Рабочая программа по биологии для 7 класса

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное казеное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа имени З.Н.Нуриева с. Верхнелачентау муниципального района Бирский район Республики Башкортостан

СОГЛАСОВАНО

Руководитель РМО

______________

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

______________ /Саитгалиева М.Ф.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ ООШ им З.Н.Нуриева с. Верхнелачентау ______________/ Бахтыгариева А.Х

Приказ № ____от «__» августа 2015 г.

Рабочая программа

по биологии для 7 класса

на 2015-2016 учебный год

составила учитель биологии

_____Габидуллина Р.Н.

Рассмотрено на заседании ШМО МКОУ ООШ им З.Н.Нуриева с.Верхнелачентау

Протокол № ______ от

«___» _______ 2015 года

Руководитель ШМО __________




Пояснительная записка

Нормативные документы, в соответствии с которыми составлена рабочая программа

---- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 05.03.2004г. № 1089)

-Приказ МКОУ ООШим.З.Н.Нуриевас.Верхнелачентауот _21.08.2015 г. №_54-а__ о перечне учебников, используемых в образовательном процессе в 2015-2016 учебном году;

-Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821 - 10;

-Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ ООШ им.З.Н.Нуриева

с.Верхнелачентау

-Учебный план МКОУ ООШ им.З.Н.Нуриевас.Верхнелачентау на 2015-2016 учебный год;

-Годовой учебный календарный график МКОУ ООШ им.З.Н.Нуриева с.Верхнелачентауна 2015-2016 учебный год;

используемых в образовательном процессе в 2014-2015 учебном году»;

-Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2

в образовательном процессе в 2014-2015 учебном году»;

Сведения о примерной программе по учебному предмету, на основе которой разработана рабочая программа с указанием наименования, автора и года издания

За основу рабочей программы взята программа для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника, автор составитель Пальдяева Г. М. - Москва, Дрофа, 2011. Биология. 6 - 11 классы - М., Дрофа, 2009, (авт. Пасечник В.В. и др.), полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.

Сведения об УМК

Реализация данной программы осуществляется с помощью УМК автора

1. Программа для общеобразовательных учреждений к

комплекту учебников, созданных под руководством В. В.

Пасечника, автор составитель Пальдяева Г. М. - Москва, Дрофа, 2011.

Учебник для общеобразовательных учебных заведений, В. В. Латюшин, В. А. Шапкин «Биология. Животные», 7 класс

- М. Дрофа, 2010

Рабочая тетрадь В. В. Латюшин, Е. А. Ламехова «Биология.

Животные. 7 класс»

Цель и задачи учебного предмета

Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах;

- овладение умениями наблюдать явления, происходящие в живой природе;

- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе изучения биологии на уроке, а также самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

- воспитание отношения к биологии как одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

- применение полученных знаний и умений в быту, сельском хозяйстве и на производстве.

Одной из главных задач является обеспечение высокой биологической и прежде всего экологической и природоохранительной грамотности

Общая характеристика учебного предмета

Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по «биологии представляет собой комплекс знаний, отражающих освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Систематический курс биологии в основной школе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе.

Место учебного предмета в учебном плане в решении общих целей и задач на конкретной ступени общего образования

Рабочая программа разработана на основе авторской программы В.В. Пасечника, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. («Биология». 5-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника - М, : Дрофа, 2010). Автор программы В.В. Пасечник, построил курс изучения биологии на основе концентрического подхода, где весь теоретический материал рассматривается в 6,7,8 классах. В 9 классе обзорно изучаются основы курса общей биологии, в 10 - 11 классах обобщаются и углубляются знания по общей биологии.

В представленной (модифицированной) программе сохраняется логика изучения материала. Изменения касаются времени на изучение отдельных тем (в пределах выделенного лимита времени).

Программа рассчитана на 68 часов в 6,7,8,9 классах (2 часа в неделю).

Результаты изучения учебного предмета (личностные, метапредметные, предметные)

Результаты изучение курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню

подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования на базовом

уровне направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно

ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности;

овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими

ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и

собственного здоровья. Учащиеся должны знать и понимать содержание предмета ,уметь

объяснять, описывать, выявлять, сравнивать, решать задачи, анализировать и оценивать, изучать,

находить и критически оценивать информацию о биологических объектах, использовать

приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Критерии оценивания устного ответа









При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:

Оценивание устного ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.


Лабораторные работы являются важным компонентом многобалльной системы оценивания, так как при выполнении такого типа работ реализуются следующие умения: исследовать несложные практические ситуации, выдвигать предположения, понимать необходимость их проверки на практике, доказывать выдвигаемые предположения, описывать результаты учебно-исследовательской деятельности. Перечисленные выше умения являются основным компонентом в структуре учебно-познавательной компетенции учащихся. Если выполнение лабораторной работы требует непродолжительного времени, то она выполняется в классе. При условии, что экспериментальная часть требует более продолжительного времени, чем отведенное время на урок, то в этом случае она предлагается учеником в качестве домашнего задания.
Работа оценивается по приведенным критериям в зависимости от качества выполнения работы. С критериями ученики знакомятся заранее накануне выполнения работы. Учитель комментирует содержание каждого этапа учебно-исследовательской деятельности перед выполнением лабораторной работы.

Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; .
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

Отметка "2" ставится, если ученик:

1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Предпочтительные формы контроля

Формами контроля учащихся являются, как традиционные - самостоятельные работы, тестирование, контрольные работы, так и современные - творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения, проекты, а также внеурочная деятельность учащихся (участие в олимпиадах, творческих конкурсах).

Педагогические технологии, средства обучения, используемые учителем

Данная программа реализуется с помощью разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. Для осуществления образовательного процесса в ОУ используются элементы следующих педагогических технологий:

  • Традиционное обучение;

  • Развивающее обучение;

  • Личностно-ориентированное обучение;

  • Дифференцированное обучение;

  • Дидактические игры;

  • Проблемное обучение;

  • Педагогики сотрудничества.
    В основу педагогического процесса заложены следующие формы организации учебной деятельности:

  • Комбинированный урок;

  • Урок-лекция;

  • Урок-демонстрация;

  • Урок-практикум;

  • Творческая лаборатория;

  • Урок-игра;

  • Урок-консультация.

На части учебных занятий используется самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся, в сочетании с фронтальной, групповой, индивидуальной формой работы школьников.

Повышению качества обучения в значительной степени способствует правильная организация проверки, учета и контроля знаний учащихся. По предмету «биология» предусмотрена промежуточная аттестация в виде рубежной и завершающей, а также итоговая аттестация.








Основное содержание учебного предмета

Содержание предмета


Введение. Общие сведения о животном мире (2 ч)

История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.

1. Многообразие животных (34ч)

Простейшие

Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.

Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших.

Лабораторная работа

Наблюдение многообразия водных одноклеточных животных.

Многоклеточные животные

Тип губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма.

Тип плоские черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип круглые черви. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа

Знакомство с многообразием круглых червей.

Тип кольчатые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа

Внешнее строение дождевого червя.

Тип моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа

Знакомство с разнообразием брюхоногих и головоногих моллюсков.

Тип иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация морских звёзд и других иглокожих, видеофильма.

Тип членистоногие. Класс ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Класс насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа

Изучение представителей отрядов насекомых.

Тип хордовые. Класс ланцетники.

Надкласс рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работа

Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.

Класс земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работа

Изучение внешнего строения птиц.

Класс млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация видеофильма.

2. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (14ч)

Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.

Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.

Лабораторные работы

Изучение особенностей различных покровов тела. Наблюдение за способами передвижения животных.

Наблюдение за способами дыхания животных. Наблюдение за особенностями питания животных. Знакомство с различными органами чувств у животных

3. Индивидуальное развитие животных (3ч)

Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.

4. Развитие животного мира на Земле (2ч)

Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.

Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.

Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции.

5. Закономерности размещения животных на Земле (2ч)

Ареал. Зоогеографические области. Закономерности размещения. Миграции.

Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.

6. Биоценозы (2ч)

Естественные и искусственные биоценозы (водоём, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

Экскурсия: изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.

7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (3ч)

Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.

Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.

Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.

Экскурсия: посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных.

Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа, график контрольных и лабораторных работ

Четверть

Количество недель в четверти

Количество часов в неделю

Количество часов в четверти

Тестирование

I четверть

2

II четверть

2

III четверть

2

IV четверть

2

Итого в год

8

70

Особенности класса

Общеобразовательный

Внесенные изменения в примерную (авторскую) программу и их обоснование

Увеличено количество часов на изучение темы….

Добавлена тема….

Объединены темы….

В рабочей программе конкретизируется содержание предметных разделов с примерным распределением учебных часов.




Требования к уровню подготовки учащихся

Требования к уровню подготовки

В результате изучения биологии в 7 классе ученик должен

знать/понимать:

  • признаки биологических объектов: живых организмов; органов, систем органов и организмов животных; животных своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение и распространение животных.

уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль животных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за внешним видом и поведением животных;

  • распознавать и описывать: на таблицах органы и системы органов животных; на живых объектах морфологию животных, животных разных систематических единиц; наиболее распространенных животных своей местности, домашних животных;

  • выявлять изменчивость организмов, приспособления животных организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека, влияние собственных поступков на живые организмы;

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в словарях и справочниках значения биологических терминов Требования к уровню подготовки



Календарно-тематический план

№ п/п

Название темы

Лаборат.

работы

Содержание

Дата

Фак.

Домзадан.

Введение - 2 часа

3.09

1

История изучения животных.

Зоология- наука о животных.

Описание животных как биологических объектов. Методы изучения животных.

7.09


§1,с.4-7

2

Современная зоология. Систематика животных.

Черты сходства и различия животных и растений. Значение животных


§2,с.8-9

Тема 1. Многообразие животных - 34 часа


3

Простейшие. Образ жизни и поведение.

Простейшие -одноклеточные организмы .Образование цисты. Корненожки. Особенности строения и многообразие. Биологические и экологические особенности.

10.09


§3,с.12-15

4

Многообразие простейших, среда и места обитания. Колониальные организмы.

Жгутиконосцы, инфузории. Особенности строения. Органоиды движения.. Роль в природе и жизни человека.

Простейшие -возбудители болезней.

14.09


§4,с.16-19

5

Тип Губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни.

Среда обитания. Особенности строения: специализация клеток, два клеточных слоя (наружный и внутренний), приспособления для защиты от врагов. Роль губок в природе и жизни человека.

17.09


§5,с.22-25

6

Тип Кишечнополостные. Многообразие, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение.

Признаки типа: лучевая симметрия, наличие кишечной полости, стрекательные клетки, двухслойный мешок. Роль кишечнополостных в природе и жизни человека.

21.09


§6,с.25-31

7

Тип Плоские черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни.

Признаки типа плоские черви: трехслойные животные, наличие паренхимы, появление систем ( пищеварительная,,выделительная, половая, нервная) Плоские черви возбудители заболеваний человека и животных.

24.09


§7,с.31-35

8

Тип Круглые черви

Образ жизни. Среда обитания. Особенности строения. Наличие полости.

28.09


§8,с.35-37

9

Многообразие Круглых червей, среда обитания.

Многообразие круглых червей. Биологические и экологические особенности . Значение в природе и жизни человека.

1.10


§8, по записям в тетради

10

Тип Кольчатые черви.

Образ жизни. Особенности строения. Вторичная полость. Появление кровеносной системы.

Значение полихет в природе и жизни человека

5.10


§9,с.37-40

11

Многообразие кольчатых червей. Образ жизни, поведение, значение в природе и жизни человека.

Внешнее строение дождевого червя

Многообразие кольчатых червей. Биологические и экологические особенности. .Образ жизни. Значение в природе и жизни человека.

8.10


§9,10,с.37-44

12

Тип Моллюски.

Среда обитания и образ жизни, особенности строения (Мантия, отделы тела). Строение раковины

12.10


§11,с.45-48

13

Многообразие Моллюсков. Биологические и экологические особенности строения и жизни Моллюсков.

Многообразие и практическое значение и роль в природе моллюсков. Способы питания и передвижения моллюсков.

15.10


§12,с.48-52

14

Тип Иглокожие. Образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Особенности строения и жизнедеятельности. Роль иглокожих в природе и жизни человека.

19.10


§13,с.52-56

15

Обобщающий урок по теме: «Многообразие, биологические и экологические особенности, значение изученных типов и классов животных».

Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение, биологические и экологические особенности, значение изученных типов и классов животных

22.10


§5-13

16

Тип членистоногие. Класс Ракообразные.

Знакомство с разнообразием ракообразных

Внешний скелет, отделы тела, смешанная полость тела. Образ жизни и внешнее строение ракообразных. Системы внутренних органов: пищеварительная, дыхательная, кровеносная выделительная, нервная, половая, органы чувств.

26.10


§14,с.56-58

17

Класс Паукообразные. Многообразие, среда обитания, образ жизни и значение паукообразных.

Образ жизни и особенности строения паукообразных: восьминогие, отсутствие усиков, органы дыхания наземного типа, отделы тела (головогрудь, брюшко).Системы внутренних органов. Поведение и особенности жизнедеятельности. Клещи. Значение паукообразных.

29.10


§14, с.59-62

18

Класс Насекомые, их строение. Образ жизни. Многообразие насекомых.

Образ жизни и особенности строения насекомых: три отдела тела, три пары ног, крылья у большинства., органы дыхания наземного типа. Типы ротового аппарата: грызуще-лижущий, колюще-сосущий, фильтрующий, сосущий. Многообразие насекомых Биологические и экологические особенности Таракановых, Прямокрылых, Уховерток, Поденок. Роль в природе и жизни человека

5.11


§15-16,с. 63-70

19

Многообразие насекомых. Биологические и экологические особенности насекомых.

Многообразие насекомых Биологические и эколо гические особенности Стрекоз, Вшей, Жуков, Клопов. Роль в природе и жизни человека Редкие и охраняемые виды насекомых. Меры по охране.

9.11


§17,с.77

20

Многообразие насекомых

Изучение представителей отрядов насекомых

Признаки отрядов Бабочки, Двукрылые. Представители. Тутовый шелкопряд - домашнее животное. Роль в природе и жизни человека. Редкие и охраняемые виды насекомых. Меры по охране. Насекомые - вредители растений и переносчики заболеваний человека.

12.11


§18,с. 77-84

21

Многообразие насекомых. Роль в природе и жизни человека.

Признаки отряда Перепончатокрылые. Представители. Медоносная пчела - домашние животные. Роль в природе и жизни человека.

16.11


§19,с.85-91

22

Тип Хордовые. Класс Ланцетники.

Признаки хордовых: внутренний скелет, нервная трубка, пищеварительная трубка, двусторонняя симметрия тела, вторичная полость. Местообитание и внешнее строение. Системы внутренних органов. .Роль в природе и жизни человека.

19.11


§20,с.92-96

23

Позвоночные. Надкласс Рыбы.

Общие признаки типа черепные: наличие позвоночника и разделение нервной трубки на головной и спинной мозг. Развитие черепа, формирование парных конечностей. Особенности внешнего строения. Роль плавников в движении рыб. Расположение и значение органов чувств. .Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

23.11


§21,с.97-102

24

Класс Хрящевые рыбы

Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Черты примитивного строения. Приспособления к местам обитания. Роль в природе и значение для человека.

26.11


§22,с. 103-107

25

Костные рыбы

Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб

Многообразие костных рыб. Отряды: Осетровые, Карповые и Окунеобразные. Двоякодышащие и кистеперые рыбы. Приспособление рыб к разным условиям обитания.

30.11


§23,с.10107-115

26

Класс Земноводные, или Амфибии

Места обитания и образ жизни. Признаки класса. Внешнее строение. Приспособление к образу жизни. Многообразие. Отряды: Хвостатые и Бесхвостые. Значение земноводных в природе и жизни человека. Охрана земноводных.

3.12


§24,с

115-

121

27

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии

Особенности внешнего строения. Приспособления к жизни в наземно - воздушной среде: покровы тела, наличие век, отсутствие желез.

7.12


§25,с.

122-

128

28

Многообразие, биологические и экологические особенности пресмыкающихся.

Многообразие. Отряды: Черепахи и Чешуйчатые. Особенности строения. Роль в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся.

10.12


§26,с

.129-

133

29

Класс Птицы.

Изучение внешнего строения птиц

Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего строения птиц. Приспособленность к полету. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

14.12


§27,с.

134-

139

30

Многообразие птиц

Признаки отрядов Страусообразные и Гусеобразные. Их биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Меры по охране птиц.

17.12


§28,с.

140-

145

31

Многообразие птиц (Дневные хищники, Совы, Куриные).

Признаки отрядов. Дневные хищники, Совы, Куриные. Их биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Меры по охране птиц.

21.12


§29,с.

145-

151

32

Урок-экскурсия: «Изучение многообразия птиц».

Изучение птиц на примере воробьинообразных. Признаки отряда. Значение в природе и жизни человека. Меры по охране птиц.

24.12


§30,с.

151-

157, отчет по экскурсии

33

Класс Млекопитающие. Среда обитания, образ жизни и поведение

Признаки класса Млекопитающие. Среды жизни и места обитания., особенности внешнего строения. Строение кожи, шерстяной покров. Железы млекопитающих. Первозвери.

28.12


§31,с.

157-

163

34

Важнейшие представители отрядов Млекопитающих.

Признаки отрядов. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Меры по охране млекопитающих.


§32,33с. 164-177

35

Отряд Млекопитающих (Парнокопытные, Непарнокопытные, Приматы).

Признаки отрядов. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Роль в природе и жизни человека. Меры по охране млекопитающих.


§34,35с.

178-187

36

Обобщающий урок по теме: «Тип хордовые».


Повторить с параграфа 20 - 35

Тема 2. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных - 14 часов


37

Покровы тела. Изучение особенностей покровов тела.

Изучение особенностей различных покровов тела

Разнообразие покровов тела у животных. Функции. Приспособления к условиям жизни. Строение кожи млекопитающих.


§36,с.

190- 193

38

Опорно-двигательная система (ОДС)

Функции. Приспособления к условиям жизни. Типы скелетов: внешний, внутренний. Строение скелетов позвоночных животных


§37, с.193- 199

39

Способы передвижения животных.

Передвижение животных. Амебоидное движение, движение при помощи ресничек, с помощью мышц.


§38,с.

199- 202

40

Полости тела.

Полости тела: первичная, вторичная и смешанная.


§38,с.

202- 203

41

Органы дыхания и газообмен.

Дыхание. Пути поступления кислорода. Приспособления к условиям жизни.


§39,с.

204- 208

42

Органы пищеварения.

Органы пищеварения. Приспособления к условиям жизни. Строение пищеварительной системы млекопитающих


§40,с.

.209-

212

43

Обмен веществ и превращение энергии.

Питание. Обмен веществ и превращение энергии. Ферменты.


§40,с.

.212-

214

44

Кровеносная система. Кровь.

Транспортировка веществ.

Приспособление к условиям жизни .Форменные элементы крови


§41,с.

215-

219

45

Органы выделения

Органы выделения. Приспособления к условиям жизни и выполняемые функции. Строение органов выделения млекопитающих.


§42,с.

220-

223

46

Нервная система. Рефлекс. Инстинкт.

Поведение животных: рефлексы, инстинкты, элементы рассудочной деятельности. Приспособление к условиям жизни. Строение нервной системы млекопитающих.


§43,с.

224-

229

47

Регуляция деятельности организма.

Регуляция деятельности. Механизмы регуляции. Нервная регуляция. Жидкостная регуляция.


§44, с.230- 235

48

Органы чувств.

Органы чувств. Приспособления к условиям жизни. Монокулярное зрение. Бинокулярное зрение.


§44с.

230-

235

49

Продление рода. Органы размножения.

Размножение. Бесполо и половое размножение у млекопитающих. Органы размножения. Раздельнополые животные. Гермафродиты.


§45,с.

236-

238

50

Обобщающий урок по теме: «Эволюция строения и функций органов и их систем».


§36-45

Тема 3. Индивидуальное развитие животных - 3 часа


51

Способы размножения животных. Оплодотворение.

Способы бесполого размножения: деление, почкование. Способы полового размножения: оплодотворение ( внешнее, внутреннее)


§46,с.

239-

242

52

Развитие животных с превращением и без превращения.

Изучение стадий развития животных и определение их возраста

Типы развития. Стадии развития с превращением и без превращения.


§47,с

.242-

246

53

Периодизация и продолжительность жизни животных.

Эмбриональный период. Формирование и рост организмов. Половая зрелость и старость.


§48,с.

247-

248

Тема 4. Развитие животного мира на земле - 3 часа


54

Доказательства эволюции животных.

Понятие об эволюции. Доказательства эволюции.


§49,

с.250-256

55

Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира.

Учение Ч. Дарвина.


§50,с.

256-

258

56

Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции.

Основные этапы животного мира на Земле: появление многоклеточности, систем органов. Происхождение и эволюция хордовых. Выход позвоночных на сушу.


§51,с

259-

262

Тема 5. Закономерности размещения животных на земле - 3 часа


57

Ареалы обитания. Зоогеографические области


Ареалы обитания. Сплошной ареал, разорванный ареал. Эндемики и виды-космополиты.


§52, с.262-263

58

Закономерности размещения животных. Миграции


Закономерности размещения животных. Миграции животных и их роль.


§52, с.263-266

59

Обобщающий урок по теме: Развитие и закономерности размещения животных на земле.



§52,с

262-

266

Тема 6. Биоценозы - 4 часа


60

Естественные и искусственные биоценозы.

Биоценоз. Примеры биоценозов: естественные и искусственные


§53,с

.268-

272

61

Факторы среды и их влияние на биоценозы.

Основные среды жизни: водная, наземно-воздуная, почвенная. Условия в различных средах.


§54,с

.272-

275

62

Цепи питания. Поток энергии.

Цепь питания. Примеры цепей питания.


§55,с.

275-

277

63

Урок-экскурсия: «Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза и их приспособленность друг к другу»

Взаимосвязи компонентов в биоценозе. Пищевые связи.


§56, с.278-

282 отчет по экскурсии

Тема 7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека - 5 часов


64

Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.

Положительное и отрицательное воздействие. Промыслы.


§57,с.

284-

286

65

Одомашнивание животных.

Домашние животные. Отбор. Селекция. Разведение


§58,с.

286-

290

66

Законы России об охране животного мира. Система мониторинга.

Охрана животных. Законы России об охране животных. Мониторинг.


§59,с.

290-

292

67

Охраняемые территории Красная книга. Рациональное использование животных.

Охраняемые территории. Заповедники. Заказники. Национальные парки. Красная книга.


§60, с.292-295,конспект

68

Экскурсия в весенний лес.


Отчет по экскурсии

69

Обобщающий урок по теме: «Животный мир и хозяйственная деятельность человека».


§57-60

70

Летнее задание.




Перечень учебно-методического обеспечения

Учебный комплект: концепция и программа, учебник, учебное пособие, рабочая тетрадь, учебно-справочное издание, книга для учителя и т.д.

1. Программа для общеобразовательных учреждений к

комплекту учебников, созданных под руководством В. В.

Пасечника, автор составитель Пальдяева Г. М. - Москва, Дрофа, 2011.

2. Учебник В. В. Латюшин, В. А. Шапкин «Биология. Животные»,

7 класс - М. Дрофа, 2012

3.Рабочая тетрадь В. В. Латюшин, Е. А. Ламехова «Биология.

Животные. 7 класс»

Учебно-практические издания

Учебник В. В. Латюшин, В. А. Шапкин «Биология. Животные»,

7 класс - М. Дрофа, 2012

3.Рабочая тетрадь В. В. Латюшин, Е. А. Ламехова «Биология.

Животные. 7 класс»

Контрольно-диагностические материалы, тесты и т.д

  1. «Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные» 6-7. Вопросы. Задания. Задачи. - М: Дрофа

  2. Никишин А. И., Теремов А. В. Дидактический материал по зоологии

  3. Розанов А. Т. «Зоология тесты», Москва «Просвещение»

Учебно-наглядные издания и пособия

Учебно-методические пособия

Дмитриева Т. А. , Су Учебник В. В. Латюшин, В. А. Шапкин «Биология. Животные»,

7 класс - М. Дрофа, 2012

  1. «Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные» 6-7. Вопросы. Задания. Задачи. - М: Дрофа

  2. Никишин А. И., Теремов А. В. Дидактический материал по зоологии

  3. Розанов А. Т. «Зоология тесты», Москва «Просвещение»

4. Поурочные разработки по биологии, 7-8 класс, О. А. Пепеляева,

И. В. Сунцова, Москва ВАКО», 2007.

5. В. В. Латюшин, Г. А, Уфимцева «Животные» 7 класс.

Тематическое планирование и поурочное планирование к

учебнику «Биология. Животные», 7 класс - М. Дрофа, 2007

6. Занимательные материалы и факты по биологии в вопросах и ответах

5-11 классы, М. М. Боднарук, Н. В. Ковылина, Волгоград,

издательство «Учитель», 2007. - 174 с.

Научно-популярная литература, словари и справочники, атласы, развивающие и дидактические игры и т.д.

. Занимательные материалы и факты по биологии в вопросах

и ответах 5-11 классы, М. М. Боднарук,

Н. В. Ковылина, Волгоград, издательство «Учитель», 2007, 174 с.

  1. ГИА - выпускник 9 класса, в новой форме, Биология 2009, ФИПИ Интеллект Центр.

4. Поурочные разработки по биологии, 7-8 класс, О. А. Пепеляева,

И. В. Сунцова, Москва ВАКО», 2007.

5. В. В. Латюшин, Г. А, Уфимцева «Животные» 7 класс.

Тематическое планирование и поурочное планирование к

учебнику «Биология. Животные», 7 класс - М. Дрофа, 2007

    Аудио- и видеоприложения


    цифровые образовательные ресурсы: Интернет-поддержка, электронные приложения и т.д.)

    Интернет - ресурсы



    Перечень материально-технического обеспечения образовательного процесса

    Библиотечный фонд, печатные пособия

    - научно -педагогический и методический ежемесячный журнал «Учитель Башкортостана»

    Компьютерные и ИКТ средства

    Компьютер

    Технические средства обучения

    видеомагнитофон

    Список литературы

    Литература, рекомендованная для учителя

    Дополнительная литература для учителя

    Дмитриева Т. А. , Су Учебник В. В. Латюшин, В. А. Шапкин «Биология. Животные»,

    7 класс - М. Дрофа, 2012

    1. «Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные» 6-7. Вопросы. Задания. Задачи. - М: Дрофа

    2. Никишин А. И., Теремов А. В. Дидактический материал по зоологии

    3. Розанов А. Т. «Зоология тесты», Москва «Просвещение»

    4. Поурочные разработки по биологии, 7-8 класс, О. А. Пепеляева,

    И. В. Сунцова, Москва ВАКО», 2007.

    5. В. В. Латюшин, Г. А, Уфимцева «Животные» 7 класс.

    Тематическое планирование и поурочное планирование к

    учебнику «Биология. Животные», 7 класс - М. Дрофа, 2007

    6. Занимательные материалы и факты по биологии в вопросах и ответах

    5-11 классы, М. М. Боднарук, Н. В. Ковылина, Волгоград,

    издательство «Учитель», 2007. - 174 с.

    Литература, рекомендованная для учащихся

    Для учащихся:

    1. Учебник для общеобразовательных учебных заведений, В. В. Латюшин, В. А. Шапкин «Биология. Животные», 7 класс, 13-е издание, стереотипное

    - М. Дрофа, 2012.

    Рабочая тетрадь В. В. Латюшин, Е. А. Ламехова «Биология.

    Животные. 7 класс»



    © 2010-2022