- Преподавателю
- Биология
- Разработка урока: «Взаимоотношения между организмами»
Разработка урока: «Взаимоотношения между организмами»
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Дамдынчап С.Д. |
Дата | 03.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Разработка урока: «Взаимоотношения между организмами»
Тип урока: формирование новых знаний и способов деятельности
Цель урока: познакомить учащихся с многообразием биотических связей между организмами, выявить их особенности и рассмотреть их классификацию.
Задачи урока:
Образовательные: сформировать у школьников понятие о взаимоотношениях в природе; продемонстрировать на примерах основные принципы классификации биотических связей; продолжить работу с биологическими терминами.
Развивающие: продолжить развивать у учащихся основы поисковой работы; развивать умение делать выводы на основе полученных сведений.
Воспитательные: экологическое воспитание.
Оборудование: мультимедийная презентация, экран, проектор.
Учебное пособие: учебник «Общая биология», авторы В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, В.И. Сонин М., «Дрофа», 2004г.
Методы:
Оформление урока:
Сделаны записи на доске, на экран проецируется презентация
Структура урока:
-
Организационный момент
-
Изучение нового материала
-
Закрепление
-
Домашнее задание
-
Подведение итогов урока
1.Организационный момент:
Учащиеся заходят в класс и занимают места.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Кто отсутствует?
Мы с вами изучаем экологию - науку о взаимоотношениях организмов. Скажите, может ли хоть один организм существовать отдельно от других? Да верно, конечно же, нет. Все организмы существуют в природе только в тесном взаимодействии друг с другом. Весь комплекс таких отношений называют биотическими связями. Сегодня мы познакомимся с многообразием биотических связей в природе, и будем выявлять их особенности.
2.Изучение нового материала
Взаимодействие двух популяций можно представить в виде парных комбинаций символов: +, -, 0, где-
«+»- выгода,
«-»- ухудшение состояния,
«0»- отсутствие значение
(Данные заранее написаны на доске)
Существуют различные комбинации знаков. Давайте составим их:
++, +0, +-, 0-, --, 00
(Запись на доске)
По направлению действия на организм различают следующие виды отношений:
- позитивные
- негативные
-нейтральные
Давайте рассмотрим их подробнее.
Позитивные отношения - это форма взаимоотношений, при котором, оба или один из партнеров извлекает пользу от другого. Запишите.
Различают несколько форм взаимополезного сожительства живых организмов.
Первая форма- это кооперация, когда польза для обоих видов очевидная, но постоянная связь необязательна. Посмотрите на слайд, вы видите один из примеров кооперации. Это отношения между крупными млекопитающими птицами- чистильщиками. Паразиты на животных служат пищей для птиц. Также птицы выщипывают зимнюю шерсть у оленей и лосей во время линьки, использую ее при постройке гнезда.
Давайте отметим этот вид отношений знаками. Подскажите мне, что надо записывать? Правильно + +.
Вторая форма- это мутуализм, когда присутствие партнера становится обязательным условием существования каждого из них. Здесь примером может быть лишайник, представляющий собой сожительство гриба и водоросли. В лишайнике гифы гриба, оплетая клетки и нити водорослей, образуют специальные всасывающие отростки, проникающие в клетки. Через них гриб получает продукты фотосинтеза, образованные водорослями. Водоросль же из гиф гриба извлекают воду и минеральные соли. Вы наверное видели, что на корнях березы, сосны, ели и других деревьев мицелий гриба образует толстый слой. Это тоже пример мутуализма.
А как мы отметим этот вид отношений? Тоже ++.
Третья форма отношений- это комменсализм, при котором один вид получает пользу, а другому это безразлично. Пример: гиены подбирающие остатки недоеденной львами добычи (нахлебничество). Использование тела других животных как убежища (квартиранство). Пример: дупло и белки.
А здесь как отметим? +0
Теперь мы приступаем к изучению другого вида взаимоотношений. Антибиотические отношения- это форма взаимоотношений когда одна или обе популяции испытывают отрицательное влияние. Неблагоприятное влияние одних видов на другие тоже имеет несколько форм.
С первой формой отрицательного воздействия вы хорошо знакомы. Это- хищничество. Этот вид отношений имеет большое значение в саморегуляции биоценозов. Назовите мне примеры этих отношений .
Да, все примеры верны, но также к хищничеству относится каннибализм- поедание особей своего вида. Он часто встречается у пауков (самки съедают самцов), у рыб (поедание мальков).
Также хищничество встречается не только у животных. Некоторые растения из-за недостатка азотного питания выработали себе механизм, позволяющий им ловить насекомых.
Посмотрите на слайд. Вы видите насекомоядных растений венерину мухоловку и росянку круглолистную. Насекомое, прилипшее к растению переваривается, слизью выделяемой волосками.
Этот тип мы запишем как … +-
На самостоятельное изучение - паразитизм.
Следующий вид отрицательных отношений это конкуренция.
Как вы думаете почему возникает конкуренция? (потому, что оба вида имеют одинаковые потребности). Формы конкурентного взаимодействия могут быть самыми разными- от прямой физической борьбы до мирного совместного проживания на одной территории.
Как мы отметим этот тип отношений? - -
3.закрепление изученного материала
А теперь проверим, как вы усвоили новый материал. Мы заполним таблицу. Во вторую колонку вы пишите, какое влияние они оказывают друг на друга. А в третью заносите цифры с примерами к типам взаимоотношений. Каждый пример можно использовать только один раз.
Типы взаимоотношений
Взаимное влияние +, -,0
Примеры взаимоотношений
Взаимодействующие виды
1.КОНКУРЕНЦИЯ
-
Цапля - лягушка
-
Шакал - лев
-
Человек - аскарида
-
Амёба - водные бактерии
-
Берёза - подберёзовик
-
Лошади-мустанги - бизоны
-
Рак-отшельник - актиния
-
Щука - карась
-
Росянка - муха
-
Заяц-беляк - заяц-русак
-
Акула - рыба-лоцман
-
Собака - блоха
2.ПАРАЗИТИЗМ
3.СИМБИОЗ
4.ХИЩНИЧЕСТВО
4.Домашнее задание
-
Прочитать и законспектировать паразитизм
-
Привести примеры всех типов взаимоотношений (каждого по три)
5.Подведение итогов
Таким образом, сегодня на уроке мы познакомились с многообразием биотических отношений, выявили особенности, по которым их объединяют и посмотрели их примеры.
Сегодня на уроке вы очень активно работали, молодцы!
Оценки за устные вопросы и за заполнение таблицы.
Спасибо за урок! Все свободны. До свиданья!