Рабочая программа по биологии 11класс

Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 32»

городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан


Рассмотрено

на заседании методического объединения учителей биологии, географии и химии

Руководитель ШМО

_________ Л.В.Васильева

протокол №____

от «____»_______2015года

Согласовано

Заместитель директора

________ М.В.Петрова

«_____»_________2015год

Утверждаю

Директор МАОУ «СОШ № 32»

________ З.Я.Ишбаев

Приказ о введении в действие

№ ___от «___» августа 2015года




Рабочая программа

по предмету "Биология"

11 класс (а,б)

на 2015-2016 учебный год



Составитель: Мешавкина Марина Ивановна

учитель биологии










2015г.


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007), Регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для ОУ РБ, реализующих программы общего образования (приказ МО РБ от 29.04.15г. № 905) и учебного плана МАОУ «СОШ № 32» на 2015-2016 учебный год и программы среднего (полного) общего образования по биологии 10-11 классы. Базовый уровень. Автор: В.В.Пасечник.-М.: Дрофа, 2011.-стр.64-67. Биология.5-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника. Автор: Г.М.Пальдяева.

Общая характеристика

Биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у обучающихся системы знаний, как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Систематический курс биологии в основной школе направлен на формирование у обучающихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человека как биосоциальном существе.

Для формирования у учащихся основного научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии. Основное внимание следует уделять не передаче сумме готовых знаний, а знакомству обучающихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от обучающихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Ценностные ориентиры.

Изучение общих биологических закономерностей - задача заключительного раздела курса биологии. Ведущие идеи курса биологии - эволюция органического мира, разноуровневая организация живой природы, взаимосвязи строения и функций живых организмов, биологических систем и природной среды - определяют содержание и структуру школьного курса. Изучение курса основывается на знаниях, полученных при изучении биологических дисциплин в младших классах, а также приобретенных на уроках химии, физики, истории, географии. Сам предмет является базовым для ряда специальных дисциплин. Изучаются теоретические и прикладные основы общей биологии.

Цели и задачи предмета биологии.

  • Обеспечить усвоение учащимися основных положений биологической науки о строении, жизнедеятельности организмов и человека, об их индивидуальном и историческом развитии, о системе органического мира, структуре и функционировании экологических систем, об их изменениях под влиянием деятельности человека;

  • Обеспечить понимание научной картины мира, роли и места человека в биосфере, его активной роли как социального существа;

  • Добиться понимания практического значения биологических знаний для сельскохозяйственного производства, биотехнологии, лесной, рыбной промышленности;

  • Обеспечить экологическое образование и воспитание;

  • Осуществлять гигиеническое и половое воспитание учащихся в органической связи с их нравственным воспитанием;

  • Формировать умения учебного труда как важного условия нормализации учебной нагрузки учащихся, прочности усвоения ими основных знаний, развития логического мышления школьников, их воспитания.

Согласно регионального базисного учебного плана и учебного плана МАОУ «СОШ № 32» на 2015-2016 учебный год учебный предмет «Биология» изучается в объеме 1 часа в неделю, что составляет 33 часа в год.

Тематическое планирование

Тема

Количество часов авторской программы

Количество часов по рабочей программе

Примечание.

1

Раздел 4. Вид

20

18

2

Тема 4.1.История эволюционных идей

4

1

На раскрытие темы достаточно 1 часа, т.к она не достаточно сложная

3

Тема 4.2. Современное эволюционное учение

9

8

На раскрытие темы достаточно 8 часов, т.к она не достаточно сложная

4

Тема 4.3. Происхождение жизни на Земле

3

3

5

Тема 4.4. Происхождение человека

4

6

На раскрытие темы недостаточно 4 часов, т.к она достаточно сложная

6

Раздел 5. Экосистемы

11

10

На раскрытие темы достаточно 10 часов, т.к она не достаточно сложная

7

Тема 5.1. Экологические факторы

3

3

8

Тема 5.2 Структура экосистем

4

5

Тема сложная требующая дополнительные часы

9

Тема 5.3. Биосфера - глобальная экосистема

2

1

На раскрытие темы достаточно 1 часа, т.к она не достаточно сложная

10

Тема 5.4. Биосфера и человек

2

1

На раскрытие темы достаточно 1 часа, т.к она не достаточно сложная

11

Экология Башкортостана

5

Часы взяты из резервного времени и предыдущих тем.

12

Резерв

3

Итого

33

33

Содержание программы

Раздел 4. Вид (18 часов)

Тема 4.1. История эволюционных идей (1 час)

История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Тема 4.2. Современное эволюционное учение (8 часов)

Вид, его критерий, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого разнообразия биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс.

Теме 4.3. Происхождение жизни на Земле ( 3 часа)

Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

Тема 4.4. Происхождение человека ( 6 часов)

Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Происхождение человеческих рас.

Демонстрация

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Критерии вида», «Популяция - структурная единица вида, единица эволюции», «Движущие силы эволюции», «Возникновение и многообразие приспособлений у организмов», «Образование новых видов в природе», «Эволюция растительного мира», «Эволюция животного мира», «Редкие и исчезающие виды», «Формы сохранности ископаемых растений и животных », «Движущие силы антропогенеза», «Происхождение человека», «Происхождение человеческих рас»

Лабораторные работы

Критерий вида

Изменчивость вида

Приспособленность организма к среде обитания

Гипотезы происхождения жизни

Происхождение человека

Раздел 5. экосистемы (8 часов)

Тема 5.1 Экологические факторы (3 часа)

Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.

Тема 5.2 Структура экосистем (5 часов)

Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества - агроэкосистемы.

Тема 5.3 Биосфера - глобальная экосистема (1 час)

Биосфера - глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот ( на примере углерода). Эволюция биосферы.

Тема 5.4 Биосфера и человек ( 1 час )

Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.

Демонстрации

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Экологические факторы и их влияние на организм», «Биологические ритмы», «Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз», «Ярусность растительного сообщества», «Пищевые цепи и сети», «Экологические пирамиды», «Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме», «Экосистема», «Агроэкосистема», «Биосфера», «Круговорот углерода в биосфере», «Биоразнообразие», «Глобальные экологические проблемы», «Последствия деятельности человека в окружающей среде», «Биосфера и человек», «Заповедники и заказники России».

Лабораторные работы

Природные сообщества

Цепи питания

Изменения в экосистемах

Решение экологических задач

Загрязнение окружающей среды

Антропогенные изменения

Экология Башкортостана.(5ч.)

Природные ресурсы Башкортостана. Характеристика основных типов экосистем Башкортостана.

Агроценозы. Почва как главный ресурс агроэкосистемы. Повышение продуктивности агроценозов.

Город как экосистема. Промышленность городов Башкортостана.

Экологические проблемы Башкортостана.

В результате изучения биологии учащийся должен

Знать/понимать

  • Основные биологические понятия и термины; результаты выдающихся биологических открытий.

  • Биологические явления и процессы в природе и живых организмов, взаимодействия между ними; изменение окружающей среды в результате деятельности человека; последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды; охрана природы и перспективы рационального природопользования.

  • Образование Земли, этапы ее формирования, их характеристика, появление первых живых организмов и их эволюция.

  • Многообразие живого мира; основные свойства живой материи; уровни организации живой материи; критерии живых систем.

  • Индивидуальное развитие организмов; эмбриональный период развития; постэмбриональный период развития; сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков; биогенетический закон; развитие организма и окружающая среда.

  • Основы селекции; создание пород животных и сортов растений; методы селекции растений и животных; селекция микроорганизмов; достижения и основные методы направления современной селекции.

уметь

  • Выделять, описывать и объяснять существенные признаки биологических объектов и явлений;

  • Находить информацию в разных источниках и уметь ее анализировать, необходимую для изучения биологических объектов и явлений.

  • Приводить примеры многообразие живого мира; метаболизма; прокариотических клеток; эукариотических клеток; размножения организмов; закономерности наследования признаков.

  • Составлять краткую биологическую характеристику разных типов биологических объектов, явлений и процессов, на основе разнообразных источников биологической информации и форм ее представления.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Учета биологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными биологическими явлениями, объектами и процессами, их изменений в результате биотических, абиотических и антропогенных воздействий; оценка их последствий;

  • Приблизительно определять фенотипы поколений, по фенотипам родителей; определять периоды развития животных организмов; вегетативно размножать растения.

  • рационально использовать природные ресурсы и бережно относиться к окружающей среды.

Литература

Литература для учителя

1. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10-11 класс. - М.: Дрофа, 2005.

2. Высоцкая Л. В. и др. Общая биология. - М.: Просвещение, 2001 г

3. Захаров В. Б. и др. Общая биология. - М.: Дрофа, 1999 г

4. Миркин Б.М. и др. Экология Башкортостана. - Уфа: Китап, 1995.

5. Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. Эволюция органического мира.- М.: Просвещение, 1991.

Литература для учащихся

1. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10-11 класс. - М.: Дрофа, 2005.

2. Миркин Б.М. и др. Экология Башкортостана. - Уфа: Китап, 1995.

3. Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. Эволюция органического мира.- М.: Просвещение, 1991.

Интернет ресурсы

bio.1septevber.ru - газета «Биология» - приложение к 1 сентября

bio.nature.ru - научные новости биологии.

edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования.

km.ru/education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

Контроль

самостоятельные, проверочные и тестовые задания, лабораторные работы -11.




© 2010-2022