Информация о системе подготовки к ЕНТ по биологии

Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Информация

о системе работы по подготовке к ЕНТ

учителя биологии КГУ «Нежинская СШ»

Стемасовой Т.А


Цель подготовки к ЕНТ - успешная сдача тестирования. Помочь учащимся более эффективно повторить учебный материал, интенсифицировать процесс его усвоения, поднять уровень знаний, так чтобы все разнообразие живой природы воспринималось ими как единая система с общими законами происхождения, развития, закономерностямистроения и жизнедеятельности.

В задачу подготовки входит также выработка четкости изложения знаний, умение анализировать и обобщать явления, факты.

ЕНТ проводится с использованием тестовых заданий. Тестирование - специфическая форма контроля знаний, обладающая наряду с несомненными достоинствами и некоторыми недостатками, к числу которых можно отнести возможность угадывания учащимися правильных ответов, затрудняющих возможность диагностики учителем сформированных знаний и умений учащихся.

В этой ситуации перед учителем-предметником встает сразу несколько задач, кроме основной задачи формирования знаний и умений учащихся. Это задачи, связанные с подготовкой учащихся в следующих направлениях: понимание содержания теста, т.е. концентрация внимания; распределение времени ответа на тест; актуализация для ответа необходимой и достаточной информации из объема памяти.

Особенность биологических дисциплин состоит в том, что они преподаются в школе в течение шести лет, начиная с шестого класса. Это разграничивает возможности изучения таких предметов, как ботаника, зоология, анатомия и физиология человека, так как каждый из этих разделов биологии изучается по одному году без повторения.

Ознакомившись с опытом работы учителя биологии Советской школы Аккайынского района, я сделала вывод, что в своей работе по подготовке учащихся к ЕНТ я руководствуюсь такими же аспектами, как и моя коллега: техническим, методическим и психологическим.

I. Техническая подготовка к ЕНТ.

При работе с тестами следует приучать учащихся не делать подробные записи каждого шага своих рассуждений. Вырабатывать и приучать детей внимательно и до конца дочитывать вопрос, вдумываясь в его содержание. Практика показывает, что учащиеся очень часто допускают ошибки в простых несложных вопросах и это не от незнания, а от невнимательности, при разборе заданий. Дети это и сами понимают при анализе работы над ошибками.

II. Методическая подготовка к ЕНТ.

1. Обеспеченность учащихся литературой.

2. Часто учащиеся при подготовке к ЕНТ пытаются проанализировать как можно больше вариантов предыдущих лет. Опыт показывает, что такой путь всегда перспективен, так как происходит накопление и систематизация полученных ранее знаний, а также способность к переработке и анализу материала.

Я приучаю детей не заучивать тесты прошлых лет, а учить теоретический материал по спирали: от простого к сложному в определенной последовательности. (Строение клетки - ткани - органы - систематика растений и т.д.). Если мы разбираем какой-либо вопрос, то разбираем весь теоретический материал по данной методике.

III. Психологическая подготовка к ЕНТ

1. Я стараюсь прекратить пугать учеников предстоящим ЕНТ и начать формировать в них твёрдое убеждение в том, что если очень постараться, то можно получить вполне приличный балл: время для подготовки ещё не полностью потеряно. Конечно, не стоит «перегибать палку» и внушать школьнику, что ЕНТ - это легко и просто. Но не нужно и внушать им мысль о полной безнадёжности.

2. Необходимо выбрать цель! Начать с вопроса «Что каждый из вас хочет получить на ЕНТ?» (например, «наберу 100 баллов на ЕНТ»). Таким образом, сразу определяется планируемый результат обучения. Важно, чтобы школьник сам его четко сформулировал для себя. На него следует постоянно ориентироваться. Достойная цель всегда сопряжена с трудностями. Не надо только их преувеличивать.

3. Следует учить школьника технике сдачи теста. Эта техника включает следующее:

а) обучение жесткому постоянному самоконтролю времени;

б) обучение оценке объективной и субъективной трудности заданий и соответственно разумному выбору этих заданий;

в) обучение прикидке границ результатов и минимальной подстановке как приёму проверки, проводимой сразу после выполнения задания;

г) обучение приёму «спирального движения» по тесту.

4.Следует учить школьника искусству управлять собой.

Современные условия жизни, подготовка к ЕНТ таковы, что школьники подвергаются всё большему числу стрессов. Следовательно, организм учащихся нуждается в предохранительных мерах, обеспечивающих допустимое напряжение нервной системы, а главное - способствующих компенсации затраченной энергии. В этом им может помочь овладение искусством управлять собой - своим трудом, своим поведением, своим состоянием.

Психотехнические навыки не только повышают эффективность подготовки к ЕНТ, позволяют наиболее успешно вести себя во время ЕНТ, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями.

Расслабление уменьшает внутреннее беспокойство, улучшает внимание и память. Для расслабления и снятия напряжения отлично подходят дыхательные упражнения и аутогенная тренировка. Необходимо включать эти упражнения в структуру урока использовать их для настроя класса перед контрольными работами.

Формулы:

1.Короткий вдох + длительный выдох + пауза = успокоение.

2.Длительный вдох + короткая пауза + резкий выдох = активизация деятельности.

Основные направления моей деятельности при подготовке к ЕНТ совпадают с методикой работы моей коллеги из Советской школы Аккайынского района. Это,

прежде всего, работа на уроке, затем прикладной курс, дополнительные занятия, индивидуальные консультации, применение элементов новых педагогических технологий.

Таких как: обучение в сотрудничестве (работа в малых группах, в парах), личностно-ориентированный подход, позволяют провести подготовку с большей эффективностью.

Выбор технологии зависит от темы и содержания занятия.

На уроках биологии важную роль играет дифференцированный подход к обучению. Учащиеся, выбравшие 5 предметом биологию, получают индивидуальные задания, которые позволяют определить уровень базовых знаний основного курса биологии, с целью последующей коррекции пробелов знаний. Большое значение уделяю тематическому контролю.

С целью отработки навыков тестирования, активизации учения, повышения уровня знаний, для обучения и контроля, самообразования и самоконтроля учащихся на уроках и дополнительных занятиях, применяю различные виды тестов

  • Тесты с выбором одного или нескольких правильных ответов;

  • Тесты открытой формы;

  • Тесты на установление соответствия;

  • Тесты на установление правильной последовательности;

  • Тесты на логическое мышление.

В своей работе я использую дифференциацию тестового материала по разделам и темам. Совместно с учащимися на консультациях мы прорабатываем задания пробных тестов, разделяя их сначала по разделам (ботаника, зоология, анатомия и физиология человека, общая биология), а затем в каждом разделе по темам. В дальнейшей работе при повторении материала по темам мы используем данные тесты для тематического контроля. Весь тестовый материал по пробным тестированиям группирую и сохраняю в специальных папках - накопителях для дальнейшей работы по подготовке к ЕНТ.

Результатом такой работы, является формирование общего банка тематического тестового материала по предмету. Содержание учебной дисциплины при этом сгруппировано в несколько блоков. Например:

Биология - наука о живой природе.

Клетка как биологическая система.

Организм как биологическая система.

Многообразие организмов.

Человек и его здоровье.

Надорганизменные системы. Эволюция органического мира.

Экосистемы и присущие им закономерности и т.д

Важное место занимает повторение и обобщение наиболее значимого и сложного для школьников материала из основной и средней школы: о классификации органического мира, его историческом развитии, особенностях строения и жизнедеятельности организмов разных царств живой природы. Использование их для конкретизации биологических теорий (клеточной, эволюции, хромосомной, антропогенеза и др.), а также вопросов экологии, онтогенеза, селекции, изучаемых на заключительном этапе биологического образования. Например, при изучении темы «Белки» - 10 класс, я повторяю железы внешней и внутренней секреции, гормоны, заболевания, связанные с избытком или их недостатком. Тема «Углеводы» - 10 класс - структурный углевод животной клетки хитин, классификацию членистоногих и их многообразие. При изучении приспособленности организмов -11 класс, я готовлю заранее таблицы, коллекции, гербарии и повторяю особенности строения цветка ветроопыляемых, насекомоопыляемых, самоопыляемых растений на примерах.

При изучении данных тем на уроках учащиеся делают пометки на полях в рабочих тетрадях (ЕНТ) и при итоговом повторении в конце учебного года обращаем внимание в большей степени на данный материал.

Необходимо у учащихся также формировать терминологический словарь используя следующие этапы работы:

1. Запись

Во-первых, слова нужно обязательно записывать и желательно от руки. Почему от руки? Потому что у всех в той или иной мере развита мышечная «моторная» память и записывая, вы уже даже не желая того, запоминаете. Также очень важный вопрос - куда записывать? Некоторые пытаются записывать на любых листочках, которые попадутся под руку или просто на стандартных листах, - это ложный путь, не ведущий никуда, потому как все эти листочки неизбежно теряются и весь ваш труд насмарку. К словам, раз записанным, нужно время от времени возвращаться и снова и снова их повторять, а потому заведите все-таки тетрадку-словарь.

2. Запоминание

В технике запоминания информации я пользуюсь методом Аткинсона, по имени англичанина впервые «официально» его применившего.

Аткинсон применял его для запоминания русских слов. Для иностранного слова, которое вы хотите запомнить подбирается созвучное, т. е. близкое по звучанию, русское слово и затем ключевой задачей является связать значение этого иностранного слова с созвучным русским.

Кроме того, этот метод очень развивает воображение, ведь ему (воображению) приходится все время напрягаться, так что людям творческих профессий - двойная польза, впрочем, хорошее воображение никому не помешает.

3.Использование

Как показывает опыт, ни одно уже заученное слово, не может считаться окончательно усвоенным, пока вы его не использовали в разговоре. Причем, не сразу после того, как вы его заучили и даже не день спустя. А вот если вы его, скажем, через неделю, вспомнили и более того - сумели ввернуть вовремя в разговор, то вот тогда и только тогда оно может считаться твердо усвоенным. Отсюда простой вывод, - говорите как можно больше.

Можно также использовать следующий прием: выхватывайте из вашей повседневной жизни, из разговоров или из телепередач, отдельные фразы и пытайтесь их перевести на английский. Будет ли ваш перевод корректным с точки зрения науки или нет, не имеет большого значения, здесь главная цель - это слова, т.е. сможете ли вы вспомнить ранее уже заученное слово, натолкнувшись на него в процессе перевода, или нет.

Независимо от уровня владения языком, нужно время от времени все повторять, либо постоянно и непрерывно находиться в языковой среде. Умение использовать иностранные слова - это не знание, а навык.

Анализируя сборники тестовых заданий, я пришла к выводу, что большой процент вопросов отводится курсу ботанике и зоологии, т.е., тому, что ребята изучали давно, подзабыли, а, может, и не воспринимали осознанно и, как правило, учащиеся допускали по данным темам наибольшее количество ошибок. С самых первых уроков биологии в 6 классе необходимо вводить тестовый материал аналогичного содержания, который поможет сформировать у учащихся вышеперечисленные умения. Поэтому рабочие тетради учащиеся хранят и используют на уроках на протяжении изучения всего курса биологии, начиная с 6 класса.

При знакомстве с опытом работы учителя биологии Советской школы я обратила внимание, что этой методикой владею и я.

Большое внимание при подготовке к ЕНТ уделяется прикладным курсам.

Цель прикладных курсов - углубление и расширение знаний, отработка навыков работы с дополнительной и справочной литературой, профориентационная деятельность.

При подготовке к урокам прикладного курса у учащихся совершенствуются навыки самостоятельной работы с дополнительной справочной литературой, а также с ресурсами Интернета. А полученные знанияиметоды применяют на практике при работе на пришкольном и на личном приусадебном участке.

Подготовкой к ЕНТ нужно заниматься постоянно, из урока в урок. За один год подготовки высоких результатов добиться невозможно. С начала 11 класса необходимо переходить к детальному повторению.

Поэтому дополнительные занятия по подготовке к ЕНТ проходят, начиная с 9 класса. Ежегодно утверждаются индивидуальный план работы по подготовке к ЕНТ по биологии и календарно-тематическое планирование. Занятия проводятся на бесплатной основе во внеурочное время. Консультации проводятся 1-2 раза в неделю, как групповые, так и индивидуальные.

Алгоритм проведения дополнительных занятий:

  • Теоретическое повторение материала по блокам, темам.

  • Закрепление в виде решения биологических задач, развивающих логику, позволяющих установить причинно-следственную связь, биологических диктантов на знание терминов, понятий, процессов.

  • Тестовый контроль, включающий в себя различные типы тестовых заданий по темам, которые мы изучаем.

  • Главное: краткость, наглядность, сущность.

  • Обеспеченность справочным материалом.


Пробные тестирования:

По результатам пробных тестирований веду подробный мониторинг - это отслеживание результатов с целью коррекции. Проводятся следующие виды мониторингов:

Мониторинг результатов пробных тестирований.

Мониторинг результатов пробных тестирований в динамике.

Мониторинг ошибок, допущенных в тестировании.

После результатов пробного тестирования, тестового тематического контроля с целью коррекции знаний провожу индивидуальные консультации с каждым учащимся.

Мониторинг результатов пробного тестирования отслеживаю не только я как учитель-предметник, но и учащийся, сдающий ЕНТ, составляя графики и диаграммы.

Обязательно ведется письменный сравнительный анализ допущенных ошибок при пробном тестировании. Также каждый ученик по установленной форме проводит анализ индивидуальных ошибок, допущенных при тестировании.

На основе данных мониторингов мною составляются рекомендациипо недопущению ошибок при дальнейших тестированиях и план коррекционной работы.

Структура коррекционного занятия

  • Анализ результатов пробного тестирования.

  • Выявление пробелов в знаниях и фиксирование типичных ошибок в индивидуальных картах.

  • Тематическое повторение учебного материала.

  • Самостоятельная работа учащихся по тестам (контроль знаний). Самопроверка.

  • Разбор с учащимися материала, вызывающего затруднения.

  • Индивидуальное домашнее задание.

  • Работа учащихся над ошибками.

Развивая информационные компетенции, большое внимание уделяю компьютерным технологиям. В старшей школе на уроках и во внеурочное время используюэлектронные тесты «5+», электронные учебники, «Биология.1С Репетитор», «Школьный курс биологии», «Анатомия», энциклопедия Кирилла и Мефодия, «Биология. Анатомия и физиология человека». Электронный Биологический энциклопедический словарь, атласы по ботанике, зоологии, анатомии.

Электронные издания просто необходимы при подготовке к экзаменам.

В первую очередь - это информационный материал, в котором можно найти всё необходимое по различным направлениям биологии.

Во-вторых - можно получать справочный и наглядный материал для демонстрации- при помощи копирования его в WORD и дальнейшем использовании для приготовления наглядных пособий - таблиц, слайдов и использовать их для подготовки проектов. Предложенные в программе «Биология.1С Репетитор» задачи по уровню сложности соответствуют программе школьного курса, и их можно использовать в контрольных срезах по окончанию изучения определенных тем.

Кроме этих пособий хорошо использовать собственные презентации к различным урокам, сборник видеофильмов, собранный и систематизированный из различных источников, различные рисунки и таблицы в цифровом формате.

Учащимся даю советы, по работе с тестами:

- Необходимо правильно и рационально распределить время, установленное для ЕНТ. Затем определиться в последовательности работы над тестовыми заданиями по предметам.

- Лучше начинать отвечать на тестовые задания по тому предмету, который считается для вас наиболее легким;

- Приступать к ответу нужно только после изучения содержания вопроса;

- Работать нужно быстро, но без излишней торопливости;

- Если не знаете ответа на вопрос, его нужно пропустить и отвечать дальше, выбрав сначала самые легкие и знакомые вопросы, пролистав весь тест, а потом вернуться и спокойно пересматривать тест заново.

- Не нужно стремиться давать ответ наугад, так как в процентном отношении возможность угадывания правильного ответа или ответов ничтожно мала; при тестировании метод отгадывания ответов никогда не приведет к положительным результатам.

- Готовясь к тестам, учащиеся должны иметь навыки работы, уметь выбирать сначала хорошо знакомый материал, а затем вернуться и работать дальше.

- Рекомендуется применять метод «тройного прочтения», т.е. вы читаете задания по предмету, отмечая правильные ответы, затем переходите ко второму, третьему, четвертому предмету, долго не задерживаясь над осмыслением тех вопросов, которые вызывают затруднение.

- После того, как прочли и отметили правильные ответы на тестовые задания всех предметов, вы приступаете ко второму прочтению тестовых заданий в том же порядке.

- Наконец вы приступаете к третьему прочтению тестовых заданий в том же порядке, обращая внимание на вопросы, вызвавшие затруднения.

- У вас должно остаться время для контрольного прочтения и анализа тех заданий, которые вызвали затруднения и на которые так и не нашли ответ при «тройном прочтении» тестовых заданий.

Объективной реальностью является, то, что в условиях введения итоговой аттестации учащихся в форме единого национального тестирования, каждый учитель, естественно, стремится к тому, чтобы его выпускник продемонстрировал как можно более высокий уровень подготовки к ЕНТ, как и любому другому экзамену, учащихся надо готовить, но эта подготовка не должна сводится к «натаскиванию» на бездумное выполнение различных заданий. Залогом высоких результатов, демонстрируемых выпускниками на экзаменах является систематическая продуманная работа в течение всех лет обучения, направленная на достижение целей школьной биологии.


© 2010-2022