- Преподавателю
- Биология
- Пасека как учебная лаборатория сельской школы
Пасека как учебная лаборатория сельской школы
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ямбашева В.А. |
Дата | 20.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пасека как учебная лаборатория сельской школы
Ямбашева Валентина Афанасьевна, учитель биологии
МОУ «Петъяльская средняя общеобразовательная школа»
Волжского района республики Марий Эл
Пчеловодство - одно из древнейших занятий населения Марийского края, до сих пор является важной отраслью сельского хозяйства. Пчеловодство как производственное занятие увлекательно, благодатно для здоровья, приучает к наблюдательности, самостоятельности, любви к природе и к труду. Поэтому пасека - прекрасное место для развития человека.
Главная задача сельского учителя - воспитывать трудолюбивую, нравственно здоровую личность, способную самостоятельно решать жизненные проблемы при любых ситуациях. Истинная педагогическая позиция нацеливает детей на то, что жизнь - это созидательная работа. Ребенок берется за какое-то дело лишь тогда, когда он сознательно видит в нем радость, при этом достигает хороших результатов без непосредственного вмешательства взрослых. Трудовое усилие способствует проявлению скрытых способностей ребенка. Обнаруживая в себе новые способности и большой потенциал возможностей, ребенок испытывает внутреннее удовлетворение и желание работать еще лучше. У таких детей формируется замечательное качество - трудоспособность, которая позволяет ребенку апробировать себя в разных областях человеческой жизни, ибо способности обнаруживаются только в деятельности.
Рассуждая о развитии универсальных учебных действий обучающихся, прежде всего надо сказать о преодолении отвращения к систематическому и напряженному труду. Труд - это воплощение умственного и физического труда, ибо врозь они недолговременны и не продуктивны. В ходе выполнения физической работы важно тренировать у ребенка способность думать о наиболее эффективных способах выполнения. В то же время длительная умственная работа без сопровождения физического труда приведет к быстрому истощению здоровья. Например, в работе пчеловода наблюдается гармоничное их сочетание. В процессе трудовой деятельности ребенок заинтересуется определенным видом занятия, затем интерес перерастает в склонность профессионально заниматься этой работой. Ребенок, не обладающий трудоспособностью, не испытывает радости и не имеет такой возможности самоопределения в сфере человеческой деятельности.
Следующей важной особенностью пасеки как учебной лаборатории является согласованность и взаимодополняемость сведений, получаемых детьми из различных школьных курсов Пасека - площадка для учебных исследований, позволяющая широко раскрыться таким предметам как биология, химия, физика, география, технология, математика, физическая культура. Важно протягивать от одного учебного предмета к другому связующие ниточки, которые позволили бы школьникам воспринимать красоту мира в цельности, в единстве и взаимосвязи процессов. Например, познавая основы пчеловодства, члены НОУ «Живая планета» выполнили ряд ученических исследований. В том числе «Природные условия и ресурсы Волжского района для интенсивного разведения пчелиных семей», «Химический состав меда», «Фацелия - ценная культура сельского хозяйства марийского края», «Правило золотого сечения в пчеловодстве».
В ходе практической деятельности обучающихся в лонах родной природы происходит активный поиск подходов, позволяющих повысить приоритет воспитательных задач наряду с интеллектуальным обучением. Формирование духовной сферы развивает способности, способствует созидательному творчеству, приводит к развитию человека в обществе. В настоящее время задача нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость. Воспитание ребенка начинается в семье. Школам и семьям необходимо объединить усилия. Сотрудничество между родителями и школой лучше всего проявляется в общем деле, одной из таковых на селе является пчеловодство. В школе дети получают теоретическую подготовку по пчеловодству, а на подсобной пасеке используют свои знания во время экскурсии, учебной практики и во время каникул, помогая старшим.
Общение детей с пчеловодом выявляет труд как форму проявления личности и таланта, развивает компетентность. На пасеке дети наглядно ощущают, что труд является основанием для создания благополучия человеческой жизни и культуры. Они видят, что труд продуктивен только тогда, когда человек относится к работе творчески, понимает ее пользу и необходимость.
На пасеке дети осваивают древнее ремесло предков. Изучают экологические и экономические особенности своего края, учатся любить и ценить родную природу, уважать труд и творчество людей.
Библиографический список
-
Асмолов, А. Г., Бурменская, Г. В., Володарская, И. А., Карабанова, О. А., Салмина, Н. Г. Молчанов, С. В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / под ред. А. Г. Асмолова. - М., 2010.
-
Проблемы реализации педагогических идей А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского в современной теории и практике образования: сборник статей республиканской научно - практической конференции /Мар. гос. ун-т; под ред. В. Л. Дубининой. - Йошкар - Ола, 2008. - 256 с.
-
beelife.org/novosti-pchelovodstva/obuchenie-shkolnikov-azam-nauki-o-razvedenii-pchel.html