Рабочая програма по фгос 5 класс к учебнику Сухоруковой Л. Н. Биология. Живой организм

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение


средняя общеобразовательная школа


с. Лаж Лебяжского района Кировской области




Утверждаю:


Директор МКОУ СОШ с. Лаж

_______________ Н.М. Кропачев

Приказ № _______________

от________2015 г






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО БИОЛОГИИ


5 КЛАСС


НА 2015-2016 уч. г.







Автор-составитель: Плотникова Г.Н..

учитель биологии

первой квалификационной категории





Лаж, 2015

Пояснительная записка


Рабочая программа по биологии 5 класс по линии УМК «Биология-Сферы» (5-9 клас­сы) для общеобразовательных учреждений выбрана и составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, требований к результатам освоения основной образо­вательной программы основного общего образования, фундамен­тального ядра содержания общего образования, примерной прог­раммы по биологии. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, Программы развития и фор­мирования универсальных учебных действий (УУД), которые обес­печивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекуль­турного, личностного и познавательного развития учащихся, ком­муникативных качеств личности.

В рабочей программе для основной школы предусмот­рено развитие всех представленных в примерных программах начального общего образования основных видов деятельнос­ти обучаемых. Однако содержание примерных программ для основной школы имеет особенности, обусловленные, во-пер­вых, предметным содержанием системы общего среднего об­разования; во-вторых, психологическими возрастными осо­бенностями обучаемых.

Основная особенность подросткового возраста - начало перехода от детства к взрослости. В возрасте 11 -15 лет про­исходит развитие познавательной сферы, учебная деятель­ность приобретает черты деятельности по саморазвитию и са­мообразованию, учащиеся начинают овладевать теоретичес­ким, формальным, рефлексивным мышлением. На первый план у подростков выдвигается формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных, результа­тивных качеств личности.

На этапе основного общего среднего образования происходит включение обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, прово­дить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяс­нять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приемы, сходные с определе­нием понятий: описание, характеристика, разъяснение, срав­нение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Эти умения ве­дут к формированию познавательных потребностей и разви­тию познавательных способностей.

Учитывая вышеизложенное, а также положение о том, что образовательные результаты на предметном уровне должны подлежать оценке в ходе итоговой аттестации выпускников, в примерном тематическом планировании предметные цели и планируемые результаты обучения конкретизированы до уровня учебных действий, которыми овладевают обучаемые в процессе освоения предметного содержания. При этом для каждого учебного предмета ведущим остается определенный вид деятельности (познавательная, коммуникативная и т. д.).

Биология как общеобразовательная дисциплина рассматривает взаимосвязи организмов и окружающей среды, роль биологического разнообразия в поддержании устойчивости биосферы и сохранении жизни на Земле, место человека в природе, зависимость здоровья человека от наследственных факторов, состояния окружающей при­родной и социальной среды, образа жизни. Реализация возможнос­тей содержания биологии в формировании нравственно-этического аспекта взаимодействия человека и природы способствует повыше­нию уровня культуры выпускников основной школы, их компе­тентности в ситуациях, связанных с защитой окружающей среды, собственного здоровья. Одной из главных задач биологического об­разования в основной школе является формирование у подрастаю­щего поколения представления о ценности здоровья и культуре по­ведения. Системный, экологический и эволюционный подходы в обучении биологии дополнены сведениями о познавательном, прак­тическом значении разнообразия живых организмов для человека.

Рассмотрение фактического материала на основе положений экологии и эволюционного учения позволяет связать две фунда­ментальные идеи биологии - эволюции и системной организации живой природы - на стадии их формирования.

Содержание разных разделов курса биологии помогает уча­щимся осознать тесную взаимосвязь естественных и гуманитарных дисциплин, природы и общества.

Таким образом, в рабочей программе обозначено целеполагание предметных курсов на разных уровнях: на уровне метапредметных, предметных и личностных целей; на уровне метапредметных, предметных и личностных образовательных результатов (требований); на уровне учебных действий.

Вклад биологии в достижение целей основного общего образования

Содержание курса биологии в основной школе направлено на формирование и развитие личности обучающегося в процессе ис­пользования разнообразных видов учебной деятельности. При обу­чении биологии вырабатываются учебные действия, позволяющие видеть проблемы, ставить цели и задачи для их решения, разви­вать познавательные интересы и мотивацию к обучению, уметь ис­пользовать полученные результаты в практической деятельности.

Основные направления биологического образования:

- усиление внутрипредметной интеграции и обеспечение цело­стности биологии как общеобразовательной дисциплины;

- реализация межпредметной интеграции биологии с другими естественнонаучными дисциплинами;

отражение интеграции биологического и гуманитарного зна­ния, связей биологии с нравственно-этическими и экологически­ми

ценностями общества;

- воспитание ценностного отношения к живым организмам, окружающей среде и собственному здоровью; экологической, ги­гиенической и генетической грамотности; культуры поведения в природе.

Изучение биологии основывается на тесной межпредметной интеграции её с другими общеобразовательными дисциплинами естественнонаучного цикла. Интеграция достигается в процессе зна­комства с общенаучными методами (наблюдение, измерение, экс­перимент, моделирование), раскрытия значения научного знания для практической деятельности человека, гармоничного развития общества и природы. Отличительной особенностью данной пред­метной линии служит ориентация на взаимодействие биологичес­кого и гуманитарного знания. Ценностный компонент органичес­ки вплетается в учебную информацию, придаёт ей яркую эмоциональную окраску, экологический, нравственно-этический или эстетический смысл. Благодаря этому учебная информация становится личностно значимой, вызывает интерес, лучше вос­принимается и усваивается.

Учитывая положение ФГОС, что предметом оценки итоговой аттестации выпускников основного общего образования должно быть достижение предметных, метапредметных, личностных ре­зультатов, в примерном тематическом планировании результаты обучения конкретизированы до уровня учебных действий, кото­рыми овладевают обучающиеся в процессе освоения предметного содержания.

Общая характеристика курса

Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:

  • формирование системы биологических знаний как компонен­та целостной научной картины мира;

  • овладение научным подходом к решению различных задач; « овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

  • овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоре­тические знания с объективными реалиями жизни;

  • воспитание ответственного и бережного отношения к окружаю­щей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;

  • формирование умений безопасного и эффективного использова­ния лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления на­учно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.

Курс биологии на ступени основного общего образования на­правлен на формирование у школьников представлений об отличи­тельных особенностях живой природы, о её многообразии и эволю­ции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической куль­туры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Пример­ная программа по биологии строится с учётом следующих содер­жательных линий:

многообразие и эволюция органического мира;

биологическая природа и социальная сущность человека;

уровневая организация живой природы.

Содержание курса биологии в примерной программе структу­рировано в три части: «Живые организмы», «Человек и его здо­ровье», «Общие биологические закономерности».

Раздел «Живые организмы» включает сведения об отличи­тельных признаках живых организмов, их разнообразии, систе­ме органического мира, растениях, животных, грибах, бактери­ях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответ­ствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях:

глобальном,

метапредметном,

личностном

предметном,

на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели биологического образования являются общи­ми для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации раз­вития - ростом информационных перегрузок, изменением харак­тера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации порождают ряд особенностей раз­вития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точ­ки зрения решения задач развития подростка, являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.

Помимо этого, глобальные цели формулируются с учётом рас­смотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

С учётом вышеназванных подходов глобальными целями био­логического образования являются:

- социализация обучаемых - вхождение в мир культуры и со­циальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность - носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

- приобщение к познавательной культуре как системе познава­тельных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

- ориентацию в системе моральных норм и ценностей: призна­ние наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формиро­вание ценностного отношения к живой природе;

- развитие познавательных мотивов, направленных на получе­ние знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формиро­ванием интеллектуальных и практических умений;

- овладение ключевыми компетентностями: учебно-познаватель­ной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

- формирование у обучающихся познавательной культуры, ос­ваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетичес­кой культуры как способности эмоционально-ценностного отно­шения к объектам живой природы.


Место биологии в учебном плане

Рабочая программа линии УМК «Биология-Сферы» (5 класс) разработана в соответствии с Базисным учебным планом для ступени основного общего образования. Биология в основ­ной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных ча­сов за 5 лет обучения - 280, из них 35 (1 ч в неделю) в 5 клас­се. Курсу биологии на ступени основного общего образования пред­шествует курс «Окружающий мир» на ступени начального общего образования, который является по отношению к курсу биологии пропедевтическим. Опираясь на понятия, содержащиеся в курсе «Окружающий мир», при обучении биологии в основной школе возможно более полно и точно с научной точки зрения раскрывать сущность биологических процессов и явлений. В свою очередь, со­держание курса биологии в основной школе служит основой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий и концепций на ступени среднего (полного) общего образования.

Взаимосвязь изучаемых разделов на всех ступенях обучения позволяет реализовать преемственность в обучении биологии.



Требования к результатам обучения

Требования к результатам освоения основных образователь­ных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и го­сударственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты обучения в основной школе включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личност­ному самоопределению, сформированность их мотивации к обуче­нию и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений,

ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы.

Основные личностные результаты обучения биологии:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патри­отизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и дол­ги перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готов­ности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразо­ванию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанно­му выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых позна­вательных интересов;

3) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающux технологий;

4) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

5) формирование личностных представлений о целостности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

6) формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

7) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуп­равлении и общественной жизни в пределах возрастных компе­тенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных, экологических и экономических особенностей;

8) развитие морального сознания и компетентности в реше­нии моральных проблем на основе личностного выбора, форми­рование нравственных чувств и нравственного поведения, осоз­нанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

9) формирование коммуникативной компетентности в обще­нии и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

10) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного без­опасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

11) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходи­мости ответственного, бережного отношения к окружающей сре­де и рационального природопользования;

12) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Метапредметные результаты обучения в основной школе состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и универ­сальных учебных действий. А также способности их использования в учеб­ной, познавательной и социальной практике, самостоятельности пла­нирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектиро­ванию и построению индивидуальной образовательной траектории.

Регулятивные УУД:

5-6-й классы

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

5-6-й классы

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

5-6-й классы

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

5-й класс

1-я линия развития - осознание роли жизни:

- определять роль в природе различных групп организмов;

- объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

2-я линия развития - рассмотрение биологических процессов в развитии:

- приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

- находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

- объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

3-я линия развития - использование биологических знаний в быту:

- объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

4-я линия развития - объяснять мир с точки зрения биологии:

- перечислять отличительные свойства живого;

- различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

- определять основные органы растений (части клетки);

- объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

- понимать смысл биологических терминов;

- характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

- проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

6-я линия развития - оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

- использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

- различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

Предметные результаты обучения в основной школе включа­т освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения. Включают специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых те­ориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

Основные предметные результаты обучения биологии:

1) усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования естественнонаучной картины мира;

2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи всего живого в био­сфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятий­ным аппаратом биологии;

3) приобретение опыта использования методов биологичес­кой науки и проведения несложных биологических эксперимен­тов для изучения живых организмов;

4) понимание возрастающей роли естественных наук и науч­ных исследований в современном мире, постоянного процесса эво­люции научного знания, значимости международного научного со­трудничества;

5) формирование основ экологической грамотности: способнос­ти оценивать последствия деятельности человека в природе, влия­ние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целе­вые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природ­ных местообитаний;

6) объяснение роли биологии в практической деятельности лю­дей, места и роли человека в природе, родства общности происхож­дения и эволюции растений и животных;

7) овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биоло­гических экспериментов и объяснение их результатов;

8) формирование представлений о значении биологических на­ук в решении локальных и глобальных экологических проблем, не­обходимости рационального природопользования;

9) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения куль­турных растений и домашних животных, ухода за ними.

Учебно-тематическое планирование


№ п/п

Наименование темы


Кол-во часов

Кол-во

лаб.р.

Кол-во

к.р.

Кол-во экскурсий

1

Введение

3



1

2

Разнообразие живых организмов. Среды жизни

12

2

1

1

3

Строение клетки

9

5

1


4

Ткани живых организмов

9

4

1


И т о г о:

33+1(резерв)

11

3

2



Содержание программы

I. Введение (3ч)

Биология - наука о живых организмах. Из истории развития биологии. Современная биология. Важность биологических знаний для развития медицины, сельского хозяйства, охраны природы. Взаимосвязи организмов и окружающей среды.
Среды жизни. Условия жизни организмов. Царства живой природы: Бактерии. Грибы. Растения. Животные. Природное окружение и здоровье человека.
Демонстрация: портреты ученых; слайды, картины, таблицы, рисунки (в т. ч. цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие среды жизни, распространение и приспособленность организмов, их значение для человека; результаты опытов, демонстрирующих роль света в жизни растений.
Экскурсия: 1. Осенние явления в жизни растений родного края.

Тема 1.Разнообразие живых организмов. Среды жизни (12ч)

Признаки живых организмов, отличающие их от тел неживой природы. Разнообразие живых организмов родного края. Условия жизни организмов. Царства живой природы: Бактерии. Грибы. Растения. Животные. Среды жизни, их характерные особенности. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Влияние факторов окружающей среды на растения и животных. Приспособления организмов к обитанию в разных условиях среды. Сообщество. Экосистемная организация живой природы. Формы взаимоотношений живых организмов в сообществе (конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз). Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии. Историческая связь человека и живой природы.
Влияние деятельности человека на условия существования живых организмов.
Демонстрация: схемы, рисунки, слайды, видеофильмы (в т. ч. цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие взаимосвязь систем органов в организме, влияние факторов внешней среды на живые организмы.

Лабораторные работы:

1. Разнообразие отделов растений.

2 .Растения экологических групп по отношению к воде.

Контрольная работа №1: «Разнообразие живых организмов. Среды жизни».

Экскурсия: 2. Растительные сообщества родного края.


Тема 2. Строение клетки (9ч)


Изучение строения живых организмов с помощью увеличительных приборов. Изобретение микроскопа. Открытие клеточного строения организмов.

Клеточная теория - доказательство родства и единства живой природы.
Основной химический состав и общие черты строения клеток: плазматическая мембрана, цитоплазма. Доядерные (прокариоты) и ядерные (эукариоты) организмы. Бактерии. Строение клетки. Распространение бактерий в разных средах жизни.Бактерии - производители и разрушители органических веществ в природе. Клетки эукариот, общие

черты их строения. Отличия клеток растений, животных и грибов.
Неклеточные формы жизни - вирусы. Деление клетки - основа размножения, роста и развития организмов.

Одноклеточные растения (хлорелла, хлорококк, хламидомонада) - самостоятельные организмы. Распространение одноклеточных водорослей. Значение растений как производителей органического вещества. Одноклеточные животные Тверской области.

Амеба обыкновенная. Инфузория туфелька. Распространение простейших. Животные - потребители органических веществ. Одноклеточные грибы.

Грибы - разрушители органических веществ.


Особенности колониальных организмов. Колонии вольвокса. Наиболее просто устроенные многоклеточные растения и животные. Многоклеточные грибы. Многоклеточные низшие растения родного края. Наиболее просто устроенные многоклеточные животные: губки и кишечнополостные.
Демонстрация:микропрепараты одноклеточных, колониальных и многоклеточных организмов; таблицы, модели, слайды, рисунки, видеофильмы (в т. ч. цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие строение и деление клеток, строение вируса, строение плесневых грибов.

Лабораторные работы:

1. Устройство увеличительных приборов.
2. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука.
3. Состав клеток растений.

4. Строение клетки листа элодеи.
5. Строение животной клетки (на примере инфузории-туфельки).

Контрольная работа №2: «Строение клетки»


Тема 3. Ткани живых организмов (9ч)

Ткань. Межклеточные пространства. Покровные ткани растений. Кожица листа. Строение и функции устьица. Эпителиальные ткани животных. Функции покровных тканей. Механические и проводящие ткани растений. Особенности их строения у водных и наземных растений. Соединительные ткани животных (костная, хрящевая, жировая, кровь), их функции. Строение и функции особых тканей растений и животных. Образовательная, фотосинтезирующая, запасающая ткани растений. Мышечная и нервная ткани животных. Взаимосвязь и значение тканей в организме. Ткань - часть органа.

Демонстрация: микропрепараты, схемы, таблицы, иллюстрирующие строение различных тканей растений и животных.
Лабораторные работы:

6. Строение покровной ткани

7. Строение фотосинтезирующей ткани листа

8. Строение соединительной ткани животных

9. Строение мышечных и нервной тканей животных


Контрольная работа №3: «Ткани живых организмов»



Календарно -тематическое планирование




Раздел

Планируемые результаты обучения


Ресурсы




Введение

(3ч)

Личностные

  • Формирование мотивации к познавательной деятельности, самообразованию, осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования;

  • Развитие личностных представлений о целостности природы, организме, как живой системе, его связи со средой обитания;

  • Приобщение к ценностям биологической науки и экологической культуры, глобальным проблемам человечества, правилам и нормам поведения в природе;

  • Формирование уважительного отношения к ученым-биологам, истории науки, биосферному образу жизни малых народов, толерантности, миролюбия.

Метапредметные

  • Раскрытие значения изучения биологии для каждого человека, формирования научной картины мира, развития экологической культуры;

  • Ориентирование на осознание целей и задач учебной деятельности, важность развития творческих способностей на основе участия в исследовательской и проектной видах деятельности;

  • Акцентирование внимания на необходимости сотрудничества в ходе выполнения совместной деятельности, важности самооценки и самоконтроля в учебном познании.

Предметные

  • Познакомить с предметом изучениябиологии, разнообразием биологических наук, закономерностями, проявляющимися на организменном уровне; условиями, необходимыми для жизни организмов; признаками, отличающими живые организмы от тел неживой природы;

  • Развивать представления об эстетическом, этическом и культурно-историческом, ресурсном, познавательном значении живой природы;

  • Учить наблюдать, описывать и объяснять осенние явления в жизни растений и животных;

  • Раскрыть роль биологических знаний в практической деятельности людей, решении проблем рационального природопользования.

Основные:

1. Учебник: с.7-13.

2. Электронное приложение: «Введение» (1-2).

3. Тетрадь-тренажер: с. 4-11.

4. Тетрадь-практикум: экскурсия 1.


Интернет-ресурсы:

festival.1september.ru


Дополнительные:

1. Коллекции насекомых.

2. Гербарные материалы.

3. Микропрепараты простейших.

4. Таблица «Биосфера».


№ п/п

№ урока

Тема урока

Лабораторные и практические работы, экскурсии

Дата

проведения

план

факт

1

1

Биология - наука о живых организмах.


1 неделя


2

2

Условия жизни организмов.



2 неделя


3

3

Осенние явления в жизни растений родного края.


Экскурсия 1 «Осенние явления в жизни растений родного края».


3 неделя




Раздел


Планируемые результаты обучения

Ресурсы



Тема 1.

Разнообразие живых организмов. Среды жизни

(12ч.)


Личностные

  • Формирование эмоционально-ценностного отношения к живой природе на уровне восприятия ценностных экологических установок и реагирования на ситуации негативного поведения человека в природе;

  • Развитие мотивации к познавательной деятельности, самостоятельному поииску учебной информации из различных источников, построению индивидуальной траектории образования;

  • Вовлечение в экологическую и природоохранную деятельность, ориентация на выбор целевых и смысловых установок, направленных на эстетическое и этическое отношение к объектам живой природы.

Метапредметные

  • Актуализация знаний, полученных в разделе «Окружающий мир» о физических, химических свойствах воды, воздуха, почвы; о морях, океанах, природных зонах;

  • Формирование обобщенных способов деятельности практического и интеллектуального характера: наблюдать, анализировать (описывать), сравнивать, делать выводы, классифицировать, конкретизировать общие положения примерами, объяснять (устанавливать взаимосвязи);

  • Раскрытие значений экологических понятий как ценностно-нормативных, приобщающих к ценностям экологической культуры и регулирующих отношения человека с природой;

  • Дальнейшее ориентирование на осознание целей и задач учебной деятельности, важности развития творческих способностей на основе участия в исследовательской и проектной деятельности;

  • Вовлечение в совместную деятельность, развитие способности к самооценке и самоконтролю в учебном познании.

Предметные

  • Развитие первоначальных представлений о разнообразии живого мира, систематике и биологической классификации;

  • Ознакомление в доступной форме с понятиями экологии, раскрытие их значения для биологического познания;

  • Формирование предметных познавательных учебных действий (описание и сравнение растительных и животных объектов, классификация растений и животных по царствам, отделам и типам, объяснение и прогнозирование влияния экологических факторов на организмы).


Основные:

1. Учебник: с.13-36.

2. Электронное приложение: «Разнообразие живых организмов. Среды жизни» (3-12).

3. Тетрадь-тренажер: с. 12-35.

4. Тетрадь-практикум: лабораторные работы

1-2

5. Тетрадь-экзаменатор: «Введение. Разнообразие живых организмов. Среды жизни» Проверочные работы 1-2.



Интернет-ресурсы:

ecosystema.ru учебные видеофильмы «Экологические исследования школьников в природе».


Дополнительные:

1. Таблицы «Царства живой природы», «Экологические факторы».

2. Лабораторное оборудование.

3.Схема «Строение биосферы (мультимедиа)




Тема урока

Лабораторные и практические работы, экскурсии

Дата

проведения


4

1

Царства живой природы: Растения. Животные. Грибы. Бактерии.


4 неделя


5

2

Деление царств на группы.


Л/р №1 «Разнообразие отделов растений»

5 неделя


6

3

Среда обитания. Экологические факторы.


6 неделя


7

4

Вода как среда жизни.



7 неделя


8

5

Наземно-воздушная среда жизни

Л/р №2 «Экологические группы наземных растений по отношению к воде»

8 неделя


9

6

Свет в жизни растений и животных.


9 неделя


10

7

Почва как среда жизни.



10 неделя


11

8

Организменная среда жизни.



11 неделя


12

9

Сообщество живых организмов.



12 неделя


13

10

Роль животных, грибов и бактерий в сообществе.


13 неделя


14

11

Типы взаимоотношений организмов в сообществе.


14 неделя


15

12

Обобщающий урок по теме: «Разнообразие живых организмов. Среды жизни».


15 неделя




Раздел

Планируемые результаты обучения

Ресурсы



Тема 2.

Строение клетки

(9ч.)


(Клеточное строение живых организмов

(8ч.+1ч.)

Личностные

  • Формирование мотивации к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования;

  • Развитие личностных представлений о клеточном строении, клетке, как единице жизни, ее связи с внешней средой;

  • Приобщение к ценностям биологического познания, нормам науки, как компонентам культуры;

  • Формирование познавательного интереса и чувства ответственности при работе с микрообъектами и увеличительными приборами.

Матапредметные

  • Раскрытие значения изучения клеточного строения для развития биологии и естествознания в целом;

  • Ориентирование на осознание целей и задач учебной деятельности при выполнении лабораторных и практических работ, важности развития творческих способностей на основе участия в исследовательской и проектной деятельности;

  • Акцентирование внимания на необходимости работы с тетрадью-экзаменатором и тетрадью-тренажером на бумажных и электронных носителях для развития самооценки и самоконтроля в учебном познании.

Предметные

  • Дать первое представление о клеточной теории, истории ее развития, клетке, как целостной живой системе, одноклеточных и многоклеточных организмах;

  • Систематизировать учебную информацию о разнообразии клеток на основе экологических идей: растения - производители органического вещества, животные - потребители бактерии и грибы - разрушители;

  • Познакомить с увеличительными приборами и способами работы с ними;

  • Учить наблюдать микрообъекты и процессы, делать рисунки с микропрепаратов, фиксировать результаты наблюдений;

  • Учить связывать строение частей (ядро, цитоплазма) и органоиды клетки с их функциями, сравнивать растительные, животные, грибные, бактериальные клетки, делать выводы о причинах их сходства и различий;

  • Формировать умение делать выводы о том, какой объект имеет более сложное строение, о единстве строения и состава клеток представителей разных царств живой природы, единстве живой природы.

Основные:

1. Учебник: с.34-54.

2. Электронное приложение: «Строение клетки» (13-20).

3. Тетрадь-тренажер: с. 36-51.

4. Тетрадь-практикум: лабораторные работы 3-7

5. Тетрадь-экзаменатор «Строение клетки». Проверочные работы 1,2


Интернет-ресурсы:

otvetina.narod.ru/index.



Дополнительные:

1. Световой и электронный микроскоп.

2. Таблицы «Строение микроскопа», «Строение клеток растений, вирусов и грибов», «Тип Простейшие», «Вольвокс», «Разнообразие животных».

3. Лабораторное оборудование.

4. Влажный препарат «Клубеньки на корнях бобовых растений».

5. Модель-аппликация «Строение клетки», «Деление клетки».

6. Муляжи плодовых тел грибов.

7. Гербарные экземпляры водорослей.


16

1

Развитие знаний о клеточном строении живых организмов


16 неделя


17

2

Устройство увеличительных приборов.

Л/р № 3. «Устройство увеличительных приборов»

Л/р № 4. «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука»

17 неделя


18

3

Состав и строение клеток.


Л/р № 5 «Состав клеток растений»

18 неделя


19

4

Строение бактериальной клетки.



19 неделя


20

5

Строение растительной, животной и грибной клеток.


20 неделя


21

6

Строение клетки.


Л/р № 6. «Строение клетки листа элодеи»

21 неделя


22

7

Образование новых клеток.



22 неделя


23

8

Одноклеточные растения, животные и грибы.

Л/р № 7. «Строение животной клетки (на примере инфузории-туфельки)»

23 неделя


24

9

Колониальные и многоклеточные организмы


24 неделя




Раздел

Планируемые результаты обучения

Ресурсы



Тема 3.

Ткани живых организмов (9ч.)

Личностные

  • Формирование мотивации к познавательной деятельности на основе дальнейшего формирования учебных действий, связанных с микроскопической техникой, работой с электронным приложением;

  • Стимулирование к самообразованию, осознанному выбору и построению индивидуальной траектории обучения;

  • Развитие личностных представлений о системности природы, клетках и тканях как компонентах органов в целостном организме;

  • Приобщение к ценностям биологической науки, правилам поведения в кабинете биологии, обращения с микроскопической техникой и лабораторным оборудованием.

Метапредметные

  • Формирование УУД, связанных с отбором учебной информации из различных источников, ее анализом и оценкой;

  • Развитие способности аргументировать и отстаивать свое мнение, разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов в процессе групповой работы на уроках лабораторных занятиях;

  • Развитие внимания, памяти, способности к наблюдегнию, воображению, выбору рациональных способов решения познавательных задач;

  • Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности;

  • Дальнейшее формирование способности наблюдать и оформлять результаты наблюдений.

Предметные

  • Систематизация учебной информации о разнообразии тканей на основе экологических идей: растения - производители органического вещества, животные - потребители, бактерии и грибы - разрушители;

  • Описание растительных и животных тканей; распознавание тканей на микропрепаратах и рисунках учебника, электронного приложения, их сравнение, формулирование выводов о связи строения тканей с их функциями;

  • Применение знаний о растительных и животных тканях в повседневной жизни, объяснение причин восстановления тканей при их повреждении, прогнозирование последствий повреждения коры деревьев животными и человеком.

Основные:

Учебник: с. 55-68.

Электронное приложение: «Ткани живых организмов» (21-25).

Тетрадь-тренажер: с. 52-63.

Тетрадь-практикум: лабораторные работы 8-10.

Тетрадь-экзаменатор: «Ткани живых организмов». Проверочные работы 1,2.


Интернет ресурсы




Дополнительные:

1. Таблицы Ткани растений и животных».

2. Микропрепараты тканей растений и животных.

3.Лаборатоное оборудование.

4. Микроскоп

5. Модель аппликация «Растительные ткани», «Ткани животных и человека».

25

1

Покровные ткани растений и животных.


25 неделя


26

2

Строение покровной ткани листа.

Л/р № 8 «Строение покровной ткани растений»

26 неделя


27

3

Механические и проводящие ткани растений.


27 неделя


28

4

Основные и образовательные ткани растений.

Л/р № 9« Строение фотосинтезирующей тканей растений»

28 неделя


29

5

Соединительные ткани животных.

Л/р № 10 «Строение соединительной ткани животных»


29 неделя


30

6

Мышечные и нервная ткани животных. Л/р № 10 « Строение мышечных и нервной тканей животных».

Л/р №11 « Строение мышечных и нервной тканей животных».


30 неделя


31

7

Контрольно-обобщающий урок по теме: «Ткани живых организмов»


31 неделя


32

8

Итоговое обобщение и повторение по курсу 5 класса «Биология. Живой организм».


32 неделя


33

9

Экскурсия 2. «Весенние явления в жизни растений родного края».


33 неделя


34


Резерв


34 неделя




М А Т Е Р И А Л Ь Н О - Т Е Х Н И Ч Е С К О Е О Б Е С П Е Ч Е Н И Е

Специфика курса биологии требует использования оборудования для ознакомления учащихся с живой природой, методами биологической науки. Поэтому лабораторный инструментарий, оборудование для проведения наблюдений и постановки

опытов, соответствующие инструкции должны обязательно присутствовать в кабинете биологии.

Натуральные объекты - специфический для процесса обучения биологии вид оборудования, служащий объектом наблюдений при постановке и демонстрации опытов, проведении лабораторных работ. В зависимости от целей, содержания учебного материала учебное оборудование должно обеспечивать деятельность учащихся как репродуктивного, так и поисково-исследовательского и исследовательского характера, способствовать более эффективному усвоению знаний, формированию исследовательских умений и развитию интереса к биологии. В кабинете биологии следует содержать живые объекты, которые можно использовать в качестве демонстрационного и раздаточного материала, необходимого для проведения наблюдений и постановки простейших опытов. Живые объекты должны быть неприхотливыми по содержанию и уходу, отвечать требованиям техники безопасности и санитарно-гигиеническим нормам. При подборе комнатных растений следует исходить из возможности их использования на уроках и во внеклассной работе с учетом их роли в оформлении интерьера. Целесообразно использование цифрового микроскопа, который позволяет изучать исследуемый микрообъект группе учеников одновременно; демонстрировать изображения микрообъектов на экране; изучать объект в динамике.

Демонстрационные таблицы на печатной основе - наиболее распространенное и доступное учебное оборудование. Оно не требует для использования сложных приспособлений, несет адаптированную для учащихся научную информацию. Основная дидактическая функция учебных биологических моделей демонстрация структуры, существенных свойств, связей и взаимоотношений биологических систем. Учебное моделирование - один из методов познания. В курсе биологии моделирование процессов и явлений позволяет постичь сущность, структуру изучаемого, выделить главное. Дидактическое назначение экранно-звуковых средств по биологии - формирование специальных биологических понятий. С помощью экранных средств можно показать современные методы научного исследования, достижения науки, демонстрировать биологические процессы и явления, которые нельзя наблюдать непосредственно. Наряду с использованием учебных кинофильмов в процессе обучения биологии целесообразно использовать видеомагнитофон и DVD, для которых созданы фильмы на основе лучших учебных фильмов прошлых лет. Использование видеофрагментов, анимаций, динамических моделей позволяет сделать учебный процесс более разнообразным, добиться лучшего усвоения учебного материала, привить интерес

к биологии.


Учебно-методическое сопровождение

1. Л.Н. Сухорукова, В.С Кучменко, И.Я Колесникова Биология Живой организм 5-6, Москва « Просвящение» 2015

2. Тетрадь -тренажер Биология Живой организм 5-6, Л.Н. Сухорукова, В.С Кучменко, « Сферы»

3. Тетрадь-практикум Биология Живой организм 5-6, Л.Н. Сухорукова, В.С Кучменко, « Сферы»

4. Тетрадь-экзаменатор Биология Живой организм 5-6, Л.Н. Сухорукова, В.С Кучменко, « Сферы»

5. Поурочные методические рекомендации УМК Л.Н. Сухорукова, В.С Кучменко

6. Рабочие программы Предметная линия учебников «Сферы» Москва « Просвещение» 2010 Л.Н Сухорукова, В.С. Кучменко

7. Медиаресурсы: Образовательные диски серии «1С» 5 класс

Электронные ресурсы:

1. nsportal.ru/shkola/biologiya/library/

2. shishlena.ru/5-klass-prirodovedenie/

3. school-collection.edu.ru/.

4. nsportal.ru/shkola/elektivnyi-kurs-osnovy-zdorovogo-obraza-zhiz.



Критерии оценки по дисциплине «биология»

ОЦЕНКА УСТНОГО ОТВЕТА

Отметка «5»:

- ответ полный и правильный на основании изученной теории

-материал изложен в определенной логической последовательности

-ответ самостоятельный

Отметка «4»:

-ответ полный и правильный на основании изученной теории

- материал изложен в определенной логической последовательности, при

этом допущены 2-3 несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя

Отметка «3»:

-ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ

неполный, несвязный, по наводящим вопросам учителя

Отметка «2»:

- при ответе обнаружено непонимание учеником основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые ученик не может исправить при наводящих вопросах учителя

Отметка «1»:

-отказ от ответа

ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ

(развернутый ответ на вопрос)

Отметка «5»:

- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка

Отметка «4»:

- ответ неполный или допущено не более 2-х несущественных ошибок

Отметка «3»:

- работа выполнена не менее, чем на половину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные

Отметка «2»:

- работа выполнена меньше, чем на половину или содержит несколько существенных ошибок.


Критерии оценки тестового задания:

75-100% - отлично «5»; 60-74% - хорошо «4» 50-59% - удовлетворительно «3»; менее 50% - неудовлетворительно «2»;

Критерии оценки сообщения или проекта:

  • глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;

  • привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - четырьмя;

  • выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы - тремя баллами;

  • полное отсутствие работы - отметка «2»;

Критерии выведения четвертных и годовых оценок:


Отметка «5» выводится при выполнении следующих требований:
- активная и правильная работа учащегося на уроке;
- выполнение дополнительных заданий в виде сообщений и проектов
- высокий уровень знания базового материала;
Отметка «4» выводится при выполнении следующих требований:
- активная, но иногда с ошибками работа учащегося на уроке;
- выполнение дополнительных заданий по желанию;
- высокий уровень знания базового материала;
Отметка «3» выводится при выполнении следующих требований:
- отсутствие самостоятельной активности на уроке;
- отсутствие выполнения дополнительных заданий;
- низкий уровень знания базового материала;














© 2010-2022