• Преподавателю
  • Биология
  • Бинарный урок по биологии и русской литературе Применение экологических знаний в практической деятельности человека

Бинарный урок по биологии и русской литературе Применение экологических знаний в практической деятельности человека

Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Луганской Народной Республики

«Краснолучский колледж технологии строительства и прикладного искусства»

Бинарный урок по биологии и русской литературе Применение экологических знаний в практической деятельности человека.


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

на тему:

Применение экологических знаний в практической деятельности человека

(бинарный урок по общей биологии, с основами экологии и русской литературе)





Разработал:

преподаватель Абрамова Е. Н.

БИНАРНЫЙ УРОК

По общей биологии и русской литературе


Тема: Применение экологических знаний в практической деятельности человека.

Цель: сформировать представление об экологически стабильном обществе как необходимом условии развития человечества.

Оборудование и материалы: таблицы со схемами замкнутых технологических методов борьбы с вредителями.

Базовые понятия и термины: охрана природы, экологически стабильное общество, рациональное использование природных ресурсов, вторичное использование сырья, биологические методы борьбы с вредителями, акклиматизации видов.

Концепция урока: подвести к пониманию того, что хозяйственная деятельность человека не должна быть стихийной, необходимо учитывать природные экологические законы и использовать их в практике ведения хозяйства. Показать, что экологические знания позволяют осуществлять хозяйственную деятельность без разрушения природных систем.

Структура и содержание урока


1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Учитель литературы: Сегодня у нас необычный урок. Мы поговорим с вами о целостности души, разума и окружающего нас мира. И начать наш урок я хочу стихотворением Роберта Рождественского:

«Мир мечется в смертельных передрягах.

И вся надежда на космических варягов,

Я слышал, что они должны предстать перед нами

В сверкании брони и в ореоле знаний.

В особый час прийти, в последний миг примчаться

И шар земной спасти от страшного несчастья.

Ах, если бы могли, ах, если бы так было!

Но лики звезд мертвы, там не найдешь спасенья.

Варягов нет, увы!

А землю, эту землю!

С ее мельканьем дней,

С ее разливом вешним,

и всем, что есть на ней,

то вечным, то невечным,

с березкой на пути,

с полями и лесами

обязаны спасти и сохранить мы сами.

Над бездностью склонясь,

большая и цветная,

Земля глядит на нас,

любя и проклиная.

Урок в глазах озер

и грусть в безбрежной шири,

А если не спасем,

Зачем тогда мы жили?

Учитель биологии: Продолжая изучать тему «Экология», не сегодняшнем уроке мы должны с вами разобраться, что хозяйственная деятельность человека не должна быть стихийной, разрушающей природные системы.

Вопросы к учащимся.

Учитель биологии:

1)Что имел в виду В. И. Вернадский, когда говорил, что разум человека может управлять биосферой?

2)Почему хозяйственная деятельность человека часто приводит к экологическим катастрофам?

3)Может ли человек отказать от ведения хозяйственной деятельности?

Учитель литературы:

4)В каких произведениях русских писателей воспевается красота природы?

2. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Рассказ учителя.

Учитель биологии:

Кто - он человек?

Ученик 1:

Как из бутылки вылез джин

И стал сильнее всех,

Так - человек - природы сын -

Завоевал успех.

Вначале слаб он был и глуп.

Ему был нужен острый зуб

И крепкий коготь, как у льва,

Была же только голова

И к ней пять пальцев на руке,

Но обошелся он вполне.

Сумел он так мозги развить,

Чтоб льва и тигра победить,

И, в лес приехав на слоне,

Сказал: вы все подвалстны мне!

Но не учел, что важно знать,

Как надо власть употреблять.

Учитель биологии: Вспомните историю о бобрах в Канаде, воробьях в Китае, ядовитом порошке во многих странах, и вы поймете, что значит «власть употреблять» и сколько вреда такая власть уже принесла и продолжает приносить в разных местах.

Как же люди наносят вред среде своего обитания? Во-первых, берут слишком много и без разбору. Во-вторых, грязнят везде и засоряют вокруг себя все, что только могут. Казалось бы, понятно, что так поступать нельзя. Но одно дело понимать это, а другое - поступать не так, как сию минуту хочется, а подумав о будущем - о своих детях, внуках и правнуках. Разумеется, проще жить по принципу «мы хотим сегодня, мы хотим сейчас». А в результате получается, что не только внукам, но даже самим себе уже много не хватает.

Учитель литературы: Герой Антуана де Сент-Экзюпери имел твердое правило: «…встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету».

Учитель биологии: Вы помните, как образовалась пустыня Сахара. Посмотрите на карту - какой это большой кусок Африканского материка! Когда-то тут росли роскошные леса. Но люди, чтобы распахать и засеять землю, выжигали деревья - это был самый легкий и быстрый способ. Поначалу зола служила удобрением, и на свежевыжженных местах был хороший урожай. Постепенно земля истощались, и тогда выжигали следующий участок, а этот бросали. Но на голой земле лес уже не вырастал, потому что не было тени, а значит, и влаги.

Ученик 2:

Зеленые листья, вода и прохлада -

Чтоб это разрушить, немногое надо.

А вот попытайся растить огород

В песках аравийских, где солнце печет.

В Канаде (ты помнишь?) бобров истребили

И этим же самым леса повредили.

Казалось бы - мелкое это зверье,

А как сохраняет жилище свое!

И даже известные братья - воришки,

Несносные серенькие воробьишки,

И те не без пользы на свете живут:

Природа недаром вложила свой труд.

Конечно, нужна нам энергия рек -

Турбины поставил на них человек;

Теперь с электричеством люди живут,

Но рыбы к столу не наловите тут.

Учитель биологии: Попытались, правда, делать обводные каналы, но «глупая» рыба идет по-старому, привычному пути и погибает в каскадах плотины.

Учитель литературы: В повести «Прощание с Матерой» В. Распутин заставляет задуматься над вечными, но вставшими с особой остротой проблемами: нравственного права человека распоряжаться природой. В связи со строительством будущей ГЭС деревня Матера, расположенная на небольшом острове посреди Ангары, подлежит затоплению. По разному герои повести относятся к сожжению и затоплению деревни. Особенно тяжело к этому отнеслось старшее поколение. Они понимают, что ГЭС нужна, но чувство нравственной ответственности приводит их к мысли: «Не спечется ли, глядя на Матеру, вся остальная земля?»

Ученик 3:

А сколько исчезло с планеты зверья,

Растений, и это восполнить нельзя.

И если теперь не спасти нам остатки,

Мы завтра в Сахаре проснемся ребятки!

Вообще, в экологии есть три кита:

Всеобщий баланс, красота,

И наши ресурсы, с которых живем, -

Начав с пропитанья, кончая углем.

Все это нам надо беречь и лелеять:

Копать осторожно, умеючи сеять,

Ловить и стрелять не подряд, а с умом:

«Что нынче посеем - то завтра пожнем».

Нельзя переделывать сходу природу,

Она устоялась не с прошлого года.

А экосистема и биоценоз

Должны сохраняться всегда и всерьез.

Учитель биологии: Принимая различные строительные проекты, надо советоваться не только с инженерами, но обязательно с экологами, поскольку город, и железная дорога, и гидростанция возникают посреди биоценозов и внутри экосистем. Это вовсе не значит, что их лучше не строить. Надо только внимательно обдумать, где, какой величины, заранее оценить и просчитать все будущие выгоды и возможные потери от этого строительства и посмотреть, что перевешивает. А главное - есть ли возможность свести до минимума вред от вмешательства в окружающую среду. До сих пор еще продолжают спорить о петербургской дамбе, которая оградит город от наводнений, но, возможно, вызовет застой и ухудшение невской воды. Однако на то и существует наука (и практика), чтобы сегодня знать больше, чем вчера.

Уже принято много защитных мер, и они вам известны: заповедники, разведение на фермах рыбы и пушного зверя, разумное сокращение расхода и добычи питьевой воды, древесины и энергии воды. Нужно только честно их выполнять и постоянно искать новые.

Ученик 4:

Ну а сейчас поговорим

О том, что всем знакомо:

Что очень часто мы сорим

На улице и дома,

Что все отходы за порог

Бросаем, как попало,

И до сих пор, пока здоров,

Забот об этом мало.

Учитель биологии: И в первую очередь надо говорить о загрязнении воды. Действительно, население многих городов пьет воду из рек, на которых они расположены - из Волги, Невы, Днепра. Отходы всех таких городов - канализация, сливы фабрик и заводов с вредными, ядовитыми примесями - спускаются в те же реки. Как же тщательно надо поработать с такой водой, чтобы пустить ее в пищу или хотя бы для умывания. А вода - это одни из главных наших ресурсов. Замена воды в реках происходит в среднем 30 раз в год. Влага в почве меняется в течении года. Вода в озерах меняется за десятки лет.

Ученик 5:

Спросил на днях

Малыш-сосед

У струйки,

Льющейся из крана:

«Откуда ты?»

Вода в ответ:

«Из далека,

из океана!»

Потом малыш гулял в лесу,

Росою искрилась поляна.

-Откуда ты? -

спросил росу.

-Поверь - и я

из океана!

На поле лег, туман седой,

Малыш спросил и у тумана:

-Откуда ты?

-Ты кто такой?

-И я, малыш, из океана!

Удивительно, не так ли?

В супе, в чае,

В каждой капле,

В звонкой льдинке,

И в слезинке, и в дождинке,

И в росинке -

Нам откликнется всегда

Океанская вода!

Учитель биологии: Другой важнейший ресурс - растительность, дающая людям еду, свежий воздух, радость для глаз. Но загрязнение воды, а еще больше - воздуха, губительно для растений. По обочинам дорог деревья, как правило, пыльные, чахлые. А горах Армении, где добывают медь и работают медеплавильные заводы, склоны гор, обращенные в сторону завода, совершенно голые, в то время как противоположные покрыты прекрасным зеленым лесом. Но ведь воздухом, а с ним и заводским дымом дышать не только деревья, но и люди, которые живут прямо рядом с заводом, и работают на нем.

Ученик 6:

Очистка воздуха нам тоже

Всегда обходится дороже,

Чем серый ядовитый дым.

Но ведь дышать - то нужно им.

Где засыхают сосны, ели,

И нам недолго до постели.

Так что дешевле заплатить,

Чем все в больницу угодить.

И так, ресурсы и здоровье,

Наш отдых, красоту земли

Бездумно ставят под угрозу

Природы славные сыны,

Которых гордость ослепила,

Которым все подай сейчас

И для которых мощь и силы

Важнее воздуха в сто раз.

Учитель биологии: самые опасные загрязнители воды, земли и воздуха производит военная промышленность. И даже уничтожение ее продукции таит опасность для здоровья, потому что огромные запасы химических боевых отравляющих веществ, наколенных в разных странах, обезвредить чрезвычайно сложно. Для этого надо изобретать подходящие способы и находить подходящие места.

А вся атомная промышленность при малейших авариях (уж не говоря об атомном оружии) сеет смерть быструю или постепенную на больших площадях. И беда в том, что органы чувств человека и животных никак не сигнализируют об опасном приближении радиационной угрозы. Помочь тут могут только приборы. А это еще одна проблема, которую тоже надо решать. Кровоточащей раной для Украины и близ лежащих стран стала авария на Чернобыльской АЭС. Еще долго ощутимы ее рубцы.

Учитель биологии:

Вот как дела - то обстоят

На шарике земном.

И надо срочно мир спасать,

В котором мы живем.

Весь дом почистить и помыть,

И впредь законом запретить

Неубранную грязь.

Такой уж выпущен закон,

А чтобы соблюдался он,

Потребуется власть.

И в школе учат вас не зря,

Тут вся надежда на тебя.

Мы начали, ты продолжай,

Ни перед чем не отступай!

Ни перед жадностью толпы,

Ни перед подлостью войны,

Ни перед глупостью людской.

Да сохраниться ШАР ЗЕМНОЙ!

3. ОБОБЩЕНИЕ СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Беседа.

1)Какую роль играет наука экология в решении проблем охраны природы?

2)Чем характеризуется экологически стабильное общество?

3)Покажите пути рационального использования каких-либо природных ресурсов.

4)В чем заключаются биологические методы борьбы с вредителями?

5)В чем преимущества замкнутых технологических циклов?

4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ

Дать ответы на вопросы.

1)Какие экологические проблемы возникают в крупных городах?

2)Покажите сферы применения экологических знаний.

3)Каковы условия предотвращения глобального экологического кризиса?

4)Можно ли основываясь только на здравом смысле, решать экологические проблемы?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

По биологии:

Параграф учебника Н. Е. Кучеренко № 40 (стр. 182-185)

По литературе:

Написать сочинение на тему «Будущее моей планеты Земля».

1. За последние десять лет экологические потери от природных бедствий составили 535 млрд. долларов.

2. 11 сентября 1927 года в Черном море произошло подводное землетрясение силой в 9 баллов. Ялта пережила наибольшие разрушения: материальный ущерб составил 25 млн. рублей.

3. За шесть месяцев 2000 года в Украине были зарегистрированы 25 743 пожара. Ущерб составил 35 тысяч грн.


© 2010-2022