Конспект урока в 7 классе

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока в 7 классе. Тема «Моллюски»

Урок № 2 Многообразие и значение моллюсков в природе, и в жизни человека

Цель: расширить знания о разнообразии моллюсков, их приспособленности к факторам среды, показать их роль в природе и практическое значение для человека.

Задачи:

образовательные: познакомить с моллюсками нашей местности, их ролью в экосистеме;

развивающие: формировать у учащихся умение анализировать, систематизи ровать изученный материал, применять полученные теоретические зна-ния на практике, развивать навыки самостоятельно исследовательской деятельности;

воспитательные: работать над правильным выражением мысли, умением оценивать работу товарища, принимать оценку своей деятельности това-рищами, воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Методы обучения: частично -поисковый, объяснительно - иллюстративный, словесные: рассказ, беседа

Форма организации учебной деятельности: диалоговая с использованием ЭОР, проверочный тест, таблицы, слайды.

Оборудование: телевизор, компьютер с проектором, таблицы, выставка книг, раковин, украшений, презентация, карточки индивидуального задания, дополнительная литература, Красная книга ДВ.

Современные образовательные технологии: структурно-логические от простого к сложному, от теории к практике, игровые, тестовые

Конспект урока в 7 классе

И твари эти, говорят,

В неведомых глубинах спят

Г. Миллер.

План урока:

1. Введение: организация класса, цель урока 1-2 мин.

2. Основная часть: З3 мин.

- работа по схеме, индивидуальным карточкам

- Ответы на вопросы по кинофрагменту

- загадки и ребусы

- рассказ по слайдам

- игра «Кто лишний?»

- работа в парах

- выводы по основной части

3. Самостоятельная работа. Тест. 5 мин.

4. Подведение итога. 2 мин.

5. Рефлексия. 2 мин.

6. Домашнее задание. Творческое. 1 мин

Ход урока

1.Учитель: О ком эти строки? (о моллюсках) Слайд 1

Цель нашего урока расширить знания о мягкотелых беспозвоночных животных и выяснить их роль в природе и жизни человека.

  1. 1 ученик заполняет схему (с примерами)

ТИП МОЛЛЮСКИ

_________ ____________ ____________

Конспект урока в 7 классеКонспект урока в 7 классе

Конспект урока в 7 классеКонспект урока в 7 классе3 ученика работают по индивидуальным карточкам /определить представителя и ответить на вопрос: Чем его питание отличается от других моллюсков? /У одного - беззубка, у дру-гого - улитка, у третьего - кальмар/

Остальным- кинофрагмент (без текста) о разнообразии моллюсков 2 мин.

Учитель. - Кто такие и что их объединяет? (Представители типа - Моллюс-ки - ассиметричные беспозвоночные животные. Численность этого типа меньше членистоногих, но в 2 раза больше, чем у позвоночных. Занимают различные экологические ниши. Тело имеет раковину или ее остатки. У большинства моллюсков различают голову, туловище и мускулистую ногу).

Учитель. Проверяем схему и задание по карточкам (у двоих проверяют выполнение заданий по карточкам консультанты).

Учитель. Кто на одной ноге ходит?

- Что характерно для этого класса моллюсков? (Двустворчатые - обитатели водоемов. От нескольких мм до 1,5 м их размеры. Головы нет. Раковина представлена двумя створками, состоит из трех слоев: снаружи темный рого-вой, имеющий окраску под цвет грунта, под ним матовый, белый фарфоро -вый слой. На внутренней поверхности раковины переливается всеми цветами радуги перламутровый слой. Фарфоровый и перламутровый состоят из изве-сти. Они очень прочные. Раковина хорошо защищает мягкое тело двуствоча- тых и служит наружным скелетом. С боков тела свешивается мантия - особая складка кожи. Между телом и мантией находится мантийная полость, где располагаются жабры, - органы дыхания двустворчатых моллюсков. Через нижний сифон вода поступает, непрерывно омывает жабры, снабжая моллюс ска кислородом, и удаляется через верхний выводной сифон (показывает на таблице «Внутреннее строение беззубки»).

Учитель. Какая система на схеме? Расскажите о ней. (Пищеварительная система. Она обеспечивает организм питательными веществами и энергией. Через рот с водой пища поступает в пищевод, желудок и кишечник. Проток печени впадает в желудок. Не переваренные остатки пищи и продукты об-мена веществ вместе с водой выводятся наружу через верхний клоакальный сифон. А вот глотка, терка, челюсти и слюнные железы, в отличии от дру-гих моллюсков, у них редуцированы.)

Учитель. Какая ошибка на этой карточке? Почему? (Кровеносная система у большинства моллюсков бесцветная, а не красная, как показано на схеме).

Учитель. Посмотрите Слайд 2, назовите представителей этого класса и их роль в природе и жизни человека. (Среди двустворчатых моллюсков есть съедобные: устрицы, мидии, гребешки, беззубки и др. Они являются объкта- ми промысла, поэтому их выращивают на специальных морских фермах. Пресноводные двустворчатые очищают воду прудов и озер. Санитарами мо-ря называют мидию. Жемчужницы и перловицы используются для получе-ния жемчуга и различных украшений (показывают на выставочный матери-ал). А морские сверлильщики и корабельный червь известны разрушитель-ной деятельностью. Таким образом, двустворчатые в природе и в жизни человека играют как положительную, так и отрицательную роль, но пользы приносят больше, поэтому их надо охранять. В Красную книгу внесены пре-дставители ДВ - это жемчужница европейская, даурская, миддендорфа и др. Самый крупный моллюск из двустворчатых -тридакна, до 350 кг. Слайд 3. Ее створки захлопываются стремительно, поэтому человек погибал, не в си-лах освободиться от тисков. Слайд 4. Жемчуг долго не хранится, он туск-неет и рассыпается. Растет очень медленно (8 мм за 30-40 лет), самая круп- ная, с голубиное яйцо, принадлежала испанскому королю Филлипу 2, весила примерно 7 г.)

Учитель. А это кто домик на себе везет? ( Слайд 5 Это улитки, каури, муре- ксы, слизни, ахатины. Обитают не только в воде, но и на суше. Хорошо Раз- вита нога, раковина у большинства закручена. Голова имеет рот, щупальца и пару глаз. Виноградная улитка питается растительной пищей. У них имеет

сКонспект урока в 7 классе

Конспект урока в 7 классея терка, развиты слюнные железы и печень. Анальное отверстие открывает ся в мантийную полость. Среди них есть жабродышащие и с легочным дыханием, растительноядные и хищники. Есть та-кие, за раковины которых коллекционеры отдают большие деньги. А раковинки каури служили размен ной монетой в Китае, Северной Америке и Юго-Вос-точной Азии. В 1850 году за одну раковину каури можно было ку-пить горсть бобов или чашку питьевой воды (в Судане). Самый кру пный из брюхоногих - гигантский сиринкс из Австралии, вес - 18 кг. Наивысшей ценностью брюхоногих долгое время считался пурпур. Это мурекс имеет особые железы, которые вырабатывают жидкость, краснею-щую на свету. В начале нашей эры ткани, окрашенные чистым пурпуром были объявлены в Риме исключительной привилегией императоров. В наше время пурпур используется кое-где в Средиземноморье. В некоторых стра-нах есть фермы по разведению виноградной улитки, т.к. ценится как про-дукт питания, хотя могут приносить и вред, опустошая сады. Этим она вре-дна. Таким образом, брюхоногие являются звеном в цепи питания, участву-ют в регуляции численности растений, животных, сами представляют цен-ный корм и продукт питания.

Учитель. Разгадайте ребус. (Осьминог)

Ученик. Осьминог - представитель головоногих моллюсков. К ним относятся кальмары, каракатицы, наутилусы. Слайд 6.Это наиболее интересный и высокоорганизованный класс беспозвоночных обитающих в основном в те-плых морях. Они хищники. Нога видоизменилась, превратилась в щупальца, которые окружают ротовое отверстие. В глотке у них есть клюв. Чернильная железа вырабатывает жидкость, которая их защищает от врагов. У них развиты органы обоняния, химического чувства, равновесия. Сложно устро-енные глаза обладают, как у нас, аккомодацией. Самые крупные и быстрые из них - кальмары, до 18 метров. Сокращая мышцы, кальмар выталкивает воду через особую воронку и, отброшенный толчком, мчится, как ракета. Может двигаться со скоростью 40 км/час. У кальмара 3 сердца, главное раз-гоняет кровь, а два других вентилируют жабры. Кровь у них голубого цвета. Осьминоги имеют 8 щупалец. Страшные руки этого животного имеют два ряда присосок. Они избегают людей, но были случаи, когда крупные экзем-пляры хватали под водой ныряльщиков и держали до тех пор, пока те не погибали. Щупальцами осьминог распознает и запахи. Осьминожихи от-кладывают огромное количество яиц, охраняют их, 2-4 месяца не едят. Большинство из них погибают, дав жизнь потомству. Излюбленный объект для охоты у осьминогов - двустворчатые моллюски. Осьминоги обладают способностью изменять свою окраску. Если разозлить осьминога, то он ста-нет черным, успокоившись, опять посереет. Питаются они рыбами и други- ми обитателями, могут съесть друг друга, но самое интересное - в неволе осьминоги обкусывали свои щупальца и умирали. Осьминоги могут расста-ваться со щупальцами и при спасении от врагов. У осьминогов отличная па-мять. Они могут подвергаться гипнозу, дрессировке как слоны и собаки. Спят они с открытыми глазами, дыхание замедляется, а сторожевые щупа-льца медленно движутся. В начале прошлого века у берегов Японии потер-пело крушение судно с драгоценным грузом. Сто лет пролежал фарфор на дне море. Даже опытные ныряльщики не могли достать. Тогда рыбаки нало-вили осьминогов, привязали длинные веревки и опустили. Ждали, пока жи-вотные найдут убежище в фарфоровых чашах, потом тянули. Рыбаки знали, что осьминоги ни за что не покинут убежище. Так наблюдательность помо-гла людям достать фарфор.

Ученик. А это голожаберные моллюски давно притягивают внимание зооло-гов, физиологов и биохимиков. Некоторые из голожаберных обладают уни-кальными свойствами. Представители живут только в морях, а по внешнему виду напоминают слизней. Спинная поверхность покрыта складками, кото-рые выполняют функцию жабр, отсюда и название. Настоящие жабры у боль-шинства голожаберных отсутствуют. Большинство голожаберных питаются различными представителями кишечнополостных, этими, мало кому доступ-ными, животными. Английский зоолог Малколм Эдмундс изучив питание показал, что голожаберные моллюски не только приобрели способность про-тивостоять грозному оружию кишечнополостных, но и «научилисьлись» ис-пользовать его в своих целях. Академик М.С. Гиляров предложил термин клепторганоиды-«украденные органы».Заполучив стрекательные капсулы, моллюск становится ядовитым несъедобным животным. У ученых есть гипо-теза относительно того, почему стрекательные капсулы не наносят вреда пищеварительной системе, но они требуют дальнейшего исследования

Учитель. Молодцы. Самостоятельно узнали и поделились своими знаниями Эти ребята получают «5».

Игра «Кто лишний?»

Улитки Беззубки Тридакны

Каури Мурексы Осьминоги

Перловицы Мидии Кальмары

Прудовики Гребешки Каракатицы

  1. Лишние перловицы, т.к. они относятся к двустворчатым, а остальные брюхоногие.

  2. Лишние мурексы, т.к. относятся к брюхоногим, а остальные к двустворчатым.

  3. Лишние тридакны, т.к. они относятся к двустворчатым, а остальные к головоногим.

Учитель. В рабочей тетради заполнили таблицу (системы и их строение)

Учитель. Посмотрите на этот кадр. О чем он говорит?

Ученик. Это личинка моллюска, доказывающая, что моллюски произошли от червей.

Учитель. Какова же роль моллюсков в природе и в жизни человека?

Ученик. 1. В природе моллюски - одно из звеньев в цепи питания. Регулируют численность растений и животных

2. В жизни человека - это интересные объекты биологических исследований, ценный продукт питания, корм для птиц, материал для украшений, добычи ценностей - жемчуга, корм для животных.

Вывод: таким образом, достигшие определенного уровня развития в процессе эволюции, занимающий каждый свою экологическую нишу, принося большую пользу природе и человеку, мягкотелые нуждаются в бережном отношении к ним.

3. Самостоятельная работа Тест по теме «Тип моллюски».

  1. Мантия представляет собой:

а- кожную складку, расположенную под раковиной

б- орган передвижения в- защитную раковину

г- отдел тела моллюска

2. Моллюски обитают:

а- только в море б- только в пресных водоемах

в- в море, в пресных водоемах, на суше г- только на суше

3. Двустворчатые моллюски, обитатели воды, имеют:

а- жабры в- не имеют органов дыхания

б- легкие г- не дышат, т.к. створки раковины плотно закрыты

4. Кого относят к брюхоногим моллюскам ?

а- виноградную улитку б- беззубку в- устрицу г- осьминога

5. К органам выделения большого прудовика относят:

а- печень б- почку в- кишечник г- анальное отверстие

6. Тело моллюсков делится на:

а- голову и грудь б- голову, туловище и ногу

в- головогрудь и брюшко г- голову, грудь и брюшко

7. Кровеносная система моллюсков:

а- замкнутая в- незамкнутая г- имеет сердце, состоящее из камер

б- имеет капилляры, из которых кровь выходит в пространство между органами

8. Особое приспособление - чернильная железа есть у:

а- всех моллюсков б- головоногих

в- брюхоногих г- двустворчатых

9. У головоногих моллюсков кровь:

а- красная б- бесцветная в- голубая

4. Рефлексия: -Какие задачи решались на уроке? (Больше узнать о моллюсках. Грамотно выражать свои мысли. Умение работать по таблицам, картинкам, схемам).

5. Спасибо за работу. Д/з. Составить кроссворд «Моллюски»

Используемая литература:

1. Библиотека учителя биологии. Организация учебной деятельности школь- ников на уроках биологии: М.: Просвещение 1988

2.Зарудняя Т.В.. Занимательные материалы по биологии Волгоград: Корифей, 2006.

3. Воронина Г.А., Исакова С.Н. Биологический тренажер. М.: «Вента-Граф», 2009

Учитель биологии: Беркетова С.С.


© 2010-2022