- Преподавателю
- Биология
- Разработка урока по биологии в 9 классе Сезонные изменения в жизни животных
Разработка урока по биологии в 9 классе Сезонные изменения в жизни животных
Раздел | Биология |
Класс | 9 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Фоменко А.И. |
Дата | 05.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МБОУ «Зырянская средняя общеобразовательная школа
Разработка урока
Тема:
«Сезонные изменения в жизни животных
и их адаптации к ним»
9 класс
Составил:
Учитель биологии
Фоменко А.И.
с. Зырянское - 2013
Тема урока:
«Сезонные изменения в жизни животных и их адаптации к ним»
Метапредмет:
«Знание»
Метапредметная тема:
«Хаос и порядок»
Цель темы урока:
Формирование знаний о сезонных адаптациях живых организмов.
Цель метапредметной темы:
приведение разных форм адаптаций у живых организмов, представленных в хаосе в порядок.
Задачи:
Образовательные: Сформировать общие биологические понятия об адаптации организмов в зависимости от сезонов года; Показать разнообразие форм адаптаций в органическом мире;
Развивающие: Продолжить обучать школьников самостоятельно добывать знания и правильно их применять; Развивать мышление, умение делать выводы, развивать творческую и познавательную активность;
Воспитывающие: Формировать умения работать в коллективе, оказывать поддержку товарищу, умению адекватно оценивать свою деятельность.
Аудитория:
9 класс, 1 час (45 мин)
Методическое обеспечение:
урок изучения нового материала.
Тип урока:
Комбинированный
Применяемые технологии обучения:
«Метапредмет»; элементы РКМЧП; проблемного обучения; КСО (работа в группах); ИК-технологии (сопровождение урока презентацией)
Формы работы:
Групповая
Методы:
Объяснительно-иллюстративный;
Проблемный, частично-поисковый;
Самостоятельная работа.
Этапы работы:
- мотивация учебной деятельности: создание проблемной ситуации, индивидуальная работа учащихся;
- рассказ учителя; обучение учащихся механизмам возникновения адаптации;
- совместное открытие знаний (деятельность учащихся: деление на группы; работа в группах по заданию учителя), (деятельность учителя: коррекция ответов учащихся, направление работы групп);
- самостоятельное применение знаний;
- подведение итогов урока;
Планируемый результат:
показать необходимость адаптаций живых организмов в зависимости от сезонов года.
Оценки за урок:
за работу в группе; за групповое выполнения тестового задания.
Материалы к уроку:
- информационные листы с материалом о формах адаптаций;
- рабочие листы;
- тексты стихотворений;
- тестовый материал.
Перед уроком учащиеся разбиваются на группы. Количество групп может быть разным, в зависимости от количества учащихся в классе. Данная разработка урока предусматривает работу в двух группах. Группы могут формироваться разными способами: по желанию учащихся, по желанию учителя, по знакам зодиака учащихся, по темпераменту и др. В группах распределяются обязанности: хранитель времени; капитан, который организовывает, принимает решение, оценивает работу группы.
Ход урока
1. Мотивация
Учитель:
Что такое хаос и порядок вроде бы ясно всем. (Слайд №1)
Учащиеся по просьбе учителя приводят примеры ХАОСА И ПОРЯДКА в разных сферах живой и неживой природы.
Учитель:
Однако нам нужно разобраться в их связи между собой, чтобы идти дальше. Запустим в чисто прибранную комнату несколько детишек, желательно разного возраста. То, что мы увидим в комнате через пару часов, будет являть собою хаос в его чистом виде. Теперь выгоним детей, они нам больше не нужны, и запустим хозяйку дома. Слушать ее мы не будем, это слишком мучительно и совершенно бесполезно, а вот за видом комнаты будем наблюдать, и фотографировать через каждые пять минут. Через несколько часов у нас в руках будут виды комнаты по мере ее приборки. Последний вид будет соответствовать порядку, а промежуточные по мере уборки покажут уменьшение хаоса и увеличения порядка.
(Можно показать видео фрагмент в игровой комнате детского сада, если таковой имеется.)
Учитель:
Всем нам известно первое блюдо - БОРЩ! Какие ингредиенты входят в его состав?
Учащиеся:
Называют продукты, из которых можно приготовить борщ. Появляется Кластер (Слайд №2)
Учитель:
Чтобы приготовить борщ, нужно выработать определенную стратегию и алгоритм. (Слайд №3)
Учитель:
На слайде № 4 представлен алгоритм приготовления борща, находящегося в ХАОСЕ. Ваша задача привести в соответствующий порядок и предложить правильную последовательность приготовления борща.
Группы работают в течение 1 мин, затем проверяют (Слайд №5)
2.Изучение нового материала
Учитель:
В окружающем нас органическом мире царит идеальный порядок. Природа живет по определенным законам. Каким? (Слайд №6)
Учащиеся предлагают свои варианты ответов, опираясь на знания, полученные из курсов экологии прошлых лет. - Ритмам
Учитель:
Какие ритмы определяют закономерности развития органического мира?
Учащиеся называют:
Суточные, сезонные, приливно-отливные, годичные. (Слайд №7)
Учитель:
Для Западной Сибири наиболее выраженными являются сезонные ритмы, т.е. хорошо выражены зима, лето, весна, осень.
Учитель объявляет тему урока.
Тема урока: «Сезонные изменения в жизни животных и их адаптации к ним» Слайд №8
Учитель:
В зависимости от сезонов года у живых организмов выработались определенные адаптации к данным сезонам. Что такое адаптация?
Термин адаптация и формы: морфологические, физиологические, поведенческие (Слайд №9)
Первое задание
Учитель:
У вас на столах имеются рабочие листы. (Слайд №10), Приложение №1. Начнем заполнять! Каждая группа имеет Информационный лист: «Приспособленность организмов к среде обитания, в зависимости от сезонов» (Слайд №11, 12), Приложение №1. Изначально в нем отражалось точное соответствие признаков адаптаций и животных с данными адаптациями.
Я целенаправленно искусственным путем навел беспорядок в царстве животных. Ваша задача, используя информационные материалы (Приложение №2), личные знания, полученные ранее из различных источников или собственные наблюдения, навести порядок, т.е. сопоставить организмы и признаки адаптаций в таком соответствие, которое отражает органический мир. В рабочих листах приведен пример поведенческого типа адаптаций. (Слайд № 13)
Первая группа работает с морфологическим типом адаптаций. Вторая с физиологическим. Внимательно прочитайте задание (Слайд14) и приступайте к выполнению.
Работа в группах
Учитель контролирует работу каждой группы и дает определенные консультации.
После окончания работы ответственный в группе зачитывает и объясняет полученный материал. Затем вместе с учителем проверяют. (Слайд № 15, 16)
После проверки капитан группы оценивает работу, консультируясь с учителем, и выставляет оценку на полях рабочего листа.
Учитель:
Сейчас я Вам прочту стихотворение Бунина:
То, разрастаясь, то слабея,
Гром за усадьбой грохотал,
Шумела тополей аллея,
На стекла сумрак набегал.
Все ниже тучи наплывали;
Все ощутительней, свежей
Порывы ветра обвевали
Дождем и запахом полей.
В полях хлеба к межам клонились.
А из лощин и из садов -
Отвсюду с ветром доносились
Напевы ранних соловьев
Когда же, медленно слабея,
Дождь отшумел и замер гром,
Ночь переполнила аллеи
Благоуханьем и теплом.
Пар, неподвижный и пахучий,
Стоял в хлебах. Спала земля.
Заря чуть теплилась под тучей
Полоской алого огня.
А из лощин, где распускались
Во тьме цветы, и из садов
Лились и в чащах отдавались
Все ярче песни соловьев.
Учитель:
У автора отражен идеальный порядок в стихотворении с его точки зрения. Но для биологов, все находится в хаосе: т.е. здесь и гроза, ливень, пение соловьев, хлеба на пашне и т.д. Я попытаюсь навести порядок в соответствии с темой нашего урока.
Учитель анализирует данное стихотворение с точки зрения биолога, обращая внимание на сезоны, указанные автором, и поведение животных в связи с этими сезонами.
Второе задание
Далее группы работают самостоятельно. (Слайд № 17)
Группы получают отрывки стихотворений, анализируют с точки зрения биологии, выясняют о каких сезонах идет речь и о каких адаптациях.
1 группа:
Александр Твардовский
Утренник лег на дорогу
Ровным сухим полотном.
Не торопясь, понемногу
Солнце встает над бугром.
Солнце, как тонкий орешник,
Выросло медным кустом.
Заговорила скворешня -
Маленький радостный дом
Из синевы чужого края
В затишье чуткое болот
Журавушки, перекликаясь
Свершают новый перелет…
2 группа
Наталия Разгон
Снова сад околдован, как в сказке -
Тишина. Лишь шуршит золотая листва,
Засыпают на зиму "анютины глазки"
И дождями умытые все дерева.
Галдят лишь одни перелётные птицы,
Говоря "Приготовьтесь к холодной зиме",
Слушая их, роют норы лисицы
При ночной, серебристо-холодной луне…
После выполнения заслушивается анализ данных отрывков. Учитель корректирует, если это имеет место. Оценивается работа каждой группы и вторая оценка выставляется на полях рабочего листа.
3. Закрепление изученного материала
Третье задание
Задание для двух групп
Выберите номера правильных утверждений:
1.Растения и животные обитают независимо друг от друга.
2.С продвижением растений на Север у них наблюдается мелколистность, низкорослость, встречаются карликовые формы.
3. Корни растений на Севере уходят далеко вглубь почвы.
4. У северных животных зимой толстый слой жира, густой волосяной покров.
5. Зимой многие северные животные имеют белую окраску.
6. На живые организмы на Севере влияют избыток воды, избыточная освещенность.
7. В связи с коротким летом северные растения могут зимовать с листьями, почками и цветами.
8. Для уменьшения испарения у багульника листья свёрнуты в трубочку, у брусники покрыты восковым налётом.
9. Полярный фотопериодизм, низкий уровень ультрафиолета (т.к. много облачных дней в году).
10. Организмы испытывают колебания атмосферного давления
Группы выполняют задание, затем проверяют. (Слайд №18)
Оцениваем и выставляем третью оценку в рабочий лист.
Четвертое задание
Задание для двух групп
Каждой группе предлагается привести примеры адаптаций организма человека к проживанию в условиях СИБИРИ, в течение 2 минут.(Слайд №19)
Заслушиваем примеры каждой группы. Чтобы не было повторений примеров, группы произносят по одному примеру по очереди.
Данная работа без оценивания.
Рефлексия:
На столах в группах имеются конверты с терминами «ПОРЯДОК» и «ХАОС». Учитель задает вопрос: Что с вашими мыслями после сегодняшнего урока?
Порядок означает - во всем разобрались, все поняли; Хаос - наоборот.
Слово предоставляется капитанам каждой группы, которые оценивают работу всей группы и по отдельности каждого участника, комментируя при этом оценки, которые выставляются в журнал.
Урок заканчивается Высказыванием П.Грассэ
«Жить - значит реагировать, а отнюдь не быть жертвой» (Слайд № 20), т.е прозвучал ответ на вопрос, который был задан в рабочем листе.
Учащиеся записывают Д/З.
Учитель благодарит всех за работу!
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Дата: ______
Рабочий лист по теме: _________________________________________________________________.
Каким образом выжить?
Адаптация - это _____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание1. Заполните таблицу.
Приспособленность организмов.
Тип адаптации
Признаки
Примеры организмов
1.
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ
- образование отдельных пар в брачный период, а зимой объединение в стаи (пропитание и защита)
- сезонные миграции
- запасание корма
- птичьи базары.
волк
северный олень,
перелетные птицы
птицы
бобер, белка, сова
кайра, тупик, чайка-маевка
2.
?
?
?
Вывод: (каково значение приспособлений?)__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Информационный лист.
1 группа
Приспособленность организмов к среде обитания, в зависимости от сезонов.
Задание. Заполните пустые графы в таблице Рабочего листа «Адаптации организмов», выпишите признаки и примеры сезонных адаптаций только морфологического типа.
Морфологические адаптации - это изменения формы тела, окраски, размеров.
-у северных животных увеличены размеры печени и сердца (мохноногий канюк)
-зимой у птиц - оперение на цевке ног (Тупик)
-обтекаемая форма тела у рыб и птиц
-копыта широкие, ложкообразные, могут раздвигаться; волос заполнен воздухом; рога имеются у самцов и самок (травяная лягушка)
-совместное гнездование гусей и хищных птиц (гусь-гуменник и канюк)
-перепонки между пальцами у животных ведущих водный образ жизни
-густой шерстный покров, оперение, белая окраска зимой у северных обитателей.(северный олень)
-плоское тело у придонных рыб (серый тюлень)
-стелящаяся и подушкообразная форма у растений в северных широтах и высокогорных районах (вереск)
Серый тюлень
Куропатка
Тупик
Лягушка
Северный олень
Камбала
Вереск
Мохноногий канюк
Горностай
Заяц беляк
Информационный лист.
2 группа
Приспособленность организмов к среде обитания, в зависимости от сезонов
Задание. Заполните пустые графы в таблице «Адаптации организмов», выпишите признаки и примеры сезонных адаптаций только физиологического типа.
Физиологические адаптации: приспособленность процессов жизнедеятельности к условиям обитания, направленная на сохранение постоянства внутренней среды организма - гомеостаза
-накопление жира пустынными животными перед наступлением засушливого сезона (полярная сова);
-способность морских зверей подолгу находиться под водой благодаря дыханию (легкие крупнее, в крови больше гемоглобина, запас кислорода в миоглобине);
-смена пищи в зависимости от сезона (летом - листья, цветки, ягоды /вороника, брусника, голубика, арктоус/, зимой - веточный корм, хвоя сосны, хвоя ели, можжевельник, береза, почки и сережки ольхи) (верблюд);
-расположение вен вблизи артерий "чудесное сплетение" (обогрев венозной крови в лапах) (обыкновенный тюлень);
-изменение обмена веществ (способность зимой обходиться без пищи до 40 дней, используя жировой слой) (волк);
-железы, избавляющие от избытка солей у рептилий и птиц, обитающих у моря (рябчик);
-восковой налёт на листьях брусники, голубики;
-для сохранения влаги листья багульника, вереска свёрнуты в трубочку;
-состояние частичного или полного анабиоза (лягушка).
Волк
Тюлень
Полярная сова
Брусника
Голубика
Рябчик
Лягушка
Верблюд
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Информационный материал
Морфологические адаптации. Эти адаптации связаны с особенностями строения тела. Причем, как и все остальные типы адаптации, морфологические приспособления с точки зрения эволюционной значимости подразделяются на общие, которые затрагивают обычно крупные таксоны (отряды, классы, типы), и специальные, связанные с более узкими условиями существования (виды, группы видов). Например, возникновение крыла у птиц - это крупнейшее изменение, которое дало возможность живым организмам завоевать воздушное пространство. Впоследствии на его основе возникали вторичные и третичные адаптации, например особенности строения крыла, связанные с типом полета. Сравните бреющий полет буревестника и маневренный полет колибри, позволяющий птице зависать в воздухе в одной точке и давать задний ход.
У Дарвина любимым примером приспособлений служил дятел. В «Происхождении видов путем естественного отбора» Дарвин писал: «Можно ли привести более разительный пример приспособления, чем дятел, лазящий по стволам деревьев и вылавливающий насекомых в трещинах коры?»
Классическим примером приспособлений служит строение ноги у разных видов птиц. Ярким примером адаптации к разным типам питания является разнообразная форма птичьих клювов.
Плоская форма тела придонных рыб и торпедообразное тело акул, густой шерстный покров у северных млекопитающих, гибкое тело у норных животных - это примеры морфологических адаптации у животных. Подобные формы адаптации существуют и в растительном царстве. В высокогорных районах и в тундре большинство растений имеют стелющиеся и подушковидные формы, которые устойчивы к сильным ветрам, зимой легко укрываются снегом и не повреждаются в сильные морозы.
Физиологические адаптации. Эти адаптации связаны с перестройкой обмена веществ. Без них невозможно поддержание гомеостаза в постоянно меняющихся условиях внешней среды. Человек не может долго обходиться без пресной воды из-за особенностей своего солевого обмена, но птицы и рептилии, проводящие большую часть жизни в морских просторах и пьющие морскую воду, приобрели специальные железы, которые позволяют им быстро избавляться от избытка солей. Многие пустынные животные перед наступлением засушливого сезона накапливают много жира: при его окислении образуется большое количество воды.
Поведенческие адаптации. Особый тип поведения в тех или иных условиях имеет очень большое значение для выживания в борьбе за существование. Затаивание или отпугивающее поведение при приближении врага, запасание корма на неблагоприятный период года, спячка животных и сезонные миграции, позволяющие пережить холодный или засушливый период - это далеко не полный перечень разнообразных типов поведения, возникающих в ходе эволюции как приспособления к конкретным условиям существования.
Следует отметить, что многие виды адаптации формируются параллельно. Например, защитное действие покровительственной или предупреждающей окраски значительно повышается при сочетании ее с соответствующим поведением. Животные, имеющие покровительственную окраску, в минуту опасности замирают. Предостерегающая окраска, наоборот, сочетается с демонстративным поведением, отпугивающим хищника.
Особую важность имеют поведенческие адаптации, связанные с продолжением рода. Брачное поведение, выбор партнера, образование семьи, забота о потомстве - эти типы поведения являются врожденными и видоспецифичными, т. е. у каждого вида существует своя программа полового и детско-родительского поведения.
Методические рекомендации к уроку.
цели урока
Урок по теме «Сезонные изменения в жизни животных и их адаптации к ним» является одним из уроков в системе преподавания курса «Общие закономерности» 9 класса. Он продолжает изучение раздела «Основы экологии». Содержание материала определяет обучающие функции урока - выявление сезонных адаптаций у животных, представленных в хаосе. В этой связи урок развивает аналитическое мышление, способность соотносить. Содержание урока рассчитано на подготовленную ученическую аудиторию, владеющую необходимым объемом знаний по биологии.
Цель урока - «Формирование знаний о сезонных адаптациях живых организмов», исходит из темы урока и не нуждается в особой форме ее доведения до учеников.
структура и организация урока
Структура урока является нетрадиционной - имеет место интеграции с литературой, а так же метапредметной темы «Хаос и порядок». В качестве результатов урока предполагается: приведение в соответствующий порядок адаптаций животных в зависимости от сезонных изменений, выявления типа адаптаций, а так же анализ отрывков стихотворений с точки зрения биологии, выяснение того, о каких сезонах идет речь и о каких адаптациях.
Вся структура урока обеспечивает достижение целей и соответствует типу комбинированного урока.
методика проведения урока
В уроке используется технология Метапредмет «Знание». В рамках метапредмета «Знание» - формируется способность работать с понятиями, систематизировать, т. е. способность работать с системами знаний. Дети также осваивают технику «знающего незнания»: учащиеся учатся выделять зону незнаемого в том, что они уже знают. Преследуется одновременно 2 цели: развитие у детей мышления, которое связано с формированием у них понятийной формы, и развитие знаний. Имеет место эвристическая беседа, сопоставления, компьютерная презентация.
работа учащихся на уроке
В группах, как показывает практика, имеет место коллективная творческая деятельность, осмысленное общение и взаимодействие, а так же распределение труда между членами группы. Все учащиеся будут задействованы.