- Преподавателю
- Биология
- Программа внеурочного курса Исследовательская лаборатория по биологии
Программа внеурочного курса Исследовательская лаборатория по биологии
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Забродина В.В. |
Дата | 19.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная»
СОГЛАСОВАНО
Руководитель МО
_____________А.Г. Тарасова
«_____» ___________2015
Заместитель директора
___________С.А.Коноваленко
«____» ____________2015
Пункт 2.2. Основной образовательной
программы основного общего образования
(в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»)
Рабочая программа
Внеурочной деятельности
Направление: общеинтеллектуальное
Название: «Исследовательская лаборатория по биологии»
Класс: 8
Составлена в соответствии с примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
г. Нефтеюганск
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», на основе программы курса «Биология». 5 - 9 классы / авт.-сост. Н.И. Романова. Линия «Ракурс» - М.: ООО «Русское слово», 2012 .
Цель курса состоит в формировании проектных умений обучающихся как одного из условий развития их индивидуальности.
Задачи:
-
развивать у учащихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал;
-
познакомить обучающихся с методами исследования и эксперимента, и применением их в собственном исследовании;
-
обучить основам оформления работ;
-
познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности.
Общая характеристика
Содержание данного внеурочного курса строится на основе деятельностного подхода. Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.
Курс имеет практико-ориентированную направленность. В тематическом планировании предусмотрены как теоретические, так и практические занятия. Обучение методике исследовательской работы проводится параллельно с работой учащихся над собственными исследованиями. Формирование важнейших умений и навыков происходит на фоне развития умственной деятельности, так как школьники учатся анализировать, замечать существенное, подмечать общее и делать обобщения, переносить известные приемы в нестандартные ситуации, находить пути их решения.
Происходит развитие не только практических умений организации научно-исследовательской деятельности учащихся, но и общеучебных умений.
В условиях информатизации современного общества особую актуальность приобретает формирование информационной культуры личности. Требуются специальные поисковые знания. И не обойтись без них сегодня никому: ни ученому, ни преподавателю, ни студенту, ни учащемуся. Необходимо обучать школьников методам поиска и обработки информации. Одним из основных источников информации в современных условиях является Интернет.
Реализуемые технологии
Используется технология проектной деятельности, основными целями и задачами которой являются:
-
развитие творческих способностей, инициативы и самостоятельности;
-
развитие умений планирования собственных действий и выполнение их по алгоритму;
-
формирование умений самостоятельного поиска необходимой информации;
-
развитие способностей к рефлексии собственной деятельности;
Формы и методы проведения занятий: практическая работа, эксперимент, наблюдение, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа.
Требования к результатам обучения
Личностные
-
формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии;
-
развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Предметные
-
формирование знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
-
владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
-
владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
-
формирование представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
-
владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
-
формирование навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития;
-
формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся;
Метапредметные
регулятивные:
-
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
познавательные:
-
иметь навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации;
-
добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;
-
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литера туры;
-
выделять основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
-
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
коммуникативные:
-
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
-
умение координировать свои усилия с усилиями других.
-
формулировать собственное мнение и позицию;
-
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Место внеурочного курса в учебном плане
Данная программа рассчитана на 17 часов.
Планируемые результаты освоения курса
В результате освоения курса ученик научится:
-
формулировать тему исследовательской и проектной работы, доказывать ее актуальность;
-
составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы;
-
выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы;
-
определять цель и задачи исследовательской и проектной работы;
-
работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;
-
выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности адекватные задачам исследования;
-
оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской и проектной работы;
-
рецензировать чужую исследовательскую или проектную работы;
-
наблюдать за биологическими, экологическими и социальными явлениями;
-
описывать результаты наблюдений, обсуждения полученных фактов;
-
проводить опыт в соответствии с задачами, объяснить результаты;
-
проводить измерения с помощью различных приборов;
-
выполнять письменные инструкции правил безопасности;
оформлять результаты исследования с помощью описания фактов, составления простых таблиц, графиков, формулирования выводов.
Контроль освоения курса
Форма контроля - безотметочная. Итоговой формой контроля предполагается выполнение учащимися своего исследования, написание исследовательской работы, реферата, проекта и последующее выступление учащихся на научно-практических конференциях различных уровней.
Содержание программы
1. Введение (1 ч). Образование, научное познание, научная деятельность. Образование как ценность. Выбор образовательного пути. Роль науки в развитии общества. Особенности научного познания.
2. Тема 2. Этапы исследовательской деятельности (8 ч). Подготовка к выбору тем. Формулирование темы, определение актуальности темы, проблемы.
Формулирование цели, определение задач, выбор предмета и объекта.
Виды источников информации. Использование каталогов и поисковых программ. Формулирование пунктов плана. Тезисы, виды тезисов, последовательность написания тезисов.
Практическая работа № 1. Формулирование темы реферата, определение актуальности темы, проблемы.
Практическая работа № 2. Формулирование цели, определение задач, выбор предмета и объекта.
3. Тема 3. Оформление работы (3 ч). Структура исследовательской работы, критерии оценки. Этапы исследовательской работы. Работа над введением научного исследования: выбор темы, обоснование ее актуальности; теория + практическое задание на дом: выбрать тему и обосновать ее актуальность, выделить проблему, сформулировать гипотезу; формулировка цели и конкретных задач предпринимаемого исследования; теория + практическое задание на дом: сформулировать цель и определить задачи своего исследования, выбрать объект и предмет исследования. Работа над основной частью исследования: составление индивидуального рабочего плана, поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.). Результаты опытно-экспериментальной работы: таблицы, графики, диаграммы, рисунки, иллюстрации; анализ, выводы, заключение. Тезисы и компьютерная презентация.
Практическая работа № 3. Работа над введением научного исследования. Работа над основной частью исследования.
Практическая работа № 4. Создание компьютерной презентации.
6. Итоговая конференция (4 ч)
Примерные темы
-
Утомление при статической и динамической работе
-
Осанка и плоскостопие
-
Изменение в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение
-
Функции венозных клапанов
-
Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа
-
Реакции сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку
-
Влияние вредных веществ на рост и развитие проростков растений
Тематическое планирование
№ п/п
Тема раздела
Тема занятия
Основные виды учебной деятельности
1
Тема 1. Введение в исследовательскую деятельность
Что такое исследовательская деятельность?
Анализ основных видов исследовательских работ по биологии: научная статья, научный отчет, реферат, проект, учебно-исследовательская работа.
2
Тема 2. Этапы исследовательской деятельности
Формулировка темы. Практическая работа № 1.
Подготовка к выбору тем. Формулирование темы, определение актуальности темы, проблемы.
Формулирование цели, определение задач, выбор предмета и объекта.
Виды источников информации. Использование каталогов и поисковых программ. Формулирование пунктов плана. Тезисы, виды тезисов, последовательность написания тезисов.
3
Выбор предмета и объекта
4
Цель исследования. Практическая работа № 2.
5
Задачи исследования
6
Источники информации
7
Интернет ресурсы
8
План проекта
9
Тезисы. Виды тезисов
10
Конспект. Правила конспектирования
11
Тема 3. Оформление работы
Структура научно-исследовательской работы. Практическая работа № 3
Требования к оформлению научных работ.
12
Оформление научно-исследовательских работ. Практическая работа № 4
13
Оформление научно-исследовательских работ
14
Тема 4. Подготовка к защите исследовательской работы
План выступления
Что такое защита?
Как правильно написать защитное слово (план выступления)? Постановка вопроса. Как правильно отвечать на заданные вопросы". Основные виды презентации итогов проектно-исследовательской деятельности. Оформление научного проекта по требованиям стандарта (поля, шрифт, титульный лист, информационно-методическое обеспечение и т.д.).
15
Виды презентации
16
Защита проекта
17
Защита проекта
Описание материально-технического и информационно-методического обеспечения образовательного процесса
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
-
№
Наименование объектов и средств учебно - методического и материально - технического обеспечения
Необходимое количество
Основная
Школа
1
2
3
1.БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)
1
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
Д
2
Программа курса «Биология». 5 - 9 классы / авт.-сост. Н.И. Романова. Линия «Ракурс» - М.: ООО «Русское слово», 2012 .
Д
3
Общая методика преподавания биологии: Общая методика преподавания биологии / Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская. - М.: Просвещение, 2008 г.
Д
4
Книги для чтения по всем разделам курса биологии: Биология. Животные / А.И. Никишов, И.Х. Шарова. - М.: Просвещение, 2008 г.
Биология. Животные / Е.В. Козлова, М.А. Козлов. - М.: Просвещение, 2009 г.
Экология растений с основами биогеоценологии /И. Н. Пономарева. - М.: Просвещение, 2007 г.
Бактерии, грибы, растения. 5 класс / Пасечник В.В. - М.: Дрофа, 2013.
П
5
Методические пособия для учителя: 1. Методика обучения зоологии: Пособие для учителей/ В.
Ф. Шалаев, В.Б. Богородов, А.И. Никишов. - М.: Просвещение, 2010. - 271. 2. Методика обучения биологии: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2011. - 224 с.
Д
2.ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ
Таблицы
1
Портреты ученых биологов
Д
2
Развитие животного и растительного мира
Д
3
Систематика животных
Д
4
Систематика растений
Д
5
Строение, размножение и разнообразие животных
Д
6
Строение, размножение и разнообразие растений
Д
7
Схема строения клеток живых организмов
Д
3. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА
1
Мультимедийные обучающие программы (обучающие, треннинговые, контролирующие) по всем разделам курса биологии
Д/П
2
Электронные библиотеки по всем разделам курса биологии
Д/П
3
Электронные базы данных по всем разделам курса биологии
Д
5.ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
1
Компьютер мультимедийный
Д
2
Копировальный аппарат
Д
3
Мультимедийный проектор
4
Экран проекционный
Д
«Р» - раздаточное оборудование (приборы, модели, лабораторное оборудование)
«Д» - средства обучения приобретаются в единичном экземпляре и используются для демонстрации
«П» - оборудование, которое используется несколькими учащимися поочередно
Календарно - тематическое планирование 1 группа
№ п/п
Тема занятия
Дата проведения
план
Факт
Тема 1. Введение в исследовательскую деятельность
1
Что такое исследовательская деятельность?
02.09
Тема 2. Этапы исследовательской деятельности
2
Формулировка темы
09.09
3
Выбор предмета и объекта
16.09
4
Цель исследования
23.09
5
Задачи исследования
30.09
6
Источники информации
07.10
7
Интернет ресурсы
14.10
8
План проекта
21.10
9
Тезисы. Виды тезисов
28.10
10
Конспект. Правила конспектирования
11.11
Тема 3. Оформление работы
11
Структура научно-исследовательской работы
18.11
12
Оформление научно-исследовательской работы
25.11
13
Оформление научно-исследовательской работы
02.12
Тема 4. Подготовка к защите исследовательской работы
14
План выступления
09.12
15
Виды презентации
16.12
16
Защита проекта
23.12
17
Защита проекта
23.12
Календарно - тематическое планирование 2,3 группы
№ п/п
Тема занятия
Дата проведения
план
Факт
Тема 1. Введение в исследовательскую деятельность
1
Что такое исследовательская деятельность?
13.01
Тема 2. Этапы исследовательской деятельности
2
Формулировка темы
20.01
3
Выбор предмета и объекта
27.01
4
Цель исследования
3.02
5
Задачи исследования
10.02
6
Источники информации
17.02
7
Интернет ресурсы
24.02
8
План проекта
2.03
9
Тезисы. Виды тезисов
9.03
10
Конспект. Правила конспектирования
16.03
Тема 3. Оформление работы
11
Структура научно-исследовательской работы
23.03
12
Оформление научно-исследовательской работы
6.04
13
Оформление научно-исследовательской работы
13.04
Тема 4. Подготовка к защите исследовательской работы
14
План выступления
20.04
15
Виды презентации
27.04
16
Защита проекта
4.05
17
Защита проекта
11.05