Рабочая программа 9 класс биология

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2

Левобережного района г. Воронежа.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА


Носовой Е. В.


I квалификационная категория


по учебному курсу


«Биология»


9 класс



Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного (общего) образования 2014г. по предмету «Биология», программы курса «Основы общей биологии» Пономарёва И.Н., Чернова Н.М.





2015 - 2016 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу биологии для 9 класса разработана на основе примерной программы курса «Основы общей биологии» для общеобразовательных учреждений (М.: Вентана - Граф, 2011). Использовала планирование Н.Ф.Бодровой.

Рабочая программа по биологии опирается на учебник - Пономарёва И.Н.,Корнилова О.А., Чернова Н.М. Основы общей биологии. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Вентана - Граф. 2010 и рассчитана на 68 учебных часов.

Формы промежуточной аттестации: срезовые работы (2), устные и письменные ответы, самостоятельные работы, тестовые задания, лабораторные и практические работы.

Лабораторные и практические работы (8):

1.Сравнение растительных и животных клеток

2.Каталитическая активность ферментов в живых тканях

3Проницаемость живой и мёртвой цитоплазмы.

4.Митоз в клетках корешка лука

5.Практикум. Решение задач по генетике.

6.Статистическая закономерность изменчивости

7.Приспособленность организмов и её относительность

8.Морфологические особенности растений различных видов

9.Изменчивость - общее свойство организмов

Форма итоговой аттестации: экзамен (по желанию)

Содержательная основа программ - биоцентризм и полицентризм в раскрытии живой природы, её закономерностей и многомерности разнообразия уровней организации жизни, особенностей

Цель программ:

Развивать у школьников в процессе биологического образования понимание величайшей ценности жизни, ценности биологического разнообразия. Вместе с тем программы максимально направлены на развитие экологического образования школьников в процессе обучения биологии и воспитание у них экологической культуры.

Обучающие цели:

  • усвоение учащимися знаний о живых системах и присущих им свойствах, о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли организмов;

  • формирование у учащихся представлений об истории развития биологической науки, о значении биологических знаний в жизни людей;

  • развитие знаний об основных методах биологической науки;

  • овладением умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы;

  • развитие у учащихся умений проводить наблюдения за живыми объектами, работать с лабораторным и экскурсионным оборудованием, поводить простые опыты и ставить эксперименты по изучению жизнедеятельности растений.

Развивающие цели:

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • привитие учащимся интереса к познанию объектов живой природы и к профессиям, связанным с биологией.

Воспитательные цели:

  • воспитание позитивного ценностного отношения к природе;

  • развитие у учащихся понимания ценности биологического разнообразия.

  • духовно - нравственное воспитание

При составлении рабочей программы использован учебно - методический комплект.

Программа. Основы общей биологии». 9 класс для общеобразовательных учреждений Пономарёва И.Н, Чернова Н.М. 2005

Учебник. Пономарёва И.Н.,Корнилова О.А., Чернова Н.М. Основы общей биологии. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Вентана - Граф. 2010.

Изучение курса «Основы общей биологии». Поурочное планирование. Книга для учителя. Н.Ф. Бодрова 2002

Календарно - тематическое планирование составлено согласно количеству часов указанному в программе, так каждая тема насыщена учебным материалом, имеющим большое практическое значение. Практические работы запланированы в соответствие с особенностью учащихся, возможностями кабинета, практической значимостью.

Формы контроля различны, кроме лабораторных и практических работ преобладает тестирование, которое позволяет быстро проверить большой объём материала. Самостоятельные работы планируются в виде задач, ответы на которые помогают объяснять различные закономерности в живом мире путём логического рассуждения., а также в виде задач по генетике и кратких ответов на вопросы.

Учебно - тематический план


Название темы

Количество часов

Лабораторные и практические работы

Введение

1


Тема 1. Основы учения о клетке

12

3

Тема 2 Размножение и индивидуальное развитие организмов

5

1

Тема 3 Основы учения о наследственности и изменчивости

10

2

Тема 4.Основы селекции растений, животных и микроорганизмов

5


Тема 5. Учение об эволюции

11

1

Тема 6 Происхождение жизни и развитие органического мира

6


Тема 7 . Основы экологии

11

1

Тема 8. Заключение

1



Требования к уровню подготовки учащихся


Учащиеся должны знать:

  • признаки живых организмов, генов, хромосом, клеток; популяций, экосистем, агроэкосистем, биосферы,

  • сущность обмена веществ и превращения энергии, развитие, размножение, наследственность, изменчивость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.

Учащиеся должны уметь:

  • уметь объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); взаимосвязи организма и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности изменчивости; проявления наследственных заболеваний.

  • изучать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов.

  • распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки,

  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия различных видов в экосистеме.

  • сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определённой систематической группе (классификация)

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окр. среды, факторов риска на здоровье; последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации;

  • использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики заболеваний; соблюдение правил поведения в окружающей среде; выращивание и размножение культурных растений и домашних животных.

Календарно - тематическое планирование


№ урока

Дата

Тема урока

Тип урока

Вид контроля

по плану

фактически

Введение (1ч)

1

3.09.15

Биология - наука о жизни

ИНМ

Тема 1. Основы учения о клетке (12 часов)

1/2

5.09.

Химический состав клетки. Неорганические вещества. Липиды. Углеводы.

К

2/3

10.09.

Белки: строение и функции. Ферменты и их роль

ИНМ

3/4

12.09.

Нуклеиновые кислоты: строение и их функции.

К

4/5

17.09.

Общий план строения клетки. Ядро. Плазматическая мембрана.

К

тест

5/6

19.09.

Цитоплазма

К

6/7

24.09.

Разнообразие клеток. Вирусы - неклеточные формы жизни.

ИНМ

тест

7/8

26.09

Лабораторный практикум Л.Р.1 -3

СЗУН

Л.Р.

8/9

1.10

Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки. Энергетический обмен в клетке.

ИНМ

9/10

3.10

Биосинтез белка

ИНМ

10/11

8.10

Фотосинтез

К

11/12

10.10

Клеточная теория

К

12/13

15.10

Урок обобщения и систематизации знаний по теме « Основы учения о клетке»

ОСЗ

ср

Тема 2. Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 часов)

1/14

17.10

Типы и способы размножения организмов

ИНМ

.

2/15

22.10

Жизненный цикл клетки. Митоз: фазы и биологическое значение. Л.Р.Митоз в клетках корешка лука.

К

Л.Р.

3/16

24.10

Особенности образования половых клеток. Мейоз фазы и биологическое значение

К


4/17

29.10

Онтогенез и его этапы

К

5/18

31.10

Урок обобщения и систематизации знаний по теме « Размножение и индивидуальное развитие организмов»

ОСЗ

ср

Тема 3. Основы учения о наследственности и изменчивости(10 часов)

1/19

12.11

Генетика как наука: история развития, основные методы и понятия

ИНМ

2/20

14.11

Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя

К

3/21

19.11

Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя

К

Л.Р.

4/22

21.11

Хромосомная теория наследственности. Закон сцепления генов.

К

5/23

26.11

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование

К

6/24

28.11

Генотип - целостная система

К

ср

7/25

3.12

Практикум (решение задач по генетике)

СЗУН

Л. Р.

8/26

5.12

Наследственная изменчивость

К

.

9/27

10.12

Ненаследственная изменчивость. Л.Р. Статистические закономерности изменчивости.

К

Л.Р.

10/28

12.12

Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Основы учения о наследственности и изменчивости»

ОСЗ

ср

Тема 4. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (5 часов)

1/29

17.12

Предмет и задачи селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений

ИНМ

2/30

19.12

Методы селекции животных и её достижения

К

3/31

24.12

Особенности селекции растений и её достижения

К

4/32

26.12

Основные направления селекции микроорганизмов.

К

5/33

Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Основы селекции растений, животных и микроорганизмов»».

ОСЗ

тест

Тема 5. Учение об эволюции (11 часов)

1/34

Идея развития органического мира в биологии

ИНМ

2/35

Основные положения теории Чарльза Дарвина об эволюции органического мира.

К

3/36

Современные представления об эволюции органического мира.

К

4/37

Формы естественного отбора

К

тест


5/38

Вид - его критерии и структура. Популяция - единица эволюции.

ИНМ

6/39

Процессы видообразования

К

7/40

Отражение хода эволюции в систематике органического мира.

К

8/41

Основные направления эволюции

К

9/42

Основные закономерности биологической эволюции

К

10/43

Лабораторный практикум

К

Л.Р.


11/44

Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Учение об эволюции»

ОСЗ

ср

Тема 6. Происхождение жизни и развитие органического мира (6 часов)

1/45

Возникновение жизни на Земле

ИНМ

2/46

Развитие жизни на Земле

К

3/47

Доказательство происхождения человека. Факторы антропогенеза

К

4/48

Эволюция приматов

К

5/49

Этапы эволюции человека

К

6/50

Человеческие расы, их родство и происхождение.

К

с.р.

Тема 7. Основы экологии (11 часов)

1/51

Экология как наука. Среды жизни и экологические факторы. Общие законы действия факторов среды на организмы

К

2/52

Приспособленность организмов к действиям факторов среды

К

.

3/53

Биологические связи в природе

К

тест

4/54

Популяция и её основные экологические характеристики

К

5/55

Функционирование популяции и динамика её численности.

К

6/56

Биоценозы. Биогеоценозы. Экосистема.

К

7/57

8/58

Развитие и смена биогеоценозов. Естественные и искусственные экосистемы

К

9/59

Основные законы устойчивости живой природы

К

10/60

Основы учения Вернадского о биосфере.

ИНМ

11/61

Рациональное использование природы и её охрана.

К

12/62

Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Основы экологии»

СЗУН

ср

Заключение (1 час)

1/63

Прощай, биология?

К

64

Резервное время

65

Резервное время

66

Резервное время

67

Резервное время

68

Резервное время


Учебно - методическое обеспечение и литература

Программа. «Основы общей биологии» для общеобразовательных учреждений (М.: Вентана - Граф, 2011).

Учебник. Пономарёва И.Н.,Корнилова О.А., Чернова Н.М. Основы общей биологии. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Вентана - Граф. 2010.

Изучение курса «Основы общей биологии». Поурочное планирование/авт. Бодрова Н.Ф - Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет. 2002

Основная.

  • Акимов С.С. Ахмалишева А.Х., Хренов А.В.Биология в таблицах, схемах, рисунках. - М.:Лист,1996.

  • Анастасова Л.П. Самостоятельные работы учащихся по общей биологии: Пособие для учителя. - 2-е изд., перераб. - М.:Просвещение.

  • Биология для поступающих в вузы/составитель Н.М.Киреева. - Волгоград:- Учитель - АСТ, 1999

  • Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. Эволюция органического мира: Факультатив. Курс.: Учеб. Пособие для 9 - 10 кл. сред. шк. - М.: Просвещение, 1991.

Дополнительная.

  • Дорогань Л.В.. Филиппов В.П. Экология. - Воронеж: Изд. - во ВОИПКРО, 1995

  • Единый государственный экзамен 20016 тестовые задания: биология/ А.Г. Хрипкова, В.З. Резникова, Г.С. Калинова и др.; М - во образования Р.Ф.. - М.: Просвещение, 2001.

  • Зверев И.Д., Мягкова А.Н.Общая методика преподавания биологии: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1995

  • Красновидова С.С. Дидактические материалы по общей биологии: 10 -11 кл.: Пособие для учащихся общеобразоват. Учреждений/С.С. Красновидова, С.А. Павлов, А. Б. Хватов. - М.: Просвещение./2000

  • Криксунов Е.А. и др. Экология: 9 класс: Учеб. Для общеобразоват. Учеб. Заведений/ Е.А Криксунов, В.В. Пасечник, А.П.Сидорин. - М.: Дрофа, 1995

  • Кулёв А.В. Общая биология. 10 класс; Методич. пособие. - СПб.:»Паритет», 2001.



© 2010-2022