- Преподавателю
- Биология
- Воспитание одаренных детей через практику экологической работы со школьниками
Воспитание одаренных детей через практику экологической работы со школьниками
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Грибкова Н.Б. |
Дата | 01.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Новожизненская основная общеобразовательная школа
Выступление на районном методическом объединении учителей биологии и химии
Тема выступления:
«Воспитание одаренных детей через практику экологической работы со школьниками».
Грибкова Наталья Борисовна учитель биологии 1КК
Август 2015
Воспитание одаренных детей через практику экологической работы со школьниками
Выявление одаренных учащихся - достаточно сложная многоступенчатая процедура.
Щебланова Е.И
В настоящее время термин «одаренность» вызывает в психологической и педагогической науке определенные споры. Многие специалисты называют одаренностью генетически обусловленный компонент способностей. Этот генетически обусловленный дар в значительной мере определяет как конечный итог (результат развития), так и темп развития. Внешнее окружение, или, как говорят в профессиональной литературе, среда и воспитание, либо подавляют его, либо помогают этому дару раскрыться. Благоприятная окружающая среда и квалифицированное педагогическое руководство способны превратить этот природный дар в выдающийся талант. Для наших детей окружающей средой в первую очередь является среда школьная, а воспитателями - их учителя. Конечно, нельзя сказать, что все школьники одарены одинаково, и одаренность эта проявляется всегда и во всем. Поэтому первой задачей школьного воспитания является помощь ребенку в раскрытии его интересов и, как следствие, его «генетически обусловленного компонента способностей»1. Задача эта может быть решена только путем комплексного подхода, то есть сплавом учебного процесса и внеурочной деятельности. Если на уроках биологии и экологии учащиеся получают основы знаний о родном крае, то во внеурочное время они могут углубить и расширить полученные знания, а также реализовать их в одном из видов практической или научно-исследовательской деятельности.
Специалисты выделяют следующие основные принципы экологического образования и воспитания:
-
возможность лично участвовать в выявлении экологических проблем, принятии и реализации решений в отношении качества окружающей среды;
-
обеспечение мотивации, заинтересованности, значимости деятельности ребенка для него самого и окружающих;
-
теоретические знания должны находить применение в практической, исследовательской и общественной деятельности;
-
отказ от сложных, претендующих на научный результат, методов исследования в работе с детьми.
При внимательном рассмотрении этих принципов становится понятно, что они тесным образом перекликаются с задачами, связанными с выявлением и развитием одаренности у школьников - участников образовательного процесса в нашей школе. Один из ведущих специалистов в этой области Щебланова Е.И. выделяет несколько диагностических этапов:
-
Номинация (называние) - имена кандидатов в одаренные;
-
Выявление проявлений одаренности в поведении и разных видах деятельности учащегося на основании данных наблюдений, рейтинговых шкал, ответов на анкеты и т.п.;
-
Оценка учащегося его сверстниками - сведения о способностях, не проявляющихся в успеваемости и достижениях с помощью опросников;
-
Самооценка способностей, мотивации, интересов, успехов с помощью опросников, самоотчетов, собеседования. И т.д.
Эти этапы в полной мере реализуются в работе эколого-биологического практикума на пришкольном участке, а так же в личных усадебных участков учащихся. Каждый год во время летних каникул учащиеся нашей школы проходят полевую эколого-биологическую практику. Школьный эколого-биологический практикум проходит с применением современных цифровых технологий и мобильных устройств.
Три года назад было принято решение о сотрудничестве с руководителями стационара в целях повышения эффективности учебного процесса и расширения области эколого-биологических и компьютерных знаний учащихся. Таким образом, полученные в стенах школы знания, подкрепляются полевым практикумом с использованием цифровых мобильных устройств и сервисов, как то:
-
портативные цифровые фотоаппараты, видеокамеры и диктофоны, расширяющие возможности восприятия и осмысления увиденного и услышанного;
-
гаджеты (IPOD и др.), мобильные средства доступа к Интернет-ресурсам, "менеджеры знаний", ультрапортативные компьютеры, позволяющие обращаться к информации актуально реальной ситуации, в том месте и тогда, когда она потребовалась;
-
сотовые телефоны - как средства коммуникаций. SMS-чаты, блоги, видеоконференции - как формы возможных коммуникаций во внеаудиторных условиях.
Подобный подход к учебно-исследовательской деятельности в живой природе дает нашим детям в психолого-педагогическом аспекте следующие моменты:
-
Самостоятельность. В рамках полевого варианта деятельности, базирующейся на использовании широкого спектра мобильных устройств и цифровых технологий, школьник чувствует себя более самостоятельно в сравнении с необеспеченным технически вариантом лагеря или экспедиции.
-
Мотивацию. В условиях полевой модели 1:1 происходит органическая мотивация на экспедиционную деятельность учеников, и, особенно, той их части, которую можно назвать технически ориентированной. В этом случае мобильные устройства служат средством активации интереса детей к природе и работе с природными объектами.
-
Расширение границ познания и возможностей. Персональные ультрапортативные ноутбуки, снабженные соответствующими развивающими и обучающими программами, дают возможность получить ученику значительно больше информации, и, что более значимо и важно в плане его личностного развития, значительно расширяют поле его действий по отношению к ней.
-
Развитие креативности. Для технически ориентированных детей обилие цифровых устройств дает широкое поле фантазии и творчества. Однако, и умелое использование техники и технологий в работе с детьми иного склада мышления (условно - "гуманитариями", "природоведами" и пр.) может привести к качественным изменениям психо-эмоционального состояния таких учеников. Например, освоение техники и технологий у таких школьников сопровождается более эмоционально окрашенным "выражением успеха", удачи, победы над собой, преодоления разнообразных комплексов.
-
Групповую деятельность. Развитие коммуникативных качеств личности: умений принимать во внимание мнения других в решении командных задач (например, в работе над проектом в малой группе или в групповых играх типа геокэшинга) и других происходит в процессе как реального проживания экспедиционного бытия, так и совместного освоения новых устройств и технологий. Общеизвестно, что совместная групповая деятельность способствует формированию социальных качеств личности. Все это приводит к тому, что за несколько дней технически насыщенной и трудной (в плане богатства и разнообразия окружающих объектов) экспедиции, школьники демонстрируют существенные изменения в стилях поведения и взглядах на других людей, имея при этом широкие возможности для проявления тех качеств, которые ранее были у них либо частично, либо вовсе не востребованы.
-
Взаимодействие со взрослыми. В условиях освоения новой техники и цифровых технологий на ее основе школьники нередко опережают в этом направлении своих наставников. С одной стороны, это лидерство формирует удивительный феномен "обратного наставничества", когда ученик реально становится учителем. С другой стороны, возрастает самооценка таких детей. Наконец, выступая в такой роли, ребенок сам быстрее движется по пути развития, обучения, творчества.
-
Возможность "обогащения памяти". Этот феномен мы называем именно так, поскольку применение цифровых устройств и гаджетов в полевых условиях дает возможность школьникам создавать виртуальные коллекции фотографий, видео - и аудиофайлов, обмениваться ими со сверстниками и друзьями, обнародовать их публично, формировать цифровые тематические альбомы и создавать способные к постоянному обновлению и дополнению гипертекстовые документы в рамках сетевого взаимодействия и т.д.
-
Возможность сетевого взаимодействия. Этот важный воспитательный момент реализуется вследствие того, что активно используется открытый доступ к сети Интернет. В этом случае родители не только следят за деятельностью своего ребенка (читая его блог или просматривая содержание сайта экспедиции), но и интерактивно и дистанционно помогают ребенку, являясь сами активными и полноправными участниками деятельности летней полевой практики школы.
Дети, прошедшие «школу» полевого стационара, имеют полную возможность проявить свои способности и влечения в той или иной области знаний. То есть, говоря другим языком, школа стационара способствует развитию и воспитанию одаренности наших школьников. Это подтверждают успехи ребят в самых разных направлениях деятельности - участие и победы в предметных олимпиадах муниципального и всероссийского уровней, участие и победы в муниципальных и областных эколого - биологических конкурсах.
Считаем, что эколого-биологическая работа в летнее время позволяет поддержать основные направления модернизации общего образования, в том числе связанные с процессом выявления и воспитания одаренности:
-
личностная ориентация содержания образования;
-
деятельностный характер образования, направленный на формирование познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности;
-
усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания, способствующего становлению личности ученика.
Список литературы
-
Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики/ Е.И. Щебланова. Воронеж, 2004. С. 368.
-
Теплов Б. М. Способности и одарённость. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: изд-во Моск. Ун-та, 1982. С. 136.
-
Щебланова Е. И. : Трудности в учении одаренных школьников.// Вопросы психологии. 2003. № 3. С.132-136.