Урок по природоведению в 5 классе по теме: «Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты»

Данный урок по природоведению в 5 классе является восьмым уроком по теме « Вселенная» по  учебнику « Природоведение 5 класс» - А. А. Плешаков, Н. И. Сонин  на основе Примерной  программы основного общего Министерством образования и науки РФ образования  5 класс, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин».   Урок направлен на приобретение учащимися знаний о астероидах, кометах, метеорах и метеоритах. Урок построен с использованием проблемного метода обучения, что побуждает детей самостоятельно добывать знания ...
Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор работы: Худык Ксения Николаевна, учитель природоведения МБОУ Кордовской СОШ №14

Название работы: Урок по природоведению в 5 классе по теме: «Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты».

Предметная область: биология

Участники: 13 лет, 5 класс

Аннотация:

Данный урок по природоведению в 5 классе является восьмым уроком по теме « Вселенная» по учебнику « Природоведение 5 класс» - А. А. Плешаков, Н. И. Сонин на основе Примерной программы основного общего Министерством образования и науки РФ образования

5 класс, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин».

Урок направлен на приобретение учащимися знаний о астероидах, кометах, метеорах и метеоритах. Урок построен с использованием проблемного метода обучения, что побуждает детей самостоятельно добывать знания в необычной форме. Урок построен с учетом психологических особенностей 5-классников.

Урок по природоведению в 5 классе

по теме: «Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты»

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель урока (для учителя): изучить особенности строения астероидов, комет, метеоритов и метеоров, выяснить, чем они отличаются от других тел Солнечной системы .

Цель урока (для детей): научиться отличать друг от друга астероиды, кометы, метеоры и метеориты.

Планируемый результат: Дети научаться выявлять отличительные черты астероидов, комет, метеоров и метеоритов.

Личностные результаты: формирование познавательных интересов и мотивов направленных на изучение Вселенной

Метапредметные: формирование умений находить информацию, использовать речевые средства для аргументации своей позиции, овладение составляющими исследовательской деятельности.

Предметные: научиться описывать небесные тела, выработать умения пользоваться разными источниками информации.

Задачи урока:
Воспитывающая - формирование познавательных интересов направленных на изучение Вселенной

Развивающая - развивать умения работать с текстом учебника, дополнительными источниками информации, рисунками, делать сравнительный анализ.
Обучающая - научить находить отличительные признаки астероидов, комет, метеоров и метеоритов.

Оборудование и материалы: карточки «Правила работы в группе», карточки с изображением комет, астероидов, метеоров, метеоритов, листы формата А2, фломастеры, Учебники, компьютер с выходом в интернет, справочники, тетради, фломастеры или цветные карандаши, распечатки оценочных шкал, магниты.

Методы обучения и формы работы:

- частично-поисковый (эвристический)

- проблемный

- групповой

- игровой


Этапы урока:

  1. Организационный момент - 3 мин

  2. Самоопределение к деятельности - 4 мин.

  3. Интеллектуальная разминка - 5 мин.

  4. Открытие новых знаний и применение - 15 мин.:

    • актуализация знаний учащихся

    • самостоятельная работа с учебниками и дополнительной литературой по изучению нового материала

    • работа в группах по созданию выпуска газеты «Таинственные соседи Солнца»

  5. Обобщение, итог урока - 8 мин.

  6. Домашнее задание - 2 мин.

  7. Рефлексия - 2 мин.

Ход урока


Деятельность участников урока на каждом этапе

Учитель

Учащиеся

1 этап - организационный - 3 мин.

распределение по группам

Столы в кабинете расставлены так, чтобы можно было работать по группам. (4 группы).

учитель предлагает учащимся выбрать карточки. На карточках написаны планеты земной группы и планеты - гиганты, спутники планет. Учащимся предлагается объединиться в группы по следующим критериям:

1 группа: планеты земной группы

2 группа: планеты гиганты

3 группа: спутники Марса

4 группа Спутники Юпитера.

Учащиеся выбирают карточки и находят себе соответствующие пары, объединяются в группы.

Готовят к уроку - учебники, тетради, ручки, цветные карандаши или фломастеры.

обсуждение правил работы на уроке

Учитель: Ребята, сегодня вы будете работать в группах. Чтобы работа получилась плодотворной, нам всем необходимо соблюдать следующие правила и законы (дети выбегают и открывают карточки на доске с правилами - карточки обращены обратной стороной и прикреплены к доске на магнит):

Учитель: Согласны ребята? Тогда начинаем урок

2 этап - 1.Мотивирование (самоопределение)
к учебной деятельности:
- 4 мин.

Учитель: - Ребята, какие небесные тела вам известны?

- Верно. А кто-то может сказать, чем отличается астероид от кометы, метеор от метеорита?

Нет! Вот сегодня мы с вами постараемся узнать особенности этих небесных тел.

Как думаете, какова тема нашего урока.

- Верно.

Тема нашего урока:

Астероиды, кометы, метеоры и метеориты. (запись на доске)

Учащиеся: планеты, спутники, кометы, астероиды, метеориты.

Дети: Астероиды, кометы, метеоры и метеориты.

3 этап - интеллектуальная разминка - 5 мин.

Учитель: А сейчас я предлагаю провести интеллектуальную разминку. Каждой группе я задам 1 загадку, ваша задача как можно быстрее её отгадать.

1. Сверкая огромным хвостом в темноте,

Несется среди ярких звезд в пустоте.

Она не звезда, не планета,

Загадка Вселенной - (комета)

С неба падает звезда.

Ее поймаешь? Это вздор.

Сгорает в воздухе она,

Не долетит к нам... (метеор)

Почти что со скоростью света

Осколок летит от планеты,

К Земле направляясь, летит и летит

Небесный космический …(метеорит)

Осколок от планеты

Средь звезд несется где-то.

Он много лет летит-летит,

Космический …

(Метеорит)

Ребята отвечают на загадки. И одновременно видят на доске (можно на экране) изображения отгаданных небесных тел. Отгаданные названия небесных тел становятся названиями групп. «Астероид» дети предлагают сами.


4 этап - открытие новых знаний и применение - 15 мин. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)

актуализация знаний учащихся

Учитель: Вселенная бесконечна и содержит огромное количество тайн и загадок. Но вот вы уже можете назвать 4 объекта, которые находятся во Вселенной вместе с планетами.

Я думаю, что вы, изучив изображенные небесные тела на ваших карточках уже определили, кто из Вас что будет изучать.

Варианты ответов детей:

- астероиды

- кометы

- метеоры

- метеориты

Ребята: Да

самостоятельная работа с учебниками и дополнительными материалами (интернет, справочники)

по изучению нового материала - 15 мин.

Учитель: А сейчас я предлагаю Вам следующее задание. У Вас на столах лежат листы с незаполненными схемами и конверты с изображениями ваших небесных тел. Есть также фломастеры и клей.

Ваша цель - выпустить газету «Таинственные соседи нашей планеты» и представить её другим группам.

Для этого Вам нужно:

- изучить материалы учебника и дополнительной литературы, заполнить схему на листах:

1. определение

2. размеры

3. форма, строение

4. Движение

Дополнить эти пункты картинками из конверта.

придумать оригинальное название газеты, отражающее суть изучаемого вами небесного тела

На эту работу Вам дается 10-15 минут и по 1 минуте на защиту ваших газет. В своей работе вы можете использовать дополнительную литературу [4] и интернет. Итак, приступайте к выполнению задания.

Ребята, сегодня на уроке в группах вы познакомились с астероидами, кометами, метеорами и метеоритами. Давайте подведем итоги!

По окончании 10 минут работы представители групп выходят к доске и защищают свои газеты в течение 1 минуты.

Во время защиты работы групп на экране появляются слайды с изображениями соответствующих небесных тел.

Свои газеты дети оформляют в выставку в кабинете вместе с учителем после урока.



5 этап - обобщение - 8 мин.

А сейчас каждой группе будет предложено задание (на соответствие). Нужно ярко фломастером соединить определения небесных тел с их понятиями. По окончании дети выносят карточки к доске и крепят их на магнит. [1]

Учитель: Молодцы, вы хорошо справились с заданием и нашли все ошибки (или выполнили верно все задания). Если допущены ошибки (проверить в каком задании была допущена ошибка, указать верный ответ).

Учитель: Ну, вот мы с Вами и закончили наше путешествие по вселенной и познакомились с таинственными соседями нашей планеты. И настало время оценить Вашу работу на уроке. У вас на столах лежат листы самооценки.

Поставьте оценки на оценочной шкале

а) оцени в группе насколько интересной тебе показалась работа на уроке

б) оцени насколько сложными для вашей группы оказались предложенные задания

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

в) поставьте оценку работы вашей группы на уроке

Учитель проводит рефлексию оценок учащихся в группах. Выявляет что было сложным для ребят.

Ребята прикрепляют к доске карточки с ответами, проверяют верность карточек других групп, стараются найти ошибки.

От каждой группы выходит эксперт, который проверяет правильность выполнения задания другой группы.



Дети оценивают свою деятельность на уроке в группе, высказывают своё отношение к проделанной работе.

6 этап - домашнее задание - 2 мин.

Ваше домашнее задание - подготовить сообщение о астероидах, кометах, метеоритах.

На выбор: придумать и нарисовать несуществующий объект вселенной.

7 этап - Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- 2 мин.

Наш урок подошел к концу. Спасибо за активную творческую работу, до свидания!


Список литературы

  1. Альбом - задачник «Твои открытия 5 класс» - А. А. Плешаков, Н. И. Сонин» - М.: Дрофа, 2008 г

  2. Козачек Т.В. Природоведение 5 класс: поурочные планы по учебнику Плешакова А.А., Сонина Н.И. - Волгоград: Учитель, 2007.

  3. Сонин Н.И. Природоведение 5 класс. Лучшие нестандартные уроки: Пособие для учителя. - М.: Айрис-пресс, 2003.

  4. Учебник « Природоведение 5 класс» - А. А. Плешаков, Н. И. Сонин» - М.: Дрофа, 2007 год.


© 2010-2022