Конспект урока по биологии на тему: Пищеварение в желудке (8класс)

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Пищеварение в желудке.

Цели урока:1.Изучение внешнего и внутреннего строения желудка; выяснение процесса пищеварения в желудке; раскрытие свойств ферментов желудочного сока; разъяснение процесса нервно-гуморальной регуляции желудочного сока. 2.развитие практических умений и навыков определения функций ферментов желудочного сока; 3.Воспитание и формирование здорового образа жизни (о влиянии алкоголя и никотина на пищеварение в желудке);знакомство с режимом питания. Оборудование: таблица « Органы пищеварения», «Строение желудка». Модель человека (внутренние органы).Карточки. ХОД УРОКА.

I.Организационный момент. 1.Приветствие учащихся; 2. Оценить санитарное состояние кабинета; 3. Сообщить цели и задачи урока.

II.Проверка домашнего задания. Работа по карточкам:

1 уровень. Вставьте пропущенное слово:

  1. Начинается пищеварительная система ____________________ полостью.

  2. Зубы у человека вырастают в две смены: сначала ____________________ , затем_________________ .

  3. Последними вырастают зубы ________________ .

  4. Зуб - это сложный орган, в нем различают корень, _________________ и _______________ .

  5. В сутки выделяется более ____________ литра слюны.

  6. Среди больших слюнных желез выделяют: околоушные, _____________________ и_____________________ .

  7. Важную роль в ротовой полости играет _______________ .

  8. Пережеванный, смоченной, скользкий комочек пищи поступает в ______________ , а затем в __________________ .

2 уровень. Выбери правильные ответы



  1. Вход в ротовую полость ограничивают:

  1. Губы;

  2. Зубы;

  3. Слюнные железы.

  1. Орган зуба, скрытый в костной ячейке челюсти называют:

  1. Коронка;

  2. Шейка;

  3. Корень.

  1. Под действием ферментов слюны происходит расщепление:

  1. Жиров;

  2. Углеводов;

  3. Белков.

  1. В ротовой полости слюна:

  1. Смачивает пищу,

  2. Убивает бактерии;

  3. Измельчает пищу.

  1. Перистальтика - это:

  1. Переваривание пиши;

  2. Раздражение рецепторов;

  3. Волнообразное сокращение стенок пищевода.

  1. Рефлексы жевания и отделения слюны носят характер:

  1. Безусловных;

  2. Условных;

  3. Приобретённых.

  1. Всего у человека:

  1. 23 зуба;

  2. 33 зуба;

  3. 32 зуба.

  1. Пройдя по пищеводу комок пищи попадает:

  1. В желудок;

  2. В кишечник;

  3. В 12-перстную кишку.


  1. уровень. Выбери правильные ответы

1.Вход в ротовую полость ограничивают:

А) Губы;

Б) Зубы;

В) Слюнные железы.

  1. Орган зуба, скрытый в костной ячейке челюсти называют:

А) Коронка;

Б) Шейка;

В) Корень.

3.Под действием ферментов слюны происходит расщепление:

А) Жиров;

Б) Углеводов;

В) Белков.

  1. В ротовой полости слюна:

А) Смачивает пищу,

Б) Убивает бактерии;

В) Измельчает пищу.

  1. Перистальтика - это:

А) Переваривание пиши;

Б) Раздражение рецепторов;

В) Волнообразное сокращение стенок пищевода.

  1. Рефлексы жевания и отделения слюны носят характер:

А) Безусловных;

Б) Условных;

В) Приобретённых.

  1. Всего у человека:

А) 23 зуба;

Б) 33 зуба;

В) 32 зуба.

  1. Пройдя по пищеводу комок пищи попадает:

А) В желудок;

Б) В кишечник;

В) В 12-перстную кишку

Уровень №4

Конспект урока по биологии на тему: Пищеварение в желудке (8класс)

  1. Какие слюнные железы обозначены на рисунке цифрами 1-3?

  2. Каковы функции слюнных желез? Из чего состоит слюна? Как осуществляется регуляция слюноотделения?

  3. Объясните выражение «Когда я ем - я глух и нем».

Карточка № 4

Конспект урока по биологии на тему: Пищеварение в желудке (8класс)

  1. Какие слюнные железы обозначены на рисунке цифрами 1-3?

  2. Каковы функции слюнных желез? Из чего состоит слюна? Как осуществляется регуляция слюноотделения?

  3. Объясните выражение «Когда я ем - я глух и нем».

Уровень № 3



  1. Назовите части зуба обозначенные цифрами.

  2. Каковы функции зубной системы?

Конспект урока по биологии на тему: Пищеварение в желудке (8класс)

3.Какие процессы пищеварения протекают в ротовой полости?

Карточка № 3



  1. Назовите части зуба обозначенные цифрами.

  2. Каковы функции зубной системы?

Конспект урока по биологии на тему: Пищеварение в желудке (8класс)

3.Какие процессы пищеварения протекают в ротовой полости?

Дополнительный вопрос? Если долго жевать корочку черного хлеба, то его кисловатый вкус сменяется сладким. Почему?

Уровень №2.

  1. Назовите органы пищеварительной системы, обозначенные цифрами.

Конспект урока по биологии на тему: Пищеварение в желудке (8класс)

2.В Древней Индии для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому иногда предлагали съесть сухой рис. Если обвиняемый его съедал, считалось, что он не виновен, если нет, то виновен. На основании, каких знаний применялось «испытание» рисом?

Карточка №2.

  1. Назовите органы пищеварительной системы, обозначенные цифрами.

Конспект урока по биологии на тему: Пищеварение в желудке (8класс)

2.В Древней Индии для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому иногда предлагали съесть сухой рис. Если обвиняемый его съедал, считалось, что он не виновен, если нет, то виновен. На основании, каких знаний применялось «испытание» рисом?

III.Изучение нового материала. 1.Строение желудка.

- На основе повторения знаний предыдущих курсов о животных ответьте на вопрос: «Куда пища попадает из пищевода? После кратковременного пребывания во рту полужидкая пищевая масса, благодаря перистальтическим движениям пищевода, попадает в желудок - расширенную часть пищеварительной трубки верхнего отдела брюшной полости .

- Почему желудок называют «хранилищем пищи» ? Желудок - самая расширенная часть пищеварительного канала. Он позволяет человеку на некоторое время обеспечить себя едой. В среднем пища в желудке находится от 2 до 8 часов. «Хранилище» пищи прочно закрыто привратником, в котором есть кольцевая мышца. Он имеет два отверстия: входное - там, где в него впадает пищевод, и выводное - в том месте, где начинается двенадцатиперстная кишка. Умеренно заполненный желудок имеет объем около 1 л, но может растягиваться и вмещать до 2,5 л. Желудок имеет две стенки - переднюю и заднюю. Нижний край выпуклый, верхний - вогнутый. Желудок имеет дно и тело. Слизистая оболочка желудка покрыта однослойным эпителием. Она образует многочисленные складки: продольные и поперечные. На поверхности слизистой оболочки открываются многочисленные трубчатые железы желудка (до 35 млн.), открывающиеся точечными отверстиями на небольших возвышениях, хорошо различимые через лупу. Эти железы выделяют желудочный сок. Они различаются по строению и функциям: 1.одни выделяют пищеварительные ферменты: пепсин, 2.вторые - соляную кислоту, 3.третьи - слизистый секрет муцин и биологически активные вещества.

Конспект урока по биологии на тему: Пищеварение в желудке (8класс)

  • Подслизистая основа желудка толстая, образована рыхлой соединительной тканью.

  • Мышечная оболочка желудка в отличии от других органов пищеварения трехслойная.

  • Первый слой - наружный продольный.

  • Средний - круговой.

  • Внутренний - косой слой, удерживающий желудок от растяжения.

Конспект урока по биологии на тему: Пищеварение в желудке (8класс)

  • Снаружи желудок покрыт брюшиной (соединительнотканной оболочкой).

2). Состав желудочного сока Желудочный сок - жидкость, секретируемая желудочными железами и клетками эпителия слизистой оболочки желудка. Это бесцветная прозрачная жидкость, содержащая соляную кислоту(0,3-0,5%) и поэтому имеющую кислую реакцию ( рН 1,5-1,8). За сутки вырабатывается 2 литра этого сока.

Желудочный сок = соляная кислота +слизь + ферменты.

Желудочный сок



Вода

98-99%

Плотный остаток 1-2%

Органические вещества

Неорганические

вещества

Ферменты

Прочие вещества

-Хлориды

-Фосфаты

-Сульфаты

-Нитраты

-Соли железа

-Соляная кислота

Пищеварительные ферменты

Непищеварительные ферменты

-органические

кислоты

-белки

-слизь

(муцин)

-пепсин

-реннин

-гастриксин

-липаза

-лизоцим

В желудке действие слюны продолжается до тех пор, пока кислота желудочного сока не пропитает пищевую массу и не разрушит птиалин слюны (он действует только в слабощелочной среде). При обычной смешанной пище это может занять до 30 минут, пока поступившая пища не пропитается желудочным соком и не изменит щелочную среду на кислую. Время пропитывания пищи желудочным соком зависит от характера и размеров пищевого комка и активности желудочной секреции. По мере проникновения желудочного сока в пищевую массу начинается желудочная фаза пищеварения, в течение которой главным образом происходит расщепление белка.

  1. Пепсин и ренин - непрерывно вырабатываются в виде проферментов, которые превращаются в активные ферменты под действием соляной кислоты (рН 1,5-2,0). Они расщепляют белки на более короткие полипептиды. Пепсин быстро расщепляет белки мяса и яиц, очень медленно - белки хрящей и сухожилий.

  2. Липаза - расщепляет жиры до глицерина и жирных кислот. Но действует он только на жиры, находящиеся в состоянии эмульсии (главным образом молоко). Поэтому желудочная липаза у взрослых людей большого значения не имеет.

  3. Лизоцим - обладает бактерицидными свойствами.

  4. Фермента, способного действовать на углеводы в составе желудочного сока нет.

  5. Муцин (слизь) - выполняет защитную функцию - предохраняет желудок от механического, химического воздействия и самопереваривания.

  6. Соляная кислота - активирует ферменты, створаживает молоко, стимулирует деятельность желудка, оказывает бактерицидное действие.

Желудочный сок, выделяемый на мясо, хлеб и молоко, имеет разную кислотность и содержит неодинаковые количества ферментов.

В желудке всасываются: алкоголь, минеральные соли, вода, аминокислоты, глюкоза.

IY.Закрепление нового материала: 1.Вопросы:

1).Какие изменения происходят с пищей в желудке? 2).Какова роль соляной кислоты в желудке? 3).Что входит в состав желудочного сока? 4).Может ли желудок съесть себя? 5).Какие вещества подвергаются расщеплению в желудке? 6).При каких условиях действуют ферменты желудочного сока, расщепляющие белки? 7).Объяснить, почему для повышения аппетита рекомендуется использовать в пищу супы и мясные бульоны? 8).Чем объясняется образование различного количества желудочного сока на мясо, хлеб и изменение его качества?

Y.Домашнее задание: §44 изучить, табл. на стр.193 письменно.

© 2010-2022