- Преподавателю
- Биология
- Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс к учебнику издательства Сферы
Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс к учебнику издательства Сферы
Раздел | Биология |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Тюменева Н.Н. |
Дата | 26.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Учебно-тематический план учебного курса
«Биология. Живой организм»
6 ё класс
Наименование раздела или темы
Всего часов
Из них количество
ЛР
ПР
Проверочные работы
Экскурсии
Живой организм
I
Введение
3
1
II
Строение клетки
11
4
1
III
Ткани живых организмов
9
3
2
IV
Органы и системы органов живых организмов
12
3
1
V
Строение и жизнедеятельность живых организмов
23
2
2
3
VI
Живые организмы в окружающей среде
7
1
1
Резерв
3
Итого
68
12
2
8
2
Биология. Живой организм.
6ё класс
Календарно-тематический план
Дата
№
п/п
Тема урока
Основное содержание темы, термины и понятия
Этапы учебной деятельности. Формы работы
Характеристика основных видов деятельности
Диагностика и контроль
Ресурсное обеспечение
ДЗ
Кол-во час
Введение
3 ч
1
1
Биология - наука о живых организмах.
Биология. Из истории развития биологии. Современная биология. Важность биологических знаний для развития медицины, сельского хозяйства, охраны природы.
Вводный урок - постановка учебной задачи. Лекция.
Определять предмет изучения биологии, называть её основные направления.Объясняют роль биологии в практической деятельности людей.
Стартовая диагностическая работа работа.
2
2
Важнейшие признаки живых организмов.
Признаки живых организмов, отличающие их от тел неживой природы. Дыхание. Питание. Рост. Размножение.
Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. Эвристическая беседа.
Описывют приспособления к жизни в различных средах, называют важнейшие признаки живых организмов
Оценивание тренировочных упражнений
3
3
Осенние явления в жизни растений Ростовской области края.
Экскурсия №1
Среды жизни. Царства живой природы: Бактерии. Грибы. Растения. Живоные.
Экскурсия №1: Осенние явления в жизни растений и животных Ростовской области
Представление результатов самостоятельной работы. Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.
Экскурсия.
Наблюдают за явлением листопада, фиксируют результаты наблюдений. Объясняют причины осенних явлений.
Оценка итогов самостоятельной работы
Строение клетки
4
1
Клеточное строение организмов.
Увеличительные приборы. Изобретение микроскопа. Открытие клеточного строения организмов. Клеточная теория - доказательство родства и единства живой природы.
Вводный урок - постановка учебной задачи. Теоретическое исследование.
Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности клетки Называют основные положения клеточной теории.
Оценка выполнения познавательного задания «Что я знаю о клетке»
5
2
Работа с лупой и микроскопом.
Лабораторная работа №1.
Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами.
Лабораторная работа №1. Устройство увеличительных приборов
Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач.
Лабораторное исследование.
Называют части лупы и микроскопа, описывают этапы и правила работы с микроскопом,
Оценка представления самостоятельной работы
Оценка теста «Микроскоп»
6
3
Состав и строение клеток.
Лабораторная работа №2.
Методы изучения клетки. Химический состав клеток. Плазматическая мембрана, цитоплазма.
Лабораторная работа №2. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука
Представление результатов самостоятельной работы. Постановка и решение учебной задачи.
Лабораторное исследование.
Готовят микропрепарат, наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом и описывают их.
Оценка выполнения познавательного задания
Оценка выполнения самостоятельной работы.
7
4
Отличительные особенности строение клеток эукариот и проакариот
Доядерные (прокариоты) и ядерные (эукариоты) организмы.
Коррекция знаний и способов действий.
Лабораторное исследование.
Определяют органические и минеральные вещества клетки прокариот и эукариот, описывают значение белков, жиров и углеводов.
Оценка выполнения теста.
Оценка выполнения самостоятельной работы.
8
5
Строение клеток бактерий.
Бактерии. Строение клетки. Распространение бактерий в разных средах жизни. Бактерии - производители и разрушители органических веществ в природе
Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач. Дискуссия.
Выделяют существенные признаки строение и жизнедеятельности бактерий.
Описывают роль бактерий в природе и жизни человека.
Устный опрос.
Оценка выполнения познавательного задания «Строение клетки».
9
6
Строение клеток растений.
Лабораторная работа №3.
Процессы жизнедеятельности клетки (питание, дыхание, транспорт веществ, выделение). Хлоропласты.
Лабораторная работа №3. Строение клетки листа элодеи
Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.
Представление результатов самостоятельной работы.
Лабораторное исследование.
Называют органоиды растительной клетки, связывают роль растений в природе с наличием в их клетках хлоропластов.
Оценка выполнения познавательного задания.
Устный опрос.
10
7
Строение клеток животных и грибов. Вирусы.
Клетки эукариот, общие черты их строения. Отличия клеток растений, животных и грибов. Неклеточные формы жизни - вирусы.
Развернутое оценивание - предъявление результатов освоения способа действия и его применения в конкретных ситуациях.
Дискуссия. Деловая игра.
Определяют признаки сходства и отличия в строении клеток растений, животных. Показывают особенности строения и размножения вирусов.
Тест «Разнообразие клеток».
11
8
Образование новых клеток.
Деление клетки - основа размножения, роста и развития организмов.
Определение границы знания и незнания, фиксация.
Дают определение процесса деления клетки, раскрывают его биологическое значение.
Оценка выполнения познавательной задачи.
12
9
Одноклеточные организмы.
Лабораторная работа №4.
Одноклеточные растения. Хлорелла, хлорококк, хламидомонада.
Одноклеточные животные. Амеба обыкновенная. Инфузория туфелька. Одноклеточные грибы.
Лабораторная работа №5. Строение животной клетки (на примере инфузории-туфельки)
Постановка и решение учебной задачи.Представление результатов самостоятельной работы.
Лабораторное исследование.
Называют, определяют и сравнивают одноклеточные организмы между собой, делают выводы об их сложности и строении.
Устный опрос.
13
10
Колониальные и многоклеточные организмы.
Колониальные организмы. Колонии вольвокса. Многоклеточные растения и животные. Многоклеточные грибы. Губки и кишечнополостные.
Коррекция знаний и способов действий.
Эвристическая беседа.
Отличают многоклеточные растения от многоклеточных грибов и животных.
Устный опрос.
14
11
Строение клетки
(обобщающий урок).
Процессы жизнедеятельности клетки (питание, дыхание, транспорт веществ, выделение). Строение и химический состав клетки.
Проверочная работа №1 Строение клетки.
Контроль. Обобщение и систематизация знаний. Коррекция знаний и способов действий.
Знают признаки одноклеточных, колониальных и многоклеточных организмов. Сравнивают клетки растений, грибов, животных, делают выводы о причинах их сходства и отличия; соблюдают меры профилактики заболеваний, вызываемых вирусами, бактериями, простейшими.
Проверочная работа №1
Ткани живых организмов
9 ч
15
1
Покровные ткани растений и животных.
Ткань. Межклеточные пространства. Покровные ткани растений. Эпителиальные ткани животных.
Вводный урок - постановка учебной задачи. Лекция.
Распознают покровные ткани растений и животных, устанавливают взаимосвязь строения и функций тканей.
Проведение и оценка стартовой работы.
16
2
Строение покровной ткани листа.
Лабораторная работа №5 (ч.1).
Кожица листа. Строение и функции устьица. Покровная ткань.
Лабораторная работа №5 (ч.1). «Строение покровной ткани».
Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. Представление результатов самостоятельной работы.
Лабораторное исследование.
Определяют покровные ткани растений на микропрепаратах. Понимают связь между строением клеток и выполняемыми функциями.
Представление результатов самостоятельной работы.
Лабораторное исследование.
17
3
Механические и проводящие ткани растений.
Механические и проводящие ткани растений. Особенности их строения у водных и наземных растений.
Определение границы знания и незнания,коррекция знаний и способов действий
Называют и определяют клетки механических и проводящих тканей растений, описывают их строение и значение.
Устный опрос
18
4
Основные и образовательные ткани растений.
Лабораторная работа №6
Ткани.Основные и образовательные.
Лабораторная работа №5(ч.2). Строение фотосинтезирующей ткани листа.
Коррекция знаний и способов действий. Представление результатов самостоятельной работы.
Лабораторное исследование.
Называют, определяют и описывают основную и образовательнуюткани растений, устанавливают взаимосвязь строения с функцией.
19
5
Соединительные ткани животных.
Ткани, органы, системы органов. Соединительные ткани
Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий.
Дискуссия.
Описывают разные типы соединительных тканей животных, устанавливают взаимосвязь строения и функций.
20
6
Строение соединительных тканей животных.
Лабораторная работа №7
Соединительные ткани животных (костная, хрящевая, жировая, кровь), их функции.
Лабораторная работа №7. Строение соединительной ткани. животных
Определяют соединительные ткани животных на микропрепаратах. Обясняют взамосвязь между строением и функциями ткани.
Оценка представления результатов самостоятельной работы.
21
7
Особые ткани животных и растений.
Строение и функции особых тканей растений и животных. Образовательная, фотосинтезирующая, запасающая ткани растений.
Контроль и коррекция - формирование всех видов действия контроля, работа над причинами ошибок и поиск путей их устранения.
ОбЪяснять строение и роль особых тканей животных и растений. Показываю расположение тканей.
Устный опрос
22
8
Мышечная и нервная ткани животных.
Лабораторная работа №8
Мышечная и нервная ткани животных.
Лабораторная работа №8. Строение мышечных и нервной тканей животных
Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия.
Лабораторное исследование.
Отрабатывают умение связывать строение мышечной и нервной тканей животных с их функциями, учатся определять ткани на микропрепаратах.
Представление результатов самостоятельной работы.
23
9
Ткани живых организмов (обобщающий урок).
Взаимосвязь и значение тканей в организме. Ткань - часть органа.
Проверочная работа №2 Ткани живых логанизмов
Комплексное применение ЗУН и СУД. Коррекция знаний и способов действий. Письменная контрольная работа.
Называют и определяют виды тканей растений и животных, устанавливают взаимосвязь строения ткани с выполняемыми функциями.
Проверочная работа №2
Органы и системы органов живых организмов
12 ч
24
1
Органы и системы органов растений.
Орган. Системы органов.
Органы и системы органов растений. Вегетативные органы растений.
Обобщающее повторение целостности организма.
Называют составные части побега, почки, описывают их строение, сравнивают вегетативные и генеративные почки.
25
2
Органы и системы органов растений. На примере растений Ростовской области.
Побег.
Лабораторная работа №9.
Лабораторная работа №8. Внешнее строение побега растений. Строение вегетативной и генеративной почек
Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия.
Лабораторная работа.
Распознают вегетативные и генеративные почки и побеги на натуральных объектах, сравнивают их между собой.
Представление результатов самостоятельной работы
26
3
Строение и функции стебля.
Стебель.Почка - зачаточный побег. Внешнее и внутреннее строение стебля и листа, их функции.
Определение границы знания и незнания. Коррекция знаний и способов действий.
Дидактическая игра.
Называют, определяют и описывают основные части внутреннего строения стебля и его функции; объясняють причины образования годичных колец, рост стебля в длину и толщину, значение обрезки деревьев.
Устный опрос
27
4
Промежуточная аттестация.
Стебель. Спил дерева. Внутренне строение стебля
Представление результатов самостоятельной работы. Формирование разных способов и форм действия оценки.
Распознают основные части внутреннего строения стебля на натуральных объектах, определяют возраст дерева по спилу.
28
5
Внешнее строение листа на примере растений Ростовской области.
Лабораторная работа № 10.
Внешнее строение листа. Черешок. Листовая пластинка. Простые и сложные листья. Жилки.
Лабораторная работа № 10. Внешнее строение листа. Листорасположение. Простые и сложные листья.
Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий.
Лабораторная работа.
Называют и определяют части листа, простые и сложные листья, типы листорасположения на натуральных объектах.
Устный опрос.
Представление результатов самостоятельной работы.
29
6
Клеточное строение листа
Кутикула, проводящий пучок, сосуды, столбчатая ткань.
Определение границы знания и незнания.
Описывают внутреннее строение листа, понимают взаимосвязи строения клеток и выполняемых ими функций, различают световые и теневые листья.
Письменный опрос. Тестовые задания.
30
7
Корень. Корневые системы растений на примере растений Ростовской области.
Лабораторная работа №11.
Зоны коня. Корневая система: стержневая, мочковатая. Корни: главный, боковые, придаточные.
Лабораторная работа №11
. Строение корневого волоска.
Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.
Лабораторное исследование.
Называют и описывают зоны корня, их функции, распознают типы корневых систем, боковые и придаточные корни, устанавливают связь строения и функций.
Представление результатов самостоятельной работы.
31
8
Видоизменения надземных побегов на примере растений Ростовской области.
Видоизменения надземных побегов. Колючки, усики, сочный стебель и пр. Клубень, луковица.
Теоретическое исследование.
Называют, определяют и описывают видоизмененные побеги, устанавливают причины их разнообразия.
Контроль и коррекция - формирование всех видов действия контроля, работа над причинами ошибок и поиск путей их устранения.
32
9
Видоизменения подземных побегов и корней на примере растений Ростовской области.
Видоизмененные надземные и подземные побеги. Видоизменения корней.
Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач.
Называют видоизмененные подземные побеги, распознают их, находят признаки сходства и различия, делают выводы.
33
10
Органы и системы органов животных.
Системы органов животных: опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, эндокринная.
Формирование разных способов и форм действия оценки.
Эвристическая беседа.
Называют системы органов животных, раскрывают их значение.
Устный Устный опрос.
34
11
Органы и системы органов живых организмов (обобщающий урок).
Значение систем органов для выполнения различных функций, обеспечения целостности организма, связи его со средой обитания.
Коррекция знаний и способов действий.
Выделяют общие черты в строении животных и растений, устанавливают их отличие, делают выводы о причинах сходства и отличия.
Письменный опрос. Устный опрос.
35
12
Строение клетки. Ткани живых организмов. Органы и системы органов живых
Органы и системы органов живых организмов
Обобщение и систематизация знаний. Контроль и коррекция, работа над причинами ошибок и поиск путей их устранения.
Сравнивают клетки, ткани, органы и системы органов, делают выводы о связи строения с функцией и единстве живой природы.
Проверочная работа № 3
23 ч
36
1
Движение живых организмов.
Способы движения одноклеточных организмов. Движение органов растений. Движение многоклеточных животных.Значение опорно-двигательной системы.
Проведение стартовой работы. Вводный урок - постановка учебной задачи.
Называют и описывают способы движения одноклеточных и многоклеточных животных, органов растений; описывают черты приспособленности животных к передвижению в разных средах жизни.
37
2
Почвенное питание растений.
Производители,питание зеленых растений. Почвенное питание. Корневое давление.Воздушное питание растений.
Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. Эвристическая беседа
Понимают сущность почвенного питания растений, его зависимость от условий среды; объясняют явления, обусловленные корневым давлением; передвижение веществ по органам растения.
38
3
Фотосинтез. Из истории изучения воздушного питания растений.
Фотосинтез, краткая история его изучения. Доказательства фотосинтеза.
Постановка эксперимента.
Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия.
Теоретическое исследование.
Называют условия и результаты процесса фотосинтеза, дают его определение. Обосновывают с помощью эксперимента роль света в фотосинтезе.
39
4
Фотосинтез.
К.А.Тимирязев, значение его работ. Космическая роль зеленых растений
Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий. Эвристическая беседа.
Описывают процесс фотосинтеза, приводят доказательства о поглощении растениями углекислого газа и выделения кислорода; делают выводы о космической роли зелёных растений.
Устный и письменный опрос (тест)
40
5
Испарение воды растениями. Листопад.
Испарение воды листьями. Листопад, его значение.Постановка эксперимента
Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий. Теоретическое исследование.
Понимают значение процесса испарения в жизни растений; называют и описывают условия, от которых зависит интенсивность испарения, приводят доказательства роли листьев в испарении; распознают листопадные и вечнозелёные растения.
41
6
Питание животных.
Питание потребителей - животных. Пищеварительный тракт.Разнообразие животных по способу питания: растительноядные животные, хищники, падальщики, паразиты.
Определение границы знания и незнания, фиксация задач года в форме "карты знаний". Коррекция знаний и способов действий. Дискуссия.
Называют существенные признаки растительноядных, хищных, паразитических, всеядных животных, приводят их примеры; определяют способ питания по особенностям внешнего строения животных.
Устный опрос.
42
7
Питание бактерий и грибов.
Грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности.
Формирование разных способов и форм действия оценки. Обобщение и систематизация знаний.
Называют и описывают различные способы питания бактерий и грибов; делают выводы о роли бактерий и грибов в природе как разрушителей органического вещества.
Устный опрос. Взаимоконтроль.
43
8
Дыхание растений, бактерий и грибов.
Питание разрушителей - бактерий и грибов. Гетеротрофы: сапротрофы и паразиты. Бактерии-симбионты. Особенности питания грибов. Микориза.
Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач.
Теоретическое исследование.
Называют условия и результаты процесса дыхания, дают его определение; устанавливают различия между процессами дыхания и брожения, выявляют связь дыхания и фотосинтеза, делают выводы о значении дыхания.
44
9
Дыхание и кровообращение животных.
Сущность дыхания. Роль кислорода в освобождении энергии.Брожение. Дыхание растений. Связь дыхания и фотосинтеза.Дыхание животных. Жаберное, легочное, трахейное дыхание. Круги кровообращения. Дыхание бактерий и грибов.
Эвристическая беседа.
Устанавливают связь процессов дыхания и кровообращения у животных; называют, определяют и описывают органы дыхания и их функции.
Контроль и коррекция - формирование всех видов действия контроля, работа над причинами ошибок и поиск путей их устранения.
Проверочная работа №4
45
10
Транспорт веществ.
Значение кровеносной системы в транспорте веществ. Строение и функции сердца.Постановка эксперимента-опыты, доказывающие восходящее и нисходящее движение у растений.
Определение границы знания и незнания, фиксация задач года в форме "карты знаний". Практикум
Называют компоненты транспортной системы растений и животных, приводят экспериментальные доказательства передвижения веществ в растении, понимают причины и следствия возникновения теплокровности у животных.
Формирование разных способов и форм действия оценки. Устный опрос.
46
11
Выделение. Обмен веществ
Значение выделения. Выделение у одноклеточных организмов и растений. Строение и функционирование выделительной системы у животных.
Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. Коррекция знаний и способов действий.
Устный опрос.
Лекция.
Определяют и описывают процесс выделения, называют органы выделения и процесс обмена веществ в целом; понимают связь процессов питания, дыхания, транспорта и выделения веществ для обеспечения целостности организма.
Устный опрос
47
12
Размножение организмов. Бесполое размножение.
Бесполое размножение. Половое размножение. Размноженияе бактерий, одноклеточных водорослей, грибов, животных. Цветок. Соцветия. Опыление. Двойное оплодотворение. Плоды и семена.
Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач.
Теоретическое исследование.
Называют и описывают особенности бесполого и полового способов размножения, понимают значение бесполого размножения.
.
48
13
Вегетативное размножение растений. на примере растений Ростовской области.
Практическая работа №1.
Вегетативное размножение. Черенкование, размножение луковицами, почками, усами, отводками и пр.
Практическая работа №1. Вегетативное размножение растений
Называют, описывают и сравнивают разные способы вегетативного размножения растений, умеют размножать растения черенками, луковицами, почками, усами.
Представление результатов самостоятельной работы. Практическая работа.
49
14
Цветок - орган полового размножения.
Цветковые растения Ростовской области.
Цветок, его строение и значение для размножения растений. Соцветия.Венчик. Чашечка. Чашелистик. Тычинки. Пестик. Формула цветка.
Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий. Эвристическая беседа.
Называют и определяют части цветка; на основе сходства в строении цветков различных растений делать вывод об их родстве; понимают биологическую роль цветения; знают наиболее распространенные соцветия.
50
15
Строение цветка.
Цветковые растения Ростовской области.
Лабораторная работа №11.
Цветок. Соцветия.Венчик. Чашечка. Чашелистик. Тычинки. Пестик. Формула цветка.
Лабораторная работа №11. Строение цветка
.
Определяют разные части цветка, распознают тычиночные и пестичные цветки, однодомные и двудомные растения.
Представление результатов самостоятельной работы. Развернутое оценивание Лабораторное исследование
51
16
Опыление.
Опыление, его способы. Перекрестное опыление.
Формирование разных способов и форм действия оценки.
Называют и описывают различные типы опыления, понимают биологический смысл и практическое значение процесса опыления.
Устный опрос. Взаимоконтроль.
52
17
Оплодотворение у растений. Семена и плоды. На примере Цветковых растений Ростовской области.
Лабораторная работа №12.
Двойное оплодотворение.Плоды и семена, их строение и разнообразие. Лабораторная работа №12. Определение плодов
Коррекция знаний и способов действий.
Лабораторное исследование.
Описывают основные особенности оплодотворения у цветковых растений, строение семян; распознают некоторые виды сочных и сухих плодов.
Представление результатов самостоятельной работы.
53
18
Размножение многоклеточных животных.
Животные Ростовской области.
Размножение многоклеточных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение. Яйцекладущие, яйцеживородящие и живородящие животные.
Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач.
Лекция.
Описывают и сравнивают бесполое и половое размножение у животных, знают основные закономерности их развития, делают выводы о преимуществах полового размножения, внутриутробного развития.
54
19
Индивидуальное развитие растений
Периоды индивидуального развития растений: зародышевый, молодости, зрелости, старости.
Развернутое оценивание - предъявление результатов освоения способа действия и его применения в практических ситуациях.
Теоретическое исследование.
Называют и описывают периоды индивидуального развития растений, части зародыша семени.
55
20
Приёмы выращивания и размножения растений на примере растений Ростовской области.
Практическая работа №2.
Практическая работа №2.
Способы проращивания семян
Представление результатов самостоятельной работы. Формирование разных способов и форм действия оценки. Практическая работа. Устный опрос.
Используют способы проращивания семян для наблюдения за их развитием дома и в классе для подготовки семян к высадке в грунт.
56
21
Индивидуальное развитие животных.
Периоды индивидуального развития животных: зародышевый, формирования и роста организма, половой зрелости, старости. Развитие с полным и неполным превращением. Прямое развитие.
Формирование разных способов и форм действия оценки.
Называют и описывают периоды индивидуального развития животных, сравнивают развитие с полным и неполным превращением.
Устный опрос
57
22
Расселение и распространение живых организмов.
Многообразие животных Ростовской области.
Расселение грибов и растений. Приспособления для распространения спор, семян и плодов. Расселение животных. Миграция, ее значение.
Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий. Коррекция знаний и способов действий. Эвристическая беседа.
Называют и описывают различные способы расселения и распространения живых организмов, понимают значение миграций для животных.
58
23
Строение и жизнедеятельность организмов (обобщающий урок).
Обмен веществ. Питание. Дыхание, его роль в жизни организмов. Передвижение веществ в растениях и животных Значение фотосинтеза.
Выделение продуктов обмена веществ.
Строение и жизнедеятельность организмов
Обобщение и систематизация знаний. устранения.
Связывают дыхание, фотосинтез и почвенное питание растений, описывают процессы питания, дыхания, выделения, как разные стороны единого процесса обмена веществ; понимают роль процесса деления клеток для роста и развития организма.
Контроль и коррекция - формирование всех видов действия контроля, работа над причинами ошибок и поиск путей их
Проверочная работа №5
Живые организмы в окружающей среды
7 ч
59
1
Организм - единое целое.
Живой организм - единая система. Взаимосвязь клеток, тканей, органов и систем органов в живых организмах. Кровообращение. Дыхание. Выделение.
Проведение стартовой работы. Вводный урок - постановка учебной задачи. Лекция.
Знают о взаимосвязи клеток и тканей, о гуморальной и нервной регуляции деятельности организма.
60
2
Взаимосвязь организмов с факторами среды.
Факторы среды. Живые организмы. Взаимосвязь.
Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. Проведение стартовой работы
Эвристическая беседа.
Объясняют взаимосвязь организмов с факторами среды.
рассуждений. Выдвигают и обосновываю
61
3
Весенние явления в жизни растений Ростовской области.
Экскурсия №2
Среда обитания. Факторы среды. Влияние факторов окружающей среды на растения и животны Экскурсия №2 Весенние явления в жизни растений и животных
Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач.
Экскурсия
Дают объяснения взаимосвязи растения с факторами неживой природы, деятельностью человека.
62
4
Взаимосвязь организмов в сообществе на примере природных сообществ Ростовской области.
Приспособления организмов к обитанию в разных условиях среды. Сообщество. Формы взаимоотношений живых организмов в сообществе (конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз).
Коррекция знаний и способов действий.
Теоретическое исследование.
Знают о взаимосвязи организмов в сообществе, показывают формы взаимоотношений живых организмов между собой.
Проверочная работа №6
63
5
Растительное сообщество леса Ростовской области.
Отличительные признаки представителей разных семейств растений.
Определение границы знания и незнания. Коррекция знаний и способов действий.
Наблюдают в природе, знают правила поведения в лесном сообществе. Узнают представителей растительных сообществ родного края.
64
6
Человек и живая природа Донского края.
Историческая связь человека и живой природы.Влияние деятельности человека на условия существования живых организмов.
Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении задач.
Моделирующая игра.
Знают как воздействует на природу современный человек, понимают особенности Красной книги и охраняемых природных территорий.
65
7
Живые организмы в окружающей среде (обобщающий урок).
.
Расширяют знания о строении и жизнедеятельности живых организмов как целостных систем.
Коррекция знаний и способов действий.
Проверка результатов освоения способа действия и его применения.
3 ч
66-67
1-2
Строение и жизнедеятельность живых организмов.
Признаки живых организмов: особенности химического состава; клеточное строение; обмен веществ и превращение энергии; рост, развитие, размножение; наследственность и изменчивость; эволюция; связь со средой. (обобщающий урок
Эвристическая беседа.
Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона.
Контроль и коррекция - формирование всех видов действия контроля, работа над причинами ошибок и поиск путей их устранения. Развернутое оценивание.
Проверочная работа №7
68
3
Итоговая проверочная работа.
Проверочная работа №5 Живые организмы.
Коррекция знаний и способов действий. Контроль. Письменная контрольная работа.
Знают, понимают и объясняют разнообразие, строение и значение живых организмов в природе и жизни человека.
Итоговая проверочная работа №8
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ
6 класс
Экскурсии
№
Номер урока
Тема урока, название экскурсии
1
3
Экскурсия №1 «Осенние явления в жизни растений Ростовской области»
2
61
Экскурсия №2 «Весенние явления в жизни растений Ростовской области»
6 класс
Лабораторные работы
№
Номер урока
Тема урока, название лабораторной работы
1
3
Клеточное строение растений. Лабораторная работа №1» Устройство увеличительных приборов»
2
6
Работа с лупой и микроскопом. Лабораторная работа №2 . «Приготовление препарата кожицы лука»
3
9
Строение клеток растений, животных и грибов. Лабораторная работа №3 . «Строение клеток листа элодеи»
4
12
Строение клеток растений, животных и грибов. Лабораторная работа №4 . «Строение клеток животных»
5
16
Покровные ткани. Лабораторная работа №5 . «Строение покровной ткани растений»
6
20
Соединительные ткани. Лабораторная работа №6 . «Строение соединительной ткани животных»
7
22
Мышечные и нервные ткани. Лабораторная работа №7 . «Строение мышечной и соединительной ткани»
8
25
Строение побега и почек. Лабораторная работа №8 "Внешнее строение побега растений. Строение вегетативной и генеративной почек"
9
28
Внешнее строение листа. Лабораторная работа №9 "Внешнее строение листа. Листорасположение. Простые и сложные листья"
10
30
Лабораторная работа №10 "Строение корневого волоска. Стержневая и мочковатая корневая система".
11
50
Половое размножение растений. Лабораторная работа №11 " Строение цветка"
12
52
Оплодотворение у цветковых растений. Плоды и семена. Лабораторная работа №12 "Определение плодов"
Практические работы
№
Номер урока
Тема урока, название практической работы
1
48
Вегетативное размножение растений. Практическая работа №1 " Вегетативное размножение растений. Агротехнические приёмы выращивания растений"
2
55
Индивидуальное развитие растений. Практическая работа №2 " Способы прорастания семян"