Программа прикладного курса по биологии Решение генетических задач для учащихся 11 класса

Данная программа предназначена для занятий в 11 классах общеобразовательной школы с естественно-математическим направлением. Программа направлена на углубление знаний учащихся по биологии, закрепление навыка решения генетических задач, развитие интереса к предмету. Курс предполагает обеспечение высокой степени готовности учащихся к ЕНТ, поступлению в ВУЗы.                                                                                                                                             ...
Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Солтүстік-Қазақстан облысы

Тайынша ауданы

Тайынша қаласы

№1 орта мектебі



Северо-Казахстанская область

Тайыншинский район

КГУ « Средняя школа № 1

г. Тайынша»

ПРОГРАММА

прикладного курса по биологии

«Решение генетических задач»

11 класс

Программа прикладного курса по биологии Решение генетических задач для учащихся 11 класса

2014 ж.

Автор-составитель: учитель биологии

Кренделёва М.Б.

Программа прикладного курса

по биологии

«Решение генетических задач»

Естественно-математическое направление

11 класс



Данная программа предназначена для занятий в 11 классах общеобразовательной школы с естественно-математическим направлением. Программа направлена на углубление знаний учащихся по биологии, закрепление навыка решения генетических задач, развитие интереса к предмету. Курс предполагает обеспечение высокой степени готовности учащихся к ЕНТ, поступлению в ВУЗы.


















Программа прикладного курса по биологии

«Решение генетических задач»

Профильное обучение

Естественно-математическое направление

11 класс


























































Пояснительная записка


Данная программа предназначена для учащихся профильных классов естественно-математического направления средних школ.

Прикладной курс «Решение генетических задач» для учащихся 11-го класса призван углубить и расширить рамки действующего профильного курса биологии, имеет профессиональную направленность. Он предназначен для учащихся 11-х классов медико-биологического профиля, а также для учащихся, проявляющих интерес к генетике. Изучение курса может проверить целесообразность выбора учащимся профиля дальнейшего обучения, направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса, при котором максимально учитываются интересы, способности и склонности старшеклассников.

Курс опирается на знания и умения учащихся, полученные при изучении биологии. В процессе занятий предполагается закрепление учащимися опыта поиска информации, совершенствование умений делать доклады, сообщения, закрепление навыка решения генетических задач различных уровней сложности, возникновение стойкого интереса к одной из самых перспективных биологических наук - генетике.

Программа построена с учетом основных принципов педагогики сотрудничества и сотворчества, является образовательно-развивающей и направлена на гуманизацию и индивидуализацию педагогического процесса.

Программа рассчитана на 34 часа. Курс включает теоретические занятия и практическое решение задач.


Цели курса:

  • создание условий для развития творческого мышления, умения самостоятельно применять и пополнять свои знания через содержание курса;

  • создание необходимой базы для понимания специализированных вузовских программ;

  • формирование и развитие интереса к биологии в целом и к генетике в частности.

Задачи курса:

образовательные:

  • формирование умений и навыков решения генетических задач;

  • отработка навыков применения генетических законов;

  • обеспечение высокой степени готовности учащихся к ЕНТ, поступлению в ВУЗы;

  • удовлетворение интересов учащихся, увлекающихся генетикой;

развивающие:

  • развитие логического мышления учащихся;

воспитательные:

  • воспитание и формирование здорового образа жизни.

Режим занятий: Программа рассчитана на 34 часа






Содержание программы

Общее количество часов - 34.

1. Введение. 3 часа.

Теоретический курс. Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Методы генетики. Генетическая терминология и символика. История генетических открытий.

2. Моногибридное скрещивание. 6 часов.

Теоретический курс - 1 час. Закономерности наследования генов при моногибридном скрещивании, установленные Г. Менделем и их цитологические основы. Промежуточное наследование. Анализирующее скрещивание. Множественный аллелизм. Кодоминирование. Летальные аллели.

Практический курс - 5 часов. Решение прямых задач на моногибридное скрещивание. Определение вероятности появления потомства с заданными признаками. Определение количества потомков с заданными признаками. Определение количества фенотипов и генотипов потомков. Решение обратных задач на моногибридное скрещивание. Решение задач на промежуточное наследование признаков. Решение задач на определение групп крови потомков и родителей по заданным условиям. Решение задач на анализирующее скрещивание.

3. Дигибридное скрещивание. 5 часов.

Теоретический курс - 1 час. Закономерности наследования при дигибридном скрещивании, цитологические основы наследования, III закон Менделя.

Практический курс - 5 часов. Решение прямых задач на дигибридное скрещивание. Решение обратных задач на дигибридное скрещивание.

4. Полигибридное скрещивание. 4 часа.

Теоретический курс -1 час. Математические закономерности наследования, используемые при решении задач на полигибридное скрещивание.

Практический курс - 3 часа. Решение задач на нахождение вероятности появления потомков с определенными признаками. Определение количества фенотипов и фенотипы потомков. Решение прямых и обратных задач на полигибридное скрещивание.

5. Сцепленное наследование генов. 6 часов.

Теоретический курс - 2 часа. Закономерности сцепленного наследования. Закон Моргана. Полное и неполное сцепление. Цитологические основы сцепленного наследования: в случае коньюгации хромосом без кроссинговера; в случае коньюгации и кроссинговера между двумя хроматидами; в случае коньюгации хромосом и кроссинговера между одной парой хроматид. Генетические карты. Хромосомная теория наследственности.

Практический курс - 4 часа. Решение задач на сцепленное наследование. Определение количества кроссоверных особей в потомстве. Определение вероятности возникновения различных генотипов и фенотипов потомков по расстоянию между сцепленными генами.

6. Наследование, сцепленное с полом. 4 часа.

Теоретический курс - 1 час. Цитологические основы наследования, сцепленного с полом.

Гомогаметность и гетерогаметность у различных видов живых организмов. Роль половых хро-мосом в жизни и развитии организмов.

Практический курс - 3 часа. Решение прямых и обратных задач на сцепление признака с Х-хромосомой. Решение прямых и обратных задач на сцепление с У-хромосомой.

7. Взаимодействие неаллельных генов. 4 часа.

Теоретический курс - 1 час. Эпистаз: доминантный и рецессивный. Комплементарность. Полимерия.

Практический курс - 3 часа. Решение задач на все типы взаимодействия неаллельных генов.

8. Итоговые занятия. 2 часа.

Самостоятельное решение генетических задач всех видов.









Тематический план

Название темы

Кол-во часов

Сроки


1. Введение



1

1. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

1

2

2. Методы генетики. Генетическая терминология и символика.

1

3

3. История генетических открытий.

1


2. Моногибридное скрещивание.


4

1. Закономерности наследования при моногибридном скрещивании.

1

5

2. Решение прямых задач на моногибридное скрещивание

1

6

3. Решение обратных задач на моногибридное скрещивание

1

7

4. Решение задач на промежуточное наследование признаков

1

8

5. Решение задач на определение групп крови и родителей по заданным условиям

1

9

6. Решение задач на анализирующее скрещивание

1


3. Дигибридное скрещивание.


10

1. Закономерности при дигибридном скрещивании.

1

11

2. Решение прямых задач на дигибридное скрещивание

1

12

3. Решение обратных задач на дигибридное скрещивание

1

13

4. Решение прямых задач на дигибридное скрещивание

1

14

5. Решение обратных задач на дигибридное скрещивание

1


4. Полигибридное скрещивание.


15

1. Математические закономерности наследования при полигибридном скрещивании.

1

16

2. Решение задач на нахождение вероятности появления потомков с определенными признаками.

1

17

3. Решение задач на определение количества фенотипов потомков.

1

18

4. Решение прямых и обратных задач на полигибридное скрещивание

1


5. Сцепленное наследование генов.


19

1. Закономерности сцепленного наследования.

1

20

2. Хромосомная теория наследственности

1

21

3. Решение задач на сцепленное наследование

1

22

4. Решение задач на определение количества кроссоверных особей в потомстве

1

23

5. Решение задач на определение вероятности возникновения различных генотипов потомков по расстоянию между сцепленными генами

1

24

6. Решение задач на определение вероятности возникновения различных фенотипов потомков по расстоянию между сцепленными генами.

1


6. Наследование, сцепленное с полом.


25

1. Цитологические основы наследования, сцепленного с полом.

1

26

2. Решение прямых и обратных задач на сцепление признака с Х-хромосомой

1

27

3. Решение прямых и обратных задач на сцепление с У-хромосомой

1

28

4. Решение задач на наследование, сцепленное с полом

1


7. Взаимодействие неаллельных генов.


29

1.Эпистаз. Комплементарность. Полимерия.

1

30

2. Решение задач на эпистаз

1

31

3. Решение задач на комплементарность

1

32

4. Решение задач на полимерию

1


8. Итоговые занятия


33

1. Самостоятельное решение генетических задач всех видов

1

34

2. Заключение

1



Прогнозируемые результаты обучения

В результате обучения школьники должны:

  • расширить знания об основных генетических законах;

  • в совершенстве овладеть специальной генетической терминологией;

  • научиться решать генетические задачи повышенной сложности;

  • уметь применять различные генетические законы при решении задач;

  • уметь прогнозировать вероятность передачи по наследству различных генетических нарушений;

  • уметь готовить доклады по теоретическому материалу.







Литература

1. Генетика. Учебное пособие для поступающих в медицинскую академию. Раимова Е.К. Оренбург, ОГМА, 1998

2. Методические указания для проведения практических занятий по курсу «Генетика с основами селекции». Ростов-на-Дону, 2006

3. Методическое пособие по генетике. Жумабаева С.Е. Кокшетау, 2010

4. Сборник задач по генетике. Жумабаева С.Е. Кокшетау, 2010

5. Сборник задач по генетике с решениями. Метод. Пособие. Крестьянинов В.Ю., Вайнер Т.Б.. - Саратов: «Лицей», 1998

6. Сборник задач по генетике (пособие для учителей) Маслак Е.Н. п.Восточный, 2013






© 2010-2022