Урок по биологии на тему Генетика пола (10 класс)

Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок №___ 10 класс ЕМН Дата проведения_________

Тема : Генетика пола и наследование, сцепленное с полом

Цель: изучить особенности генетического определения пола у различных групп организмов, а также наследование некоторых признаков сцепленных с полом; актуализировать ранее полученные знания; изучить хромосомный механизм определения пола; знать особенности наследования признаков, связанных с полом; рассмотреть некоторые патологические признаки заболеваний, гены которых локализованы в половых хромосомах; продолжить формирование умений и навыков, необходимых для решения генетических задач; выработка умений самостоятельного составления блок- схемы;

способствовать пониманию необходимости знания истории своей семьи; развивать умение анализировать , сравнивать и обобщать , используя дополнительную литературу и информационные технологии; повысить восприимчивость учащихся к вопросам сохранения своего здоровья и здоровья других людей; формирование коммуникативной компетенции.

Тип урока : комбинированный, практическое применение знаний

Межпредметные связи: информатика, анатомия и физиология человека, ботаника, медицина

Технические средства обучения : мультимедийный проектор, интерактивная доска,

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечания

I.Организационный момент

Проверка готовности к уроку, психологический настрой, озвучивание плана урока

Готовы к уроку

II Актуализация знаний. Повторение изученного материала

1) Фронтальная беседа

Вопросы:

1.Назовите три закона Г. Менделя?

2.Каким методом пользовался Г. Мендель при проведении своих опытов?

3..Всегда ли признаки можно чётко разделить на доминантные и рецессивные? Какое название получило это явление?

4. Всегда ли по фенотипу можно определить, какие гены содержит данная особь? Приведите пример.

5...Можно ли установить генотип особей, которые не различаются по фенотипу? Какой метод используют для этого?

6. .Какими особенностями характеризуется дигибридное скрещивание?

7. Сформулируйте III закон Г. Менделя?

2) Решение задач. Подготовка к контрольной работе.

Задача 1. У норок коричневая окраска меха доминирует над голубой. Скрестили коричневую самку с самцом голубой окраски. Среди потомства есть 3 щенка коричневых и один голубой. Чистопородна ли самка?

Задача 2. Скрестили пестрых петуха и курицу. Получили 26 пестрых, 12 черных и 13 белых цыплят. Как наследуется окраска оперения у кур, если черная окраска - доминантный признак, а белая - рецессивный?

Задача 3. У человека некоторые формы близорукости доминируют над нормальным зрением, а карий цвет глаз - над голубым. Какое потомство можно ожидать от брака гетерозиготного мужчины с женщиной, имеющей голубые глаза и гетерозиготной по зрению?

3) Контрольная работа (по карточке): проверка знаний терминов, умения решать задачи

Участвуют в эвристической беседе

По кругу повторение терминов: генетика, наследственность, изменчивость, ген, генотип, аллельные гены, гомозигота, гетерозигота, доминантный, рецессивный признак, фенотип, гибридологический метод, моно-, дигибридное скрещивание, законы Менделя

Решают задачи. Индивидуально у доски, самостоятельно в тетрадях

Прием взаимопомощи

Самостоятельная работа по карточкам





Задачи СЛАЙД 1

III Изучение нового материала




1). Объявление темы урока, целей урока.

2). Пол - это совокупность морфологических, физиологических, биохимических и других признаков организма, обусловливающих воспроизведение себе подобного

3). Хромосомы:

- Аутосомы - хромосомы, одинаковые у обоих полов

- Половые - по которым различаются мужской и женский пол

У человека хромосомный набор:

Урок по биологии на тему Генетика пола(10 класс)44


4). Женщины (XХ) имеют одну Х-хромосому от отца и одну Х-хромосому от матери. Мужчина (XY) получает Х-хромосому только от матери. Этим обусловлена особенность наследования генов, расположенных в половых хромосомах.

Пол, содержащий в своих клетках две Х-хромосомы, называется гомогаметным, так как он дает все гаметы одинаковые, а содержащий и Х- и Y-хромосомы, образующий два типа гамет - гетерогаметным.

Урок по биологии на тему Генетика пола(10 класс)

5). Различные типы хромосомного определения пола:

1. У человека, большинства позвоночных, дрозофил, многих насекомых и двудомных растений гомогаметным является женский пол (XX), а гетерогаметным - мужской пол.

2. У птиц гомогаметным является мужской пол (XX), а гетерогаметным - женский пол (ХУ).

3. У прямокрылых (кузнечиков) гомогаметным является женский пол (XX), а моногаметным - мужской пол (ХО).

4. Гаплоидия широко распространена у пчел и муравьев. У этих организмов нет половых хромосом: самки - это диплоидные особи, а самцы - гаплоидные.

5. У некоторых животных определение пола зависит от внешних условий. Например, у морского червя бонелии, особи, которые в личиночной стадии остаются свободно плавающими, становятся самками, а личинки, прикрепившиеся к телу взрослой самки, превращаются в самцов в результате мускулинизирующего действия гормона, выделяемого самкой..

6) Признаки, наследуемые с половыми хромосомами X и У, получили название сцепленных с полом:

- гемофилия (повышенная кровоточивость),

- дальтонизм (аномалия зрения, при которой человек недостаточно различает красный и зеленый цвета).

Записывают тему урока в тетрадь, совместно определяют цели урока


Записывают схемы в тетрадях




Частично-поисковый метод, составление схем






В ходе беседы делают записи в тетрадях



Тема СЛАЙД 2

Пол

СЛАЙД 3

СЛАЙД 4


СЛАЙД 5





СЛАЙД 6




СЛАЙДЫ

7-12




















СЛАЙД

13 -14

IV Первичное закрепление знаний

1. Решение задач на наследование, сцепленное с полом

2. Найдите соответствие

Решают задачи на наследование, сцепленное с полом

СЛАЙДЫ 15-17

СЛАЙД 18

V Рефлексия

Домашнее задание

Методика «Свободный микрофон»

Д/З: $ 44, задачи 1, 2 стр. 189

Комментирование оценок

Рефлектируют

Записывают домашнее задание








© 2010-2022