Сценарий урока Роль бактерий в природе и жизни человека

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок биологии по теме: "Роль бактерий в природе и жизни человека" (С требованиями новых ФГОС). 7-й класс

  • Варутина Татьяна Александровна

  • учитель биологии

  • МБОУ СОШ №103 Нижегородский район, г. Н. Новгород 2014 г.

Предмет

Биология

Класс

7

Психолого- педагогическая характеристика класса

В классе обучаются 27 человек: 17 девочек и 10 мальчиков.

Мотивация учения в классе: ученики стараются запоминать новый материал, накапливать знания, применять их в своей практической деятельности.

Высокий уровень интереса к предмету биология проявляют 45% учеников класса; средний уровень-45%, низкий- 10%

По ведущему каналу восприятия:

- визуалы-55%

-аудиалы-35%

-кинестетики-10%

Исходя из этих данных, на занятиях в данном классе приоритетным должно быть использование методов

Стимулирования и мотивации учебной деятельности:

-Учебные дискуссии

-Познавательные игры

- Стимулирование посредством анализа жизненных ситуаций

Наглядных методов обучения:

-мультимедиа

- таблицы

- плакаты

Словесных методов обучения

- рассказ

- беседа

-учебные лекции

Для учащихся с кинестетическим типом восприятия в раздел: «изучение бактерий» включены практические работы по рассмотрению и изучению строения бактериальной клетки с помощью микроскопа

Тема урока

Значение бактерий в природе и в жизни человека

УМК

В.Б.Захаров, Н.И.Сонин

Место урока в разделе

Раздел: « Царство прокариот»

1. Общая характеристика прокариот. Многообразие

форм бактерий

2.Понятие о типах обмена прокариот.П/царство архебактерий; п/царство оксифотобактерий

3. Значение бактерий в природе и в жизни человека

Цель урока:

Обобщить и систематизировать знания учащихся об особенностях прокариот, продолжить формирование познавательного интереса учащихся к изучению многообразия живых организмов, населяющих планету; изучить роль и значении бактерий в природе и в жизни человека.

Задачи урока:

Расширить знания учащихся о многообразии живых организмов, сформировать систему знаний об особенностях строения и жизнедеятельности прокариот; продолжить работу по формированию научного мировоззрения учащихся; создание условий для их познавательного интереса, умений мыслительной деятельности; развивать умение школьников вести дискуссию.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Изучение роли бактерий в природе и в жизни человек, их положительное и отрицательно значение. Экологическое значение бактерий.

Умение работать с источниками информации: текстовой, демонстрационной, слуховой, умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, готовить презентации и сообщения.

Формирование ответственного отношения к обучению, формирование навыков безопасного здоровьесберегающего поведения в окружающей среде.

Средства обучения

учебник, рабочая тетрадь, таблицы, презентация, подготовленная учителем .

Оборудование

Компьютер, мультимедийная установка

Основная литература

В.Б.Захаров, Н.И. Сонин «Биология. Многообразие живых организмов

Дополнительная литература

1.Е Литвиненко. "Болезненные бактерии" (N14/1999)

Т.А.Козлова,В.С.Кучменко «Биология в таблицах» 2012

2. Чайкина М.И. «Бактерии» //Биология. Первое сентября. - 2012. - №10. - C. 20-25.

Образовательные интернет-ресурсы

drofa.ru
school-collection.edu.ru

СТРУКТУРА УРОКА

  1. Вхождение в контакт 2 минуты

Деятельность учителя

  1. Взаимное приветствие

  2. Фиксация отсутствующих

  3. Проверка готовности класса к уроку

Деятельность учащихся

Учащиеся готовятся к учебной деятельности

2. Актуализация знаний 4 минут

Цель: актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся.

Деятельность учителя

На прошлом уроке вы познакомились с особенностями обмена веществ бактерий Учитель предлагает вспомнить о способах питания бактерий и дыхания. Задает вопросы:

1. Кто такие Гетеротрофы? Автотрофы? Аэробы? Анаэробы?

2.С помощью чего выживают бактерии в экстремальных и неблагоприятных условия?

Исходя из таких особенностей бактерий можно говорить о том, что бактерии приспособлены жить в любых условиях и практически повсеместно. В связи с этим бактерии играют огромную роль в природе и в жизни человека.

Деятельность учащихся

Отвечают на вопросы:

1. «Питаются готовыми органическими соединениями и могут производить их сами в процессе хемосинтеза и фотосинтеза. Живут в кислородной среде и могут жить без кислорода»

2. С помощью образования спор( устойчивая форма бактерий)


3. Создание проблемной ситуации. 2 мин.

Цель: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения.

Деятельность учителя

  1. Демонстрирует 2 и 3 слайды презентации

  2. «бактерия, (от греч. bakteria - палка) микроскопический живой организм), микроб. бактерии являются причиной гниения продуктов и болезней человека». Толковый словарь Ушакова

  3. «эти маленькие организмы создали жизнь на земле, совершают глобальный круговорот веществ в природе, а также стоят на службе у человека» Луи Пастер


Какую роль играют бактерии? Они приносят вред или пользу? Сегодня мы постараемся ответить на этот вопрос

Деятельность учащихся

Пытаются вспомнить какую роль играют бактерии в жизни человека и в природе и самостоятельно решить польза это или вред. Для этого у них есть минимальный запас знаний из курса природоведения 5 класс и своих собственных знаний.

3. Целеполагание 3 мин.

Цель: формирование познавательных мотивов учебной деятельности.

Деятельность учителя

1. Формулирует и записывает учебную задачу: «Бактерии- это вред или польза?»

2. Предлагает учащимся начертить в тетради следующую таблицу:

Значение бактерий


Представители

Роль в природе

Роль в жизни человека

Способы защиты

положительная

отрицательная

3. Предлагает заполнить таблицу, используя учебник стр. 15-16 и просмотра слайдов презентации

Деятельность учащихся

Записывают задачу в тетрадь, чертят таблицу. Готовятся к активной познавательной деятельности

.

4. Планирование 7 мин.

Цель: формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал

Деятельность учителя


  1. Введение новых знаний

Рассказ с элементами беседы

Значение бактерий в природе и жизни человека огромна. Причина этого - большая распространенность бактерий.

Учитель предлагает посмотреть презентацию.


Учитель предлагает посмотреть слайд презентации на какие группы делятся бактерии

Учитель рассказывает о роли почвенных бактерий в круговороте веществ в природе

Учитель задает вопрос: Что служит причиной гниения продуктов, трупов?

Чтобы убедить учащихся, что это не так, надо обратить внимание на факт отсутствия гниения при пастеризации, при солении, замораживании. Можно привести примеры с трупами мамонтов, найденные в слое многолетней мерзлоты в Сибири.

Процесс гниения происходит только при наличии бактерий. (где нет бактерий, там трупы и продукты не гниют).

Учитель предлагает учащимся представить, что было бы, если не было бы гнилостных бактерий (вся поверхность земли была бы покрыта трупами растений и животных). Отмечается положительное значение в природе гнилостных бактерий, питающихся органическими веществами мертвых тел (животных, растений) и превращающих их в перегной и углекислый газ. А углекислый газ, в свою очередь, участвует в образовании органических веществ зелеными растениями.

Вопрос учителя: не приносит ли гнилостные бактерии вреда в хозяйственной деятельности человека.

Деятельность учащихся



Просматривают презентацию урока. Смотрят и слушают внимательно для того ,чтобы успешно заполнить предложенную учителем таблицу и решить для себя: «Полезны или вредны бактерии?»

Фиксируют группы бактерий у себя в таблице

Слушают, запоминают

Нередко учащиеся думают, что гниение - естественный результат смерти растительного или животного организма, что после прекращения жизни тело само собой распадается, гниёт.





Запоминают и фиксируют роль гнилостных бактерий в таблице



Учащиеся отвечают, что продукты гниют (яблоки, сливы, вишня, помидоры, огурцы, капуста, мясо, хлеб)

5.Творческое добывание знаний путем решения проблемных задач, построенных на основе самостоятельного изучения. 10 мин.

Цель: Организация и самоорганизация учащихся в ходе осмысления и дальнейшего усвоения учебного материала

Деятельность учителя

Учитель предлагает учащимся изучить из параграфа учебника "Значение бактерий в природе и для человека" стр. 199 - 3 и 4 абзац и стр. 191 1, 2, 4 абзац, заполнить таблицу, подготовленную на доске.

Деятельность учащихся

Продолжают заполнение таблицы самостоятельно с помощью ученика

6. Творческое добывание знаний учащихся путем совместной групповой беседы и решения поставленных в ее ходе вопросов. 10 мин.

Цель: Развитие коммуникативных универсальных действий учащихся

Деятельность учителя

  1. Разделяет класс на 4 группы. Назначает командиров в группах

  2. Раздает инструкции.









1. Заслушивает командиров групп с результатами работы. Просит командира назвать учеников, которые принимали активное участие в ответ на поставленный вопрос

3. Обсуждает с учащимися, что узнали нового, возвращаясь к таблице, составленной ранее.

Деятельность учащихся

Занимают места в группах

Инструкция

Общая часть для всех групп

1. Просмотрите презентацию

2. Прочитайте текст.

1 группа

- Пользуясь презентацией и текстом учебника опишите положительную и отрицательную роль бактерий гниения

2 группа

- Пользуясь презентацией и текстом учебника опишите положительную или отрицательную роль почвенных бактерий

3 группа

- Пользуясь презентацией и текстом опишите положительную или отрицательную роль бактерий брожения

4 группа

- Пользуясь презентацией и текстом опишите отрицательную или положительную роль патогенных бактерий

Выступление командиров, обмен мнениями, обсуждение роли бактерий в природе и жизни человека заполнение таблицы

7. Рефлексия 5 мин.

Цель: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.

1. Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом

- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу?

2. Оценивает работу учащихся, дает домашнее задание.

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

8. Домашнее задание 2 мин.

1. П.5 с.15-18 читать; отвечать на вопросы 1-6 стр. 20

2. По желанию приготовьте доклад по теме: «Бактерии брожения», используя дополнительные источники.

3. По желанию подготовить презентацию урока по теме: «Патогенные бактерии человека», используя дополнительные источники и интернет ресурсы.





© 2010-2022