Методическая разработка факультатива «Метод биоиндикации на примере микроводорослей»

Одним из приоритетных направлений  государственной политики является обеспечение экологической безопасности и оздоровления окружающей среды. В современных условиях приобретает особую актуальность проблема поиска новых форм работы с детьми по экологическому воспитанию. Одной из таких форм является проведение научно-исследовательской деятельности. Данная методическая разработка может быть использована  для проведения внеклассной работы по экологическому воспитанию в форме  факультатива для учащихс...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка

факультатива

«Метод биоиндикации на примере микроводорослей»

Выполнила учитель биологии и географии МБОУ КСОШ №2 Леонтьева Анна Димитриевна


Пояснительная записка:

Одним из приоритетных направлений государственной политики является обеспечение экологической безопасности и оздоровления окружающей среды.

В современных условиях приобретает особую актуальность проблема поиска новых форм работы с детьми по экологическому воспитанию. Одной из таких форм является проведение научно-исследовательской деятельности.

Данная методическая разработка может быть использована для проведения внеклассной работы по экологическому воспитанию в форме факультатива для учащихся старших классов. Элементы данной методики могут быть использованы при изучении в школе программного курса «Общая биология».

Основной особенностью разработки является то, что учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность в период весенних и осенних экологических практикумом во время изучения естественных наук. Кроме того, данная методическая разработка позволит организовать деятельность учащихся по решению экологических проблем, направленную на возрастание познавательного интереса учащихся к общим законам природы, человеческого бытия, стремлению приобрести универсальное образование и экологические знания.

Цель:

Создание условий для активизации практической деятельности школьников в области экологического и биологического образования.

Задачи:

- овладение школьниками методом биоиндикации для оценки экологи-ческого состояния водоема;

- приобретение учащимися навыков научно-исследовательской деятельности;

- содействие нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию школьников, воспитанию экологической культуры и экологического сознания;

- вовлечение учащихся в экспериментальную деятельность, направленную на решение экологических проблем;

- формирование эмоционально-ценностного отношения к экологической среде Кольского края.

Целевая группа

Учащиеся 9 - 11 классов

Ресурсы реализации:

Материальные

- Школьное лабораторное оборудование (микроскопы, предметные стекла, колбы и др.).

Информационные

- Интернет-ресурсы

- Учебная литература

Формы работы:

• лекционные занятия;

• лабораторно-практические занятия;

• научно-исследовательская работа;

• проектная деятельность;

• презентация проектов и их защита;

• итоговая конференция;

• игры, конкурсы, экскурсии и другие массовые мероприятия.

Этапы:

Этапы

Содержание

Ожидаемый результат

от учащихся

1.Подготовительный

1.Организация курса лекций и бесед для учащихся по экологической этике и проблемам окружающей среды в Мурманской области.

1.Применение на практике полученных эколого- биологических знаний

2.Ознакомление учащихся с методом биоиндикации для оценки экологического состояния водоема

2.Применение на практике метода биоиндикации с помощью цианобактерий.

3.Изучение литературы по применению биоиндикационного метода оценки чистоты водоема.

3.Умение пользоваться справочниками и другой специальной литературой.

4.Подготовка и изучение необходимого оборудования для сбора материала и для проведения лабораторных исследований.

4.Использование оборудования при проведении лабораторных исследований.

5.Инструктаж по технике безопасности при проведении лабораторно- практических занятий и обеспечение безопасности жизни и здоровья при сборе материалов в природных условиях.

5.Применение правил техники безопасности в практической деятельности.

6.Распределение обучающихся на группы для обобщения результатов исследований

6.Создание групп обучающихся для обобщения результатов исследований

7.Практическое занятие с обучающимися по организации сбора материала для проведения исследований

7.Умение правильно собирать материал для проведения исследований

2. Основной

1.Проведение экскурсий по водоемам Мурманской области.

1. Знакомство с природой Мурманской области

2.Организация наблюдения за окружающей средой при проведении экскурсий

2.Выявление экологических проблем местного социума

3.Сбор материала в весенний и осенний периоды, применение метода биоиндикации для оценки экологического состояния водоема.

3.Работа в группах по сбору материала и применение метода биоиндикации на примере цианобактерий

4. Организация и проведение лабораторно- практических занятий.

4.Проведение учащимися лабораторных исследований.

5.Изучение результатов исследований

5.Составление статистического анализа

результатов исследований

6. Изучение результатов исследований за 2 периода

6.Составление сравнительного анализа результатов исследований за 2 периода

7.Обобщение результатов проведенной работы и исследований, формулирование выводов

7.Анализ оценки экологического состояния водоема, формулирование выводов по проделанной работе

8.Составление доклада и презентации каждой группы по результатам проведенной работы и оценке экологического состояния водоемов

8. Подготовка к научно-практической конференции

3.Заключительный

1.Научно-практическая конференция

1.Выступление школьников на конференции, демонстрация презентаций

2.Выявление лучших докладов и награждение победителей

3.Рефлексия (что я узнал, что мне понравилось, что не понравилось)

4.Организации и проведение акции «Чистые водоемы» на базе школы при использовании материалов конференции

5.Подготовка лучших школьников к районным и областным конференциям, конкурсам и т.д.

На первом подготовительном этапе учитель проводит лекционное занятия, на котором он знакомит учащихся с цианобактериями, их классификацией, их ролью в окружающей среде.

После лекционного занятия учащимся дается самостоятельное задание подобрать соответствующую литературу и изучить её. На следующем занятии учитель должен ознакомить учащихся с оборудованием, которое необходимо для сбора материала и проведения лабораторных исследований, провести инструктаж по технике безопасности при проведении лабораторно-практических занятий и обеспечение безопасности жизни и здоровья при сборе материала в природных условиях. Далее проводиться практическое занятие с обучающимися по организации сбора материала для проведения ис-следований. В результате у учеников должно быть сформировано умение правильно собирать материал для проведения исследований, а так же на практике применять метод биоиндикации с помощью цианобактерий.

Перед проведением экскурсии учитель предлагает ученикам сформировать рабочие группы по 3-5 человек для проведения исследований.

На следующем этапе учитель проводит лекционное занятие и знакомит учащихся с водоемами Мурманской области. Выбирается день для проведения экскурсии и сбора материала.

Примерный план школьной экскурсии на пресноводные водоемы

Задачи экскурсии:

• расширить знания учащихся о водоеме как природной экосистеме, ее роли в окружающей природе и жизни человека;

• изучить основной видовой состав водоема;

• определить значение водоема в природе и жизни человека;

• разработать и по возможности реализовать меры по охране данного водоема.

Оборудование:

• банки;

• инструктивные карточки с заданиями;

• фотоаппарат (при наличии);

• блокнот, ручка, карандаш.

Экскурсии для сбора материала проводиться в различные периоды в течение учебного года в осенний и в весенний сезоны.

Учащиеся выходят на экскурсию с оборудованием для сбора материала. Экскурсия начинается с вводной беседы, в ходе которой определяется тип водоема, характер берегов и растительности, его использование местными жителями. Учащимся сообщается, что водоем (река, пруд, озеро) населен разнообразными живыми организмами: растениями, животными, микроорганизмами, которые вместе с неживой природой образуют биогеоценоз (экосистему данного водоема). Каждая группа организмов, обитающих в водоеме, выполняет свою определенную роль в круговороте веществ и энергии. Так, растения в процессе фотосинтеза усваивают неорганические вещества и образуют органические. Животные и грибы потребляют готовые органические вещества, а микроорганизмы перерабатывают их до простых соединений, которые могут снова поглощаться растениями. Учащимся предлагается назвать известные группы организмов, обитающих в водоеме, вспомнить характерные признаки каждой группы (важно, чтобы учащиеся не забыли о представителях одноклеточных и многоклеточных водорослей). Целесообразно заслушать рассказ о роли фотосинтезирующих растений. В процессе беседы формулируется вывод о том, что водоросли являются источниками накопления органических веществ и кислорода, необходимых для жизни всех организмов.

Далее учитель (или заранее подготовившийся учащийся) делает короткое сообщение о низших водорослях, наиболее часто встречающихся в водоеме. Затем учитель раздает учащимся инструктивные карточки с заданиями, и ученики приступают к самостоятельной работе в группах.

Инструктивная карточка:

"Изучение влияния деятельности человека на состояние водоема"

1. Установите, как далеко от водоема находятся пашни, огороды, сады, постройки. Выясните, как используют воду данного водоема местные жители. Оцените экологическое состояние водоема (насколько интенсивно он используется, как и чем загрязнен и т.д.).

2. Выясните, используются ли на водоеме моторные лодки. Какое влияние они оказывают на экологию водоема?

3. При помощи оборудования и по сбору микроводорослей, соберите материал для исследования: с каждого субстрата проведите соскоб слизи при помощи шпателя и поместите в стеклянную колбу заполненную небольшим количеством воды. После прохождения всех точек, где был собран альгоматериал, подпишите каждую колбу.

4. Предложите перечень мер по охране и восстановлению данного водоема. Подумайте, каким образом можно превратить водоем в зону отдыха?

После проведенной экскурсии и сбора материала на очередном факультативном занятии учащиеся приступают к лабораторным исследованиям.

Примерный план проведения лабораторно-практических занятий

Цель: овладение школьниками методом биоиндикации для оценки эколо-гического состояния водоемов.

Лабораторно- практические занятия для оценки экологического состояния водоемов Мурманской области проводятся в различные периоды в течении учебного года в осенний и в весенний сезоны.

При проведении лабораторно-практических занятий учитель раздает каждой группе учеников микроскопы, по необходимости удлинители и настольные лампы. Учащиеся приводят микроскопы в рабочее положение, настраивают освещение, делают временные препараты.

При помощи школьных определителей ученики проводят исследования собранных материалов, обрабатывают их и заносят результаты в рабочие тетради.

Оформление работы:

1. Название препарата, дата выполнения.

2. Рисунок, можно добавить схему (используя учебный рисунок).

3. Классификация на русском и латинском языке (использование определителя).

4. Характеристика (место обитания, строение, отличительный признак организма), можно добавить описание (использование определителя).

По завершению работы учащиеся должны:

1. Микроскоп привести в нерабочее положение (револьвер, тубус укре-пить).

2. Сдать микроскоп, поставив на место в шкафу или на стол педагога.

3. Смотать удлинитель, убрать его и лампы.

После проведения лабораторных исследований за 2 периода в течение учебного года учащиеся на практических занятиях составляют сравнительный анализ результатов исследований, обобщают результаты проведенной работы и исследований, формулируют выводы об оценке экологического состояния водоемов Мурманской области.

После проведенного анализа и в целях подготовки к научно- практической конференции учитель предлагает группам учащихся составить доклад и презентацию по результатам проведенной работы.

На заключительном этапе изучения темы на базе образовательного учреждения проводится научно-практическая конференция, на которую могут быть приглашены учащиеся школы, не участвующие в проведении исследования, а так же педагоги. Каждая группа учеников представляет свой доклад и презентацию, предлагают перечень мер по охране и восстановлению исследуемого ими водоема.

Формируется жюри, в состав которого могут входить педагоги и учащиеся. По завершению конференции жюри выявляет лучшие доклады и награждает победителей.

Ожидаемые результаты:

Образовательные:

- возрастание познавательного интереса учащихся к общим законам природы, человеческого бытия, стремление приобрести универсальное образование и обширные экологические знания, ориентированные на практику;

- формирование экологического сознания учащихся, осмысление ими необходимости повсеместного соблюдения природоохран-ных мероприятий и законов;

- активизации познавательной деятельности учащихся;

- вовлечение учащихся в практическую и исследователь-скую деятельность;

- формирование в каждом школьнике творческой деятельности личности с развитым самосознанием;

- привлечение школьников к социально-значимой деятельности, проектам, исследованиям.

Педагогические:

- использование новых технологий образовательного процесса, способствующих формированию системных знаний, экологиче-ского мышления, решению проблемных экологических вопросов;

- повышение научного уровня экологического образования, слияние обучения и воспитания в единый процесс, профориентации и трудовому воспитанию.

Список рекомендуемой литературы для учителей:

1. Алексеев, С.В.Практикум по экологии [Текст] / Груздева, Н.В., Муравьев, А.Г., Гущина, Э.В. - М.: АО МДС, 1996. - 192 с.

2. Алексеев, С.К. Научные работы учащихся [Текст] // С.К. Алексеев, М.Н. Сионова - Вып. II. - Калуга, 2005. - С.32-63.

3. Ашихмина, Т.Я. Школьный экологический мониторинг [Текст]: М., 2000. - 420 с.

4. Горленко, М.В. Водоросли, лишайники и мохообразные СССР [Текст]: М. Мысль, 1978. -365 с., ил, 28 л. ил.

5. Кузьмина, Н.Е. Карманная книга натуралиста и краеведа [Текст]: М. Географгиз, 1961.-364 с. с ил.

6. Кузнецов, М.А. Полевой практикум по экологии [Текст] / Ибрагимов, А.К., Неручев, В.А., Юлова, Г.А. - М., 1994.

7. Муравьев, А.Г. Оценка состояния природно-антропогенного комплекса: Учебно-методическое пособие [Текст]: СПб.: Крисмас, 1997.

8. Полянский, И.И. Ботанические экскурсии. [Текст]/ Пособие для учителей. 3-е изд. / И.И. Полянский - М.: Просвещение, 1968. -243 с. ил.

9. Сионова, М.Н. Организация школьных микологических исследований [Текст] // М.Н. Сионова / Материалы по дополнительному экологическому образованию учащихся (сб. статей). Вып. I. /Калуга, 2004. - С.152-162.

10. Тарарина, Л.Ф. Экологический практикум для студентов и школьников (Биоиндикация загрязненной среды) [Текст]: М. Аргус, 1997. - 80 с.

11. Ушаков, В.А.Экологический лагерь школьников [Текст] / Методическое пособие / В.А. Ушаков- Н. Новгород: 1996. -44 с.

12.Чернова, Н.М. Экология [Текст] / Учеб. Пособие для студентов биол. спец. Пед. ин-тов / А.М. Былова.-2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1988.-272 с.

13. Бигон, М. Экология. Особи, популяции и сообщества [Текст]: Мир, 1989.

14. Журнал «Биология в школе», 2000-2007.

15. Биологический энциклопедический словарь[Текст]: М. - Советская энциклопедия, 1986.

16. Гиляров, A.M. Популяционная экология [Текст]:М. МГУ, 1990.

17. Небел, Б. Наука об окружающей среде [Текст]: Мир, 1993.

18. Одум, Ю. Основы экологии [Текст]: М. Мир, 1975.

19. Одум, Ю. Экология [Текст]: М. Мир, 1986.

20. Попова, Т.А. Экология в школе [Текст]: Мониторинг природной среды. - М: ТЦ Сфера, 2005.







© 2010-2022