- Преподавателю
- Биология
- Разработка урока по теме Общая характеристика земноводных с УУД
Разработка урока по теме Общая характеристика земноводных с УУД
Раздел | Биология |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Неказакова В.В. |
Дата | 05.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Сценарий занятий
по биологии с использованием,
сформированной у учащихся УУД.
Разработчик:
учитель биологии
Неказакова В.В.
Тема урока: Общая характеристика земноводных.
Цели учебной деятельности:
-
Усвоить понятие «земноводные».
-
Выявить характерные признаки класса земноводные.
-
Выработать умение отличать представителей класса земноводных от других классов хордовых.
-
Выработать умение определять принадлежность животного к классу земноводные.
-
Цель будет достигнута, если ученики смогут
а) дать определение «земноводные»;
б) ответить на вопрос «По каким признакам земноводные отличаются от других хордовых?»;
в) среди многообразия животных определять земноводных.
Сценарий учебной деятельности:
Действия учителя
Действия ученика
Внимательно прочитайте тему урока и используя известный вам алгоритм постановки цели сформулируйте цели сегодняшнего урока.
Дети читают тему урока и отвечают:
Мы сегодня должны:
- усвоить понятие «земноводные»
- выявить характерные признаки класса земноводные;
- научимся находить отличительные признаки класса земноводных от ранее изученных класса хордовых;
- научимся определять принадлежность животных к классу земноводных
В каком случае можно считать, что цель вами достигнута?
- Если я смогу дать определение класса земноводные;
- смогу ответить на вопрос «Какими признаками земноводные отличаются от других ранее изученных классов хордовых?»
- смогу среди многообразия животных определить представителей класса земноводных
Цели проектируются на доску.
- Приступаем к реализации наших целей. Откройте учебник на странице 143 и прочитайте текст. Найдите в тексте определение понятия «земноводные». Проанализируйте данное понятие по известному вам алгоритму.
- Термин «земноводные»;
- Определение «четырехногие позвоночные животные, вышедшие из воды на сушу, но не полностью утратившие связь с водоемами (в воде у большинства видов происходит размножение и развитие)»;
- Земноводные относятся к классу объектов «четырехногие позвоночные животные», т.е. это род;
- Специфическими видовыми признаками для земноводных являются:
1. выход из воды на сушу;
2. не полностью, утратившие связь с водоемами (в воде у большинства видов происходит размножение и развитие).
Видовых признаков - два.
- Логические отношения между видовыми признаками - конъюнгция, так как признаки тесно взаимосвязаны и удаление одного из них приводит к искажению понятия.
- Чтобы определить относится ли животное к классу земноводные необходимо и достаточно три родовидовых признака.
А теперь давайте выполним задания, где требуется определить принадлежность животных к земноводным.
-
Квакша обитатель тропических лесов (рисунок на слайде). Половозрелые особи живут на деревьях, но в сезон размножения они спускаются в водоемы, где откладывают икру. Там же и происходит развитие животного. Является ли квакша представителем земноводных?
- Исходя из определения понятия можно сказать, что квакша - это земноводное. По рисунку видно, квакша относится к роду четырехногое позвоночное животное. Из описания видно, что взрослая особь квакши обитает на суше (тропическое дерево), но развитие и размножение происходит в воде.
2. Нильский крокодил (рисунок на слайде) обитает в низовьях реки Нил. Большую часть жизни он проводит в воде. Питается как в воде, так и на суше. В жаркие дни крокодилы греются по берегам реки, выходя на сушу. В период размножения самка выходит на сушу и откладывает яйца в песок. После вылупления из яиц, маленькие крокодилы возвращаются в воду. Относятся ли крокодилы к классу земноводные.
- Нет, крокодил не относится к земноводным. Несмотря, на то, что по роду крокодил - это четырехногое позвоночное животное, по видовым признакам у него все наоборот: взрослая особь живет в воде, а для размножения животное выходит на сушу.
3. Гребенчатый тритон широко распространен в нашей стране. Длина его тела 14 - 15 см. Летом тритоны живут и размножаются в воде. Зиму проводят в укрытиях на земле в состояния оцепенения. Является ли гребенчатый тритон представителем земноводных.
- Нельзя сказать определенно, так как цикл развития гребенчатого тритона совпадает с представителями земноводных, но мы не можем сказать о том, является ли тритон четырехногим позвоночным животным.
- А теперь проведите контроль и оценку результатов своей учебной деятельности, выполнив следующие задания:
1. Допишите определение «Земноводные - это …» Правильно выполненное задание оценивается 1 баллом, а неправильное - 0
- Земноводные - это четырехногие позвоночные животные, вышедшие из воды на сушу, но не полностью утратившие связь с водоемами (в воде у большинства видов происходит размножение и развитие.
2.Исходя из определения понятия «Земноводные», скажите к какому классу объектов принадлежат земноводные? Правильно выполненное задание оценивается 1 баллом, а неправильное - 0
-Земноводные - это четырехногие позвоночные животные.
3. Какие видовые признаки характерны для земноводных? Перечисление всех видовых признаков оценивается 2 баллами, неполное название видовых признаков оценивается 1 баллом, а неправильный ответ - 0 баллов.
- Исходя из определения понятия, видовым признаком земноводных является неполная утрата связи с водоемами.
4. Из перечисленных признаков выберите те, которые относятся к земноводным:
а) сердце двухкамерное;
б) сердце трехкамерное;
в) кожа голая;
г) кожа покрыта чешуей;
д) дыхание легочное;
е) дыхание жаберное.
За каждый найденный признак - 1 балл. Максимальное количество баллов - 3.
- сердце двухкамерное;
- кожа голая;
- дыхание легочное;
5. Среди предложенных животных (картинки прилагаются) выберите земноводного и обоснуйте свой ответ. (Лягушка, акула, черепаха, кистеперая рыба). Правильный ответ с обоснованием - 2 балла, ответ без обоснования - 1 балл, неправильный ответ - 0 баллов
- Лягушка, так как у неё четыре конечности, это позвоночное животное, кожа голая. Судя по рисунку, обитает на суше, но рядом с водой.
6. Голая кожа, четыре ноги,
Холодная кровь, позвоночник внутри,
В воде и на суше умеет дышать.
По весне у воды её можно застать.
Чтобы свой род на земле продолжать
Обязательно в воду ей нужно нырять.
О земноводном ли идет речь в данном стихотворении. Ответ обоснуйте. Правильный ответ с обоснованием - 2 балла, ответ без обоснования - 1 балл, неправильный ответ - 0 баллов
- Да речь идет о земноводном, так как сказано, что имеются 4 ноги, это позвоночное животное, обитает на суше, но жизненный цикл неразрывно связан с водой.
А теперь проконтролируйте правильность выполнения заданий (дается ключ и шкала оценивания) и постройте график степени соответствия.
01
11
11
21
11
31
21
11
21
11
21
11
61
51
41
31
21
11
- Оцените себя самостоятельно в соответствии со шкалой меры достижения результата:
11-10 баллов - оценка «5»
9-8 баллов - оценка «4»
7-6 баллов - оценка «3»
Ученики оценивают себя. (В конкретном случае оценка «4»).
Теперь давайте проведем корректировку:
- Вспомните, как вы выполняли данное задание;
- Вспомните, какими алгоритмами нужно было пользоваться, выполняя данные задания;
- Сопоставьте с тем, как выполняли задание вы;
- Выясните причины допущенных ошибок;
- Выполните задания верно.
Ученики проводят рефлексивный анализ своих знаний. Исправляют допущенные ошибки. Определяют какие задания нуждаются в отработке и намечают цели дальнейшей учебной деятельности.