Разработка урока по теме Общая характеристика земноводных с УУД

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока по теме Общая характеристика земноводных с УУДРазработка урока по теме Общая характеристика земноводных с УУДРазработка урока по теме Общая характеристика земноводных с УУДРазработка урока по теме Общая характеристика земноводных с УУДРазработка урока по теме Общая характеристика земноводных с УУДРазработка урока по теме Общая характеристика земноводных с УУДРазработка урока по теме Общая характеристика земноводных с УУДРазработка урока по теме Общая характеристика земноводных с УУДРазработка урока по теме Общая характеристика земноводных с УУДРазработка урока по теме Общая характеристика земноводных с УУДРазработка урока по теме Общая характеристика земноводных с УУДРазработка урока по теме Общая характеристика земноводных с УУДРазработка урока по теме Общая характеристика земноводных с УУДРазработка урока по теме Общая характеристика земноводных с УУДРазработка урока по теме Общая характеристика земноводных с УУДРазработка урока по теме Общая характеристика земноводных с УУДРазработка урока по теме Общая характеристика земноводных с УУДРазработка урока по теме Общая характеристика земноводных с УУДРазработка урока по теме Общая характеристика земноводных с УУДРазработка урока по теме Общая характеристика земноводных с УУДРазработка урока по теме Общая характеристика земноводных с УУДРазработка урока по теме Общая характеристика земноводных с УУДРазработка урока по теме Общая характеристика земноводных с УУД










Сценарий занятий

по биологии с использованием,

сформированной у учащихся УУД.







Разработчик:

учитель биологии

Неказакова В.В.



Тема урока: Общая характеристика земноводных.

Цели учебной деятельности:

  1. Усвоить понятие «земноводные».

  2. Выявить характерные признаки класса земноводные.

  3. Выработать умение отличать представителей класса земноводных от других классов хордовых.

  4. Выработать умение определять принадлежность животного к классу земноводные.

  5. Цель будет достигнута, если ученики смогут

а) дать определение «земноводные»;

б) ответить на вопрос «По каким признакам земноводные отличаются от других хордовых?»;

в) среди многообразия животных определять земноводных.

Сценарий учебной деятельности:

Действия учителя

Действия ученика

Внимательно прочитайте тему урока и используя известный вам алгоритм постановки цели сформулируйте цели сегодняшнего урока.

Дети читают тему урока и отвечают:

Мы сегодня должны:

- усвоить понятие «земноводные»

- выявить характерные признаки класса земноводные;

- научимся находить отличительные признаки класса земноводных от ранее изученных класса хордовых;

- научимся определять принадлежность животных к классу земноводных

В каком случае можно считать, что цель вами достигнута?

- Если я смогу дать определение класса земноводные;

- смогу ответить на вопрос «Какими признаками земноводные отличаются от других ранее изученных классов хордовых?»

- смогу среди многообразия животных определить представителей класса земноводных

Цели проектируются на доску.

- Приступаем к реализации наших целей. Откройте учебник на странице 143 и прочитайте текст. Найдите в тексте определение понятия «земноводные». Проанализируйте данное понятие по известному вам алгоритму.

- Термин «земноводные»;

- Определение «четырехногие позвоночные животные, вышедшие из воды на сушу, но не полностью утратившие связь с водоемами (в воде у большинства видов происходит размножение и развитие)»;

- Земноводные относятся к классу объектов «четырехногие позвоночные животные», т.е. это род;

- Специфическими видовыми признаками для земноводных являются:

1. выход из воды на сушу;

2. не полностью, утратившие связь с водоемами (в воде у большинства видов происходит размножение и развитие).

Видовых признаков - два.

- Логические отношения между видовыми признаками - конъюнгция, так как признаки тесно взаимосвязаны и удаление одного из них приводит к искажению понятия.

- Чтобы определить относится ли животное к классу земноводные необходимо и достаточно три родовидовых признака.

А теперь давайте выполним задания, где требуется определить принадлежность животных к земноводным.

  1. Квакша обитатель тропических лесов (рисунок на слайде). Половозрелые особи живут на деревьях, но в сезон размножения они спускаются в водоемы, где откладывают икру. Там же и происходит развитие животного. Является ли квакша представителем земноводных?


- Исходя из определения понятия можно сказать, что квакша - это земноводное. По рисунку видно, квакша относится к роду четырехногое позвоночное животное. Из описания видно, что взрослая особь квакши обитает на суше (тропическое дерево), но развитие и размножение происходит в воде.

2. Нильский крокодил (рисунок на слайде) обитает в низовьях реки Нил. Большую часть жизни он проводит в воде. Питается как в воде, так и на суше. В жаркие дни крокодилы греются по берегам реки, выходя на сушу. В период размножения самка выходит на сушу и откладывает яйца в песок. После вылупления из яиц, маленькие крокодилы возвращаются в воду. Относятся ли крокодилы к классу земноводные.

- Нет, крокодил не относится к земноводным. Несмотря, на то, что по роду крокодил - это четырехногое позвоночное животное, по видовым признакам у него все наоборот: взрослая особь живет в воде, а для размножения животное выходит на сушу.

3. Гребенчатый тритон широко распространен в нашей стране. Длина его тела 14 - 15 см. Летом тритоны живут и размножаются в воде. Зиму проводят в укрытиях на земле в состояния оцепенения. Является ли гребенчатый тритон представителем земноводных.

- Нельзя сказать определенно, так как цикл развития гребенчатого тритона совпадает с представителями земноводных, но мы не можем сказать о том, является ли тритон четырехногим позвоночным животным.

- А теперь проведите контроль и оценку результатов своей учебной деятельности, выполнив следующие задания:

1. Допишите определение «Земноводные - это …» Правильно выполненное задание оценивается 1 баллом, а неправильное - 0


- Земноводные - это четырехногие позвоночные животные, вышедшие из воды на сушу, но не полностью утратившие связь с водоемами (в воде у большинства видов происходит размножение и развитие.

2.Исходя из определения понятия «Земноводные», скажите к какому классу объектов принадлежат земноводные? Правильно выполненное задание оценивается 1 баллом, а неправильное - 0

-Земноводные - это четырехногие позвоночные животные.

3. Какие видовые признаки характерны для земноводных? Перечисление всех видовых признаков оценивается 2 баллами, неполное название видовых признаков оценивается 1 баллом, а неправильный ответ - 0 баллов.

- Исходя из определения понятия, видовым признаком земноводных является неполная утрата связи с водоемами.

4. Из перечисленных признаков выберите те, которые относятся к земноводным:

а) сердце двухкамерное;

б) сердце трехкамерное;

в) кожа голая;

г) кожа покрыта чешуей;

д) дыхание легочное;

е) дыхание жаберное.

За каждый найденный признак - 1 балл. Максимальное количество баллов - 3.

- сердце двухкамерное;

- кожа голая;

- дыхание легочное;

5. Среди предложенных животных (картинки прилагаются) выберите земноводного и обоснуйте свой ответ. (Лягушка, акула, черепаха, кистеперая рыба). Правильный ответ с обоснованием - 2 балла, ответ без обоснования - 1 балл, неправильный ответ - 0 баллов

- Лягушка, так как у неё четыре конечности, это позвоночное животное, кожа голая. Судя по рисунку, обитает на суше, но рядом с водой.

6. Голая кожа, четыре ноги,

Холодная кровь, позвоночник внутри,
В воде и на суше умеет дышать.

По весне у воды её можно застать.
Чтобы свой род на земле продолжать

Обязательно в воду ей нужно нырять.

О земноводном ли идет речь в данном стихотворении. Ответ обоснуйте. Правильный ответ с обоснованием - 2 балла, ответ без обоснования - 1 балл, неправильный ответ - 0 баллов

- Да речь идет о земноводном, так как сказано, что имеются 4 ноги, это позвоночное животное, обитает на суше, но жизненный цикл неразрывно связан с водой.

А теперь проконтролируйте правильность выполнения заданий (дается ключ и шкала оценивания) и постройте график степени соответствия.



01

11

11

21

11

31

21

11

21

11

21

11

61

51

41

31

21

11

- Оцените себя самостоятельно в соответствии со шкалой меры достижения результата:

11-10 баллов - оценка «5»

9-8 баллов - оценка «4»

7-6 баллов - оценка «3»

Ученики оценивают себя. (В конкретном случае оценка «4»).

Теперь давайте проведем корректировку:

- Вспомните, как вы выполняли данное задание;

- Вспомните, какими алгоритмами нужно было пользоваться, выполняя данные задания;

- Сопоставьте с тем, как выполняли задание вы;

- Выясните причины допущенных ошибок;

- Выполните задания верно.

Ученики проводят рефлексивный анализ своих знаний. Исправляют допущенные ошибки. Определяют какие задания нуждаются в отработке и намечают цели дальнейшей учебной деятельности.


© 2010-2022