Отчет о работе МО

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Отчет о работе ГМО учителей биологии за 2014- 2015уч. год.



Введение

Деятельность городского методического объединения (далее - ГМО) в 2014- 2015 учебном году строилась в соответствии с планом работы МО. Работа была направлена на решение задач, реализуемых в условиях требований ряда актуальных нормативных документов: Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г № 273;

• Приказа МОиН РФ № 413 от 17 мая 2012 г. «Об утверждении Федераль- ного государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»;

Методическая тема: Повышение качества образования через использование новых технологий.

В качестве основных задач методической работы были определены следующие:

- Совершенствование методики ведения уроков, применение современных технологии, ИКТ.

- Проводить работу над развитием универсальных учебных действий обучающихся.

- Формирование своего профессионального мастерства.

Все поставленные задачи способствовали достижению цели: использовать новые современные технологии и ИКТ на уроках биологии для повышения качества образования обучающихся, создавать условия для реализации творческих способностей школьников.




Анализ условий деятельности МО.

Работа с педагогическими кадрами, её результативность.

В состав МО учителей биологии г. Владикавказ входит 73 педагога.

Из них имеют награды: Заслуженный учитель РСО-А - 4; Почетный работник общего образования РФ - 9; Отличник народного просвещения -4; Почетная Грамота Мин. Обр. России - 2; Старший учитель -1.

Имеют высшую квалификационную категорию - 28 учителей,

1 категорию - 14 учителей, 2 категорию - 15учителей.

(подробнее см. приложение)

Организационные условия.

Методическая работа ГМО учителей биологии строилась в соответствии с планами работы СОРИПКРО.

В течение учебного года ГМО провело 5 плановых заседаний, на которых обсуждались вопросы распространения актуального педагогического опыта учителей, намечались стратегические и тактические задачи, направленные на повышение качества образования обучающихся, анализировались различные методические формы реализации мастерства учителей.







Анализ тематики заседаний МО.

Для решения поставленных задач в 2014-2015 учебном году было проведено 5 заседания ГМО по следующим темам:

1. Семинар по теме: «ИКТ на уроке биологии».

Открытый урок - работа с электронными, образовательными ресурсами (ЭОР).

МБОУ СОШ № 7 (протокол № 1 от 2010. 2014 года)

2. «Инновационный подход в преподавании биологии».

МБОУ СОШ № 31 (протокол № 2 от 24.11.2014 года)

3. «Проектно-исследовательская работа как форма повышения познавательной деятельности учащихся».

МОУ лицей (протокол№3 от 26.02.20 15года)

4. « Формирование универсальных учебных действий при изучении биологии».

МБОУ СОШ № 43 (протокол №4 от30.03.15 года)

5. «Итоги работы МО за 2014- 2015 учебный год.

Информация о федеральном перечне учебников биологии»

МБОУ СОШ № 13 (протокол № 5 от 27.04.15 года)

На заседаниях МО были рассмотрены следующие вопросы:

Анализ деятельности городского МО учителей биологии за 2013-2014уч. год.

- анализ результатов экзаменов 2013- 2014 года;

- Диагностика профессиональной успешности учителя биологии.

- Обзор новинок методической и научно-популярной литературы по биологии.

- Стандарты нового поколения в предметах естественно - математического цикла.

- Применение технологии деятельностного метода на уроках биологии.

- Обсуждение результатов школьных, муниципальных олимпиад по предметам естественно-математического цикла.

- Обмен опытом учителей по подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА

- Знакомство с нормативно-правовыми документами по обучению предметам естественно-математического цикла в школе.

- Современный урок в рамках ФГОС. Компетентностно - ориентированное задание.

- Организация работы с одаренными детьми по биологии: олимпиада как форма выявления одаренных детей.

- Итоги работы МО за 2014- 2015учебный год.

- Планирование на 2015-2016 учебный год.

Основные формы работы методического объединения:

· проведение открытых уроков;

. проведение мастер-классов;

· организация семинаров;

Направления работы МО:

1. Преподавание предмета в соответствии с современными требованиями к уроку.

2. Внедрение инновационных программ и технологий для повышения качества обучения.

3. Внеурочная работа, направленная на развитие творческих способностей учащихся и повышение интереса к изучению предмета.

На заседаниях МО учителя биологии посмотрели мастер-класс учителя биологии Тедеевой М.Х. (МБОУ СОШ № 7), на котором она поделилась опытом работы с ИКТ на уроках . Выслушали учителей -опробаторов новой программы по биологии, разработанной в соответствии с ФГОС. Музаева А.Т., подробно рассказали о своем опыте. Члены МО обсудили вопросы методики преподавания биологии, делились опытом применения современных технологий на уроках. Гаджинова Ж.Р. выступила с докладом «Инновационный подход в преподавании биологии». Показала мастер-класс по подготовке презентации к уроку. И рассказала о своем участии и победе в дистанционном конкурсе. Зандина М.Н.подготовила семинар на тему «Проектно-исследовательская работа как форма повышения познавательной деятельности учащихся». В ходе урока наблюдалась высокая работоспособность учащихся, их полное вовлечение в работу по изучению новой темы. На заседании МО педагогами был сделан анализ урока, отмечены успехи. Присутствующие на уроке гости отметили преимущества такого урока. Значительно облегчается контроль знаний учащихся, повышается мотивация и активность их на уроке. Было принято решение больше внимания уделять развитию практических и коммуникативных навыков учащихся, используя широкие обучающие возможности урока.

Проведенные заседания МО ориентированы на стимуляцию работы над проблемой внедрения личностно-ориентированного деятельностного подхода, а также над формированием у учащихся умения учится, т. е. ставить цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Необходимо продолжить работу по выработке у учащихся внимания, мышления, умения сравнивать, обобщать и анализировать. Как использует на своих уроках «деятельностный подход» показала Заволоко В.к. и цидаева Н.С. (МБОУ СОШ №43). На открытом уроке в 5 классе « Разнообразие живого» и «Эндокринная регуляция2 в 8 классе, была организованна групповая работа, использовались ИКТ. Учащиеся самостоятельно ставили цели, делали обобщения и выводы. В результате проведенной на уроке практической работы учащиеся научились на практике использовать полученные знания. Этот урок стал примером развития компетентностных и коммуникативных способностей учащихся. Гости отметили слаженную работу учащихся в группах, что является результатом системной работы учителя. Для уроков биологии большое значение имеет практическая направленность, именно она в большей степени может повысить интерес у учащихся к изучению предмета.

Большое значение имеют результаты нашей работы, показателем которых могут быть итоги ЕГЭ и предметных олимпиад.

Анализ результатов муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии и экологии

в г.Владикавказ.

Муниципальный этап олимпиады по биологии проводился 14.11.14г. на базе МБОУ гимназии № 45 и по экологии 21.11.14г. на базе МОУСОШ№22.

Всего в муниципальном этапе Олимпиады по биологии приняло участие 178 учащихся школ города и по экологии 10 учащихся.

Содержание олимпиадных заданий по биологии и экологии муниципального этапа Олимпиады соответствуют рекомендациям центральной предметно-методической комиссии по биологии, которая созданна под председательством проф. В.В. Пасечника.

Рекомендации составлены в соответствии с действующим Положением о всероссийской олимпиаде школьников.

- задания для проведения школьного и муниципального этапов Олимпиады по биологии и экологии в тестовой форме закрытого типа.

- задания ориентированы на уровень теоретических знаний, в которых раскрывается обязательное базовое содержание образовательной области «Биология» и «Экология», а так-же требования к уровню подготовки выпускников основной и средней школы по биологии;

- задания написаны понятно, доходчиво и лаконично и имеют однозначные решения (ответы);

- в заданиях выбора использованы только реально существующие термины, понятия и формулировки, составляющие предметную область «Биология» и «Экология»;

- задания разнообразны по форме и содержанию.

Не корректных вопросов экспертная комиссия не выявила.

Использование тестовых заданий для соревнований, позволяет быстро проверить уровень знаний учащихся, выявить материал, который был плохо усвоен. Но организаторами в аудиториях по всей видимости не был проведен инструктаж по правилам заполнения бланков ответов. Поэтому эксперты затратили значительно больше времени на проверку работ учащихся, так как участники соревновании не вынесли свои ответы в соответствующие бланки.

Эксперты обнаружили в «ключах» единичные ошибки. Далее велась проверка с учетом коррекции ответов в «ключах».

По результатам проверки выявились следующие пробелы в знаниях детей:

- большинство учащихся владеют фактическим материалом на уровне воспроизведения, но испытывают затруднения в заданиях на применение знаний в новых ситуациях;

- слабо владеют анализом, не умеют выявлять причинно- следственные связи между факторами и результатами эволюции, устанавливать признаки усложнения организмов;

- распознавать и сравнивать признаки усложнения основных групп организмов;

- вызывают затруднения вопросы систематики, а именно умение распознавать основные систематические группы организмов по их описанию;

- учащиеся слабо ориентируются в вопросах о представителях царств Грибов и Растений;

- организм и окружающая среда. (Экология);

- знание основных биологических терминов, понятий, законов, теорий, касающихся

экосистем, биосферы;

- умение использовать алгоритм при составлении схемы цепей питания.

Рекомендации:

- учебно-методическому кабинету рассмотреть итоги школьного и муниципального этапов олимпиад на заседании ГМО учителей биологии и экологии;

- использовать при подготовке к Олимпиаде ресурс рекомендованных в положении источников.

- уделять внимание вопросам вызывающим затруднения у учащихся.

- экспертная комиссия обращает внимание организаторов на наличие утечки информации из банка заданий и ответов вопросов.( 90-98% выполнения и соответствие «ключам» без коррекции ошибок)




Качественный анализ итогов олимпиады по экологии



Класс

Максимальный балл

Средний балл

% от максимального балла

Общее количество

участников

Количество обучающихся, набравших от максимально возможного количества баллов

0%

1-49%

50-74%

75-100%

7

45

22

49

1

0

1

0

0

8

66

16

24

1

0

1

0

0

9

66

11

26

4

0

4

0

0

10

86

35

48

2

0

2

0

0

11

86

32

37

2

0

2

0

0

Всего

86

20

49

10

0

10

0

0


Качественный анализ итогов олимпиады по биологии

Класс

Максимальный балл

Средний балл

% от максимального балла

Общее количество

участников

Количество обучающихся, набравших от максимально возможного количества баллов

0%

1-49%

50-74%

75-100%

7

37.5

18

95

30

0

15

13

1

8

88

30

81

38

0

35

1

2

9

105

41

78

31

0

24

6

1

10

117

42

98

41

0

37

1

3

11

140

53

91

38

0

32

5

1

Всего

140

40

98

178


143

26

8


Под руководством учителей МО учащиеся активно вовлекались во внеклассную работу.

Уже традиционным стало участие в международном конкурсе-игре «Кенгуру». В этом году приняли участие обучающиеся 5-11 классов.

Помимо участия в олимпиаде, школы города принимают участие в мероприятиях муниципального и регионального уровня. Это исследовательские проекты, такие как : Ломоносовские чтения ( на базе СОШ № 27), Колмогоровские чтения, Хетагуровские чтения (СОШ № 13), « Шаг в будущее», «Ступень в науку» , мероприятия проводимые центром «Нарт», министерством природы РСО-А, РСЮН и др. Для примера приведу некоторые результаты: центр «Нарт» - эколого-краеведческий конкурс «Земля оставленная нам в наследство».

Итоги индивидуальной методической работы учителей.

Все члены МО большое внимание уделяют самообразовательной работе, выписывают методические журналы, пополняют свои библиотечки, работают в социальных педагогических сетях.

Большое внимание на заседаниях МО уделялось изучению и распространению лучшего педагогического опыта его учителей.

Гаджинова Ж.Р. (СОШ№31) сама является активным участником профессиональных конкурсов проходящих в интернет сообществах учителей. В этом году она стала победителем всероссийского конкурса Викторина «Кто бы мог подумать?» на портале «Сеть творческих учителей», получила сертификат института педагогических информаций за методическую разработку пособия для учащихся «Многообразие бактерий 6 класс»

В работе ГМО есть и трудности. Иногда еще встречаются проблемы с технической оснащенностью кабинетов, что затрудняет реализацию поставленных задач. Но большее сожаление вызывает посещаемость семинаров учителями многих школ. Часто причиной отсутствия является неудачное расписание уроков. Администрации школ не учитывают «методический день», ставят уроки в расписании, лишая учителей биологии возможности посещать заседания МО.

Деятельность МО осуществлялась на основании нормативных документов, методических рекомендаций Управления образования и нацелена на эффективность развития педагогического мастерства учителей , качества образования и нравственного воспитания каждого школьника.

В связи с переходом к новым образовательным стандартам, в основе которых «лежит системно-деятельностный подход», предполагающий: «ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования» тема МО актуальна, поэтому необходимо продолжить работу в выбранном направлении.


Руководитель МО - Бекоева А.К.


© 2010-2022