Урок биологии 8 класс Предупреждение заболеваний сердца и сосудов»

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Схема конспекта урока

Предмет: Биология.

Класс: 8 «А»

Тема урока: «Предупреждение заболеваний сердца и сосудов».

Тип урока: комбинированный, изучение нового материала

Форма урока: урок с элементами практической работы

Методы: проблемный, частично-поисковый

Цель урока: - Выявить причины заболевания сердечнососудистой системы;

- Определить мероприятия и правила профилактики заболеваний сердца и сосудов;

- Раскрыть физиологические основы укрепления сердца и сосудов

Задачи:

Образовательные: раскрыть причины заболеваний сердца и сосудов; показать роль тренировки сердца для сохранения здоровья и профилактики сердечно - сосудистых заболеваний, выяснить, как влияет гиподинамия, курение, спиртные напитки, стресс на кровеносную систему;

Развивающие: научить учащихся логически мыслить (абстрагировать, анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать и делать выводы), оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме; слушать и делать краткие записи в тетради;

Воспитательные: показать вредное влияние курения и алкоголизма на организм человека, убедить учащихся в необходимости тренировки сердечнососудистой системы, воспитывать позитивное отношение и стремление к здоровому образу жизни; чувство ответственности не только за своё здоровье, но и здоровье окружающих.

№ п/п

Этапы работы

Содержание этапа

(заполняется педагогом)

1.

Организационный момент, включающий:

• постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)

• определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;

• описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог).

Цель оргмомента: стимулировать учащихся к активной учебной деятельности.

Задачи:

- определение отсутствующих

- проверка готовности учащихся к уроку

- проверка готовности доски, наглядного и дидактического материала.

Методы организации работы учащихся: словесный Данное занятие я начну с приветствия, улыбки, пожелания успешной совместной деятельности, использование этого приёма позволит мне создать благоприятный морально - психологический настрой на предстоящую совместную деятельность.

2.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу,

включающий:

• определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);





• определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;

• описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;

• описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;

• определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;

• описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;

• описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;

• описание методов и критериев оценивания ответов

учащихся в ходе опроса.

Цель: Проверка домашнего задания, подготовка учащихся к восприятию нового на уроке, повторение и обобщение раннее изученного.

На протяжении нескольких уроков вы изучали тему «Транспорт веществ. Кровь, лимфо- и кровообращение». Давайте систематизируем и проверим свои знания Формы работы

- разноуровневые контрольно-измерительные материалы

- фронтальный опрос. Так как здесь необхо­дима работа со всем классом.

Терминам, которые вы видите на таблице, нужно дать определения

1. Кровообращение

2.Гипертония

3.Пульс

4.Гиподинамия

5.Инфаркт

6.Инсульт

Думаю, что основным методом оценивания на данном этапе урока является словесное поощрение в качестве формулировок: «Молодец!», «Хорошо!», «Ты уверен?»

Цель: Установление правильности выполнения домашнего задания учащимися.

Задачи:- выявление уровня знаний учащихся по теме: «Транспорт веществ. Кровь, лимфо- и кровообращение»

- определение ошибок в знаниях, их причины и ликвидация.

Методы решения задач:

- словесный (ответить на вопросы)

- тестовый контроль

Критерии достижения целей:

- полный ответ

- наличие ошибок в ответе

Возможные действия:

- помощь учителя

- работа с учебником

Методы мотивирования:

- метод поощрения (похвала учителем ребёнка)

- метод взаимной проверки (один ребёнок отвечает, другой его проверяет)

- создание ситуаций успеха (индивидуальный подбор заданий разного уровня сложности)

Критерии:

Оценка «5»

- правильность выполнения задания

- самостоятельный ответ без наводящих вопросов учителя

- демонстрация усвоения ранее изученных тем

Оценка «4»

- наличие одного-двух недочётов при ответе, которые легко исправлены по замечанию учителя

Оценка «3»

- имелись затруднения, или допущены ошибки в определении понятий

3.

Изучение нового учебного материала.

Данный этап предполагает:

• постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);





• определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

• изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом);

• описание форм и методов изложения (представления)

нового учебного материала;

• описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с

учетом особенностей класса, в котором работает педагог;

• описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;

• описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала.

Предварительная работа:

  • подбор по данной теме научно-методической литературы;

Цель: - вооружить себя знаниями правил гигиены сердечно-сосудистой системы, чтобы сохранить свое здоровье; формировать положительное отношение к ведению здорового образа жизни. В начале работы по изучению нового материала проводится беседа с учащимися для того чтобы подвести их к цели урока:

1. Кровообращение

2.Гипертония

3.Пульс

4.Гиподинамия

5.Инфаркт

6.Инсульт

-- Обратите внимание, что некоторые слова у нас выделены. Как можно их назвать, одним словом.

(предполагаемый ответ учащихся). Болезни сердца и кровеносных сосудов.

----Вот мы и подошли к теме нашего урока

«Предупреждение заболеваний сердца и сосудов».

Цель: - во-первых, систематизировать и расширить ваши знания о системе кровообращения;

- во-вторых, познакомить вас с правилами гигиены сердечно-сосудистой системы и приемами оказания первой медицинской помощи при кровотечениях;

- в-третьих, сформировать ценностное отношение к своему здоровью.

Разделение учащихся по группам. Работа в группах создает условия для развития коммуникаций учащихся. Моя роль заключается в координации и консультации, занимаю позицию: «Я рядом. Я с вами»

Изучение нового материала происходит в результате выполнения каждой группы индивидуального задания: влияние алкоголя на сердечно-сосудистую систему, влияние никотина на сердечно-сосудистую систему, гиподинамия. Также каждая группа проводила анкетирование среди учащихся школы.

Каковы, на ваш взгляд, причины, приводящие к заболеванию органов кровообращения?

Урок изучение нового материала, но на основе уже имеющихся данных, поэтому построен в форме изложения материала по презентации, подготовленной учителем вместе с учащимися, в качестве домашнего задания, самостоятельной работы с учебным материалом по индивидуальным и групповым заданиям. Учебный материал отбирался сообразно принципам доступности и наглядности, соответствует возрастным особенностям.

Психологическая особенность и ценность наглядного преподнесения яркого материала (схемы, иллюстрации, видеофрагменты, проблемные вопросы, используемые в презентации) мобилизует активность учащихся, а именно: вызывают интерес к занятию, расширяет объем усваиваемого материала, снижает утомление, тренирует творческое воображение.

Работая по учебнику и слушая доклады своих одноклассников учащиеся учатся выбирать необходимый материал, оформлять таблицы, что способствует формированию воли, речи, интеллекта и познавательного интереса. А также данный тип деятельности готовит учащихся к выполнению задания С2 в ГИА.

Практическая работа: «Определение функциональной сердечно-сосудистой пробы» по инструктивным листам.

Цель: овладеть простым, доступным методом самоконтроля и убедиться, что частота сердечных сокращений зависит от физической нагрузки.

Задачи:

- отработать навык подсчета пульса.

- выяснить зависимость пульса от физических нагрузок разной интенсивности.

- сделать вывод об уровне собственной тренированности.

С помощью формулы, определяют тренированность сердца и делают выводы

На данном этапе работа индивидуальная, учащиеся выполнять расчеты и делают вывод.

Методы изложения нового материала:

- рассказ учителя и учащихся

- демонстрация (показ презентации, видеофрагментов)

Методы организации деятельности учащихся:

- частично-поисковый (изучение проблемы),

- метод сбора информации и обработка (анкетирование)


Критерии определения уровня внимания:

- высокий (дети активны)

- средний (дети отвлекаются)

- низкий (дети не заинтересованы)

Методы мотивирования:

- метод поощрения (похвала учителем ребёнка)

При закреплении учатся анализировать, отвечая на вопрос: «Что нужно сделать, чтобы уменьшить риск развития сердечно - сосудистых заболеваний?»

4.

Закрепление учебного материала, предполагающее:

• постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

• определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

• описание форм и методов достижения поставленных

целей в ходе закрепления нового учебного материала с

учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог.

• описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;

• Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.

Цель: выяснить необходимо ли человеку знать о факторах, негативно влияющих на сердечно-сосудистую систему?

Показателем эффективности усвоения является правильность ответов в процессе беседы, активное участие всего класса.
В конце занятия дети сами оценивают свою работу (проходит рефлексия), говорят, что на уроке получилось и что не смогли сделать.

Цель: Установление осознанности учащимися нового материала.

Задачи:

- проверка полноты, глубин и осознанности усвоения новых знаний.

- установить выявленные пробелы

Методы достижения поставленной цели:

- беседа

Критерии степени усвоения нового материала:

- знание причин сердечно - сосудистых заболеваний

- умение выявлять причины сердечно - сосудистых заболеваний

Методы реагирования:

- повторное объяснение учителем

- помощь одноклассника

Цель рефлексии: Выявить - наиболее удачные моменты урока; - наиболее неудачные; подвести итоги урока.

Задачи: дать развернутую оценку работы каждого ученика, выставить отметки.

- проанализировать индивидуальную и групповую работу.

Таким образом, каждый ученик ставит перед собой проблему, которую он будет решать при выполнении домашнего задания и на следующем уроке, а учитель имеет возможность положительно оценить максимальное количество учащихся. Учитель анализирует и озвучивает возможные оценки учащихся полученных на протяжении урока.

5.

Задание на дом, включающее:

• постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);

• определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;

• определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.

Цель: закрепление усвоенного материала.

Задача: разъяснения по выполнению домашней работы.

В ходе выполнения домашней работы учащиеся должны работать самостоятельно, опираясь на те знания, которые были получены на уроке, поэтому домашнее задание не должно быть объемным, формулировка целей ясна: закрепить полученные знания и умения, дать возможность учащимся успешно справиться с выполнением заданий.

Задание по параграфу - закрепляющее;

подготовить сообщение - обобщающее; оформить в буклете страничку рекламы здорового образа жизни или электронную презентацию - рекламу здорового образа жизни- творческое

Правила оформления сообщений и презентаций учащимся известны, критерии оценивания висят в кабинете в уголке «Для ученика».

Учащимся, получившим не устраивающую их оценку рекомендуются домашние задания, для пополнения бонусных баллов, которые будут суммироваться по окончанию изучения темы.

Домашнее задание:

- прочитать параграф 21, подготовить пересказ текста

- выучить основные понятия

- выписать на листочек вопросы, возникшие в ходе подготовки д/з









на «5»

При выполнении заданий с выбором ответа (это задания А1 - А3) обведите кружком номер правильного ответа в работе.

А 1. У больного перед операцией определяют группу крови. Это позволяет врачу:

1)назначить правильное лечение;

2)определить причину болезни;

3)найти нужного донора;

4)вычислить количество форменных элементов;

А2. Некоторые люди страдают малокровием. С какими изменениями крови это связано?



1) разрушением тромбоцитов;

2) уменьшением гемоглобина;

3) увеличением числа лейкоцитов;

4) изменением скорости тока крови.













А3. Как называется межклеточное вещество крови:

1) лимфа;

2) плазма;

3) коллаген;

4) фибриноген.\

В задании В4 выберите три верных ответа из шести. Запишите выбранные цифры в порядке возрастания.

В4.

1. Венами называются сосуды, по которым кровь течёт к сердцу;

2. Деятельность сердца регулирует гуморальная система;

3. Малый круг кровообращения берёт начало в правом желудочке;

4. Сердце человека состоит из четырёх камер;

5. Капилляры самые крупные кровеносные сосуды;

6. Кровь, насыщенная кислородом, называется венозной.


Ответ:____________


При выполнении задания В5 - установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Для этого каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

В5. Установите соответствие между способом приобретения человеком иммунитета и его видом.



СПОСОБ ПРИОБРЕТЕНИЯ:


ВИД ИММУНИТЕТА:

А)

передается по наследству

1)

естественный

Б)

вырабатывается под действием вакцины

2)

искусственный

В)

возникает после введения в организм лечебной сыворотки



Г)

формируется после перенесенного заболевания




А

Б

В

Г





на «4»

При выполнении заданий с выбором ответа (это задания А1 - А4) обведите кружком номер правильного ответа в работе.

А 1. Какие клетки крови отвечают за транспорт кислорода к тканям:

1) лейкоциты;

2) эритроциты;

3) лимфоциты;

4) тромбоциты.


А 2. В какую камеру сердца впадает нижняя полая вена:

1) правое предсердие;

2) левое предсердие;

3) правый желудочек;

4) левый желудочек.


А3. В каких клетках крови содержится гемоглобин:

1) лейкоциты;

2) эритроциты;

3) лимфоциты;

4) тромбоциты.


А4. Какие клетки человека не имеют ядра:

1) фибробласты;

2) эритроциты;

3) сперматозоиды;

4) лимфоциты.




В заданиях В5 выберите три верных ответа из шести. Запишите выбранные цифры в порядке возрастания.


В5.

1. Кровь - это твёрдая ткань.

2. Кровь - это жидкая соединительная ткань.

3. Плазма занимает 40% от объёма крови.

4. Эритроциты не имеют оформленного ядра.

5. Эритроциты выполняют защитную функцию.

6. Тромбоциты участвуют в образовании тромба.

Ответы:_____________



на «3»

При выполнении заданий с выбором ответа (это задания А1 - А5) обведите кружком номер правильного ответа в работе.

А1. Какой белок эритроцитов обеспечивает их дыхательную функцию:

1) гемоглобин;

2) тубулин;

3) фибриноген;

4) протромбин;


А2. Сердце, это орган:

1) нервной системы;

2) пищеварительной системы;

3) кровеносной системы;

4) выделительной системы.


А3. Наименьшая скорость тока крови в кровеносной системе характерна для:

1) вен;

2) артерий;

3) артериол;

4) капилляров.


А4. Какие форменные элементы крови отвечают за свертываемость крови:

1) лейкоциты;

2) эритроциты;

3) лимфоциты;

4) тромбоциты.


А5. Красные кровяные клетки - это:

1) эритроциты;

2) лейкоциты;

3) нейроны;

4) тромбоциты.




















© 2010-2022