Рабочая программа по биологии 8 класс

 Рабочая программа составлена на основе  государственной программы Воронковой В.В. 2004 г. Москва , Владос и учебным планом школы – интерната 8 вида № 41 г. Ростова – на – Дону на 2014 -2015 учебный год.Рабочая программа составлена с учётом особенностей данного класса, учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся, способствует умственному развитию, определяет оптимальный объем знаний и умений по биологии. В целях максимального коррекционного воздействия в программу включен учебн...
Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа по биологии

для обучающихся 8 класса


  1. Пояснительная записка

Нормативно-правовую базу разработки АООП ОО обучающихся с умственной отсталостью составляют:

Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99- ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ),

Проект Федерального государственного образовательного стандарта общего образования для обучающихся с умственной отсталостью;

Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования,

Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе проекта ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью;

Устав образовательной организации.

Областной закон "Об образовании в Ростовской области" от 14.11.2013 №26-ЗС;

Постановления Главного государственного санитарного врача СССР от 06.03.1986г. №4076-86"Санитарные правила устройства, оборудования, содержания и режима специальных общеобразовательных школ -интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии" ( с изменениями на 29.06.2010г.)

Рабочая программа составлена на основе государственной программы Воронковой В.В. 2004 г. Москва , Владос и учебным планом школы - интерната 8 вида № 41 г. Ростова - на - Дону на 2014 -2015 учебный год.

Рабочая программа составлена с учётом особенностей данного класса, учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся, способствует умственному развитию, определяет оптимальный объем знаний и умений по биологии. В целях максимального коррекционного воздействия в программу включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня.

Целью данной программы является использование процесса обучения биологии для повышения уровня общего развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств.

С учетом уровня обученности воспитанников данного класса основной задачей курса является:

-сообщение учащимся знаний об основных элементах живой природы (о строении и жизни животных);

-проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех животных, растений), бережного отношения к природе;

-формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, лето, весна в жизни животных;

-первоначальное ознакомление с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в школьном уголке природы;

-привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья.

Основой для разработки структуры данной образовательной программы для данной категории детей является Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ОВЗ. Согласно данной концепции можно выделить основные взаимосвязанные содержательные линии при обучении биологии. Это:

  • Овладение основными знаниями по биологии.

  • Развитие способности использовать знания по биологии и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях.

  • Развитие вкуса к познанию и способности к творческому взаимодействию с миром живой природы.

2.Общая характеристика учебного предмета.

Программа 8 класса включает элементарные сведения о многообразии животного мира; о строении и значении органов беспозвоночных и позвоночных животных; об основных классах животного мира; о домашних и диких животных.

В данной программе предлагается изучение наиболее распространенных и большей частью уже известных обучающимся животных. Лишь таких признаков их сходства и различия, которые можно показать по цветным таблицам. Очень кратко сообщаются сведения о строении, разнообразии и значении беспозвоночных. Дикие, сельскохозяйственные и домашние животные. Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных.

  1. Место учебного предмета.

Настоящая программа рассчитана на учащихся 8 классов. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин). На курс отведено 17 часов в год или 0,5 часа в неделю (согласно расписанию). Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане.

Биология как учебный предмет в 8 классе состоит из следующих разделов:

  • Введение.

  • Беспозвоночные животные.

  • Позвоночные животные.

  • Рыбы.

  • Земноводные.

  • Пресмыкающиеся.

  • Птицы.

  • Млекопитающие.

4.Содержание и основные разделы программы по биологии в 8 классе.

Введение.

Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. Позвоночные и беспозвоночные животные. Дикие, сельскохозяйственные и домашние животные. Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных.

Беспозвоночные животные.

Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие позвоночника (внутреннего скелета).

Черви.

Дождевые черви. Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании.

Демонстрация живого червя или влажного препарата.

Черви-паразиты (глисты). Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями.

Насекомые.

Бабочка-капустница (и ее гусеница), яблонная плодожорка, майский жук, комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение. Вред, приносимый этими насекомыми (повреждения растений и перенос болезнетворных бактерий). Меры борьбы с вредными насекомыми.

Пчела, тутовый шелкопряд - полезные в хозяйственной деятельности человека насекомые. Внешнее строение, образ жизни, питание. Способ передвижения. Размножение. Пчелиная семья и ее жизнь. Разведение тутового шелкопряда.

Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел и шелковых нитей от шелкопряда.

Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми.

Позвоночные животные.

Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета).

Рыбы. Общие признаки рыб. Среда обитания - водоемы. Речные рыбы (окунь, щука, карп). Морские рыбы (треска, сельдь). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение рыб. Рыболовство, рыбоводство. Рациональное использование и охрана рыб.

Демонстрация живой рыбы (в аквариуме), скелета рыбы, фильмов о рыбах.

Земноводные. Общие признаки земноводных. Среда обитания.

Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение лягушки, способ передвижения.

Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение лягушки.

Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению.

Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни.

Значение и охрана земноводных.

Пресмыкающиеся. Общие признаки пресмыкающихся (передвижение - ползание по суше). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению, образу жизни.

Демонстрация влажных препаратов.

Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся.

Птицы. Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие.

Питание птиц.

Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж).

Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица. Хищные птицы (сова, орел).

Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей).

Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц.

Курица, гусь, утка - домашние птицы. Строение яйца курицы. Выращивание цыплят. Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах.

Демонстрация скелета птицы, чучел птиц, влажного препарата, модели строения яйца, фильмов о птицах.

Млекопитающие, или звери. Разнообразие млекопитающих. Приспособленность к условиям жизни.

Общие признаки млекопитающих, или зверей: волосяной покров тела, рождение живых детенышей и вскармливание их молоком.

Внутреннее строение млекопитающего (на примере кролика): органы пищеварения, дыхания, кровообращения, нервная система.

Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Образ жизни, питание, размножение. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров.

Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Общие признаки зайцеобразных, черты сходства и различия между зайцами и кроликами. Образ жизни, питание и размножение зайцев и кроликов. Значение зайцев и их охрана.

Значение кролиководства в народном хозяйстве.

Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид,и отличительные особенности каждого из этих животных. Черты сходства и различия между некоторыми из них. Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распространение хищных зверей. Значение этих животных и их охрана. Домашние хищники: кошка, собака. Уход за ними.

Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик. Общие признаки ластоногих. Отличительные особенности этих животных, распространение и значение. Охрана морских зверей.

Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и дельфина. Питание и передвижение. Вскармливание детенышей. Дыхание. Значение этих животных и их охрана.

Растительноядные животные дикие и домашние. Общие признаки растительноядных животных. Дикие растительноядные животные (лось). Дикие всеядные животные (дикая свинья). Характеристика этих животных, распространение, значение и охрана их. Сельскохозяйственные травоядные животные: корова, овца, верблюд, лошадь. Всеядные сельскохозяйственные животные - свинья.

Корова. Внешнее строение. Молочная продуктивность коров.

Корма для коров. Уход за коровами. Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание в них коров.

Выращивание телят.

Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец.

Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец. Содержание овец: зимнее - на фермах и летнее - на пастбищах.

Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование овцеводческих ферм и пастбищ. Выращивание ягнят.

Верблюд. Особенности внешнего строения. Приспособленность к засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека.

Северный олень. Особенности строения - приспособленность к суровым северным условиям жизни. Особенности питания. Значение северного оленя в народном хозяйстве.

Свинья. Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова.

Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование. Размещение свиней. Уход за свиньями и их кормление. Выращивание поросят. Откорм свиней.

Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Питание лошадей.

Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы и рысаки.

Содержание лошадей. Выращивание жеребят.

Приматы. Общая характеристика.

Обобщающее занятие по результатам изучения животных: общие признаки изученных групп животных, признаки сходства и различия. Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды. Различение диких и домашних животных. Охрана диких животных и уход за домашними.

Животные красной книги. Красная книга Ростовской области.





5.Тематическое планирование.



п/п



Содержательные линии.



Кол-во часов



Коррекционно-развивающие задачи.

Педагогические средства, технологии решения коррекционных задач.



Проблемы, возникающие при изучении темы.



1.


Беспозвоночные.



  1. Черви.



  1. Насекомые.



3



1



2

Совершенствовать умения сравнивать, делать логические выводы и предположения.

Совершенствовать зрительное восприятие через наблюдение.

Индивидуальный метод обучения.

Технология Шамовой. Теория общего развития (Занков).

Бедность словарного запаса. Недостаточная наблюдательность.



2.

Позвоночные.

  1. Рыбы.

  2. Земноводные.

  3. Пресмыкающиеся.

  4. Птицы.

  5. Млекопитающие.



13

2

1

1

3

6


Совершенствовать мыслительные операции через анализ, синтез, обобщение.

Умение группировать, классифицировать.

Технология Бабанского. Оптимизация учебно - воспитательного процесса.

Неумение сопоставлять и сравнивать отдельные группы и классы животных.



3.

Красная книга. Животные и птицы Ростовской области.



1

Совершенствовать умения делать простейшие умозаключения, логические выводы и предположения.

Индивидуальный метод обучения.



6. Календарно - тематическое планирование.



Дата



Тема.



Раздел.

Кол-во часов



Оборудование.

Основные виды учебной деятельности.



Требования к результатам.



Виды контроля.



Самостоятельная работа.










1.Введение.

Черви.

1.Общие признаки беспозвоночных животных.

2.Дождевой червь.

Насекомые.

1.Бабочка - капустница.

2.Майский жук.

3.Медоносная пчела.

4.Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними.

Беспозвоночные.



0,5



0,5











0,5

0,5

0,5





0,5

Таблицы. Рисунки. Фотографии червей, насекомых.

Ответы на вопросы с использованием таблиц;



Выполнение тестирования;

В ходе беседы обучающийся подводится к выводу (поиск необходимой информации).

Самостоятельная работа учащегося с учебником.

Различать животных.

Называть и различать беспозвоночных.

Узнавать изученных насекомых в иллюстрациях и живых объектов.



Тестовая работа.

Карточки.

Самостоятельная работа.

1.Зарисовать дождевого червя.

2.Нарисовать бабочку -капустницу.

3.Нарисовать майского жука и его личинку.

4.Нарисовать одомашненных насекомых.

5.Сделать гербарий разнообразных бабочек.

Рыбы.

1.Общие признаки рыб. Среда обитания. Речные рыбы (окунь, щука, карп).

2.Морские рыбы (треска, сельдь).

Разведение рыбы и ее охрана. Рыболовство на Дону.

Позвоночные







0,5







0,5

Таблицы. Рисунки. Фотографии рыб.

Ответы на вопросы с использованием таблиц;



Выполнение тестирования;

Самостоятельная работа учащегося с учебником.

Рассказывать об основных чертах строения и образе жизни, уметь узнавать по внешнему виду.

Знать общие признаки рыб. Размножение.

Карточки.

Самостоятельная работа.

1.Нарисовать схему размножения рыб.

2.Написать речных рыб.

3.Выписать из энциклопедии морских рыб

Земноводные.

1.Общие признаки класса земноводных.

2.Лягушка, жаба. Значение и охрана земноводных.





0,5





0,5

Таблицы. Рисунки. Фотографии земноводных.

В ходе беседы обучающийся подводится к выводу (поиск необходимой информации).

Сходство с рыбами и отличие от рыб по строению, образу жизни и размножению.

Тесты.

Карточки.

1.Нарисовать головастика.

2.Написать значение земноводных.

Пресмыкающиеся.

1.Общие признаки пресмыкающихся.

2.Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся.







0,5



0,5

Таблицы. Фотографии пресмыкающихся.

Ответы на вопросы с использованием таблиц;

Самостоятельная работа учащегося с учебником.

Общие признаки пресмыкающихся.

Тесты.

1.Выписать из энциклопедии пресмыкающихся Ростовской области.

Птицы.

1.Общая характеристика птиц. Птицы кормящиеся в воздухе. Птицы леса (дятел, синица).

2.Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей).

3.Домашние птицы. Значение и охрана птиц.





1













1







1

Таблицы. Рисунки. Фотографии птиц. Чучела птиц.

Ответы на вопросы с использованием таблиц;



Выполнение тестирования;

В ходе беседы обучающийся подводится к выводу (поиск необходимой информации).

Самостоятельная работа учащегося с учебником.

Отличать по внешнему виду птиц.

Рассказывать о домашних птицах. Ухаживать за ними.

Тесты.

Самостоятельная работа.

1.Нарисовать домашних птиц.

2.Птицы Ростовской области занесенные в Красную книгу.

Млекопитающие

1.Разнообразие млекопитающих. Приспособленность к условиям жизни.

2.Грызуны: мышь, белка, бобр.

3.Зайцеобразные: заяц-русак, заяц-беляк, кролик.

4.Хищные звери.

5.Ластоногие морские животные.

6.Китообразные: кит, дельфин.



0,5









0,5



0,5

0,5

0,5





0,5

Таблицы. Рисунки. Фотографии животных.

Ответы на вопросы с использованием таблиц;

Выполнение тестирования;

Беседа по прочитанному материалу.

Самостоятельная работа учащегося с учебником.

Практическая работа.

Общие признаки, названия типичных представителей флоры Донского края.

Узнавать по иллюстрациям, рассказывать об основных чертах строения и образа жизни животных.

Тесты.

Самостоятельная работа.

1.Составить рассказ «Какой вред приносят грызуны»

2.Выписать хищников, занесенных в Красную книгу Ростовской области.

3.Нарисовать дельфина.

Травоядные животные.

1.Корова.Овца.

2.Верблюд. Северный олень.

3.Свинья. Лошадь.

4.Приматы.

5.Животные Красной книги.

6.Красная книга Ростовской области.







0,5

0,5



0,5



0,5

0,5



0,5

Фотографии, таблицы. Красная книга. Красная книга Ростовской области.

Ответы на вопросы с использованием таблиц;

Выполнение тестирования;

Беседа по прочитанному материалу.

Самостоятельная работа учащегося с учебником.

Признаки травоядных животных.

Строение корма, уход за животными, их размножение.

Самостоятельная работа.

Тесты.

1.Рассказать о животных, которые есть у вас дома.

2.Написать какая польза от домашних животных.





7. Методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

1.Никишов А.И., Теремов А.В. Биология. Животные. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2009 г.

2.Аксёнова А.К., Антропов А. П., Бгажнокова И. М. и др. Издание: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. Русский язык. Математика. История. Этика. Природоведение. География. Естествознание. Изобразительная деятельность. Домоводство. Музыка. Физическая культура. - М.: Просвещение, 2006 г.

3.Степанчук Н. А. Справочник учителя биологии: законы, правила, принципы, биографии ученых. - М.: Учитель, 2010 г.

8. Планируемые результаты изучения учебного предмета:

В результате изучения курса биологии в 8 классе обучающиеся должны знать:

  • основные отличия животных от растений;

  • признаки сходства и различия между изученными группами животных;

  • общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных;

  • места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся;

  • названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в местных условиях; значение изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека;

  • основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными учащимся).

Должны уметь:

  • узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах);

  • кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных;

  • устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней, особенности строения организма и поведения животных;

  • проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйственными животными или домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у детей дома;

  • рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и повадках).

Критерии оценки:

Отметка «5»:

  • - ответ полный и правильный на основании изученной теории

  • -материал изложен в определенной логической последовательности

  • -ответ самостоятельный

Отметка «4»:

  • -ответ полный и правильный на основании изученной теории

  • - материал изложен в определенной логической последовательности, при

  • этом допущены 2-3 несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя

Отметка «3»:

  • -ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ

  • неполный, несвязный, по наводящим вопросам учителя

Отметка «2»:

  • - при ответе обнаружено непонимание учеником основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые ученик не может исправить при наводящих вопросах учителя

Отметка «1»:

  • -отказ от ответа


© 2010-2022