Конспект урока по биологии на тему Общая характеристика класса насекомых

Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по биологии 7 класса на тему «Класс Насекомые. Общая характеристика» по учебнику В.В Латюшина «Биология. Животные».

Цели урока:

  • познакомить учащихся с особенностями строения насекомых, с представителями класса насекомых;

  • развивать речевые навыки учащихся, умение работать с учебником, логическое мышление учащихся;

  • воспитывать нравственные качества учащихся.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентации, таблицы «Отряды насекомых», «Ловчая сеть паука», «Внешнее строение паукообразных», «Внешнее и внутреннее строение насекомых», «Ротовые аппараты насекомых», коллекции насекомых различных отрядов.

Ход урока

  1. Организационный момент (настрой учащихся на урок)

Здравствуйте, ребята! Хочу еще раз сказать это чудесное слово. Здравствуйте! И вы тоже почаще говорите «Здравствуйте!» маме, папе, учителям, друзьям и прохожим четко и громко. Вы почувствуете, как у них поднимается настроение. Дело в том, что слово «Здравствуйте!» особенное. Когда мы говорим это слово, то не только приветствуем кого-то, но и желаем ему здоровья. Это слово обладает оздоровительной силой. В этом слове, как и слове «здоровье», много звуков, которые дают нам заряд бодрости. Так будьте же здоровы, никогда не болейте!

  1. Проверка домашнего задания, повторение пройденной темы.

  1. Проверить тетради с домашним заданием.

  2. Устный опрос для развития речевых навыков (таблицы «Внешнее строение паукообразных», «Ловчая сеть паука»).

  1. Изучение новой темы

На этом уроке мы будем изучать тему «Класс Насекомые. Общая характеристика класса» (запись на доске).

К какому типу относится класс Насекомые?

Почему мы относим класс Насекомые к типу Членистоногих?

И какие задачи поставим перед собой перед изучением новой темы?

Правильно, на этом уроке мы познакомимся с особенностями строения насекомых, с основными представителями класса насекомых, а также будем сравнивать разных насекомых при выполнении практической работы в конце урока.

Науку, изучающую насекомых называют энтомологией.

Внешнее строение. Тело насекомых состоит из 3-х отделов: головы, груди и брюшка (демонстрация таблицы «Внешнее строение насекомых»).

Давайте вспомним, из скольких отделов состоит тело паукообразных?

Грудь насекомых состоит из 3-х сегментов: передне-, задне-, и заднегруди. Каждый из них несет по одной паре ходильных ног. Таким образом, в отличие от паукообразных насекомые имеют только 3 пары ног. Имеют 1-2 пары крыльев.

Каждая нога состоит из пяти отделов. С телом нога соединяется небольшим члеником, который называется тазик. За ним следует маленький вертлуг, к которому прикрепляется крупное бедро. Оно соединяется с голенью, которая заканчивается лапкой.

В головном отделе расположены усики, глаза и ротовой аппарат.

Усики выполняют функцию органов осязания и обоняния, т.е. с их помощью насекомые улавливают различные запахи на большом расстоянии.

У видов приспособленных к питанию определенной пищей, ротовой аппарат имеет определенное строение. Он может быть сосущим, как у бабочек, лижущим как у мух, грызущим как у жуков или кузнечиков, колюще-сосущим, как у комаров и клопов, грызуще-сосущим, как у пчел (демонстрация таблицы «Ротовые аппараты насекомых»).

Глаза бывают простыми и сложными.

Внутреннее строение

Нервная система: надглоточный нервный узел (головной мозг), подглоточный нервный узел, брюшная нервная цепочка. Головной мозг, или надглоточный нервный узел состоит из 3-х участков: переднего, среднего, заднего (СЛАЙД 1).

Кровеносная система: незамкнутая. В брюшке над кишечником залегает длинное трубковидное «сердце». Кровь насекомых бесцветна (СЛАЙД 2). Насекомое не имеет хорошо развитого сердца, длинная трубка заменяет сердце.

Вопросы к учащимся. А у нас, у людей есть ли сердце? Могут ли люди жить без сердца? А вот мы иногда употребляем в речи словосочетание «бессердечный человек». Какого человека мы называем «бессердечным»? А вы считаете себя «бессердечными»?

Пищеварительная система: рот, глотка, пищевод, желудок, кишечник (средняя, задняя, прямая кишки), анальное отверстие (СЛАЙД 3).

Органы выделения: мальпигиевы сосуды - тонкие трубочки, открывающиеся в кишечник (СЛАЙД 4).

Значение насекомых (учащиеся сами определяют значение насекомых, и учитель выделяет главные из них).

  1. Пища для насекомоядных птиц и некоторых животных.

  2. Используются для получения меда, прополиса, маточного молока.

  3. Уничтожают большое количество вредителей растений.

  1. Закрепление.

Логические задания.

  1. Даны несколько слов. Из букв этих слов нужно составить новые слова - названия животных, которые питаются насекомыми (СЛАЙД 5)

Я (местоимение), ШАГ (имя существительное), ЛУК (имя существительное) - ЛЯГУШКА.

РАНА (имя существительное), САД (имя существительное), МАЛ (краткое прилагательное, наречие) - САЛАМАНДРА.

ВАШ (местоимение), КАК (союзное прилагательное, наречие) - квакша

  1. Знаете ли вы что, не только поэты, но и насекомые пишут стихи? Только подписей под стихотворениями вы не найдете. Они прячут свое имя внутри строчек, между слов. Давайте найдем, кто написал это двустишье (СЛАЙД 6).

Притих камыш, мелькнула птица,

Все спит, никто не шевелится (шмель).

Что такое двустишье? (ответы учащихся)

  1. Лабораторная работа № 6 «Изучение представителей отрядов насекомых».

Работа с учебником стр. 65.

  1. Рефлексия

Что было интересным на уроке?

Что вы узнали нового про насекомых?

Кто хорошо отвечал на уроке?

Понравился ли вам урок?

  1. Итог урока

  1. Выставление оценок в журнал.

  2. Подведение итогов к уроку.

  1. Домашнее задание (СЛАЙД 7)

  1. Прочитать учебник стр. 63-65.

  2. Зарисовать рисунок 45 на стр.63.

  3. Подготовить доклады про общественных насекомых.


© 2010-2022