Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс к учебнику издательства Сферы

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учебно-тематический план учебного курса

«Биология. Живой организм»


6 ё класс



Наименование раздела или темы

Всего часов

Из них количество


ЛР


ПР

Проверочные работы

Экскурсии



Живой организм


I

Введение

3




1

II

Строение клетки

11

4


1


III

Ткани живых организмов

9

3


2


IV

Органы и системы органов живых организмов

12

3


1


V

Строение и жизнедеятельность живых организмов

23

2

2

3


VI

Живые организмы в окружающей среде

7



1

1

Резерв

3





Итого

68

12

2

8

2



Биология. Живой организм.

6ё класс


Календарно-тематический план


Дата

п/п

Тема урока

Основное содержание темы, термины и понятия

Этапы учебной деятельности. Формы работы

Характеристика основных видов деятельности

Диагностика и контроль

Ресурсное обеспечение

ДЗ

Кол-во час

Введение

3 ч


1

1

Биология - наука о живых организмах.

Биология. Из истории развития биологии. Современная биология. Важность биологических знаний для развития медицины, сельского хозяйства, охраны природы.

Вводный урок - постановка учебной задачи. Лекция.

Определять предмет изучения биологии, называть её основные направления.Объясняют роль биологии в практической деятельности людей.

Стартовая диагностическая работа работа.


2

2

Важнейшие признаки живых организмов.

Признаки живых организмов, отличающие их от тел неживой природы. Дыхание. Питание. Рост. Размножение.

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. Эвристическая беседа.

Описывют приспособления к жизни в различных средах, называют важнейшие признаки живых организмов

Оценивание тренировочных упражнений


3

3

Осенние явления в жизни растений Ростовской области края.

Экскурсия №1

Среды жизни. Царства живой природы: Бактерии. Грибы. Растения. Живоные.

Экскурсия №1: Осенние явления в жизни растений и животных Ростовской области

Представление результатов самостоятельной работы. Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Экскурсия.

Наблюдают за явлением листопада, фиксируют результаты наблюдений. Объясняют причины осенних явлений.


Оценка итогов самостоятельной работы

Строение клетки


4

1

Клеточное строение организмов.

Увеличительные приборы. Изобретение микроскопа. Открытие клеточного строения организмов. Клеточная теория - доказательство родства и единства живой природы.

Вводный урок - постановка учебной задачи. Теоретическое исследование.

Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности клетки Называют основные положения клеточной теории.

Оценка выполнения познавательного задания «Что я знаю о клетке»


5

2

Работа с лупой и микроскопом.

Лабораторная работа №1.

Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами.

Лабораторная работа №1. Устройство увеличительных приборов

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач.

Лабораторное исследование.

Называют части лупы и микроскопа, описывают этапы и правила работы с микроскопом,

Оценка представления самостоятельной работы

Оценка теста «Микроскоп»





6

3

Состав и строение клеток.

Лабораторная работа №2.

Методы изучения клетки. Химический состав клеток. Плазматическая мембрана, цитоплазма.

Лабораторная работа №2. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука

Представление результатов самостоятельной работы. Постановка и решение учебной задачи.

Лабораторное исследование.

Готовят микропрепарат, наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом и описывают их.

Оценка выполнения познавательного задания

Оценка выполнения самостоятельной работы.


7

4

Отличительные особенности строение клеток эукариот и проакариот

Доядерные (прокариоты) и ядерные (эукариоты) организмы.

Коррекция знаний и способов действий.

Лабораторное исследование.

Определяют органические и минеральные вещества клетки прокариот и эукариот, описывают значение белков, жиров и углеводов.

Оценка выполнения теста.

Оценка выполнения самостоятельной работы.


8

5

Строение клеток бактерий.

Бактерии. Строение клетки. Распространение бактерий в разных средах жизни. Бактерии - производители и разрушители органических веществ в природе

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач. Дискуссия.

Выделяют существенные признаки строение и жизнедеятельности бактерий.

Описывают роль бактерий в природе и жизни человека.

Устный опрос.

Оценка выполнения познавательного задания «Строение клетки».


9

6

Строение клеток растений.

Лабораторная работа №3.

Процессы жизнедеятельности клетки (питание, дыхание, транспорт веществ, выделение). Хлоропласты.

Лабораторная работа №3. Строение клетки листа элодеи

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Представление результатов самостоятельной работы.

Лабораторное исследование.

Называют органоиды растительной клетки, связывают роль растений в природе с наличием в их клетках хлоропластов.

Оценка выполнения познавательного задания.

Устный опрос.


10

7

Строение клеток животных и грибов. Вирусы.

Клетки эукариот, общие черты их строения. Отличия клеток растений, животных и грибов. Неклеточные формы жизни - вирусы.

Развернутое оценивание - предъявление результатов освоения способа действия и его применения в конкретных ситуациях.

Дискуссия. Деловая игра.

Определяют признаки сходства и отличия в строении клеток растений, животных. Показывают особенности строения и размножения вирусов.

Тест «Разнообразие клеток».


11

8

Образование новых клеток.

Деление клетки - основа размножения, роста и развития организмов.

Определение границы знания и незнания, фиксация.

Дают определение процесса деления клетки, раскрывают его биологическое значение.

Оценка выполнения познавательной задачи.


12

9

Одноклеточные организмы.

Лабораторная работа №4.

Одноклеточные растения. Хлорелла, хлорококк, хламидомонада.

Одноклеточные животные. Амеба обыкновенная. Инфузория туфелька. Одноклеточные грибы.

Лабораторная работа №5. Строение животной клетки (на примере инфузории-туфельки)

Постановка и решение учебной задачи.Представление результатов самостоятельной работы.

Лабораторное исследование.

Называют, определяют и сравнивают одноклеточные организмы между собой, делают выводы об их сложности и строении.

Устный опрос.



13

10

Колониальные и многоклеточные организмы.

Колониальные организмы. Колонии вольвокса. Многоклеточные растения и животные. Многоклеточные грибы. Губки и кишечнополостные.

Коррекция знаний и способов действий.

Эвристическая беседа.

Отличают многоклеточные растения от многоклеточных грибов и животных.

Устный опрос.


14

11

Строение клетки

(обобщающий урок).

Процессы жизнедеятельности клетки (питание, дыхание, транспорт веществ, выделение). Строение и химический состав клетки.

Проверочная работа №1 Строение клетки.

Контроль. Обобщение и систематизация знаний. Коррекция знаний и способов действий.

Знают признаки одноклеточных, колониальных и многоклеточных организмов. Сравнивают клетки растений, грибов, животных, делают выводы о причинах их сходства и отличия; соблюдают меры профилактики заболеваний, вызываемых вирусами, бактериями, простейшими.

Проверочная работа №1


Ткани живых организмов

9 ч


15

1

Покровные ткани растений и животных.

Ткань. Межклеточные пространства. Покровные ткани растений. Эпителиальные ткани животных.

Вводный урок - постановка учебной задачи. Лекция.

Распознают покровные ткани растений и животных, устанавливают взаимосвязь строения и функций тканей.

Проведение и оценка стартовой работы.


16

2

Строение покровной ткани листа.

Лабораторная работа №5 (ч.1).

Кожица листа. Строение и функции устьица. Покровная ткань.

Лабораторная работа №5 (ч.1). «Строение покровной ткани».

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. Представление результатов самостоятельной работы.

Лабораторное исследование.

Определяют покровные ткани растений на микропрепаратах. Понимают связь между строением клеток и выполняемыми функциями.

Представление результатов самостоятельной работы.

Лабораторное исследование.


17

3

Механические и проводящие ткани растений.

Механические и проводящие ткани растений. Особенности их строения у водных и наземных растений.

Определение границы знания и незнания,коррекция знаний и способов действий

Называют и определяют клетки механических и проводящих тканей растений, описывают их строение и значение.

Устный опрос



18

4

Основные и образовательные ткани растений.

Лабораторная работа №6

Ткани.Основные и образовательные.

Лабораторная работа №5(ч.2). Строение фотосинтезирующей ткани листа.

Коррекция знаний и способов действий. Представление результатов самостоятельной работы.

Лабораторное исследование.

Называют, определяют и описывают основную и образовательнуюткани растений, устанавливают взаимосвязь строения с функцией.



19

5

Соединительные ткани животных.

Ткани, органы, системы органов. Соединительные ткани

Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий.

Дискуссия.

Описывают разные типы соединительных тканей животных, устанавливают взаимосвязь строения и функций.



20

6

Строение соединительных тканей животных.

Лабораторная работа №7

Соединительные ткани животных (костная, хрящевая, жировая, кровь), их функции.

Лабораторная работа №7. Строение соединительной ткани. животных

Определяют соединительные ткани животных на микропрепаратах. Обясняют взамосвязь между строением и функциями ткани.

Оценка представления результатов самостоятельной работы.


21

7

Особые ткани животных и растений.

Строение и функции особых тканей растений и животных. Образовательная, фотосинтезирующая, запасающая ткани растений.

Контроль и коррекция - формирование всех видов действия контроля, работа над причинами ошибок и поиск путей их устранения.

ОбЪяснять строение и роль особых тканей животных и растений. Показываю расположение тканей.

Устный опрос


22

8

Мышечная и нервная ткани животных.

Лабораторная работа №8

Мышечная и нервная ткани животных.

Лабораторная работа №8. Строение мышечных и нервной тканей животных

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия.

Лабораторное исследование.

Отрабатывают умение связывать строение мышечной и нервной тканей животных с их функциями, учатся определять ткани на микропрепаратах.

Представление результатов самостоятельной работы.


23

9

Ткани живых организмов (обобщающий урок).

Взаимосвязь и значение тканей в организме. Ткань - часть органа.

Проверочная работа №2 Ткани живых логанизмов

Комплексное применение ЗУН и СУД. Коррекция знаний и способов действий. Письменная контрольная работа.

Называют и определяют виды тканей растений и животных, устанавливают взаимосвязь строения ткани с выполняемыми функциями.

Проверочная работа №2


Органы и системы органов живых организмов

12 ч


24

1

Органы и системы органов растений.

Орган. Системы органов.

Органы и системы органов растений. Вегетативные органы растений.

Обобщающее повторение целостности организма.

Называют составные части побега, почки, описывают их строение, сравнивают вегетативные и генеративные почки.



25

2

Органы и системы органов растений. На примере растений Ростовской области.

Побег.

Лабораторная работа №9.

Лабораторная работа №8. Внешнее строение побега растений. Строение вегетативной и генеративной почек

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия.

Лабораторная работа.

Распознают вегетативные и генеративные почки и побеги на натуральных объектах, сравнивают их между собой.

Представление результатов самостоятельной работы


26

3

Строение и функции стебля.

Стебель.Почка - зачаточный побег. Внешнее и внутреннее строение стебля и листа, их функции.

Определение границы знания и незнания. Коррекция знаний и способов действий.

Дидактическая игра.

Называют, определяют и описывают основные части внутреннего строения стебля и его функции; объясняють причины образования годичных колец, рост стебля в длину и толщину, значение обрезки деревьев.

Устный опрос


27

4

Промежуточная аттестация.

Стебель. Спил дерева. Внутренне строение стебля

Представление результатов самостоятельной работы. Формирование разных способов и форм действия оценки.

Распознают основные части внутреннего строения стебля на натуральных объектах, определяют возраст дерева по спилу.



28

5

Внешнее строение листа на примере растений Ростовской области.

Лабораторная работа № 10.

Внешнее строение листа. Черешок. Листовая пластинка. Простые и сложные листья. Жилки.

Лабораторная работа № 10. Внешнее строение листа. Листорасположение. Простые и сложные листья.

Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий.

Лабораторная работа.

Называют и определяют части листа, простые и сложные листья, типы листорасположения на натуральных объектах.

Устный опрос.

Представление результатов самостоятельной работы.


29

6

Клеточное строение листа

Кутикула, проводящий пучок, сосуды, столбчатая ткань.

Определение границы знания и незнания.

Описывают внутреннее строение листа, понимают взаимосвязи строения клеток и выполняемых ими функций, различают световые и теневые листья.

Письменный опрос. Тестовые задания.


30

7

Корень. Корневые системы растений на примере растений Ростовской области.

Лабораторная работа №11.

Зоны коня. Корневая система: стержневая, мочковатая. Корни: главный, боковые, придаточные.

Лабораторная работа №11

. Строение корневого волоска.

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Лабораторное исследование.

Называют и описывают зоны корня, их функции, распознают типы корневых систем, боковые и придаточные корни, устанавливают связь строения и функций.

Представление результатов самостоятельной работы.


31

8

Видоизменения надземных побегов на примере растений Ростовской области.

Видоизменения надземных побегов. Колючки, усики, сочный стебель и пр. Клубень, луковица.

Теоретическое исследование.

Называют, определяют и описывают видоизмененные побеги, устанавливают причины их разнообразия.

Контроль и коррекция - формирование всех видов действия контроля, работа над причинами ошибок и поиск путей их устранения.


32

9

Видоизменения подземных побегов и корней на примере растений Ростовской области.

Видоизмененные надземные и подземные побеги. Видоизменения корней.

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач.

Называют видоизмененные подземные побеги, распознают их, находят признаки сходства и различия, делают выводы.



33

10

Органы и системы органов животных.

Системы органов животных: опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, эндокринная.

Формирование разных способов и форм действия оценки.

Эвристическая беседа.

Называют системы органов животных, раскрывают их значение.

Устный Устный опрос.


34

11

Органы и системы органов живых организмов (обобщающий урок).

Значение систем органов для выполнения различных функций, обеспечения целостности организма, связи его со средой обитания.

Коррекция знаний и способов действий.

Выделяют общие черты в строении животных и растений, устанавливают их отличие, делают выводы о причинах сходства и отличия.

Письменный опрос. Устный опрос.


35

12

Строение клетки. Ткани живых организмов. Органы и системы органов живых

Органы и системы органов живых организмов

Обобщение и систематизация знаний. Контроль и коррекция, работа над причинами ошибок и поиск путей их устранения.

Сравнивают клетки, ткани, органы и системы органов, делают выводы о связи строения с функцией и единстве живой природы.

Проверочная работа № 3



23 ч


36

1

Движение живых организмов.

Способы движения одноклеточных организмов. Движение органов растений. Движение многоклеточных животных.Значение опорно-двигательной системы.

Проведение стартовой работы. Вводный урок - постановка учебной задачи.

Называют и описывают способы движения одноклеточных и многоклеточных животных, органов растений; описывают черты приспособленности животных к передвижению в разных средах жизни.



37

2

Почвенное питание растений.

Производители,питание зеленых растений. Почвенное питание. Корневое давление.Воздушное питание растений.

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. Эвристическая беседа

Понимают сущность почвенного питания растений, его зависимость от условий среды; объясняют явления, обусловленные корневым давлением; передвижение веществ по органам растения.



38

3

Фотосинтез. Из истории изучения воздушного питания растений.

Фотосинтез, краткая история его изучения. Доказательства фотосинтеза.

Постановка эксперимента.

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия.

Теоретическое исследование.

Называют условия и результаты процесса фотосинтеза, дают его определение. Обосновывают с помощью эксперимента роль света в фотосинтезе.



39

4

Фотосинтез.

К.А.Тимирязев, значение его работ. Космическая роль зеленых растений

Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий. Эвристическая беседа.

Описывают процесс фотосинтеза, приводят доказательства о поглощении растениями углекислого газа и выделения кислорода; делают выводы о космической роли зелёных растений.

Устный и письменный опрос (тест)


40

5

Испарение воды растениями. Листопад.

Испарение воды листьями. Листопад, его значение.Постановка эксперимента

Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий. Теоретическое исследование.

Понимают значение процесса испарения в жизни растений; называют и описывают условия, от которых зависит интенсивность испарения, приводят доказательства роли листьев в испарении; распознают листопадные и вечнозелёные растения.



41

6

Питание животных.

Питание потребителей - животных. Пищеварительный тракт.Разнообразие животных по способу питания: растительноядные животные, хищники, падальщики, паразиты.

Определение границы знания и незнания, фиксация задач года в форме "карты знаний". Коррекция знаний и способов действий. Дискуссия.

Называют существенные признаки растительноядных, хищных, паразитических, всеядных животных, приводят их примеры; определяют способ питания по особенностям внешнего строения животных.

Устный опрос.


42

7

Питание бактерий и грибов.

Грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности.

Формирование разных способов и форм действия оценки. Обобщение и систематизация знаний.

Называют и описывают различные способы питания бактерий и грибов; делают выводы о роли бактерий и грибов в природе как разрушителей органического вещества.

Устный опрос. Взаимоконтроль.


43

8

Дыхание растений, бактерий и грибов.

Питание разрушителей - бактерий и грибов. Гетеротрофы: сапротрофы и паразиты. Бактерии-симбионты. Особенности питания грибов. Микориза.

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач.

Теоретическое исследование.

Называют условия и результаты процесса дыхания, дают его определение; устанавливают различия между процессами дыхания и брожения, выявляют связь дыхания и фотосинтеза, делают выводы о значении дыхания.



44

9

Дыхание и кровообращение животных.

Сущность дыхания. Роль кислорода в освобождении энергии.Брожение. Дыхание растений. Связь дыхания и фотосинтеза.Дыхание животных. Жаберное, легочное, трахейное дыхание. Круги кровообращения. Дыхание бактерий и грибов.

Эвристическая беседа.

Устанавливают связь процессов дыхания и кровообращения у животных; называют, определяют и описывают органы дыхания и их функции.

Контроль и коррекция - формирование всех видов действия контроля, работа над причинами ошибок и поиск путей их устранения.

Проверочная работа №4


45

10

Транспорт веществ.

Значение кровеносной системы в транспорте веществ. Строение и функции сердца.Постановка эксперимента-опыты, доказывающие восходящее и нисходящее движение у растений.

Определение границы знания и незнания, фиксация задач года в форме "карты знаний". Практикум

Называют компоненты транспортной системы растений и животных, приводят экспериментальные доказательства передвижения веществ в растении, понимают причины и следствия возникновения теплокровности у животных.

Формирование разных способов и форм действия оценки. Устный опрос.


46

11

Выделение. Обмен веществ

Значение выделения. Выделение у одноклеточных организмов и растений. Строение и функционирование выделительной системы у животных.

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. Коррекция знаний и способов действий.

Устный опрос.

Лекция.

Определяют и описывают процесс выделения, называют органы выделения и процесс обмена веществ в целом; понимают связь процессов питания, дыхания, транспорта и выделения веществ для обеспечения целостности организма.

Устный опрос


47

12

Размножение организмов. Бесполое размножение.

Бесполое размножение. Половое размножение. Размноженияе бактерий, одноклеточных водорослей, грибов, животных. Цветок. Соцветия. Опыление. Двойное оплодотворение. Плоды и семена.

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач.

Теоретическое исследование.

Называют и описывают особенности бесполого и полового способов размножения, понимают значение бесполого размножения.

.


48

13

Вегетативное размножение растений. на примере растений Ростовской области.

Практическая работа №1.

Вегетативное размножение. Черенкование, размножение луковицами, почками, усами, отводками и пр.

Практическая работа №1. Вегетативное размножение растений

Называют, описывают и сравнивают разные способы вегетативного размножения растений, умеют размножать растения черенками, луковицами, почками, усами.

Представление результатов самостоятельной работы. Практическая работа.


49

14

Цветок - орган полового размножения.

Цветковые растения Ростовской области.

Цветок, его строение и значение для размножения растений. Соцветия.Венчик. Чашечка. Чашелистик. Тычинки. Пестик. Формула цветка.

Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий. Эвристическая беседа.

Называют и определяют части цветка; на основе сходства в строении цветков различных растений делать вывод об их родстве; понимают биологическую роль цветения; знают наиболее распространенные соцветия.



50

15

Строение цветка.

Цветковые растения Ростовской области.

Лабораторная работа №11.

Цветок. Соцветия.Венчик. Чашечка. Чашелистик. Тычинки. Пестик. Формула цветка.

Лабораторная работа №11. Строение цветка

.

Определяют разные части цветка, распознают тычиночные и пестичные цветки, однодомные и двудомные растения.

Представление результатов самостоятельной работы. Развернутое оценивание Лабораторное исследование


51

16

Опыление.

Опыление, его способы. Перекрестное опыление.

Формирование разных способов и форм действия оценки.

Называют и описывают различные типы опыления, понимают биологический смысл и практическое значение процесса опыления.

Устный опрос. Взаимоконтроль.


52

17

Оплодотворение у растений. Семена и плоды. На примере Цветковых растений Ростовской области.

Лабораторная работа №12.

Двойное оплодотворение.Плоды и семена, их строение и разнообразие. Лабораторная работа №12. Определение плодов

Коррекция знаний и способов действий.

Лабораторное исследование.

Описывают основные особенности оплодотворения у цветковых растений, строение семян; распознают некоторые виды сочных и сухих плодов.

Представление результатов самостоятельной работы.


53

18

Размножение многоклеточных животных.

Животные Ростовской области.

Размножение многоклеточных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение. Яйцекладущие, яйцеживородящие и живородящие животные.

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач.

Лекция.

Описывают и сравнивают бесполое и половое размножение у животных, знают основные закономерности их развития, делают выводы о преимуществах полового размножения, внутриутробного развития.



54

19

Индивидуальное развитие растений

Периоды индивидуального развития растений: зародышевый, молодости, зрелости, старости.

Развернутое оценивание - предъявление результатов освоения способа действия и его применения в практических ситуациях.

Теоретическое исследование.

Называют и описывают периоды индивидуального развития растений, части зародыша семени.


55

20

Приёмы выращивания и размножения растений на примере растений Ростовской области.

Практическая работа №2.

Практическая работа №2.

Способы проращивания семян

Представление результатов самостоятельной работы. Формирование разных способов и форм действия оценки. Практическая работа. Устный опрос.

Используют способы проращивания семян для наблюдения за их развитием дома и в классе для подготовки семян к высадке в грунт.



56

21

Индивидуальное развитие животных.

Периоды индивидуального развития животных: зародышевый, формирования и роста организма, половой зрелости, старости. Развитие с полным и неполным превращением. Прямое развитие.

Формирование разных способов и форм действия оценки.

Называют и описывают периоды индивидуального развития животных, сравнивают развитие с полным и неполным превращением.

Устный опрос


57

22

Расселение и распространение живых организмов.

Многообразие животных Ростовской области.

Расселение грибов и растений. Приспособления для распространения спор, семян и плодов. Расселение животных. Миграция, ее значение.

Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий. Коррекция знаний и способов действий. Эвристическая беседа.

Называют и описывают различные способы расселения и распространения живых организмов, понимают значение миграций для животных.



58

23

Строение и жизнедеятельность организмов (обобщающий урок).

Обмен веществ. Питание. Дыхание, его роль в жизни организмов. Передвижение веществ в растениях и животных Значение фотосинтеза.

Выделение продуктов обмена веществ.

Строение и жизнедеятельность организмов

Обобщение и систематизация знаний. устранения.

Связывают дыхание, фотосинтез и почвенное питание растений, описывают процессы питания, дыхания, выделения, как разные стороны единого процесса обмена веществ; понимают роль процесса деления клеток для роста и развития организма.

Контроль и коррекция - формирование всех видов действия контроля, работа над причинами ошибок и поиск путей их

Проверочная работа №5



Живые организмы в окружающей среды

7 ч


59

1

Организм - единое целое.

Живой организм - единая система. Взаимосвязь клеток, тканей, органов и систем органов в живых организмах. Кровообращение. Дыхание. Выделение.

Проведение стартовой работы. Вводный урок - постановка учебной задачи. Лекция.

Знают о взаимосвязи клеток и тканей, о гуморальной и нервной регуляции деятельности организма.



60

2

Взаимосвязь организмов с факторами среды.

Факторы среды. Живые организмы. Взаимосвязь.

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. Проведение стартовой работы

Эвристическая беседа.

Объясняют взаимосвязь организмов с факторами среды.

рассуждений. Выдвигают и обосновываю


61

3

Весенние явления в жизни растений Ростовской области.

Экскурсия №2

Среда обитания. Факторы среды. Влияние факторов окружающей среды на растения и животны Экскурсия №2 Весенние явления в жизни растений и животных

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач.

Экскурсия

Дают объяснения взаимосвязи растения с факторами неживой природы, деятельностью человека.



62

4

Взаимосвязь организмов в сообществе на примере природных сообществ Ростовской области.

Приспособления организмов к обитанию в разных условиях среды. Сообщество. Формы взаимоотношений живых организмов в сообществе (конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз).

Коррекция знаний и способов действий.

Теоретическое исследование.

Знают о взаимосвязи организмов в сообществе, показывают формы взаимоотношений живых организмов между собой.

Проверочная работа №6


63

5

Растительное сообщество леса Ростовской области.

Отличительные признаки представителей разных семейств растений.

Определение границы знания и незнания. Коррекция знаний и способов действий.

Наблюдают в природе, знают правила поведения в лесном сообществе. Узнают представителей растительных сообществ родного края.



64

6

Человек и живая природа Донского края.

Историческая связь человека и живой природы.Влияние деятельности человека на условия существования живых организмов.

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении задач.

Моделирующая игра.

Знают как воздействует на природу современный человек, понимают особенности Красной книги и охраняемых природных территорий.



65

7

Живые организмы в окружающей среде (обобщающий урок).

.

Расширяют знания о строении и жизнедеятельности живых организмов как целостных систем.

Коррекция знаний и способов действий.

Проверка результатов освоения способа действия и его применения.




3 ч


66-67

1-2

Строение и жизнедеятельность живых организмов.

Признаки живых организмов: особенности химического состава; клеточное строение; обмен веществ и превращение энергии; рост, развитие, размножение; наследственность и изменчивость; эволюция; связь со средой. (обобщающий урок

Эвристическая беседа.

Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона.

Контроль и коррекция - формирование всех видов действия контроля, работа над причинами ошибок и поиск путей их устранения. Развернутое оценивание.

Проверочная работа №7


68

3

Итоговая проверочная работа.

Проверочная работа №5 Живые организмы.

Коррекция знаний и способов действий. Контроль. Письменная контрольная работа.

Знают, понимают и объясняют разнообразие, строение и значение живых организмов в природе и жизни человека.

Итоговая проверочная работа №8


ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ

6 класс

Экскурсии


Номер урока

Тема урока, название экскурсии

1

3

Экскурсия №1 «Осенние явления в жизни растений Ростовской области»

2

61

Экскурсия №2 «Весенние явления в жизни растений Ростовской области»


6 класс

Лабораторные работы


Номер урока

Тема урока, название лабораторной работы


1

3

Клеточное строение растений. Лабораторная работа №1» Устройство увеличительных приборов»

2

6

Работа с лупой и микроскопом. Лабораторная работа №2 . «Приготовление препарата кожицы лука»

3

9

Строение клеток растений, животных и грибов. Лабораторная работа №3 . «Строение клеток листа элодеи»

4

12

Строение клеток растений, животных и грибов. Лабораторная работа №4 . «Строение клеток животных»

5

16

Покровные ткани. Лабораторная работа №5 . «Строение покровной ткани растений»

6

20


Соединительные ткани. Лабораторная работа №6 . «Строение соединительной ткани животных»

7

22

Мышечные и нервные ткани. Лабораторная работа №7 . «Строение мышечной и соединительной ткани»

8

25

Строение побега и почек. Лабораторная работа №8 "Внешнее строение побега растений. Строение вегетативной и генеративной почек"

9

28

Внешнее строение листа. Лабораторная работа №9 "Внешнее строение листа. Листорасположение. Простые и сложные листья"

10

30

Лабораторная работа №10 "Строение корневого волоска. Стержневая и мочковатая корневая система".

11

50

Половое размножение растений. Лабораторная работа №11 " Строение цветка"

12

52

Оплодотворение у цветковых растений. Плоды и семена. Лабораторная работа №12 "Определение плодов"



Практические работы


Номер урока

Тема урока, название практической работы


1

48

Вегетативное размножение растений. Практическая работа №1 " Вегетативное размножение растений. Агротехнические приёмы выращивания растений"

2

55

Индивидуальное развитие растений. Практическая работа №2 " Способы прорастания семян"



© 2010-2022