Урок на тему Способы размножения растений

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Урок на тему

«Способы размножения растений»

6 класс



Учитель высшей категории Савинкова В.Ю.







Цель урока: изучить способы размножения растений

Задачи: - познакомить учащихся со способами размножения растений;

- сформировать понятия: половое, бесполое, вегетативное размножение, гамета, зигота, сперматозоид, спермий, яйцеклетка;

- продолжить формирование умения работать с учебником.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся знают, что размножение- одно из важнейших свойств живого организма; могут назвать способы размножения у растений и объяснить преимущество полового размножения перед бесполым.

Метапредметные: развиваются умения работать с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов.

Личностные: формируются познавательные потребности на основе интереса к изучению жизнедеятельности организмов.

Основные понятия урока: половое, бесполое, вегетативное размножение; гамета; зигота, сперматозоид; спермий; яйцеклетка.

Деятельность учащихся: опережающие задания, работа в группах и парах, работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении результатов.

«...» - обозначение прямой речи учителя

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Приветствие учителем учеников. Положительный настрой на урок:

«Здравствуйте! Как приятно вас видеть! Я надеюсь, мы плодотворно сегодня поработаем на уроке. Вперед, «гардемарины»!

  1. Актуализация знаний.

- «Давайте выясним, какие свойства присущи всем живым организмам (рост, развитие, питание, дыхание, размножение).»

- «Какое свойство наиболее значимое для организма? (размножение)»

- «В чем его биологическое значение? (оставить после себя потомство, воспроизвести себе подобного, увеличить количество потомства)»

- «К чему стремится растение в размножении: к увеличению или уменьшению количества себе подобных? (к увеличению численности). Почему? (больше шансов к выживанию)»

- «Как вы думаете, к чему стремится человек, имея у себя в доме красивое растение в одном экземпляре? (увеличить его количество, размножить)»

3. Постановка учебной задачи.

- «Давайте предоставим слово одноклассникам, которые дома выполняли опережающее задание на размножение растений в домашних условиях. Что они нам предложат?» (ученики представляют презентации - проекты по вегетативному размножению при помощи глазков картофеля, розеток хлорофитума, листовыми пластинами и кусочками листа узумбарской фиалки).

- «Показанные проекты подтвердили возможность размножения растений, используя для этого сколько родительских организмов? (один)»

- «Вы уже догадались, что темой нашего урока будет…, правильно - способы размножения растений»

- «Процесс размножения, который подразумевает использование только одного родителя- бесполый, а размножение органами и их частями- вегетативное размножение.»

- «Как вы думаете, картофель, размноженный глазками, хлорофитум розетками, узумбарская фиалка листьями и частями листа будут иметь прямое или удаленное сходство с родительским организмом? (прямое) Почему? (потому, что вся наследственная информация о признаках организма передается непосредственно от одного родителя)»

- «Где содержится наследственная информация? (в хромосомах)»

- «Размножение-единственный путь к бессмертию. Именно в размножении заключается смысл жизни любого организма, и, следовательно, к этому процессу следует относиться с глубочайшим трепетом и уважением. Когда в растении накапливаются питательные вещества и оно достигает определенного возраста, растение приступает к размножению.»

- «Вспомните еще раз, что такое размножение? (воспроизведение себе подобных». В природе существует много способов размножения и с одними из них вас познакомили ваши одноклассники в своих презентациях-проектах. Но все примеры размножения можно объединить в два основных типа (пишет на доске в виде схемы)

ПОЛОВОЕ БЕСПОЛОЕ

  1. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)

Слайд 1 Вегетативное размножение

- «Выберите, какие из представленных организмов размножаются органами, их частями, спорами, собственно делением. Составьте, схему в тетради, (работа в парах).

ЗАДАЧА№1 У садовника растет замечательный куст крыжовника. Ягоды на нем особо крупные, вкусные. Он хочет получить второе растение, обладающее такими же свойствами. Как ему размножить куст? (делением куста, ветками, прикапыванием отводка землей).

  1. Первичное закрепление.

-«Напомните! Данное бесполое размножение называется …(вегетативным)»

6. Физминутка ( 2 минуты)

ЗАДАЧА№2 В темную июльскую ночь наступает доставшийся нам от наших предков праздник Иванки Купала, когда молодые люди отправляются искать цветок счастья. Какое растение не цветет и способно к бесполому размножению спорами. Эти растения с древних времен образовывали в земле залежи каменного угля (папоротник)

Слайд 2 Размножение спорами

- «Кто скажет- что такое спора? (специализированная клетка, дающая начало новому организму)?

- «Как вы думаете, в каких условиях происходит бесполое размножение? В чем его преимущество? (в благоприятных, в основном летом, происходит быстрое воспроизведение себе подобных в массовом количестве).

- «В чем его недостаток? (передаются признаки материнского организма, возможны недостатки и болезни)»

Слайд3 Половое размножение

  1. Этап применения знаний и способов действий

- «Найдите в учебнике и прочитайте при помощи чего происходит половое размножение (чтение вслух- «жужжание»)»

- «В чем биологический смысл полового размножения? Почему оно так называется? (передаются признаки обоих родителей, возрастает шанс к выживанию)»

- «Составьте схему «Половое размножение» (работа в группах)

7. Включение нового знания в систему знаний и повторения

- «Почему в результате полового размножения появляются новые качества организма? Найдите ответ на этот вопрос в тексте учебника и прочитайте.»

- «Заполните таблицу «Способы размножения растений» (работа в группах)

Бесполое

Половое

Сколько родителей участвуют?

При помощи чего происходит размножение?

Потомки идентичные или не являются точными копиями родителей?

Преимущество и недостатки


  1. Рефлексия

Учащиеся подводят итог урока. Анализируют свои ответы на уроке:

- Я узнал на уроке, что…

- Я знал о том, что…

- Я впервые узнал на уроке, что…

- Мне было интересно (не интересно)

- Я считаю, что моим товарищам… можно поставить оценку «5», «4», «3», т.к. они работали хорошо (недостаточно хорошо, плохо, давали неполные ответы, были активны, их ответы дополняли другие товарищи).

9. Д/З: изучить параграф 21, повторить материал о строении высших и низших споровых растений.

-


© 2010-2022