- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа по биологии 10-11 класс учебник Пономарёвой
Рабочая программа по биологии 10-11 класс учебник Пономарёвой
Раздел | Биология |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Гречухина С.А. |
Дата | 06.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по предмету курсу «БИОЛОГИЯ» для 10-11 классов разработана на основе нормативных документов:
-
Примерной программы основного общего образования по биологии,
-
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» .(приказ Министерства образования РФ№1089 от 05.03.2004 года)
-
Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Р.Ф., утвержденного приказом Минобразования Р.Ф.;
-
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
Общая характеристика учебного предмета курса биология
Программа по биологии 10-11 классов построена на принципиально важной содержательной основе - в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей; многомерности разнообразия уровней организации жизни; историзме явлений в природе и открытий в биологической области знаний; понимании биологии как науки и как явление культуры.
Программа предусматривает отражение современных задач, стоящих перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей среды, живой природы и здоровья человека. Особое внимание уделено развитию экологической культуры у молодежи. Программа ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности, развитие индивидуальных способностей, формирование современной картины мира в мировоззрении учащихся.
Данная программа курса биологии 10-11 классов является непосредственным продолжением программы по биологии 6-9 классов, составленной авторским коллективом под руководством профессора И.Н. Пономаревой (М., Вентана-Граф, 2010 г.).
Раскрытие учебного содержания в курсе общей биологии 10-11 классов проводится по разделам и темам, характеризующим особенности свойств живой природы на разных уровнях организации жизни. В том числе рассматриваются структурные уровни: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический и биосферный. Это определило общее содержание курса биологии 10-11 классов - "Общая биология" с условным подзаголовком: "Уровни организации жизни". Изложение учебного материала в 10 классе начинается с раскрытия свойств биосферного уровня жизни и завершается в 11 классе изложением свойств молекулярного уровня жизни. Такая последовательность изучения содержания биологии обеспечивает в 10 классе более тесную, преемственную связь с курсом биологии 9 класса и курсом географии 9-10 классов, а изучение в 11 классе биохимических процессов и явлений - тесную связь с курсом химии.
Курс биологии направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии в которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
Данный курс осуществляет интегрирование общебиологических знаний в соответствии с процессами жизни того или иного структурного уровня живой материи. При этом при изучении курса биологии изучаются рассмотренные в предшествующих классах основополагающие материалы о закономерностях живой природы как с целью актуализации ранее приобретенных знаний, так и для углубления их в соответствии с требованиями обязательного минимума содержания среднего (полного) образования.
Курс «Общая биология» ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности, развитие индивидуальных способностей, формирование современной картины мира в мировоззрении учащихся.
Программа предусматривает отражение современных задач, стоящих перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей среды, живой природы и здоровья человека. Особое внимание уделено развитию экологической и валеологической культуры у молодежи.
Цели биологического образования
Изучение биологии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид,
экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания; -
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
-
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
-
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Учебный комплект:
Программа предполагает использование учениками следующих учебных пособий:
-
10 класс: «Биология. Базовый уровень». 10 кл. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощинина, М.: - «Вентана-Граф», 2012, а так же разработанной к нему рабочей тетради на печатной основе (Козлова Т.А., Пономарева И.Н. Биология. Базовый уровень, Рабочая тетрадь, Класс: 10).
-
11 класс: «Биология. Базовый уровень». 11 кл. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощинина, М.: - «Вентана-Граф», 2010, а так же разработанной к нему рабочей тетради на печатной основе (Козлова Т.А., Пономарева И.Н. Биология. Базовый уровень Рабочая тетрадь Класс: 11).
Место учебного предмета, курса в учебном плане.
Учебно - тематическое планирование
Тема
Количество часов по программе
Добавлено
Всего часов
10 класс
Введение в курс общебиологических явлений.
6
6
Биосферный уровень организации жизни.
9
9
Биогеоценотический уровень организации жизни.
8
8
Популяционно - видовой уровень организации жизни.
11
-1
10
Контрольная работа
1
Итого:
34
34
11 класс
Организменный уровень живой материи
17
11
28
Клеточный уровень организации жизни
9
11
20
Молекулярный уровень организации жизни
8
7
15
Заключение
1
3
5
Контрольная работа
1
Итого:
68
Содержание предмета «Биология» в 10-11 классах.
*Курсивом отмечен материал, подлежащий изучению, но не включаемый в требования к уровню подготовки выпускников.
10 КЛАСС
-
Введение в курс общебиологических явлений (6ч)
Основные свойства жизни. Отличительные признаки живого.
Биосистема как структурная единица живой материи. Уровни организации живой природы.
Биологические методы изучения природы (наблюдение, измерение, описание и эксперимент).
Значение практической биологии. Отрасли биологии, ее связи с другими науками.
Живой мир и культура. Творчество в истории человечества. Труд и искусство, их влияние друг на друга, взаимодействие с биологией и природой.
Экскурсии:
-
Многообразие видов в родной природе
-
Сезонные изменения (ритмы) в живой природе
-
Биосферный уровень организации жизни (9ч)
Учение В.И.Вернадского о биосфере. Функции живого вещества в биосфере.
Гипотезы А.И.Опарина и Дж.Холдейна о возникновении жизни (живого вещества) на Земле. Этапы биологической эволюции в развитии биосферы. Эволюция биосферы. Круговороты веществ и потоки энергии в биосфере. Биологический круговорот. Биосфера как глобальная биосистема и экосистема.
Человек как житель биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы.
Особенности биосферного уровня организации живой материи.
Среды жизни организмов на Земле. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Значение экологических факторов в жизни организмов. Оптимальное, ограничивающее и сигнальное действия экологических факторов.
Лабораторная работа:
1.Определение пылевого загрязнения воздуха
2.Исследование водозапасающей способности зеленых и сфагновых мхов.
-
Биогеоценотический уровень организации жизни (8ч)
Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни. Биогеоценоз, биоценоз и экосистема.
Пространственная и видовая структура биогеоценоза. Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах. Строение и свойства экосистем. Круговорот веществ и превращения энергии в биогеоценозе.
Устойчивость и динамика экосистем. Саморегуляция в экосистеме. Зарождение и смена биогеоценозов. Многообразие экосистем. Агроэкосистема. Сохранение разнообразия экосистем. Экологические законы природопользования.
Лабораторная работа:
3. Исследование черт приспособленности растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе (жизненные формы, экологические ниш, сравнение особенностей организмов разных ярусов).
-
Популяционно-видовой уровень (12 ч)
Вид, его критерии и структура. Популяция как форма существования вида.
История эволюционных идей. Роль Ч.Дарвина в учении об эволюции. Популяция как основная единица эволюции. Движущие силы и факторы эволюции. Результаты эволюции. Система живых организмов на Земле. Приспособленность организмов к среде обитания.
Видообразование как процесс увеличения видов на Земле. Современное учение об эволюции - синтетическая теория эволюции (СТЭ).
Человек как уникальный вид живой природы. Этапы происхождения и эволюции человека. Гипотезы происхождения человека.
Основные закономерности эволюции. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация и дегенерация. Биологический прогресс и биологический регресс.
Биоразнообразие - современная проблема науки и общества. Проблема сохранения биологического разнообразия как основа устойчивого развития биосферы. Всемирная стратегия сохранения природных видов.
Особенности популяционно-видового уровня жизни.
Лабораторные работы:
4. Изучение морфологических критериев вида на живых комнатных растениях или гербариях и коллекциях животных.
5. Обнаружение признаков ароморфоза у растений и животных
11 КЛАСС
5. Организменный уровень организации жизни (28ч)
Организменный уровень жизни и его роль в природе. Организм как биосистема.
Обмен веществ и процессы жизнедеятельности организмов. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Различия организмов в зависимости от способа питания: гетеротрофы (сапрофиты, хищники, паразиты) и автотрофы (фототрофы, хемотрофы).
Размножение организмов - половое и бесполое. Оплодотворение и его значение. Двойное оплодотворение у покрытосеменных (цветковых) растений. Искусственное оплодотворение у растений и животных.
Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития организма. Последствия влияния алкоголя, никотина и наркотических средств на развитие зародыша человека.
Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости.
Изменчивость признаков организма и ее типы (наследственная и ненаследственная). Мутации, их материальные основы - изменение генов и хромосом. Мутагены, их влияние на организм человека и на живую природу в целом.
Генетические закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основ. Моногибридное и дигибридное скрещивание. Закон Т.Моргана. Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Современные представления о гене, генотипе и геноме.
Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни, их профилактика. Этические аспекты медицинской генетики.
Факторы, определяющие здоровье человека. Творчество как фактор здоровья и показатель образа жизни человека. Способность к творчеству. Роль творчества в жизни каждого человека.
Генетические основы селекции. Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор.
Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).
Вирусы - неклеточная форма существования организмов. Вирусные заболевания. Способы борьбы со СПИДом.
Лабораторная работа.
-
Решение элементарных генетических задач.
-
Выявление поведенческих реакций животных на факторы внешней среды.
-
Изучение признаков вирусных заболеваний растений (на примере культурных растений из гербария и по справочной литературе).
6. Клеточный уровень организации жизни (20 ч)
Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе. Развитие знаний о клетке (Р.Гук, К.М.Бэр, М.Шлейден, Т.Шванн, Р.Вирхов). Методы изучения клетки.
Клетка как этап эволюции живого в истории Земли. Многообразие клеток и тканей. Клетка - основная структурная и функциональная единица жизнедеятельности одноклеточного и многоклеточного организмов.
Основные положения клеточной теории. Значение клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.
Основные части в строении клетки. Поверхностный комплекс клетки - биологическая мембрана. Цитоплазма с органоидами и включениями. Ядро с хромосомами.
Постоянные и временные компоненты клетки. Мембранные и немембранные органоиды, их функции в клетке.
Доядерные (прокариоты) и ядерные (эукариоты) клетки. Гипотезы происхождения эукариотических клеток.
Клеточный цикл жизни клетки. Деление клетки - митоз и мейоз. Соматические и половые клетки. Особенности образования половых клеток.
Структура хромосом. Специфические белки хромосом, их функции. Хроматин - комплекс ДНК и специфических белков. Компактизация хромосом. Функции хромосом как системы генов. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом в клетках. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом в клетках.
Гармония и целесообразность в живой клетке. Гармония и управление в клетке. Понятие «целесообразность». Научное познание и проблемы целесообразности.
Лабораторная работа.
-
Наблюдение фаз митоза на микропрепарате клеток кончика корня; наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука.
7. Молекулярный уровень проявления жизни (15 ч)
Молекулярный уровень жизни, его особенности и роль в природе.
Основные химические соединения живой материи. Макро- и микроэлементы в живом веществе. Органические и неорганические вещества, их роль в клетке. Вода - важный компонент живого. Основные биополимерные молекулы живой материи. Понятие о мономерных и полимерных соединениях.
Роль органических веществ в клетке организма человека: белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот.
Строение и химический состав нуклеиновых кислот в клетке. Понятие о нуклеотиде. Структура и функции ДНК - носителя наследственной информации клетки. Репликация ДНК. Матричная основа репликации ДНК. Правило комплементарности. Ген. Понятие о кодоне. Генетический код. Строение, функции и многообразие форм РНК в клетке. Особенности ДНК клеток эукариот и прокариот.
Процессы синтеза как часть метаболизма в живых клетках. Фотосинтез как уникальная молекулярная система процессов создания органических веществ. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Роль фотосинтеза в природе.
Процессы биосинтеза молекул белка. Этапы синтеза.. Матричное воспроизводство белков в клетке.
Молекулярные процессы расщепления веществ в элементарных биосистемах как часть метаболизма в клетках. Понятие о клеточном дыхании. Бескислородный и кислородный этапы дыхания как стадии энергетического обеспечения клетки.
Понятие о пластическом и энергетическом обмене в клетке. Роль регуляторов биомолекулярных процессов.
Опасность химического загрязнения окружающей среды. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде. Время экологической культуры человека и общества. Экология и новое воззрение на культуру. Осознание человечеством непреходящей ценности жизни. Экологическая культура - важная задача человечества.
8. Заключение (5ч)
Обобщение знаний о многообразии жизни, представленной биосистемами разных уровней сложности. Отличие живых систем от неживых.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «БИОЛОГИЯ»
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен
Знать и понимать:
-
основные положения биологических теорий (клеточная, хромосомная, теория гена, эволюционная теория Ч. Дарвина); учений (Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере, ноосфере, функциях живого вещества в биосфере); законов (расщепления, независимого наследования Г. Менделя); правил (правило доминирования Г. Менделя); закономерностей изменчивости;
-
особенности биологических процессов: матричное воспроизводство белков; размножение; действие искусственного и естественного отбора; формирование приспособленности; образование видов; круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; эволюция биосферы;
-
особенности строения биологических объектов: клетки; хромосом; вида и экосистем (структура);
-
причины эволюции, изменяемости видов, наследственных заболеваний, мутаций.
Уметь (владеть способами деятельности):
-
приводить примеры: наследственных и ненаследственных изменений, мутаций, естественных и искусственных экосистем; влияния биологии на формирование научного мировоззрения, на воспитание экологической, генетической и гигиенической грамотности; вклада биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; значения генетики для развития селекции и медицины;
-
приводить доказательства: единства живой и неживой природы, родства живых организмов, эволюции, используя основные положения биологических теорий; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; родства человека с млекопитающими животными; влияния мутагенов на организм человека; необходимости сохранения многообразия видов; влияния экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов с окружающей средой;
-
оценивать: последствия влияния мутагенов на собственный организм; этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека и др.); последствия собственной деятельности в окружающей среде; вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; значение биологических открытий;
-
аргументировать свою точку зрения при обсуждении биологических проблем: эволюции живой природы; реального существования видов в природе; сущности и происхождения жизни; происхождения человека; глобальных экологических проблем и путей их решения;
-
выявлять: приспособления у организмов к среде обитания; взаимосвязи организмов в экосистеме (на отдельных примерах); мутагены в окружающей среде (косвенно); сходство и различия между экосистемами и агроэкосистемами Урала и Свердловской области;
-
правильно использовать генетическую терминологию и символику; решать элементарные биологические задачи; составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
-
исследовать биологические системы на биологических моделях (клетка, аквариум и др.);
-
использовать различные источники (в том числе Интернет, средства массовой информации) для получения необходимой информации о биологических системах и применять ее в собственных исследованиях.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (быть компетентным в защите окружающей среды и сохранении собственного здоровья):
-
соблюдать и обосновывать меры профилактики вирусных и других заболеваний, правила поведения в природе и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
-
оказывать первую помощь при обморожениях, ожогах, травмах; поражении электрическим током, молнией; спасении утопающего.
Обеспечение образовательного процесса
учебно-методическое обеспечение
Учебник:
1). Общая биология. Учебник 10 класса. /под ред. И.Н. Пономаревой. - М.,
2). Общая биология. Учебник 11 класса. /под ред. И.Н. Пономаревой. - М., Методические пособия для учителя:
1). Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Симонова Л.К./ Под. ред. проф. И.Н. Пономаревой/ М., "Вентана-Граф",
2). Ишкина И.Ф. Биология. Поурочные планы 10 класс (по учебнику «Общая биология» под редакцией Д. К. Беляева, А. О. Рувинского), - Волгоград, 2002.
3). Ишкина И.Ф. Биология. Поурочные планы 11 класс (по учебнику «Общая биология» под редакцией Д. К. Беляева, А. О. Рувинского), - Волгоград, 2002.
4). Куклева А.В. Общая биология. 10 класс. Методическое пособие, - Санкт - Петербург, «Паритет», 2001.
5). Куклева А.В. Общая биология. 11 класс. Методическое пособие, - Санкт - Петербург, «Паритет», 2001.
техническое обеспечение
Технические средства обучения: компьютер, проектор, цифровой микроскоп, интерактивная доска. Видеомагнитофон. Телевизор.
Учебные таблицы и демонстрационные пособия
Наименование
Количество
Портреты выдающих биологов
1
Таблица раздаточная Ботаника А-4 ламинирована
1
Набор таблиц по общей биологии
2
Слайд - комплект «Подростковая наркомания»
1
Слайд - комплект «Размножение и развитие»
1
Слайд - комплект «Цитология»
1
Гербарий «Культурные растения»
1
Гербарий «Деревья и кустарники»
1
Гербарий «Основные группы растений»
1
Гербарий «Растительные сообщества»
1
Гербарий «Сельскохозяйственные растения России»
1
Гербарий «Дикорастущие растения»
1
Гербарий «Морфология растений»
1
«Гербарий Лекарственные растения»
1
Микропрепараты «Общая биология»
1
Модель - аппликация ДИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ
1
Модель - аппликация МОНОГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ
1
Модель - аппликация НАСЛЕДОВАНИЕ РЕЗУС - ФАКТОРА
1
Модель - аппликация ГЕНЕТИКА ГРУПП КРОВИ
1
Модель - аппликация ПЕРЕКРЁСТ ХРОМОСОМ
3
Модель - аппликация БИОСИНТЕЗ БЕЛКА
3
Модель - аппликация ЦИКЛ РАЗВИТИЯ ПЕЧЁНОЧНОГО СОСАЛЬЩИКА И БЫЧЬЕГО ЦЕПНЯ
1
Модель - аппликация НЕПОЛНОЕ ДОМИНИРОВАНИЕ
1
Модель - аппликация СТРОЕНИЕ И РАЗМНОЖЕНИЕ ГИДРЫ
1
Модель - аппликация ДЕЛЕНИЕ КЛЕТКИ. МИТОЗ И МЕЙОЗ
1
Модель - аппликация СТРОЕНИЕ КЛЕТКИ
1
Модель - аппликация ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД АНТРОПОГЕНЕТИКИ
1
Модель - аппликация РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ХОРДОВЫХ
1
Модель - аппликация ТИПИЧНЫЕ БИОЦЕНОЗЫ
1
Модель - аппликация БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК
1
Модель - аппликация РАЗМНОЖЕНИЕ ПАПОРОТНИКА
1
Модель - аппликация РАЗМНОЖЕНИЕ СОСНЫ
1
Модель - аппликация РАЗМНОЖЕНИЕ ОДНОКЛЕТОЧНОЙ ВОДОРОСЛИ
1
Модель - аппликация РАЗМНОЖЕНИЕ МХА
1
Модель - аппликация ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПРИРОДНЫХ СООБЩЕСТВАХ
1
Модель - аппликация БИОГЕННЫЙ КРУГОВОРОТ УГЛЕРОДА В ПРИРОДЕ
1
Модель - аппликация БИОГЕННЫЙ КРУГОВОРОТ АЗОТА В ПРИРОДЕ
1
Модель - аппликация РАЗМНОЖЕНИЕ ШЛЯПОЧНОГО ГРИБА
1
Модель - аппликация ТКАНИ ЖИВОТНЫХ И ЧЕЛОВЕКА
1
Модель - аппликация РАСТИТЕЛЬНЫЕ ТКАНИ
1
Модель - аппликация БИОГЕННЫЙ КРУГОВОРОТ УГЛЕРОДА В ПРИРОДЕ
1
Модель - аппликация РАЗМНОЖЕНИЕ МНОГОКЛЕТОЧНОЙ ВОДОРОСЛИ
1
Модель - аппликация РАЗНООБРАЗИЕ КЛЕТОК ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ
1
Модель - аппликация ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯЭВОЛЮЦИИ
1
Модель - аппликация СИМБИОТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ЭУКАРИОТ
1
Модель - аппликация РОЛЬ ЯДРА В РЕГУЛЯЦИИ РАВИТИЯ ОРГАНИЗМА
1
Фолии «Экология. Адаптация Организмов»
1
Коллекция «Голосеменные растения»
1
Коллекция «Раковины моллюсков»
1
Коллекция «Плоды сельскохозяйственных растений»
1
Коллекция «Палеонтологическая»
1
Коллекция «Хлопок и продукты переработки»
1
Коллекция «Классификация растений и животных»
1
Коллекция «Шишки, семена плодов, деревьев и кустарников»
1
Набор палеонтологических находок «Происхождение человека»
1
Коллекция «Приспособительные изменения в конечностях насекомых.»
1
Коллекция «Насекомые вредители»
1
Муляжи «Дикая форма и сорта томатов»
1
Муляжи «Дикая форма и культурные растения»
1
Модель структуры ДНК
2
Модель растительная клетка
1
Модель молекулы белка
1
Модель мозг позвоночных
1
Набор лабораторной посуды
5
Коллекция Шерсть
1
Коллекция Лён
1
Информационное обеспечение
DVD-диск «Общая биология. 10 класс» (электронная энциклопедия «Кирилла и Мефодий»).
2. DVD-диск «Общая биология. 11 класс» (электронная энциклопедия «Кирилла и Мефодий»).
3. Электронное учебное издание «Биотехнология».
4. Электронный атлас «Общая биология в таблицах».
5. reshuege.ru