Урок «Генетика человека. Методы исследования генетики человека»

Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования республики Башкортостан

ГБОУ Уфимская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат №13 VI вида



Тема урока:

«Генетика человека. Методы исследования генетики человека»

класс 11

Разработала: учитель биологии

первой категории

Емельянова Р.Х.


Нефтекамск - 2015

Тема урока: «Генетика человека. Методы исследования генетики человека»

Цель: Начать формирование у обучающегося знаний об особенностях изучения генетики человека, основных методов изучения наследственности человека, продолжить формирование умений решать генетические задачи.

Задачи:

Образовательные:

-помочь обучающемуся определить сущность генетики человека, её основных методов;

-способствовать формированию у обучающегося умения использовать специальную систематику записи результатов брака (скрещивания) для прогнозирования численного выражения вариантов расщепления по фенотипу и по генотипу;

-раскрыть суть основных методов изучения наследственности человека;

-продолжить формирование навыков решения генетических задач, начать формирование умений и навыков при составлении родословных, определять тип наследования;

-помочь убедиться в том, что методы генетики человека позволяют со значительной долей вероятности прогнозировать появление заболеваний у потомков, возможные результаты брака.

Развивающие:

-продолжить развитие навыков решения генетических задач, использования генетической символики;

-развивать умение и навыки самостоятельной работы с учебником, с ресурсами, тестами;

-способствовать формированию научного мировоззрения и познавательного интереса к предмету;

-содействовать развитию коммуникативной культуры, умению отражать результаты своей деятельности в устной или письменной форме;

-продолжить, через разрешение простейших жизненных задач и примеров, создавать условия для развития логического мышления.

Воспитательные:

-способствовать формированию у обучающегося умения выражать свое мнение, анализировать ответ ;

-возможность связывать новую информацию с уже изученным материалом;

-повышение мотивации учебной деятельности (интересно, важно для меня);

-способствовать выбору будущей профессии (генетик, врач, научный работник);

-обоснование необходимости изучаемого материала в повседневной жизни, практическом применении.

Коррекционные:

развивать устную речь обучающегося в ходе ответов на вопросы учителя;
развивать внимание, память (в процессе актуализации знаний, полученных на уроке); мыслительные операции (в ходе решения генетических задач), зрительное и пространственное восприятие (при работе с наглядностью);
корригировать и развивать мелкую моторику при работе с тетрадью, при письме в программах Paint, Microsoft Word.

Ожидаемые результаты:

В результате проведения занятия обучающийся сможет:

  • давать определение понятиям (формулировать),

  • приводить примеры по различным методам изучения генетики человека,

  • определить тип наследования по родословной,

  • сформулировать не менее 3-х вопросов разных видов по теме,

  • решать генетическую задачу,

  • воспроизводить информацию.

Тип урока: урок формирования новых знаний

Формы организации: индивидуальная эвристическая беседа, исследовательская деятельность, решение задач, работа с терминами, с интерактивной доской, программами.

Основные понятия: генетика человека, генеалогический, близнецовый, популяционный, цитогенетический, биохимический методы изучения наследственности человека, родословная, пробанд, сибсы.

Средства обучения: таблицы, схемы родословных, проектор, интерактивная доска, учебник, анимации, презентация, видеофрагмент, медико-генетическая консультация.

Ход урока

I .Организационный момент: Приветствие. Настрой на урок

II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности: Перед нами всем хорошо известные пазлы. Каждый фрагмент несет определенную часть картинки. Глядя на него, очень сложно судить о том, что изображено на картинке, и что может получиться на конечном этапе. А что будет, если фрагмент потеряется или не встанет на свое место?

Вот так и в генетике… Генетика, сравнительно молодая наука, смежная область медицины и биологии. Генетические законы и закономерности универсальны и в полной мере применимы... (ответ) У (…) обнаружено около 3000 признаков и примерно 120 из них сцеплены с полом. Для генетических исследований (…) является очень неудобным объектом. (…) имеет ряд особенностей, которые затрудняют проведение генетических исследований. О ком идет речь? (О Человеке). Что мы будем изучать сегодня на уроке? ( Генетику человека). Вспомни основной метод

генетики? (гибридологический). Как ты думаешь можно его применить к людям? Человек - неудобный объект генетических исследований:

Этические:

*Невозможность формировать необходимую схему брака

*невозможность искусственного мутагенеза.

Физиологические особенности:

Большое число хромосом

Однополость

Малое число детей в браке

Большая продолжительность детства и медленная смена поколений. Поэтому существуют особые пути познания генетики человека, а пути познания - методы. Отсюда, тема урока: Генетика человека. Методы исследования генетики человека.

III. Изучение нового материала: 1. В медико-генетическую консультацию обратилась женщина, которая собиралась вступить в брак, у будущего супруга нет такого признака в семье. У неё в роду встречается признак «седая прядь» волос. Её сестра, также брат, и мама имеют такую прядь, отец здоров. Женщина обеспокоена, ей не хотелось бы, чтобы её дети имели такой признак. По имеющимся данным, врач составил родословную женщины, и ответил на вопросы. Она осталась довольна.

Урок «Генетика человека. Методы исследования генетики человека»

Давай определим тип наследования. Все ли тебе известно и понятно в этой задаче? Какой метод исследования генетики человека здесь используется?

Условные обозначения, принятые при составлении родословных:

Урок «Генетика человека. Методы исследования генетики человека»

Самый старый метод генетики человека - генеалогический анализ, или метод анализа родословных. Суть метода заключается в составлении родословной и последующем ее анализе. Был введен в 1865г. Ф.Гальтоном (был двоюродным братом Чарльза Дарвина).
Анализ родословных используется для выявления доминантных и рецессивных признаков, картирования хромосом (т. е. для установления принадлежности гена, кодирующего данный признак, к определенной группе сцепления, сцепленной с Х - или Y-хромосомами), для изучения мутационного процесса (особенно в случаях, когда необходимо отличить вновь возникшие мутации от тех, которые носят семейный характер, т. е. возникли в предыдущих поколениях). Различают аутосомно-доминантный тип наследования: полидактилия, веснушки, катаракта глаз, хрупкость костей
Альбинизм, рыжие волосы, подверженность полиомиелиту, сахарный диабет, врожденная глухота наследуются по аутосомно-рецессивному типу.
Целый ряд признаков наследуется, сцеплено с полом: Х-сцепленное наследование - гемофилия, дальтонизм; Y-сцепленное - гипертрихоз (повышенное оволосение ушной раковины), перепонки между пальцами.
Генеалогический метод широко используется для решения как научных, так и прикладных проблем. Он позволяет выявить наследственный характер признака и определить тип наследования. Генеалогический метод лежит в основе медико-генетического консультирования. Решает задачу.

Физкультминутка: « Генетическая» (коррекция внимания, памяти)

Гены в хромосомах - это Да (моргаем глазами)

Менделя законов только два - это Нет (глазами вправо-влево)

Нет, ошиблась их три - вдаль скорее посмотри (смотрит в окно или на дальний объект)

Моргана теорию, не прогляди (крутим глазами по часовой и против часовой стрелки)

Сцепленное наследование повтори (глаза закрываем руками).

2 . Теперь попытайся самостоятельно определить о каком, методе изучения генетики человека идет речь и какое значение он имеет для науки? (слушает, а затем, смотрит видеофрагмент). Этот метод заключается в том, что можно изучить частоту встречаемости генов и генотипов. Позволяет оценить вероятность рождения ребенка с определенным признаком в данной популяции. Определяет метод.

3. Следующий метод называется…, основан на изучении хромосом.

Данный метод получил широкое применение с 1956 года, когда шведские учёные Дж. Тийо и Леван, предложили новую методику изучения хромосом и определили, что в кариотипе человека 46 хромосом.

Рассмотрим схему хромосомного набора человека . Давайте с вами проследим: В какой паре имеется лишняя хромосома? Это явление трисомии в 21 паре хромосом.

При болезни Дауна наблюдается умственная отсталость, пониженная жизнеспособность, опущенные уголки губ, монголоидные глаза и непропорционально маленькая голова. Данный метод позволяет изучить не только нормальный кариотип человека, но диагностировать различные хромосомные болезни, связанные с изменением числа хромосом или нарушением их структуры. ( Работа ученика с наглядным материалом ) .

4. Фенилкетонурия, сахарный диабет I типа, серповидно клеточная анемия и еще 1000 болезней обмена веществ. Что их связывает? (это генные заболевания). Для многих из них выявлен дефект первичного генного продукта. Наиболее распространенными среди таких заболеваний являются болезни, связанные с дефектностью ферментов, структурных, транспортных или иных белков. Метод возник на стыке биологии и химии в начале ХХ в, поэтому мы назовем его (…) . Он позволяет диагностировать и предотвращать эти заболевания.

5. Демонстрация слайдов с близнецами. Почему на одних фотографиях изображены одинаковые люди, что называется «на одно лицо», а на других разные, но похожие и одного возраста? - однояйцевые (монозиготные) и разно яйцевые близнецы (дизиготные). В чем суть этого метода?

Близнецовый

Сообщение обучающегося: …

Физкультминутка: «Методы генетики человека»

Методы генетики человека (правое плечо - вверх, левое вниз)

Я запомню навсегда: (руки к плечам - повороты вперед и назад)

Родословный, он же генеалогический - это раз (поворот головы вправо)

Также метод есть у нас - цитогенетический (поворот головы влево)

Третий метод - биохимический (наклон головы вперед)

А, четвертый - близнецовый (наклон головы назад)

Пятый метод, мудрёный, а зовут его - популяционный (руки на талию - повороты корпуса влево-вправо)

IV. Закрепление (первичное усвоение знаний):

Давай, проверим все ли, ты усвоила, все ли поняла?

Тест:

1) Как называется метод, сущность которого составляет скрещивание родительских форм, различающихся по ряду признаков, анализ их проявления в ряде поколений?

А) гибридологическим
Б) цитогенетическим
В) близнецовым
Г) биохимическим

2) С помощью какого метода выявляется влияние генотипа и среды на развитие ребенка?

А) генеалогического
Б) близнецового
В) цитогенетического
Г) гибридологического

3) Хромосомные наборы здоровых и больных людей изучают, используя метод

А) генеалогический
Б) цитогенетический
В) близнецовый
Г) гибридологический

4) Какой метод определяет частоту встречаемости генов и генотипов в определенной группе людей, и оценить вероятность рождения ребенка с определенным признаком в данной группе?

А) генеалогический
Б) близнецовый
В) популяционный
Г) гибридологический

5) Метод при помощи, которого, используя данные семьи, можно определить тип наследования:

А) генеалогический
Б) цитогенетический
В) близнецовый
Г) гибридологический

Коррекция внимания и памяти:

6) Какой метод не упоминался в данном тесте:

А) гибридологический
Б) цитогенетический
В) близнецовый
Г) биохимический

Рефлексия:

Урок «Генетика человека. Методы исследования генетики человека» чемодан знания

настроение

моя деятельность

Все, что пригодится в дальнейшем урок

физическая форма(бодрость)

Урок «Генетика человека. Методы исследования генетики человека» мясорубка

Информацию переработаю

Урок «Генетика человека. Методы исследования генетики человека»Корзина

Все выброшу

Домашнее задание: 1. Прочитать параграф 49, ответить на вопросы учебника - оценка «удовлетворительно»

2. Пункт 1. + Решить задачу (на выбор) в Виртуальной лаборатории: Решение генетических задач и составление родословных

- оценка « хорошо».

3. Пункты 1,2 и на сайте «Решу ЕГЭ» ответить на 5 вопросов по теме «Генетика человека. Методы » по выбору - оценка «отлично»

Итоги урока: Подведение итогов урока.

Приложение 1

  1. Презентация Методы исследования генетики человека

  2. Видеофрагмент интернет урока: Методы исследования генетики человека

Методы исследования генетики человека





© 2010-2022