Урок биологии в 8 классе по теме Пищеварение

Одним из наиболее интересных педагогических технологий является урок мастерская. Урок биологии в 8 классе по теме "Пищеварение"   Урок-мастерская имеет определенный алгоритм действий: 1. (урок начинается без объявления темы). Первый этап – «индуктор» - толчок, трамплин, творческое начало, которое мотивирует всю дальнейшую деятельность каждого, создает комфортную ситуацию для ребенка. 2. Работа с материалом:   3. Первичная социализация 4. Самокоррекция  5. Информационный запрос. 6. Творчество  7....
Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект урока.

ТЕМА: Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний.

Параметры урока

Содержание параметра

  1. Предмет, уровень

Биология. Базовый уровень

  1. Класс.

  1. Характеристика класса.


Уровень обученности класса - средний (качество знаний по предмету - %, в целом по классу %).

В классе все дети работоспособные, но с разным уровнем мотивации. Класс делится на детей, вдумчиво относящиеся к учебной деятельности, и детей, для которых учеба занимает не первой место в их жизненных интересах. В связи с этим учителю необходимо искать такие формы и приемы работы, чтобы получаемые знания стали личностно значимыми.

Уровень коммуникативных компетентностей - средний. Дети не всегда могут организовать работу в группе, распределить обязанности между собой.

  1. Программа, учебник.

Программа для общеобразовательных учреждений и учебник Н.И.Сонина.

  1. Место урока в системе уроков.

Заключительный урок по теме «Пищеварительная система».


  1. Методическая цель.

Показать возможности урока - творческая мастерская.

  1. Дидактическая цель.

Изучение нового материала.

  1. Форма урока.

Творческая мастерская.

  1. Цель и задачи









Цель урока:

в процессе анализа различных источников информации подвести обучающихся к мысли, чтобы быть здоровым необходимо знать правила гигиены пищеварительной системы.

Задачи:

  1. Образовательные: сформировать знания по гигиене ротовой полости и предупреждении кишечно-желудочных заболеваний.

  2. Развивающие: развивать умения работать с различными источниками информации, умение мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы.

  3. Воспитательные: способствовать умению слышать и анализировать высказывания других, высказывать свои мысли, толерантное отношение друг к другу.



  1. Ресурсы урока.

Информационные листы, картинки, опережающий эксперимент, интервью, листы ватмана, фломастеры, клей ножницы, презентация урока.

  1. Используемые технологии.

Технология творческая мастерская.


  1. Структура урока.

1. Первый этап - «индуктор» (урок начинается без объявления темы)..

2. Работа с материалом:

а) деконструкция (смешение, превращение в хаос явлений, слов, событий);
б) реконструкция (создание своего текста, рисунка, высказывания и т.п.)

3. Первичная социализация, то есть соотнесение своей деятельности с деятельностью других (работа в группе, диалог, представление промежуточного результата своего труда).

4. Самокоррекция (ребенок критически осмысливает то, что изобрел, сравнивает свое с чужим. Во время обмена промежуточным результатом замечает что-то полезное для себя у других).

6. Творчество (на чистом листе бумаги ученик записывает то, что у него получилось).

8. Разрыв (момент озарения и кульминации творческого процесса; ученик смотрит на свою работу как на чудо: был исходный материал, все разрушил, перемешал и получил нечто новое).

10. Рефлексия (происходит самоанализ сделанного, но не просто оценочные суждения, должен идти анализ движения собственных мыслей, чувств, знаний).


  1. Предварительная подготовка обучающихся.

  • Учащимся накануне зачитываются и поясняются правила ведения мастерской.

  • Повторить материал темы «Пищеварение».

  • Индивидуальные задания.



Девиз: «Хорошую информацию трудно найти.

Сделать с ней что-нибудь ещё труднее».

Штирлиц, киногерой.

Ход урока.

Без объявления темы урока начинается сценка.

Этап урока

Деятельность
учителя и учащихся

1. Индуктор

  1. Сценка по рассказу Артура Хейли …….

  2. Какие мысли у вас возникают после данной сценки?
    Запишите свои ответы на листках бумаги.

2. Афиширование

Учащиеся делятся с классом своими мыслями.

Ужасна смерть от голода, но нелепа от сытости!

(слайд № ).

Стр.159 учебника - отметьте карандашом «болезни сытости».

3.Социализация.

Работа в команде с материалом.

Работа проводится в группах. Учитель предлагает ребятам изучить гигиену ротовой полости. В ходе работы ученики должны:

а) решить проблему и провести опережающий опыт «Влияние антибиотиков и жевательной резинки на ферменты слюны» (приложение № 1) - 1 группа.

(слайд № ).

б) составить схему образования кариеса, обосновать правила чистки зубов (приложение № 2) - 2 группа.

в) сформулируйте закономерности, используя «подсказки»:

(приложение № 3) - 3 группа.

в) представить бюллетень «Гигиена ротовой полости», выполненный всеми группами вместе.

4.Афиширование.

Листы бумаги с готовыми схемами вывешиваются в бюллетень на доске и дополняются.

5. Разрыв.

Сравниваем своё решение проблемы с решением в информационном листе № 1.

Проблемная задача.

У новорожденного ребенка слизистая кишечника стерильна. С первым глотком материнского молока в пищеварительную систему младенца устремляются микроскопические «жильцы». Дети, получающие только искусственное питание и не получающие грудного молока, не получают и этих «жильцов», что часто приводит к серьезным проблемам со здоровьем. Кто эти «жильцы» и для чего они необходимы?

6. Афиширование

Решение вносят в свой плакат «Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний» (у каждой группы свой).


7.Работа с материалом
а) деконструкция

б) реконструкция

Внимание на экран (фрагмент фильма о паразитах).

(слайд № ).

О чём идет речь в данном фильме?

Только ли паразиты могут вызывать заболевания ж-к тракта?

Создание своего плаката о «Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний».

8.Афиширование.

Готовые плакаты вывешиваются на доске и сравниваются.

9. Рефлексия.

(слайд № ).

Приведите 2-3 аргумента в пользу того, что тему «Гигиена пищеварительной системы» необходимо изучать в курсе биологии средней школы.

10. Домашнее задание.

(слайд № ).

Заполнить таблицу.

1. Большая часть пищи должна употребляться в вареном или жареном виде.

Записать обоснование.

2. В пищу нужно употреблять сырые овощи и фрукты.

3. Принимать пищу в определенные часы.

4. Вредно съедать за раз много пищи.

5. За обедом важно сначала съедать салат, а затем суп.

6. Не следует заставлять есть через силу.

7. Хранение продуктов питания без холодильника опасно.

8. Вредно во время еды читать и сердиться

9. Важно хорошо пережевывать пищу и не торопиться при ее приеме.



Приложение № 1.

Когда пенициллин еще только начинали выпускать в больших количествах, американские фирмы стали выпускать и рекламировать жевательную резинку с добавлением пенициллина. Новый сорт резинки стал успешно продаваться, ведь пенициллин должен был уберечь зубы от порчи. Прошло немного времени, в больницы стали поступать люди со странными симптомами: на языке появились черные болезненные пятна. Почему пенициллин не защитил ротовую полость?

Лабораторная работа№1 «Действие слюны на крахмал».

Расщепление (переваривание) сложных питательных веществ пищи на более простые начинается уже в ротовой полости. Слюна имеет щелочную среду. Это можно проверить с помощью индикатора лакмуса. В нейтральной среде лакмус имеет фиолетовый цвет, в кислой - красный, а в щелочной - синий. Если в раствор по каплям добавлять щелочь или кислоту, то лакмус соответственно меняет окраску.

Цель работы: показать расщепление крахмала под действием ферментов слюны.

Приготовление раствора слюны. Ополосните рот 2-3 раза кипяченой или дистиллированной водой, чтобы удалить остатки пищи. Отмерьте цилиндром 20 мл дистиллированной воды и слейте ее в стакан. Их этого стакана ополаскивайте рот в течение 1-2 минут и сливайте жидкость в другой стакан. Повторите операцию 2-3 раза. Собранную жидкость (50-60 мл) профильтруйте через вату и используйте для работы.

Оборудование: штатив с пробирками, стакан химический на 100 мл (3 шт.), цилиндр мерный на 100 мл, пипетки, термометр лабораторный, спиртовка, часы.

Реактивы и материалы : жидкий крахмальный клейстер, пробирки со слюной, разведенной 1:1, слабый раствор йода, растворы NaOH (10 %), CuS04 (0,1 %), горячая и холодная вода, кипяченая и дистиллированная вода, карандаш для стекла, стакан со льдом, разбавленная соляная кислота (НС1), лакмусовая бумажка или раствор лакмуса.

Ход работы

1) Пронумеруйте четыре пробирки.

2) В первую пробирку налейте 3 мл жидкого крахмального
клейстера. Во вторую - столько же разбавленной слюны. В третью - клейстер с добавлением чистой воды. В четвертую - клейстер с добавлением слюны.

Прилейте пипеткой в третью и четвертую пробирку по 2-3 капли слабого раствора йода. Что наблюдаете? Объясните результат опыта.

В стакане смешайте холодную и горячую воду так, чтобы температура не превышала 37-39 °С. Поставьте в стакан третью и четвертую пробирки на 10-15 минут. По мере остывания доливайте горячую воду.

Как изменилась окраска раствора через 10-15 минут? Какова причина произошедших изменений?

Проверьте содержимое обеих пробирок на содержание глюкозы с помощью выданных реактивов.

Повторите опыт, изменяя:

а) температуру среды (пробирки ставят в стакан со льдом или в
воду с температурой 60-80 °С);

б) кислотность среды (добавляют по каплям разбавленную со
ляную кислоту до изменения окраски лакмуса). В каких случаях
проба на глюкозу получилась отрицательной? Сделайте вывод.

Результаты проведенных экспериментов оформите в виде таблицы:

Действие слюны на крахмал

Пробирка

Что добавили

Что наблюдали

Объяснение увиденного


Лабораторная работа№2 «Действие антибиотиков, жевательной резинки на ферменты слюны».

Цель работы: изучить влияние антибиотиков на ферменты слюны.

Оборудование: фарфоровая ступка с пестиком, штатив с пробирками, раствор крахмала, раствор йода в йодистом калии, водяная баня, термометр, таблетка антибиотика.

Ход работы

  1. Выдвинуть гипотезу исследования.

  2. Разработать последовательность операций.

  3. Проделать опыты.

  4. Сделать выводы о влиянии антибиотиков на ферменты.

Информация и общий вывод

Выяснилось, что все пациенты употребляли жевательную резинку с антибиотиком, и пенициллин убил не только бактерии, разрушающие зубы, но и множество других микроорганизмов в полости рта. Те бактерии, которые остались живы, размножились. Раньше они были безвредными, ведь другие микроорганизмы не давали им бурно разрастаться. А теперь эти бактерии вызвали язвы языка. Таким образом, сообщество бактерий ротовой полости оказалось нарушенным. Язык оказался беззащитным не только перед вторжением посторонних бактерий, но даже перед собственными обитателями.



























Приложение № 2.

Урок биологии в 8 классе по теме Пищеварение





Информационный лист № 1.Урок биологии в 8 классе по теме Пищеварение

Микроорганизмы кишечника («микрофлора») принимают участие в разложении и других соединений, в их числе желчные кислоты, с образованием других веществ, ценных для организма. Микроорганизмы синтезируют _витамин К, витамины группы В, аминокислоты.

«Микрофлора» пищеварительного тракта - необходимое условие для нормального функционирования организма. Полезные микроорганизмы есть в небольшом количестве в желудке, их больше в тонкой кишке, особенно в нижнем (дистальном) отделе; особенно огромное их число в толстой кишке.

Только что родившийся ребенок не имеет никаких бактерий в кишечнике. Если младенцу дать материнское молоко в первые минуты жизни, то в его пищеварительный тракт попадут молочнокислые и некоторые другие бактерии. Среди них самые, пожалуй, важные защитники и помощники - бифидобактерии. Эти бактерии защищают младенцев от возможных опасных «гостей» - стафилококков. Бифидобактерии первыми «захватят» территорию и будут подавлять другие бактерии. Но если младенцу сразу после рождения не дать материнское молоко с защитными бактериями, то первыми в кишечнике могут поселиться стафилококки. Эти бактерии вызывают тяжелое расстройство пищеварения у детей. «Выбить» стафилококки с занятой ими позиции бывает очень сложно.



















Литература.

  1. СИ. Гуленков « Человек. Питание и пищеварение», кандидат биологических Hayк. Московская медицинская академия им. ИМ. Сеченова («Биология для школьника» № 1/2010г.)

  2. Л.П.Анастасова и др. «Человек и окружающая среда», М., «Просвещение», 1997г.

  3. «Биология» № 21/2010 г.

  4. Картинки с сайтов.

festival.1september.ru:8080/articles/211651/

hogwarts.ru/house/index.

www-structmed.cimr.cam.ac.uk/Personal/randy/SLT/disease.html

coconutgirlwireless.wordpress.com/page/5/

zozh.kz/kz/visual-aids/polygraphy.html?start=72

medkarta.com/?cat=article&id=23961



В ЧЕМ

ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ.

Беспорядочное питание от случая к случаю приводит к тому, что органы пищеварения оказываются не подготовленными заблаговременно к приему и перевариванию пищи, они выделяют меньше пищеварительных соков и менее активны. Пищеварение идет дольше, расщепление оказывается менее глубоким, не все вещества пищи, полезные для организма, используются. Необходимо есть не менее трех раз в день, всегда в одно и то же время.Урок биологии в 8 классе по теме Пищеварение

Слишком обильное питание вызывает усиленную и длительную секрецию и перистальтику органов пищеварения, чрезмерное расширение желудка, большой приток крови к органам пищеварения и отток от головного мозга, мышц и других органов. Пища полностью не переваривается и без пользы выводится из организма. При этом часто наблюдается несварение, закупорка кишечника, ожирение. Все это ведет к ослаблению физической силы и умственной деятельности, сопротивляемости организма болезням. Поэтому еще древние греки советовали «есть, чтобы жить, но не жить, чтобы есть».

Питание должно быть умеренным, разнообразным, сбалансированным по калорийности с учетом затрат энергии на трудовую деятельность и возрастных особенностей организма.

Плохое прожевывание пищи вызывает нарушение сокоотделения и перистальтики, при этом пища хуже

переваривается и усваивается, дольше задерживается в органах пищеварения, что вызывает несварение, расстройства пищеварительной системы.

От чрезмерно горячей или холодной пищи растрескивается зубная эмаль. Очень острая и пряная пища, а также алкоголь вызывают ожоги эпителия, нарушение его секреции, а в желудке выделяется обильная слизь, защищающая его, но затрудняющая пищеварение. Систематические неблагоприятные воздействия такого рода могут привести к желудочно-кишечным, раковым заболеваниям, болезням печени.

Вредно сказывается на работе органов пищеварения несоблюдение правил гигиены зубов. Если зубы нерегулярно чистят, не полоскают водой после еды, в них скапливаются остатки пищи, в которых поселяются вредные микроорганизмы, разрушающие зубы своими выделениями, отравляющие организм и снижающие эффективность пищеварения.

Хорошо влияют на функционирование органов пищеварения сырые овощи и фрукты, способствуя сокоотделению и перистальтике. Организм получает с ними витамины, фитонциды, углеводы.

Салаты и супы стимулируют сокоотделение и облегчают пищеварение, а молочнокислые продукты уничтожают вредную микрофлору кишечника.

ТВОРЧЕСКИЕ МАСТЕРСКИЕ

Одним из наиболее интересных педагогических технологий является урок-мастерская.

Уроки-мастерские впервые стали, проводится во Франции более 80 лет назад, в отечественной педагогике практикуются с 1990 года.

Урок-мастерская имеет определенный алгоритм действий:

1. (урок начинается без объявления темы). Первый этап - «индуктор» - толчок, трамплин, творческое начало, которое мотивирует всю дальнейшую деятельность каждого, создает комфортную ситуацию для ребенка. Это может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка, но главное - неожиданное, загадочное, личностное. В качестве «индуктора» могут быть использованы открытка, фотография, слово, знак и т.п.

2. Работа с материалом:

а) деконструкция (смешение, превращение в хаос явлений, слов, событий);
б) реконструкция (создание своего текста, рисунка, высказывания и т.п.)

3. Первичная социализация, то есть соотнесение своей деятельности с деятельностью других (работа в группе, диалог, представление промежуточного результата своего труда).

4. Самокоррекция (ребенок критически осмысливает то, что изобрел, сравнивает свое с чужим. Во время обмена промежуточным результатом замечает что-то полезное для себя у других).

5. Информационный запрос.

6. Творчество (на чистом листе бумаги ученик заново переписывает то, что у него получилось).

7. Новая социализация (ученики могут обменяться листами, прочитать свою работу вслух).

8. Разрыв (момент озарения и кульминации творческого процесса; ученик смотрит на свою работу как на чудо: был исходный материал, все разрушил, перемешал и получил нечто новое).

9. Может вновь появиться информационный запрос.

10. Рефлексия (происходит самоанализ сделанного, но не просто оценочные суждения, должен идти анализ движения собственных мыслей, чувств, знаний).

Работа по вышеприведенному алгоритму часто приводит к неожиданному результату, так как ни одно мнение, высказанное по заданной теме или проблеме, не считается ошибочным. Внутренне раскрепощаясь, ученик пишет и говорит то, что он думает, а не то, что от него хотят слышать. Урок не оценочный.



© 2010-2022