Урок по биологии на тему И Здравствуй! скажем, каждому цветку (6 класс)

Учебное занятие по обобщению изученного материала по теме "Цветок" проводится в 6 классе. Учащиеся отправятся в удивительное путешествие - в мир ЦВЕТОВ.Цветы!.. Это слово у нас произносится с любовью. Мир цветов чудесен! Ярки и разнообразны их краски, приятны их запахи, поэтому цветы являются постоянными спутниками нашей жизни.«Цветы – удивительное лекарство для души», одна эта фраза очень многое говорит об их значении в жизни человека.Убедительно сказал об этом писатель Б. Лавренюк: «Попробуйте...
Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тип урока: Учебное занятие по обобщению изученного материала.

Форма урока: Урок - путешествие.

Цель урока: Обобщение и закрепление знаний учащихся о цветке как главном органе цветкового растения.

Образовательные: Способствовать закреплению знаний учащихся о строении цветка, процессах происходящих в цветке, роль цветка в семенном размножении.

Развивающие: Способствовать развитию умений анализировать, обобщать, делать выводы, отвечать на вопросы тестов, включенных в ЕГЭ.

Воспитательные: воспитывать любовь к природе, желание сохранять и преумножать ее богатства.


Средства обучения (в том числе средства ИКТ): компьютер, мультимедийный проектор, презентация, выполненная при помощи программы Power Point , подборка иллюстраций (рисунки, фотографии), таблицы «Строение цветка», «Соцветия», «Оплодотворение у цветковых растений», «Сочные и сухие плоды», муляжи сочных плодов, коллекция сухих плодов, модель цветка вишни и других цветов.

Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный метод, вопросно-ответный метод, наглядный метод, словесный (рассказ, беседа, диалог), постановка проблемных вопросов, поисковый метод, эвристический метод, использование ИКТ (ОМС), дифференцированный подход.

Формы организации деятельности учащихся: коллективная форма работы (фронтальный опрос, устная работа), индивидуальная работа, работа в парах, письменная работа.

План урока-путешествия:

  1. Организационный момент.

  2. Цветы - удивительное лекарство для души.

  3. Загадка ЦВЕТКА.

  4. Растения - рекордсмены.

  5. Роль цветка для растений.

  6. Рубрика для любознательных "А ну-ка, отгадай!"

7. Подведение итогов.

  1. Постановка домашнего задания.


ХОД УРОКА


Активизация познавательной деятельности

Для позитивного настроя на работу мы с вами посмотрим видеофильм "Поющие цветы".

Объявление темы урока, постановка целей и задач перед учащимися.


Природа тайн своих не прячет,

Но учит быть внимательнее к ней.

А.Рыленков


И «Здравствуй!» скажем, каждому цветку. Слайд 2.


Сегодня мы отправляемся в удивительное прекрасное путешествие в царство цветов.

Слайд 3. «Цветы - удивительное лекарство для души», одна эта фраза очень многое говорит об их значении в жизни человека.

Убедительно сказал об этом писатель Б. Лавренюк: «Попробуйте взглянуть на яркий и стройный цветок - и искренняя ласка появится в ваших глазах». Цветы!.. Это слово у нас произносится с любовью. Мир цветов чудесен! Ярки и разнообразны их краски, приятны их запахи, поэтому цветы являются постоянными спутниками нашей жизни. С древних времен цветы сопровождали все значительные события в жизни человека. В разное время и у разных народов цветы не только были участниками событий, но и в честь самих растений устраивали праздники. Например, в Турции праздновали - праздник тюльпанов, во Франции - роз и ландышей, в Древней Греции - гиацинтов.

Цветы, цветы…

Как много их,

И розовых, и голубых,

Как мотыльков на тонких стеблях,

Цветы, цветы…

Везде, везде

Мне улыбаются весь день,

Живую радугу колебля…

Итак, попробуем еще раз вглядеться в цветы, и, может быть, удастся разглядеть еще одну загадку природы.


Слайд 4. Загадка ЦВЕТКА

Цветы возникли задолго до появления человека. Растения изобрели цветок не для того, чтобы вызывать у нас чувство прекрасного, у них для этого были другие цели, направленные на выживание. И все же при виде цветов мы испытываем чувство прекрасного, мы восхищаемся красотой цветов.

  1. Распределите органы растения на 2 группы. (Слайд 5, 6)

Какую роль в жизни растения играет цветок? (Цветок - служит органом семенного размножения растений).

  1. Что собой представляет цветок? (Цветок - видоизмененный укороченный побег. Цветок развивается из генеративной (цветочной) почки).

  2. Что образуется на месте цветка у цветкового растения? (Плод и семена).

Как бы ни было велико разнообразие цветов окружающих нас растений, в их строении можно обнаружить сходство.

Давайте вспомним строение цветка.(Слайд 7, 8).

Быть может, вся природа-

Мозаика цветов?

Быть может, вся природа-

Различность голосов?

Быть может, вся природа-

Лишь числа и черты?

Быть может, вся природа-

Желанье красоты?

задание - сконструировать цветок, который был бы самым привлекательным для насекомого. (Материал прилагается). Во время работы возникает информационный запрос - все ли части цветка сделаны? Конверты с заданием, музыка. (Работа в парах).


Поговорим об околоцветнике. (Слайд 9, 10).


Задание 1: выбрать растения с двойным и простым околоцветником, распределив их в таблице: вишня, ландыш, тюльпан, картофель, черёмуха, лилия и т.д.. (Заполнить таблицу).



Околоцветник двойной

Околоцветник простой


Многообразие цветов


Далее мы с вами посетим выставку "Растения - рекордсмены". Слайд 11. Цветы - самое удивительное создание в мире растений. Их чудесный цвет и разнообразная форма определяют главную цель в жизни - получение семян. Среди растений есть карлики и великаны. (Сообщения учащихся)

Слайд 12. 1. Самое маленькое цветковое растение в мире - ряска волффия аррхиза. Размер листов ряски составляет всего 0,5 - 1 мм, а цветок еще меньше. Когда ряска цветет, над водоемом поднимается нежно-розовое цветочное облачко.

Самый крупный цветок у раффлезии, обитательницы южноамериканских лесов. Диаметр ее цветка достигает 1 метра, остальные органы прорастают в корни деревьев, забирая у них питательные вещества. Раффлезия - растение-паразит.

Слайд 13. 2. Для образования семян растениям нужна пыльца других цветков. Ее приносят ветер, вода, животные и т.д.

Березовые сережки - мужские цветки. Попробуйте угадать, сколько пыльцевых зерен образуют все цветки одной сережки? 5,5 миллионов зерен! Лишь некоторые из них имеют шанс долететь по ветру до женских цветков и дать начало новому организму.

Слайд 14. 3. А знаете ли Вы, какое цветковое растение выросло из семени, расцвело и дало семена в космосе - в полной невесомости?

Этим растением оказалось арабидопсис. Его жизненный цикл составляет всего 40 дней. А вырастили его на борту российской космической станции "Салют - 7" в 1982 году.

Слайд 15. 4. Плоды многих цветковых растений мы употребляем в пищу. В них содержатся необходимые организму питательные вещества: белки, углеводы, жиры, витамины. Самым питательным считается плод авокадо. Плод весит 550 грамм. В нем много масла (до 30%) поэтому его называют "лесным маслом". Мякоть из плода извлекают ложкой и едят с сахаром, молоком, лимоном, солью, горчицей.

А самый непитательный - огурец. Он содержит 95% воды, очень мало солей и витаминов. Едят огурцы, потому что они возбуждают аппетит.

Слайд 16. 5. Плоды многих растений сохраняют всхожесть в течение долгого времени. Например, возраст семян арктического люпина. Найденных в вечной мерзлоте в Канаде составляет около 15 тысяч лет. Некоторые из этих семян проросли, на одном даже распустились цветы.

В Японии были найдены семена риса и лотоса, пролежавшие в захоронении 10 тысяч лет. Семена риса взошли, и ученые смогли увидеть, каким рис был в древности.

Ребята, мы с вами продолжаем наше путешествие. Но вначале проведем разминку, отдохнем.

  1. Физкультминутка


Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.


  1. Зарядка для глаз. (Слайд 17).


Опыление. (Слайд 18).


Итак, ребята, мы с вами повторили строение цветка, побывали на выставке, а теперь должны выяснить какую роль играют цветы для растений.


Мотылек на нем порою

Не боится отдохнуть

И, осыпанный пыльцою,

Продолжает дальний путь.

Нет, обидели напрасно

Странным прозвищем цветок!

Он растет, как все, прекрасным,

А иным он быть не мог.

Цветы всегда привлекали внимание людей. Вспомните, как хорош цветущий луг: тут и ромашка, и донник, и клевер! Колючий татарник машет яркой головкой, как бы приглашая посмотреть на него. Но оказывается, красота дана цветам вовсе не для того, чтобы радовать глаз человека. А для чего же? - Для того чтобы привлекать насекомых.

Слайд 19.

Итак, поговорим об опылении.

  1. Кто помогает растениям в процессе опыления?- Насекомые, ветер, животные, птицы, человек, сами растения.

  2. Перечислите признаки насекомоопыляемых растений - нектар, аромат, крупные цветки, яркая окраска венчика.

  3. Перечислите признаки ветроопыляемых растений - легкая мелкая пыльца, невзрачные цветки, растут зарослями.

  4. Скажите, если растение не имеет крупного, яркого цветка, как оно приспособилось, чтобы быть заметным? Что такое соцветие?


Далее рубрика для любознательных "А ну-ка, отгадай!"


Слайд 20. Конкурс: «И в шутку и всерьез…»


1.Истина рождается:

А) в почках

Б) в семенах

В) в спорах

Г) в побегах

2.Одно из названий таксономической группы звучит так:

А) школа

Б) класс

В) звено

Г) ученик

3. Растения могут размножаться:

А) бровями

Б) бородой

В) усами

Г) бакенбардами


Слайд 21. Шутливая разминка для тренировки межполушарного взаимодействия.


  1. Прибор, через который амёба разглядывает людей. (Микроскоп)

  2. Мумия абрикоса. (Курага)

  3. Хитрый гриб. (Лисичка)


Слайд 22. Интеллектуальная разминка.


  1. Какое растение согласно преданию цветет в ночь на Ивана Купало? (Папоротник)

  2. Из какого цветка появилась на свет дюймовочка? (Из тюльпана)

  3. Какие цветы росли у Кая и Герды? (Розы)

  4. Какое растение любят кошки? (Валериану)

  5. Какое растение в переводе на русский означает звезда? (Астра)

  6. Какой цветок рос на планете Маленького принца (сказка А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)? (Роза). Молодцы!

Ребята, давайте вспомним основные моменты нашего урока: обобщение знаний.

Закончить сегодняшний урок, я хотела бы, такими словами: растения всегда привлекают к себе внимание, потому что они красивы. К сожалению, их нередко собирают, составляют большие букеты. Часто губят растения целиком, вырывая с корнями. Многие из растений стали большой редкостью, например, сон-трава, ландыш, горицвет и др. Нельзя допустить полного их исчезновения. Можно получить большое удовлетворение от общения с природой, не сорвав ни одного цветка или листа, если следовать словам мудрого азербайджанского поэта Самеда Вургуна:

«… Давай пройдемся медленно по лугу
И "Здравствуй!" скажем, каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать».

Давайте и мы составим свой букет настроения (приклеить на лист ватмана бумажные цветки разного цвета в соответствии с настроением). Если вам было интересно и у вас хорошее настроение, то на дерево прикрепите красный цветочек, а если вам было скучно и у вас плохое настроение - желтый.

Домашнее задание. Подготовить презентации по выбору на тему:

  1. «Цветы в легендах»

  2. «Цветы на гербах разных стран»

Подведение итогов. Выставление оценок в журнал.








© 2010-2022