- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа 9 класс биология
Рабочая программа 9 класс биология
Раздел | Биология |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Носова Е.В. |
Дата | 29.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
Левобережного района г. Воронежа.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Носовой Е. В.
I квалификационная категория
по учебному курсу
«Биология»
9 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного (общего) образования 2014г. по предмету «Биология», программы курса «Основы общей биологии» Пономарёва И.Н., Чернова Н.М.
2015 - 2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу биологии для 9 класса разработана на основе примерной программы курса «Основы общей биологии» для общеобразовательных учреждений (М.: Вентана - Граф, 2011). Использовала планирование Н.Ф.Бодровой.
Рабочая программа по биологии опирается на учебник - Пономарёва И.Н.,Корнилова О.А., Чернова Н.М. Основы общей биологии. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Вентана - Граф. 2010 и рассчитана на 68 учебных часов.
Формы промежуточной аттестации: срезовые работы (2), устные и письменные ответы, самостоятельные работы, тестовые задания, лабораторные и практические работы.
Лабораторные и практические работы (8):
1.Сравнение растительных и животных клеток
2.Каталитическая активность ферментов в живых тканях
3Проницаемость живой и мёртвой цитоплазмы.
4.Митоз в клетках корешка лука
5.Практикум. Решение задач по генетике.
6.Статистическая закономерность изменчивости
7.Приспособленность организмов и её относительность
8.Морфологические особенности растений различных видов
9.Изменчивость - общее свойство организмов
Форма итоговой аттестации: экзамен (по желанию)
Содержательная основа программ - биоцентризм и полицентризм в раскрытии живой природы, её закономерностей и многомерности разнообразия уровней организации жизни, особенностей
Цель программ:
Развивать у школьников в процессе биологического образования понимание величайшей ценности жизни, ценности биологического разнообразия. Вместе с тем программы максимально направлены на развитие экологического образования школьников в процессе обучения биологии и воспитание у них экологической культуры.
Обучающие цели:
-
усвоение учащимися знаний о живых системах и присущих им свойствах, о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли организмов;
-
формирование у учащихся представлений об истории развития биологической науки, о значении биологических знаний в жизни людей;
-
развитие знаний об основных методах биологической науки;
-
овладением умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы;
-
развитие у учащихся умений проводить наблюдения за живыми объектами, работать с лабораторным и экскурсионным оборудованием, поводить простые опыты и ставить эксперименты по изучению жизнедеятельности растений.
Развивающие цели:
-
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
-
привитие учащимся интереса к познанию объектов живой природы и к профессиям, связанным с биологией.
Воспитательные цели:
-
воспитание позитивного ценностного отношения к природе;
-
развитие у учащихся понимания ценности биологического разнообразия.
-
духовно - нравственное воспитание
При составлении рабочей программы использован учебно - методический комплект.
Программа. Основы общей биологии». 9 класс для общеобразовательных учреждений Пономарёва И.Н, Чернова Н.М. 2005
Учебник. Пономарёва И.Н.,Корнилова О.А., Чернова Н.М. Основы общей биологии. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Вентана - Граф. 2010.
Изучение курса «Основы общей биологии». Поурочное планирование. Книга для учителя. Н.Ф. Бодрова 2002
Календарно - тематическое планирование составлено согласно количеству часов указанному в программе, так каждая тема насыщена учебным материалом, имеющим большое практическое значение. Практические работы запланированы в соответствие с особенностью учащихся, возможностями кабинета, практической значимостью.
Формы контроля различны, кроме лабораторных и практических работ преобладает тестирование, которое позволяет быстро проверить большой объём материала. Самостоятельные работы планируются в виде задач, ответы на которые помогают объяснять различные закономерности в живом мире путём логического рассуждения., а также в виде задач по генетике и кратких ответов на вопросы.
Учебно - тематический план
Название темы
Количество часов
Лабораторные и практические работы
Введение
1
Тема 1. Основы учения о клетке
12
3
Тема 2 Размножение и индивидуальное развитие организмов
5
1
Тема 3 Основы учения о наследственности и изменчивости
10
2
Тема 4.Основы селекции растений, животных и микроорганизмов
5
Тема 5. Учение об эволюции
11
1
Тема 6 Происхождение жизни и развитие органического мира
6
Тема 7 . Основы экологии
11
1
Тема 8. Заключение
1
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
-
признаки живых организмов, генов, хромосом, клеток; популяций, экосистем, агроэкосистем, биосферы,
-
сущность обмена веществ и превращения энергии, развитие, размножение, наследственность, изменчивость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.
Учащиеся должны уметь:
-
уметь объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); взаимосвязи организма и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности изменчивости; проявления наследственных заболеваний.
-
изучать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов.
-
распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки,
-
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия различных видов в экосистеме.
-
сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;
-
определять принадлежность биологических объектов к определённой систематической группе (классификация)
-
анализировать и оценивать воздействие факторов окр. среды, факторов риска на здоровье; последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы
-
проводить самостоятельный поиск биологической информации;
-
использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики заболеваний; соблюдение правил поведения в окружающей среде; выращивание и размножение культурных растений и домашних животных.
Календарно - тематическое планирование
№ урока
Дата
Тема урока
Тип урока
Вид контроля
по плану
фактически
Введение (1ч)
1
3.09.15
Биология - наука о жизни
ИНМ
Тема 1. Основы учения о клетке (12 часов)
1/2
5.09.
Химический состав клетки. Неорганические вещества. Липиды. Углеводы.
К
2/3
10.09.
Белки: строение и функции. Ферменты и их роль
ИНМ
3/4
12.09.
Нуклеиновые кислоты: строение и их функции.
К
4/5
17.09.
Общий план строения клетки. Ядро. Плазматическая мембрана.
К
тест
5/6
19.09.
Цитоплазма
К
6/7
24.09.
Разнообразие клеток. Вирусы - неклеточные формы жизни.
ИНМ
тест
7/8
26.09
Лабораторный практикум Л.Р.1 -3
СЗУН
Л.Р.
8/9
1.10
Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки. Энергетический обмен в клетке.
ИНМ
9/10
3.10
Биосинтез белка
ИНМ
10/11
8.10
Фотосинтез
К
11/12
10.10
Клеточная теория
К
12/13
15.10
Урок обобщения и систематизации знаний по теме « Основы учения о клетке»
ОСЗ
ср
Тема 2. Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 часов)
1/14
17.10
Типы и способы размножения организмов
ИНМ
.
2/15
22.10
Жизненный цикл клетки. Митоз: фазы и биологическое значение. Л.Р.Митоз в клетках корешка лука.
К
Л.Р.
3/16
24.10
Особенности образования половых клеток. Мейоз фазы и биологическое значение
К
4/17
29.10
Онтогенез и его этапы
К
5/18
31.10
Урок обобщения и систематизации знаний по теме « Размножение и индивидуальное развитие организмов»
ОСЗ
ср
Тема 3. Основы учения о наследственности и изменчивости(10 часов)
1/19
12.11
Генетика как наука: история развития, основные методы и понятия
ИНМ
2/20
14.11
Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя
К
3/21
19.11
Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя
К
Л.Р.
4/22
21.11
Хромосомная теория наследственности. Закон сцепления генов.
К
5/23
26.11
Генетика пола. Сцепленное с полом наследование
К
6/24
28.11
Генотип - целостная система
К
ср
7/25
3.12
Практикум (решение задач по генетике)
СЗУН
Л. Р.
8/26
5.12
Наследственная изменчивость
К
.
9/27
10.12
Ненаследственная изменчивость. Л.Р. Статистические закономерности изменчивости.
К
Л.Р.
10/28
12.12
Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Основы учения о наследственности и изменчивости»
ОСЗ
ср
Тема 4. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (5 часов)
1/29
17.12
Предмет и задачи селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений
ИНМ
2/30
19.12
Методы селекции животных и её достижения
К
3/31
24.12
Особенности селекции растений и её достижения
К
4/32
26.12
Основные направления селекции микроорганизмов.
К
5/33
Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Основы селекции растений, животных и микроорганизмов»».
ОСЗ
тест
Тема 5. Учение об эволюции (11 часов)
1/34
Идея развития органического мира в биологии
ИНМ
2/35
Основные положения теории Чарльза Дарвина об эволюции органического мира.
К
3/36
Современные представления об эволюции органического мира.
К
4/37
Формы естественного отбора
К
тест
5/38
Вид - его критерии и структура. Популяция - единица эволюции.
ИНМ
6/39
Процессы видообразования
К
7/40
Отражение хода эволюции в систематике органического мира.
К
8/41
Основные направления эволюции
К
9/42
Основные закономерности биологической эволюции
К
10/43
Лабораторный практикум
К
Л.Р.
11/44
Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Учение об эволюции»
ОСЗ
ср
Тема 6. Происхождение жизни и развитие органического мира (6 часов)
1/45
Возникновение жизни на Земле
ИНМ
2/46
Развитие жизни на Земле
К
3/47
Доказательство происхождения человека. Факторы антропогенеза
К
4/48
Эволюция приматов
К
5/49
Этапы эволюции человека
К
6/50
Человеческие расы, их родство и происхождение.
К
с.р.
Тема 7. Основы экологии (11 часов)
1/51
Экология как наука. Среды жизни и экологические факторы. Общие законы действия факторов среды на организмы
К
2/52
Приспособленность организмов к действиям факторов среды
К
.
3/53
Биологические связи в природе
К
тест
4/54
Популяция и её основные экологические характеристики
К
5/55
Функционирование популяции и динамика её численности.
К
6/56
Биоценозы. Биогеоценозы. Экосистема.
К
7/57
8/58
Развитие и смена биогеоценозов. Естественные и искусственные экосистемы
К
9/59
Основные законы устойчивости живой природы
К
10/60
Основы учения Вернадского о биосфере.
ИНМ
11/61
Рациональное использование природы и её охрана.
К
12/62
Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Основы экологии»
СЗУН
ср
Заключение (1 час)
1/63
Прощай, биология?
К
64
Резервное время
65
Резервное время
66
Резервное время
67
Резервное время
68
Резервное время
Учебно - методическое обеспечение и литература
Программа. «Основы общей биологии» для общеобразовательных учреждений (М.: Вентана - Граф, 2011).
Учебник. Пономарёва И.Н.,Корнилова О.А., Чернова Н.М. Основы общей биологии. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Вентана - Граф. 2010.
Изучение курса «Основы общей биологии». Поурочное планирование/авт. Бодрова Н.Ф - Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет. 2002
Основная.
-
Акимов С.С. Ахмалишева А.Х., Хренов А.В.Биология в таблицах, схемах, рисунках. - М.:Лист,1996.
-
Анастасова Л.П. Самостоятельные работы учащихся по общей биологии: Пособие для учителя. - 2-е изд., перераб. - М.:Просвещение.
-
Биология для поступающих в вузы/составитель Н.М.Киреева. - Волгоград:- Учитель - АСТ, 1999
-
Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. Эволюция органического мира: Факультатив. Курс.: Учеб. Пособие для 9 - 10 кл. сред. шк. - М.: Просвещение, 1991.
Дополнительная.
-
Дорогань Л.В.. Филиппов В.П. Экология. - Воронеж: Изд. - во ВОИПКРО, 1995
-
Единый государственный экзамен 20016 тестовые задания: биология/ А.Г. Хрипкова, В.З. Резникова, Г.С. Калинова и др.; М - во образования Р.Ф.. - М.: Просвещение, 2001.
-
Зверев И.Д., Мягкова А.Н.Общая методика преподавания биологии: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1995
-
Красновидова С.С. Дидактические материалы по общей биологии: 10 -11 кл.: Пособие для учащихся общеобразоват. Учреждений/С.С. Красновидова, С.А. Павлов, А. Б. Хватов. - М.: Просвещение./2000
-
Криксунов Е.А. и др. Экология: 9 класс: Учеб. Для общеобразоват. Учеб. Заведений/ Е.А Криксунов, В.В. Пасечник, А.П.Сидорин. - М.: Дрофа, 1995
-
Кулёв А.В. Общая биология. 10 класс; Методич. пособие. - СПб.:»Паритет», 2001.