результате освоения курса биологии 8 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.

Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей;

  • воспитание бережного отношения к природе, формирование экологического сознания;

  • признание высокой целости жизни, здоровья своего и других людей;

  • развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук.

  • ответственного отношения к учению, труду;

  • целостного мировоззрения;

  • осознанности и уважительного отношения к коллегам, другим людям;

  • коммуникативной компетенции в общении с коллегами;

  • основ экологической культуры

Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД;

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;

  • Выявлять причины и следствия простых явлений;

  • Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для указанных логических операций;

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)

  • Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);

  • Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом);

  • В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

  • Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

  • Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);

  • Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:

  • Понимать смысл биологических терминов;

  • Знать признаки сходства и отличия человека и животных;

  • Знать сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, транспорт веществ, рост, развития, размножения, регуляции жизнедеятельности организма;

  • Знать особенности организма человека: его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.

  • объяснять: роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика, значение различных организмов в жизни человека, место и роль человека в природе. Зависимость здоровья от состояния окружающей среды, причины наследственных заболеваний и снижение иммунитета у человека, роль гормонов и витаминов в организме, влияние вредных привычек на здоровье человека;

  • изучать: самого себя и процессы жизнедеятельности человека, ставить биологические эксперименты, объяснять результаты опытов.

  • распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека;

  • выявлять: взаимосвязь загрязнения окружающей среды и здоровья человека, взаимодействие систем и органов организма человека;

  • сравнивать: человека и млекопитающих и делать соответствующие выводы;

  • определять: принадлежность человека к определенной систематической группе;

  • анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: в тексте учебника, биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернет-ресурсах;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма; стрессов; ВИЧ-инфекции; вредных привычек; нарушения осанки, зрения, слуха;

  • оказания первой медицинской помощи при отравлении; укусах животных; простудных заболеваниях; ожогах, травмах, кровотечениях; спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил поведения в окружающей среде;

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Содержание программы курса

Человек и его здоровье

8 класс

Наука о человеке (3 ч)

Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания человека. Защита среды обитания человека. Общие сведения об организме человека. Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различия человека и животных. Методы изучения организма человека.

Общий обзор организма человека (3 ч)

Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов.

Опора и движение (7 ч)

Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы.

Внутренняя среда организма (4 ч)

Внутренняя среда организма, значение её постоянства. Кровеносная и лимфатическая система. Кровь. Группы крови. Лимфа. Переливание крови. Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции. Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки.

Кровообращение и лимфообращение (4 ч)

Транспорт веществ. Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс. Приёмы оказания первой помощи при кровотечениях.

Дыхание (4ч)

Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания. Регуляция дыхания. Газообмен в лёгких и тканях. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Инфекционные заболевания и меры их профилактики. Вред табакокурения.

Питание (5ч)

Питание. Пищеварение. Пищеварительная система. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика.

Обмен веществ и превращение энергии (4 ч)

Обмен веществ и превращение энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных солей, белков, углеводов и жиров. Витамины. Рациональное питание. Нормы и режим питания.

Выделение продуктов обмена (3ч)

Выделение. Строение и функции выделительной системы. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение.

Покровы тела (3ч)

Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приёмы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Закаливание организма.

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности (7ч)

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга. Эндокринная система. Гормоны, механизмы их действия на клетки. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.

Органы чувств. Анализаторы (4 ч)

Органы чувств. Строение и функции органов зрения и слуха. Нарушения зрения и слуха, их предупреждение. Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувства. Обоняние. Вкус.

Психика и поведение человека (6 ч)

Поведение и психика человека. Безусловные рефлексы и инстинкты. Условные рефлексы. Особенности поведения человека. Речь. Мышление. Внимание. Память. Эмоции и чувства. Сон. Темперамент и характер. Способности и одарённость. Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека.

Размножение и развитие человека (4ч)

Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки. Половое созревание. Инфекции, передающиеся половым путём, их профилактика. ВИЧ-инфекция и её профилактика. Наследственные заболевания. Медико-генетическое консультирование. Оплодотворение, внутриутробное развитие. Беременность. Вредное влияние на развитие организма курения, употребления алкоголя, наркотиков. Роды. Развитие после рождения. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения.

Человек и окружающая среда(4ч)

Человек и окружающая среда. Природная среда. Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Укрепление здоровья: аутотренинг, двигательная активность, закаливание.

Экскурсия «Происхождение человека».

Лабораторные работы:

Строение клеток и тканей.

Морфологические особенности человеческого тела.

Распознавание на таблицах органов опорно-двигательной системы человека.

Выявление нарушений осанки и наличия плоскостопия.

Микроскопическое строение крови человека и лягушки

Измерение кровяного давления. Подсчёт пульса в разных условиях.

Распознавание на таблицах органов дыхательной системы человека.

Определение частоты дыхания.

Действие ферментов слюны на крахмал.

Распознавание на таблицах органов пищеварительной системы человека.

Определение норм рационального питания.

Анализ и оценка влияния факторов риска на здоровье.






Календарно- тематическое планирование 8 класс

п/п

Название раздела, темы уроков

Количество часов

Календарная дата

Характеристика основных видов деятельности обучающегося

по плану

фактичес-кая

Наука о человеке

Называть методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.

Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика, современные концепции происхождения человека

Использовать знания о методах изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.


1.

Инструктаж по ТБ. Науки о человеке и их методы

1ч.

3.09

2.

Биологическая природа человека. Расы человека

1ч.

7.09

3.

Происхождение и эволюция человека. Антропогенез.

10.09

Глава 1.

Общий обзор организма человека

Выделять существенные признаки организма

человека, особенности его биологической природы: клеток, тканей, органов и систем органов.

Сравнивать клетки, ткани организма человека, делать выводы на основе сравнения.

Наблюдать и описывать клетки и ткани на готовых микропрепаратах. Сравнивать увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением.

Объяснять особенности нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности организм человека

4,5

Строение организма

Лабораторная работа №1 «Изучение микроскопического строения тканей организма человека»

14.09

17.09

6.

Регуляция процессов жизнедеятельности

1ч.

21.09

Глава 2. Опора и движение

7 ч.


7.

Опорно-двигательная система. Состав, строение и рост костей

Лабораторная работа №2 «Изучение микроскопического строения кости»

28.09

Распознавать на наглядных пособиях органы опорно-двигательной системы (кости). Выделять существенные признаки опорно-двигательной системы человека. Проводить биологическое исследование, делать выводы на основе полученных результатов

Распознавать на наглядных пособиях кости скелета человека.

Объяснять особенности развития мышц. Объяснять механизмы регуляции работы мышц. Проводить биологическое исследование, делать выводы на основе полученных результатов

Выявлять влияние физических упражнений на развитие скелета и мускулатуры.

Объяснять условия нормального развития и жизнедеятельности органов опоры и движения.

8.

Скелет человека. Соединение костей. Скелет головы.

1.10

9.

Скелет туловища. Скелет конечностей и их поясов

5.10

10.

Строение и функции скелетных мышц.

8.10

11.

Работа мышц и её регуляция

Лабораторная работа №3 «Влияние статической и динамической работы на утомление мышц»

12.10

12.

Нарушения опорно-двигательной системы. Травматизм.

Лабораторная работа №4 «Выявление нарушений осанки и плоскостопия»

15.10

13.

Контрольная работа по теме «Опора и движение»

19.10

Глава 3.

Внутренняя среда организма

4 ч.


14.

Состав внутренней среды организма и её функции

22.10

Называть признаки биологических объектов:

  • составляющие внутренней среды организма;

  • составляющие крови (форменные элементы);

  • составляющие плазмы.

Характеризовать сущность биологического процесса свертывания крови.

Рассматривать готовые микропрепараты крови человека и лягушки.

Сравнивать кровь человека и лягушки и делать выводы на основе их сравнения.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями крови внутренней среды организма человека.

15.

Состав крови. Постоянство внутренней среды

Лабораторная работа №5

«Изучение микроскопического строения крови (Микропрепараты крови человека и лягушки»

26.10

16.

Свёртывание крови. Переливание крови. Группы крови.

29.10

17.

Иммунитет. Нарушения иммунной системы человека. Вакцинация.

5.11

Глава 4.

Кровообращение и лимфообращение

4 ч.

Давать определения понятиям: аорта, артерии, капилляры, вены, лимфа.

Называть:

  • особенности строения организма человека - органы кровеносной и лимфатической систем;

  • признаки (особенности строения) биологических объектов - кровеносных сосудов.

Распознавать и описывать на таблицах:

  • систему органов кровообращения;

  • органы кровеносной системы;

  • систему лимфообращения;

  • органы лимфатической системы.

Характеризовать:

  • сущность биологического процесса транспорта веществ; сущность биологического процесса - лимфообращения. Устанавливать взаимосвязь между кровеносной и лимфатической системой.

18.

Органы кровообращения. Строение и работа сердца.

9.11

19.

Сосудистая система. Лимфообращение

Лабораторная работа №6 «Подсчёт пульса в разных условиях и измерение кровяного давления»

12.11

20.

Сердечно-сосудистые заболевания. Первая помощь при кровотечении

16.11

21.

Контрольная работа по теме «Кровообращение и лисмфообращение»

19.11

Глава 5.

Дыхание

4 часа

Называть особенности строения организма человека - органы дыхательной системы.

Распознавать и описывать на таблицах основные органы дыхательной системы человека.

Характеризовать сущность биологического процесса дыхания.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания.

Характеризовать:

  • сущность биологического процесса дыхания;

  • транспорта веществ.

Характеризовать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма.

Устанавливать взаимосвязь межу строением и функциями органов дыхания.

Устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и кровообращения. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

22.

Дыхание и его значение. Органы дыхания.

1ч.

23.11

23.

Механизм дыхания. Жизненная ёмкость лёгких.

Лабораторная работа №7

«Дыхательные движения. Измерение жизненной ёмкости лёгких»

1ч.

26.11

24.

Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды

30.11

25.

Заболевания органов дыхания, их профилактика. Реанимация.

3.12

Глава 6. Питание

.


Давать определение понятиям фермент, рефлекс, безусловный рефлекс, условный рефлекс.

Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека.

Характеризовать:

  • сущность биологического процесса питания, пищеварения;

  • роль ферментов в пищеварении.

Описывать и объяснять результаты опытов.

Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

26.

Питание и его значение. Органы пищеварения их функции. Лабораторная работа №8 «Распознавание на таблицах органов пищеварительной системы человека».

1ч.

7.12

27.

Пищеварение в ротовой полости. Глотка и пищевод.

Лабораторная работа №9 «Действие ферментов слюны на крахмал».

10.12

28.

Пищеварение в желудке и кишечнике

14.12

29.

Всасывание питательных веществ в кровь

17.12

30.

Регуляция пищеварения. Гигиена питания

1ч.

21.12

Глава 7. Обмен веществ и превращение энергии

4ч.

Давать определение понятиям: пластический обмен, энергетический обмен.

Характеризовать:

сущность обмена веществ и превращения энергии в организме;

обмен веществ как основу жизнедеятельности организма человека.

Называть основные группы витаминов и продукты, в которых они содержатся.

Характеризовать роль витаминов в организме, их влияние на жизнедеятельность.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, а также других заболеваний, связанных с недостатком витаминов в организме.

31.

Пластический и энергетический обмен

1ч.

24.12

32.

Ферменты и их роль в организме человека

28.12

33.

Витамины и их роль в организме человека

14.01

34.

Нормы и режим питания. Нарушения обмена веществ.

18.01

Глава 8. Выделение продуктов обмена

3ч.

Называть особенности строения организма человека - органы мочевыделительной системы; другие системы, участвующие в удалении продуктов обмена.

Распознавать и описывать на таблицах основные органы выделительной системы человека.

Характеризовать сущность биологического процесса выделения и его роль в обмене веществ.

Использовать приобретенные знания для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний выделительной системы;

  • профилактики вредных привычек.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов мочевыделительной системы.

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья.

Находить в тексе учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий контрольной работы.

35.

Выделение и его значение. Органы мочевыделения.

21.01

36.

Заболевания органов мочевыделения

25.01

37.

Контрольная работа по теме «Выделение продуктов обмена»

28.01

Глава 9.

Покровы тела человека

3 ч.

Характеризовать роль кожи в обмене веществ и жизнедеятельности организма.

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний кожи и других покровов тела. Использовать приобретенные знания для:

соблюдения мер профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм);

для оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях.

38.

Наружные покровы тела. Строение и функции кожи.

1.02

39.

Болезни и травмы кожи

4.02

40.

Гигиена кожных покровов

8.02

Глава10.

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности

7ч.

Называть:

  • особенности строения и работы желез эндокринной системы;

  • железы внутренней секреции;

  • железы внешней секреции.

Различать железы внутренней секреции и железы внешней секреции.

Распознавать и описывать на таблицах органы эндокринной системы.

Давать определения понятиям: рефлекс, рецептор, рефлекторная дуга.

Называть:

  • отделы нервной системы;

  • принцип работы нервной системы.

Распознавать на таблицах и описывать отделы и органы нервной системы.

Характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма.

41.

Железы внутренней секреции и их функции

11.02

42.

Работа эндокринной системы и её нарушения

15.02

43.

Строение нервной системы и её значение

18.02

44.

Спинной мозг

22.02

45.

Головной мозг

25.02

46.

Вегетативная нервная система

29.02

47.

Нарушения в работе нервной системы и их предупреждение

3.03

Глава 11.

Органы чувств. Анализаторы.

4ч.

Давать определения понятиям: орган чувств, рецептор, анализатор.

Называть:

  • органы чувств человека;

  • анализаторы;

  • особенности строения органов обоняния, вкуса, их анализаторов.

Распознавать и описывать на таблицах основные части органа обоняния, осязания, вкуса, их анализаторов.

Характеризовать: роль органов чувств и анализаторов в жизни человека

Называть особенности строения органов кожно-мышечной чувствительности, обоняния, вкуса.

Распознавать и описывать на таблицах основные части органов кожно-мышечной чувствительности, обоняния, вкуса.

Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий текстовой контрольной работы.

48.

Понятие об анализаторах. Зрительный анализатор

1ч.

7.03

49.

Слуховой анализатор

1ч.

10.03

50.

Вестибулярный анализатор. Мышечное чувство. Осязание.

14.03

51.

Вкусовой и обонятельный анализаторы. Боль.

17.03

Глава 12. Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность.

Выделять существенные особенности поведения и психики человека

Выделять (классифицировать) типы и виды памяти. Объяснять причины расстройства памяти. Проводить биологическое исследование, делать выводы на основе полученных результатов

Выделять существенные особенности поведения и психики человека. Объяснять роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека.

Характеризовать фазы сна, Объяснять значение сна.

Объяснять значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей в жизни человека. Выявлять особенности наблюдательности и внимания.

52.

Высшая нервная деятельность. Рефлексы

1ч.

21.03

53

Память и обучение

24.03

54

Врождённое и приобретённое поведение

4.04

55

Сон и бодрствование

7.04

56

Особенности высшей нервной деятельности человека

11.04

57

Контрольная работа по теме «Психика и поведение человека, Высшая нервная деятельность»

14.04


Глава 13. Размножение и развитие человека

Давать определение понятию размножение, оплодотворение.

Характеризовать сущность процессов размножения и развития человека.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ - инфекций, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания). Объяснять причины проявления наследственных заболеваний.

Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды н здоровье.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ - инфекции.

Проводить самостоятельный поиск биологической информации: о достижениях генетики в области изучения наследственных болезней человека.

58.

Особенности размножения человека

1ч.

18.04

59.

Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение

21.04

60.

Беременность и роды

25.04

61.

Рост и развитие ребёнка после рождения

28.04

Глава 14. Человек и окружающая среда

4ч.

Приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека.

Объяснять место и роль человека в природе. Соблюдать правила поведения.

Освоить приёмы рациональной организации труда и отдыха, проведения наблюдений за состоянием собственного организма. Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики стрессов, вредных привычек.

62.

Социальная и природная среда человека

2.05

63,64.

Окружающая среда и здоровье человека. Лабораторная работа №10 «Анализ и оценка влияния факторов риска на здоровье».

5.05

12.05

65.

Защита проекта

16.05

66,67

Итоговая контрольная работа

19.05

23.05

68

Заключительный урок

26.05

Учебно - методическое и материально- техническое обеспечение

Учебно-практическое оборудование: ноутбук, проектор, микроскопы, демонстрационные таблицы: Комплект таблиц по анатомии; Строение тела человека; Комплект таблиц по физиологии человека; портреты ученых.

Модель демонстрационная «Носоглотка в разрезе», модель «Сердце в разрезе»; демонстрационная модель «Череп человека с раскрашенными костями», модель глаза; модель «Почка в разрезе», модель «Ухо», модель «Мозг в разрезе», модель демонстрационная «Сердце человека» (мини); демонстрационная объемная модель (подвижная) «Локтевой сустав»; модель демонстрационная «Гортань в разрезе», модель демонстрационная «Печень», модель «Желудок в разрезе»; модель демонстрационная «Торс человека» (65см), модель «Строение зуба», модель демонстрационная «Сердце человека» (большое); анатомическая учебная объемная модель «Почка с надпочечником»; тренажер «Уход за зубами»; остеологическая модель «Череп человека».

Список литературы

Для учителя:

  1. В.В.Пасечник «Биология. Человек» 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Просвещение, 2015.;

  2. Программа по биологии для 6-9 классов, авторов В.В. Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С.Калинова, Г.Г.Швецов, З.Г.Гапонюк Издательство «Просвещение» 2011г

Дополнительная литература:

  1. Воронин Л.Г., Маш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1993. - 160 с.;

  2. Никишов А.И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. - М.: Дрофа, 2003. - 96 с.;

  3. Рохлов В.С. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1997. - 240 с.;

  4. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Человек. - М.: Дрофа, 2004. - 224 с.

Для обучающихся:

  1. В.В.Пасечник, а.а.Каменский, Г.Г.Швецов. «Биология» 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Просвещение 2015.;

  2. В.В.Пасечник, а.а.Каменский, Г.Г.Швецов. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология» 8 класс. - М.: Просвещение, 2015.;

Информационные ресурсы:

1. Центр образовательных ресурсов: school-collection.edu.ru/

2. Педсовет: pedsovet.org/

3. Официальный информационный портал единого государственного экзамена: www1.ege.edu.ru/

4. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки: obrnadzor.gov.ru/

5.Федеральный институт педагогических измерений: fipi.ru/

6. Единое окно доступа к образовательным ресурсам: window.edu.ru/window

7. Сеть творческих учителей: it-n.ru/

7. Учеба.RU: ucheba.ru/ege/

8. Кирилл и Мефодий - КМ образование: km-school.ru/company/companies.asp

9. Федеральный образовательный портал: edu.ru/

10. Российский общеобразовательный портал: school.edu.ru/default.asp

11. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: fcior.edu.ru/

Цифровые образовательные ресурсы:

  1. Электронное учебное издание. Кирилл и Мефодий

  2. Электронное учебное издание. Подготовка к ЕГЭ по биологии.

  3. Электронное учебное издание. Атлас Морфологии человека.



19


© 2010-2022