• Преподавателю
  • Биология
  • Модульные уроки по биологии 5 класс (ФГОС) на тему «Химический состав клетки. Неорганические вещества. Органические вещества»

Модульные уроки по биологии 5 класс (ФГОС) на тему «Химический состав клетки. Неорганические вещества. Органические вещества»

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предлагаемые уроки составлены в соответствии с требованиями

Федерального государственного образовательного стандарта основного

общего образования и на основе рабочей программы по биологии для 6-9 классов (авторы В.В. Пасечник и др.) - курс «Биология» 5 класс, учебник В.В. Пасечник, С.В Суматохин , Г.С.Калинова, изд-во «Просвещение» 2014 год.

В основе нового Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся. Модульное обучение является такой технологией обучения, которая базируется на позициях деятельного, активного, гибкого подхода к построению педагогического процесса. Эта педагогическая технология обеспечивает ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности, коллективизма, склонностей, умений осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Ученик полностью самостоятельно (или с определённой дозой помощи) достигает конкретных учебно-познавательных целей в процессе работы с модулем. Модуль - целевой функциональный узел, в котором объединено учебное содержание и технология овладения им. В модуль входят: целевой план действия, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей. Модуль выступает как программа обучения. Индивидуализированная по содержанию, методам учения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности ученика. При модульном обучении каждый ученик включается в эффективную учебно-познавательную деятельность, работает с дифференцированной по содержанию и дозе помощи программе. Идёт индивидуализация контроля, самоконтроля, консультирования, степени самостоятельности. Ученик имеет возможность в большей степени самореализоваться и это способствует мотивации учения. Данная система представляет большие возможности для развития таких качеств личности ученика, как самостоятельность и коллективизм, гарантирует каждому ученику освоение стандарта образования и продвижения на более высокий уровень обучения.


План-конспект модульного урока по биологии в 5 классе


Тема урока - «Химический состав клетки.

Неорганические вещества. Органические вещества» (2ч)

Дидактическая цель: в результате овладения содержанием этих модулей

обучающиеся должны знать химический состав клеток, сформировать понятия

«неорганические вещества», «органические вещества».

Интегрирующая цель 1 модуля - «Химический состав клетки.

Неорганические вещества»: в результате работы обучающиеся должны

познакомиться с химическим составом клеток; сформировать понятие

«неорганические вещества» и показать их роль в клетке.

Интегрирующая цель 2 модуля - «Химический состав клетки. Органические

вещества»: в результате работы обучающиеся должны познакомиться с

органическими веществами , входящими в состав клетки; сформировать понятие

«органические вещества» и показать их роль в клетке.

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений, навыков.

Формы организации познавательной деятельности: используется блочно-

модульная технология обучения ( работа по готовому модулю индивидуальная,

групповая работа).

Оборудование: распечатанный учебный материал с указанием номера учебного

элемента, заданий, рекомендации по выполнению заданий (модуль 1, модуль 2),

таблицы, схемы.

Базовые знания: клетка, вещества клетки, вода, минеральные соли.

Основные понятия и термины: клетка, неорганические вещества, органические

вещества, вода, минеральные соли, белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты.

Методические рекомендации и задачи урока:

1.Развиваем умение учащихся работать по алгоритму учебного модуля; работе с

текстом учебника; работе групповой и индивидуальной.

2.Закладываем основы для дальнейшего развития общебиологических понятий.

3.Развиваем интерес учащихся к самостоятельной деятельности, предложив им оценить свою работу по шкале баллов, полученных за выполнение разных заданий учебного модуля.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная и групповая работа по алгоритму учебных модулей.

Приёмы организации учебной деятельности учителя: организация проверки заданий учебных элементов, беседа, работа с учебником, тетрадью, таблицами, обсуждение, контроль.

Организация деятельности учащегося: самостоятельная работа.

Развитие умений учащихся: развиваем умение самостоятельной работы с текстом учебника, учебным модулем; умение оценивать ответы выступающих и свою работу.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: обучающие знакомятся с химическим составом клетки, с

неорганическими веществами, органическими веществами и их ролью в клетке.

Метапредметные: обучающиеся учатся устанавливать общность живой и

неживой природы на основании сравнения и установления сходства их

химического состава.

Личностные: интерес к изучению ранее незнакомых объектов живой природы и

проведение простейших исследований способствуют формированию у учащихся

мотивации и познанию нового; у обучающихся формируется научное

мировоззрение на основании установления химического состава клеток как одного

из доказательств единства живой природы.







Тема «Химический состав клетки.

Неорганические вещества. Органические вещества» (2ч)

Дидактическая цель: в результате овладения содержанием всех модулей Вы

должны получить представление о химическом составе клетки, знать понятия

«неорганические вещества», «органические вещества», знать роль веществ в

клетке, уметь устанавливать общность живой и неживой природы на основании

сравнения и установления сходства их состава.

Модуль 1. «Химический состав клетки. Неорганические вещества»

№ уч. элем.


Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению

заданий

УЭ-О

Интегрирующая цель: В результате работы вы должны познакомиться с химическим составом клеток; сформировать понятие «неорганические вещества» и показать их роль в клетке.

Внимательно прочитайте цели урока

УЭ-1

Входной контроль знаний. Подготовка к работе:

1.Выполнить тестовые задания. Внимательно прочитайте вопрос и варианты ответов, определите правильный ответ.

1) Прибор, дающий возможность детально изучить внутреннее строение микроорганизмов, - это

а) ручная лупа; б) микроскоп;

в) штативная лупа; г) телескоп.

2) Учёным, который первым увидел микроскопический организм, был:

а) Антон Ван Левенгук; б) Роберт Броун;

в) Роберт Гук; г) Теодор Шванн.

3) Выберите составные части увеличительных приборов, встречающихся у штативной лупы и микроскопа:

а) предметный столик; б) зрительная труба;

в) зеркало; г) увеличительное стекло.

4) Прибор, дающий наименьшее увеличение, - это

а) штативная лупа; б) лупа;

в) микроскоп; г) телескоп.

5) На нижнем конце тубуса микроскопа помещается:

а) зеркало; б) объектив;

в) окуляр; г) предметный столик.

2. Составьте алгоритм (точную последовательность действий) работы с микроскопом.

3.Обсудите результаты выполнения заданий

4. Оцените свою работу. Каждое правильно выполненное задание - 1 балл.

Максимальное количество баллов - 6 баллов.

Индивидуально. Самостоятельно в тетради.






Вместе с классом.

Оцените свою работу.

УЭ-2

Цель: Познакомиться с основными группами элементов, входящих в состав клетки.

Задание: Внимательно слушайте рассказ учителя, выделяйте при записи новые термины.

Рассказ учителя по теме: «Химический состав клеток»

Письменно ответьте на вопросы:

Что такое химический элемент?

Какие химические вещества входят в состав клетки?

Оцените свою работу. Каждое правильно выполненное задание - 1 балл.

Максимальное количество баллов - 2 балла

Работайте парами.


Пользуйтесь учебником.

Вместе с классом

УЭ-3

Цель: Сравнить химический состав клетки и объектов неживой природы.

Заполните таблицу:

Химический состав живой клетки

Химический состав объектов неживой природы


Оцените свою работу. Каждое правильно выполненное задание - 1 балл.

Максимальное количество баллов - 2 балла


Работайте в тетради


УЭ -4

Цель: Получить представление о роли неорганических веществ в клетке.

Задание: Заполните таблицу в рабочей тетради «Роль неорганических веществ, входящих в состав клетки»

Работайте самостоятельно в рабочей тетради

УЭ-5

Цель: Проверить усвоение знаний.

1. Выполните задание

1) Какие неорганические вещества входят в состав живой клетке?

а) белки и вода; б) минеральные соли и жиры;

в) вода и минеральные соли; г) жиры и белки.

2. Учёный, которому принадлежит основная роль в создании клеточной теории, - это:

а) Антон Ван Левенгук; б) Роберт Броун;

в ) Роберт Гук; г) Теодор Шванн.

3. Наука цитология изучает:

а) строение растительных и животных организмов;

б) строение клеток животных, растений, грибов и бактерий;

в) условия сохранения здоровья человека;

г) способы развития насекомых.

4. К неорганическим веществам клетки относят:

а) белки; б) жиры; в) углеводы; г) минеральные соли.

2. Проверь правильность ответов.

3. Оцените свою работу. Каждое правильно выполненное задание - 1 балл.

Максимальное количество баллов - 4 балла

Работайте самостоятельно в тетради

Индивидуально. Самостоятельно в тетради.




Ответы возьмите у учителя

УЭ-5

Подведение итогов урока: 1) Прочитайте цель урока;

2) Достигли вы цели урока?

В какой степени?

3) Оцените свою работу на уроке:

«5», «4», «3»

Оцените свою работу по следующей схеме

Все задания выполнены без ошибок - 13-14 баллов - оценка «5»

Иногда ошибался, выполнено большинство заданий - 10-12 баллов - оценка «4»

Часто ошибался, выполнена половина заданий - 7-9 баллов - оценка «3»

Почти ничего не смог сделать - меньше 9 баллов - оценка «2»

Работайте индивидуально


За помощью обращайтесь к учителю

Модуль 2. «Химический состав клетки. Органические вещества»

№ уч. элем.


Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению

заданий

УЭ-О

Интегрирующая цель: В результате работы вы должны познакомиться с органическими веществами и их ролью в клетке; научиться доказывать единство живой природы на основании установления сходства химического состава клеток.

Внимательно прочитайте цели урока

УЭ-1

Входной контроль знаний. Подготовка к работе:

Ответьте на вопросы

1. Что указывает на единство живой и неживой природы?

2.Выполнить тестовые задания. Внимательно прочитайте вопрос и варианты ответов, определите правильный ответ.

1) Выберите составные части увеличительных приборов, встречающихся у штативной лупы и микроскопа

а) предметный столик; б) зрительная труба;

в) зеркало; г) увеличительное стекло.

2) Какое вещество является минеральным?

а) белок; б) жир;

в) вода; г) углевод.

3) К увеличительным приборам не относится:

а) телескоп; б) микроскоп;

в) лупа; г) термометр.

4) Первый ученый, обнаруживший с помощью микроскопа клетки:

а) Чарльз Дарвин; б) Матиас Шлейден;

в) Роберт Гук; г) Владимир Вернадский.

5) Наука, изучающая строение и функции клеток:

а) орнитология; б) цитология;

в) микология; г) энтомология.

6) Самое распространённое неорганическое вещество в живом организме:

а) вода; б) белки; в) жиры; г) минеральные соли.

2.Обсудите результаты выполнения заданий

3. Оцените свою работу. Каждое правильно выполненное задание - 1 балл.

Максимальное количество баллов - 7 баллов

Индивидуально. Самостоятельно в тетради.






Вместе с классом.

Оцените свою работу.

УЭ-2

Цель: Получить представление об органических веществах и их роли в жизни клетке.

Задание: прослушать лекцию учителя об органических веществах и их роли в клетке (с демонстрацией опытов, доказывающих наличие органических веществ в клетке)

Лекция по теме: «Органические вещества клетки»

План лекции: 1. Белки.

2. Углеводы.

3. Жиры (масла)

4. Нуклеиновые кислоты.

Внимательно слушайте лекцию, выделяйте при записи новые термины.

Слушайте лекцию учителя

УЭ-3

Цель: Получить представление о роли органических веществ в клетке.

Задание: Заполните таблицу в рабочей тетради «Роль органических веществ, входящих в состав клетки»

Оцените свою работу. Правильно выполненное задание - 3 балла.

Работайте в рабочей тетради


УЭ-4

Цель: Проверить усвоение знаний.

1. Выполните задание

1) Органические вещества, входящие в состав клетки, - это:

а) белки и вода; б) белки и жиры;

в) белки, минеральные соли, углеводы;

г) белки, жиры, углеводы.

2. Функции жиров в организме:

а) передача наследственных признаков;

б) запасание энергии и воды; в ) защита от инфекций;

г) участие в свёртывании крови.

3. Функции нуклеиновых кислот в организме:

а) энергетическая; б) транспортная;

в) информационная (передача наследственных признаков);

г) двигательная.

2. Задание:

Выберите четыре правильных ответа

1. Органические вещества клетки - это

Белки, вода, жиры, минеральные соли, нуклеиновые кислоты, углеводы.

2. Проверь правильность ответов.

3. Оцени свою работу. Каждое правильно выполненное задание - 1 балл.

Максимальное количество баллов - 4 баллов

Работайте самостоятельно в тетради





Ответы возьмите у учителя

УЭ-5

Подведение итогов урока: 1) Прочитайте цель урока;

2) Достигли вы цели урока?

В какой степени?

3) Оцените свою работу на уроке:

«5», «4», «3»

Оцените свою работу по следующей схеме

Все задания выполнены без ошибок - 13-14 баллов - оценка «5»

Иногда ошибался, выполнено большинство заданий - 10-12 баллов - оценка «4»

Часто ошибался, выполнена половина заданий - 7-9 баллов - оценка «3»

Почти ничего не смог сделать - меньше 9 баллов - оценка «2»

За помощью обращайтесь к учителю






Ответы

Модуль «Химический состав клетки. Неорганические вещества»

УЭ -1

1. б

2. в

3. г

4. б

5. б

УЭ - 5

1. в

2. г

3. б

4. г

Оцените свою работу по следующей схеме

Все задания выполнены без ошибок - 13-14 баллов - оценка «5»

Иногда ошибался, выполнено большинство заданий - 10-12 баллов - оценка «4»

Часто ошибался, выполнена половина заданий - 7-9 баллов - оценка «3»

Почти ничего не смог сделать - меньше 9 баллов - оценка «2»

Модуль «Химический состав клетки. Органические вещества»

УЭ -1

1. г

2. в

3. г

4. в

5. б

6. а

УЭ - 4

1. г

2. б

3. в

Оцените свою работу по следующей схеме

Все задания выполнены без ошибок - 13-14 баллов - оценка «5»

Иногда ошибался, выполнено большинство заданий - 10-12 баллов - оценка «4»

Часто ошибался, выполнена половина заданий - 7-9 баллов - оценка «3»

Почти ничего не смог сделать - меньше 9 баллов - оценка «2»

Литература:

  1. Биология: Учебник для 5 класса общеобразовательных организаций / В.В. Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С.Калинова - М.: Просвещение, 2014 год.

  2. В.В. Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С.Калинова. Уроки биологии: 5 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2009 год.

  3. В.В. Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С.Калинова, З.Г. Гапонюк. Уроки биологии: 5-6 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2012 год.

  4. В.В. Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С.Калинова, Г.Г. Швецов. Биология: рабочая тетрадь 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011 год.

  5. Биология: Контрольно-измерительные материалы 5 класс / Сост. Н.А. Артемьева - М.: Вако, 2013 год.

  6. Биология.Рабочие программы. Предметная линия учебников "Линия жизни". 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.


© 2010-2022