Урок биологии в 11 классе по теме: «Гипотезы происхождения человека»

Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок № 19

Урок биологии в 11 классе

по теме: «Гипотезы происхождения человека»

Учитель биологии: Купина И.В.

Дидактическая цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации через организацию самостоятельной работы.

Цели по содержанию:

Образовательная: познакомить учащихся с разными гипотезами происхождения человека, оценивая степень их научности и достоверности; охарактеризовать развитие взглядов учёных на проблему антропогенеза.

Развивающая: способствовать формированию информационной компетентности учащихся, умению выделять главное.

Воспитательная: создать условия для формирования мировоззренческих взглядов учащихся на проблему происхождения человека от животных.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма урока: самостоятельная работа.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Средства обучения:

  • Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень), 2004;

  • Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2008;

  • Сивоглазов В.И., Агафонов И.Б., Захарова Е.Т. Общая биология. Базовый уровень: учебник для 10 -11 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2007;

  • портреты учёных;

  • таблицы, иллюстрирующие этапы антропогенеза.

Технологическая карта урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Орг. момент

Побуждает учащихся к организации рабочего места. Определяет готовность к уроку.

Готовят рабочее место к уроку. Самоорганизация.

2. Целеполагание и мотивация.

Вводит учащихся в новую тему, излагает её основные задачи, план изучения, объявляет тему данного урока.

Учащиеся слушают учителя, вносят предложения по плану изучения темы.

3. Актуализация.

Знакомит с эпиграфом к уроку: «Главным предметом изучения человечества является человек».

Гёте.

В настоящее время на нашей планете обитает несколько миллионов видов живых организмов, каждый из которых по- своему уникален. Какое место среди этого многообразия занимает вид Homo sapiens (Человек разумный) и кто его предки? Во все века человечество пыталось найти ответы на эти и другие вопросы, подобные им. Существует множество гипотез происхождения человека. Сегодня на уроке вам предстоит с ними познакомиться. В ходе беседы выясняет, что известно учащимся о происхождении человека.

Знакомятся с эпиграфом, высказывают свои предположения о происхождении человека на основе имеющихся знаний из курса биологии 8 класса.

4. Первичное усвоение материала.

Организует учащихся на выполнение самостоятельной работы с учебником (§ 4.17) по заданию: прочитать § 4.17 в учебнике (стр.282 - 284), обращая внимание на идеи о возникновении человека, которые существовали в Древнем мире и в 18 - 19 вв. Наблюдает за работой, консультирует, направляет самостоятельную познавательную деятельность учащихся.

Знакомятся с материалом §4.17 учебника, при необходимости обращаются за консультацией к учителю.

5. Осознание и осмысление учебной информации.

После изучения текста § 4.17 в учебнике предлагает учащимся заполнить таблицу в тетради «Антропогенез - историческое развитие человека» (приложение №1), оказывает необходимую отдельным учащимся помощь в заполнении таблицы.

Самостоятельно выполняют задание в тетради.

6. Первичное закрепление учебного материала.

Организует работу в парах по обмену информацией, занесённой в таблицу.

Предлагает учащимся ответить на вопросы:

1) Какие идеи о возникновении человека существовали в древнем мире?

2) Какова роль трудов Ч.Дарвина в истории развития взглядов на происхождение человека?

3) Какому фактору в эволюции человечества придавал особое значение Ф.Энгельс?

Обмениваются информацией в парах, отвечают на вопросы, предложенные учителем.

7. Информация о домашнем задании.

Поясняет домашнее задание: изучить § 4.17, ответить на вопросы 1-5 на с. 282-284 учебника; повторить материал о месте человека в системе органического мира по учебнику биологии 8 класса (стр.3-5).

Записывают домашнее задание в дневник.

8.Рефлексия (подведение итогов урока).

Организует подведение итогов урока, обмен мнениями по эпиграфу, выясняет отношение учащихся к теме урока.

Комментируют эпиграф, высказывают своё отношение к проблеме происхождения человека.

Приложение №1.

Таблица «Антропогенез - историческое развитие человека».

№ п/п

Учёный

Взгляд на антропогенез

1

Анаксимандр (610-546гг. до н.э.)

Выдвигал идею о возникновении человека путём последовательных превращений животных.

2

Сократ

(469 - 399 гг. до н.э.)

Человек занимает столь высокое положение в мире, потому что он имеет очень развитую кисть руки.

3

Исократ (учитель красноречия)

Человек стал человеком благодаря речи.

4

Аристотель

(384 - 322 гг. до н.э.)

Ставил человека рядом с обезьянами. «Человек - разумнейшее животное не потому, что имеет руки, а потому и имеет руки, что он - разумнейшее существо».

5

К.Линней

(1707 - 1778)

Поместил человека в своей классификации живых организмов в один отряд с приматами, потому что считал их схожими по строению. Выделил вид Homo sapiens («человек разумный»).

6

И.Кант

(18 в.)

Эволюция природы способна превратить человекообразную обезьяну в человека при наличии божественной «сверхидеи».

7

А.Н.Радищев

(1749 - 1802)

«Человек - единоутробный сродственник , брат всему на Земле живущему, не только зверю, птице, рыбе …, но и растению, грибу …. Паче всего сходственность человека примечательна с животными».

8

А.Каверзнев

(в 1775 г.)

Труд «О происхождении животных», в котором подробно развивал идею о родстве человека и обезьян.

9

Ж.-Б.Роббинс

Животные представляют собой неудачные попытки природы сотворить наиболее совершенную форму жизни - человека.

10

Ж.-Б.Ламарк

(начало 19 в.)

Некий «четверорукий» предок человека «утратил привычку» лазать по деревьям, но приобрёл другую - передвигаться на двух ногах.

11

Ч.Дарвин

(1872 - 1872)

Труды «Происхождение человека и половой отбор» и «О выражении эмоций у человека». Доказал происхождение человека от низших форм.

12

Ф.Энгельс

(20 в.)

«Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Факторы антропогенеза: речь, общественный образ жизни и труд.



© 2010-2022