- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа по биологии 10-11 классы
Рабочая программа по биологии 10-11 классы
Раздел | Биология |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Нечаева К.А. |
Дата | 18.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 2101
«Филёвский образовательный центр»
РАССМОТРЕНО
На предметном методическом объединении
(протокол №_____)
« _____» ________ 20___ г.
СОГЛАСОВАНО
Заведующий сектором УВР
(площадка №____)
__________/___________
« _____» _______ 20___ г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ Школа № 2101
МОДЕЛЬ Д.Л. / __________
« _____» __________ 20___ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По предмету:
БИОЛОГИЯ
Для
10-11 классов
Уровень: общеобразовательный
Составитель программы:
Сопин Виктор Николаевич
Нечаева Кристина Алексеевна
Год разработки программы:
2015
Г. Москва
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (среднее (полное) образование), примерной программы по биологии к учебнику для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.; под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. - М.: Просвещение, 2008, требований к уровню подготовки выпускников по биологии.
Тематическое и поурочное планирование разработано на основе программы курса по биологии составленной на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования на базовом уровне.
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Д.К. Беляев, Г.Д. Дымшиц. Общая биология. 10-11 классы: учебн. для общеобразовательных учреждений. Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.; Под редакцией Д.К, Беляева, Г.М. Дымшица. - М.: Просвещение, 2008.
Поурочное планирование разработано на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии выделено в 10-11 классах- 70 часов (1 час в неделю).
Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках - уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы.
Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культурообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования.
Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи - отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция.
Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
Освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
Овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы с различными источниками информации;
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения биологии на базовом уровне учащиеся должны
понимать:
-
основные положения биологических теорий (клеточная теория, эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя,
-
строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; структуру вида и экосистем;
-
сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирования приспособленности, образования видов, круговорота веществ и превращений энергии в экосистемах и биосфере;
-
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
знать:
биологическую терминологию и символику, основные структуры и функции клетки, роль основных органических и неорганических соединений, сущность обмена веществ, закономерности индивидуального развития и размножения организмов, основные законы наследственности и изменчивости, основы эволюционного учения, основы экологии и учения о биосфере;
уметь:
решать генетические задачи, составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах; применять полученные знания для охраны собственного здоровья, а также для оценки негативного влияния человека на природу и выработки разумного отношения к ней. В процессе работы с учебником учащиеся должны научиться делать конспекты и рефераты, готовить и делать сообщения, а также критически оценивать бытующие среди населения и в средствах массовой информации спекулятивные и некомпетентные взгляды на некоторые результаты и возможности современной биологии.
Содержание
10 класс
Ведение (1ч)
Биология - наука о живой природе. Основные признаки живого. Биологические системы. Уровни организации жизни. Методы изучения биологии. Значение биологии
Демонстрации
Схемы и таблицы, иллюстрирующие различные биологические системы и уровни организации живой природы.
КЛЕТКА - ЕДИНИЦА ЖИВОГО (15ч)
Тема 1. Химический состав клетки.( 4ч )
Биологически важные химические элементы. Неорганические (минеральные) соединения. Биополимеры. Углеводы, липиды. Белки, их строение и функции. Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения клетки.
Тема 2. Структура и функции клетки. ( 4 ч )
Развитие знаний о клетке. Клеточная теория. Цитоплазма. Плазматическая мембрана. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи и лизосомы. Митохондрии, пластиды, органоиды движения, включения. Строение и функции хромосом. Прокариоты и эукариоты.
Тема 3. Обеспечение клеток энергией.( 3ч )
Обмен веществ и превращение энергии - свойство живых организмов. Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей. Обеспечение клеток энергией за счёт окисления органических веществ без участия кислорода.биологическое окисление при участии кислорода.
Тема 4. Наследственная информация и реализация ее в клетке. ( 3 ч )
Генетическая информация. Ген. Геном. Удвоение ДНК. Образование информационной РНК по матрице ДНК. Генетический код. Биосинтез белков. Вирусы. Профилактика СПИД.
Демонстрации
Схемы, таблицы и пространственные модели, иллюстрирующие: строение молекул белков, молекулы ДНК, молекул РНК, прокариотической клетки, клеток животных и растений, вирусов, хромосом; удвоение молекул ДНК; транскрипцию; генетический код; биосинтез белков; обмен веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтез.
Лабораторные работы.
Каталитическая активность ферментов. 2. Плазмолиз и деплазмолиз в клетках эпидермиса лука. 3. Строение растительной, животной, грибной и бактериальной клеток РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (6ч )
Тема 5. Размножение организмов (4ч)
Деление клетки. Митоз. Бесполое и половое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.
Тема 6. Индивидуальное развитие организмов (2ч)
Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов. Влияние алкоголя, никотина и наркотических веществ на развитие зародыша человека. Организм как единое целое.
Демонстрации
Схемы, таблицы и учебные фильмы, иллюстрирующие: деление клетки (митоз, мейоз); способы бесполого размножения; формирование мужских и женских половых клеток; оплодотворение у растений и животных; индивидуальное развитие организма; взаимовлияние частей развивающегося зародыша.
ОСНОВНЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ (12ч)
Тема 7. Основные закономерности явлений наследственности.( 5ч )
Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя. Генотип и фенотип. Аллельные гены. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. Половые хромосомы. Наследование, сцеплённое с полом.
Тема 8. Основные закономерности изменчивости.( 3 ч )
Модификационная и наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость. Мутационная изменчивость. Закон гомологичных рядов наследственной изменчивости Н.В. Вавилова. Наследственная изменчивость человека. Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека.
Тема 9. Генетика и селекция (4ч)
Одомашнивание как начальный этап селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Методы современной селекции. Успехи селекции. Генная и клеточная инженерия. Клонирование.
Демонстрации
Схемы, таблицы, фотографии, иллюстрирующие: моногибридное скрещивание; дигибридное скрещивание, перекрёст хромосом; неполное доминирование; наследование, сцеплённое с полом; мутации; модификационную изменчивость; центры многообразия и происхождения культурных растений; искусственный отбор; гибридизацию; исследования в области биотехнологии.
Календарно-тематическое планирование по курсу «Общая биология» , 10 класс (34 часа)
№ урока
Тема урока
Количество часов
Лабораторные и практические работы.
Дата
Раздел I. КЛЕТКА - ЕДИНИЦА ЖИВОГО (15 часов)
Тема 1. Химический состав клетки (4 часа)
1
Неорганические соединения.
1
2
Биополимеры. Углеводы. Липиды.
1
3
Биополимеры. Белки, их строение и функции.
1
Лабораторная работа №1 «Каталитическая активность ферментов»
4
Биополимеры. Нуклеиновые кислоты.
АТФ и другие органические вещества в клетке.
1
Тема 2. Структура и функции клетки (4 часа)
5
Клеточная теория.
1
Лабораторная работа №2 «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках эпидермиса лука».
6
Цитоплазма. Органоиды клетки.
1
7
Прокариоты и эукариоты. Особенности строения прокариотической клетки. Неклеточные формы жизни - вирусы. Вирус СПИДа.
1
Лаб.раб № 3 «Строение растительной, животной, грибной и бактериальной клеток».
8
ТЕСТ № 1 по теме «Введение. Химический состав и структура клетки»
1
Тема 3. Обеспечение клеток энергией(3 часа)
9
Фотосинтез.
1
10
Обеспечение клеток энергией за счет окисления органических веществ без участия кислорода.
1
11
Биологическое окисление при участии кислорода.
1
Тема 4. Наследственная информация и реализация ее в клетке (4 часа)
12
Генетическая информация. Репликация. Транскрипция. Генетический код.
1
13
Биосинтез белка.
1
14
Вирусы.
1
15
ТЕСТ № 2 «Метаболизм в клетке»
1
Раздел II. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (6часов)
Тема 5. Размножение организмов (4часа)
16
Деление клетки. Митоз. Амитоз.
1
17
Бесполое и половое размножение.
1
18
Мейоз.
1
19
Образование половых клеток и оплодотворение.
1
Тема 6. Индивидуальное развитие организмов (2часа)
20
Зародышевое и послезародышевое развитие организмов. Организм как единое целое.
1
21
ТЕСТ № 3 «Размножение организмов. Онтогенез»
1
Раздел III. ОСНОВНЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ (12часов)
Тема 7. Основные закономерности явлений наследственности (5часов )
22
Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя.
1
23
Второй закон Менделя.
1
24
Генотип и фенотип. Аллельные гены.
25
Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.
26
Генетика пола.
Тема 8. Основные закономерности изменчивости (3 часа )
27
Модификационная и наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость.
1
28
Мутационная изменчивость. Наследственная изменчивость человека. Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека.
1
29
ТЕСТ № 4 по теме «Основы генетики».
1
Тема 9. Генетика и селекция (4часа)
30
Одомашнивание как начальный этап селекции.
1
31
Методы современной селекции.
1
32
Успехи селекции.
1
33
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ № 5 за курс 10-го класса.
1
34
Обобщающий урок.
Календарно - тематическое планирование 11 класс, 35 часов (1 час в неделю)
№
урока
Тема урока
дата Д
I.Эволюция
(12 ч.)
1
Возникновение и развитие эволюционных представлений.
2
Чарльз Дарвин и его теория происхождения видов.
3
Доказательства эволюции.
4
Вид. Критерии вида. Популяция. Лаб. раб. №1«Морфологические особенности растений различных видов».
5
Роль изменчивости в эволюционном процессе. Лаб. раб. №2
«Изменчивость организмов».
6
Естественный отбор - направляющий фактор эволюции.
7
Формы естественного отбора в популяциях. Тестир-е.
8
Дрейф генов - фактор эволюции. Изоляция - эволюционный фактор.
9
Приспособленность - результат действия факторов эволюции. Лаб. раб. №3 «Приспособленность организмов к среде обитания».
10
Видообразование. Основные направления эволюционного процесса Лаб. раб. №4 «Ароморфозы (у растений) и идиоадаптации ( у насекомых)».
11
Экскурсия «Многообразие видов. Сезонные изменения в природе».
12
Зачет по теме «Эволюция»
II.Возникновение и развитие жизни на Земле. Происхожде-ние человека.
(11 ч.)
13
Возникновение жизни на Земле.
14
Развитие жизни в криптозое.
15
Развитие жизни в палеозое.
16
Развитие жизни в мезозое. См. раб.
17
Развитие жизни в кайнозое.
18
Многообразие органического мира. Тестир-е.
19
Доказательства происхождения человека от животных.
20
Основные этапы эволюции приматов.
21
Первые представители рода Homo.
22
Появление человека разумного. Факторы эволюции человека.
23
Зачет по теме «Возникновение и развитие жизни на Земле. Происхождение человека.»
III.Основы экологии.
(11 ч.)
24
Предмет экологии. Экологические факторы среды.
25
Взаимодействие популяций разных видов.
26
Сообщества. Экосистемы.
27
Поток энергии и цепи питания. Тестир-е.
28
Свойства экосистем. Смена экосистем.
29
Агроценозы. Применение экологических знаний в практической деятельности человека.
30
Экскурсия «Естественные и искусственные экосистемы».
31
Состав и функции биосферы. Тестир-е.
32
Круговорот химических элементов. Биогеохимические процессы в биосфере.
33
Глобальные экологические проблемы. Общество и окружающая среда.
34
Зачет по теме «Основы экологии».
Повторение (1 ч.)
35
Повторение материала 11 класса.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Обязательная литература для обучающихся:(учебник)
Учебник: Общая биология: Учебн. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.; Под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. - М.: Просвещение, 2008. - 303 с.: ил.
Дополнительная литература для обучающихся:
-
Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2002
Литература для учителя:
1.Дарвин Ч. Путешествие на корабле «Бигль»/Ч.Дарвин.-М.:Мысль,1978.
2. Дарвин Ч. Воспоминание о развитии моего ума и характера //Дарвин Ч. Сочинения.Т.9.-М.: Издательство АН СССР, 1959.
3. Дарвин Ч. Происхождение видов путём естественного отбора: кн. Для учителя/ Ч.Дарвин; под ред. А.В. Яблокова, Б.Н. Медникова.-М.:Просвещение, 1986.
4. Докинз Р. Эгоистический ген / Р. Докинз.- М.:Мир, 1993.
5. Грин Н. Биология . В 3 т./ Н. Грин, У. Стаут, Д. Тэйлор. - М.: Мир, 1990.
Журналы: «В мире науки», «Соросовский образовательный журнал», «Природа», «Биология в школе», «Наука из первых рук».
Интернет-ресурсы:
-
gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
-
school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.