• Преподавателю
  • Биология
  • Программа элективного курса по биологии на тему: Основные понятия экологии и состояние природной среды в Ивановской области (9 класс)

Программа элективного курса по биологии на тему: Основные понятия экологии и состояние природной среды в Ивановской области (9 класс)

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Программа элективного курса для 9 класса

«Основные понятия экологии и состояние природной среды в Ивановской области»


Разработчик программы

учитель биологии МОУ СОШ №3

Миронова Ирина Аркадьевна



2015

Пояснительная записка.

Данная программа составлена на основе Федерального компонента образовательного стандарта для основного общего образования по биологии и примерной программы основного общего образования по биологии.

Нормативные документы, на основании которых разработана рабочая программа.

  • Закон РФ» Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ

  • Образовательная программа Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 3

Используемый учебно-методический комплект:


  1. И.Н.Пономарева Экология - М.: Вентана - Графф, 2001, - 272с.

  2. И.Н.Пономарева Экологические понятия их система и развитие курса биологии - Л.,1979

Место элективного курса в учебном плане

Рабочая программа элективного курса по биологии рассчитана на 17 час ( 1 час через неделю)

Цель и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

Цель курса:

углубление экологической подготовки учащихся основной школы.

Задачи курса.

-сформировать основные понятия экологии

-закрепить, систематизировать и расширить знания учащихся о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и между собой

-продолжить формирование умения самостоятельности, умения анализировать ситуацию, делать прогнозы, проводить исследования

-продолжить формирование навыков исследовательской деятельности

-развивать учебно - коммуникативные умения

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Знать/понимать: «экосистема», «биоценоз», «биогеоценоз», «биотоп», «биота», «автотрофы», «гетеротрофы», «детритофаги или редуценты», «продуценты», «консументы».

-животных по температуре тела: гомойтермные и пойкилотермные.

-животных по способу питания: ихтиофаги, энтомофаги, орнитофаги, миофаги.

-растения по месту обитания: мезофиты, гидрофиты, гигрофиты, гидатофиты, суккуленты, ксерофиты.

-межвидовые отношения в биогеоценозе.

-животных по месту обитания.

-меры регулирования численности живых организмов.

-охраняемых животных и растения Ивановской области.

-состояние природной среды Ивановской области и ее основные экологические проблемы.

-основные методы биоиндикации природной среды

Уметь:

-определять вид растения или животного по определителю

-устанавливать экологическую группу растений по месту обитания

-давать характеристику места обитания растения или животного

-составлять трофические цепи

-определять жизненную форму растений.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Содержание рабочей программы элективного курса

1.Введение -1 час.

Общая характеристика экологии. Ее основная направленность, значение, основные понятия.

2.Общая характеристика природных сообществ и их структура -1 час.

Понятие об экосистеме, биогеоценозе, биоценозе, биотопе, биоте, автотрофах и гетеротрофах.

3.Вид - 3 часа.

Понятие о виде. Виды растений и животных Ивановской области. Умение пользоваться определителем.

Практическая работа № 1 «Определение видов растений и животных по определителю».

4.Типы взаимоотношений живых организмов в природе - 2 часа.

Полезно-вредные, взаимно-полезные, полезно-нейтральные, конкурентные взаимоотношения видов в природе.

5.Трофические цепи -2 часа.

Цепи выедания и цепи разложения. Правило экологической пирамиды. Круговорот веществ. Продуценты, редуценты, консументы разных порядков.

Практическая работа № 2 «Составление цепей питания»

6.Место обитания растений и животных -3 часа.

Особенности растений или животных того или иного места обитания, характерных для нашей местности.

Практическая работа № 3 «Определение экологической группы растений по его месту обитания.»

7.Жизненные формы растений -2 часа.

Понятие о жизненных формах растений разных классификаций.

Практическая работа № 4 «Определение жизненных форм растений».

8.Основные методы мониторинга окружающей среды - 2 час.

Методы изучения загрязнения окружающей среды способом биоиндикации.

9.Основные экологические проблемы Ивановской области - 1 час.

Основные загрязнители окружающей среды и ее охрана.

10.Охраняемые растения и животные Ивановской области 1 час.


Тематическое планирование элективного курса по биологи в 9 классе.

п\п

Тема раздела

Практические работы

Количество часов

1.

Введение

1

2.

Общая характеристика природных сообществ и их структура

1

3.

Вид

П\р № 1» Определение видов растений и животных по определителю»

3

4.

Типы взаимоотношений живых организмов

2

5.

Трофические цепи

П\р № 2 « Составление цепей питания»

2

6.

Места обитания растений и животных

П\р № 3 « Определение экологической группы растений по его месту обитания»

3

7.

Жизненные формы растений

П\р № 4 « Определение жизненных форм растений»

2

8.

Основные методы мониторинга

2

9.

Основные экологические проблемы Ивановской области

1

Итого:

17

Обеспечение рабочей программы

Материально-техническое обеспечение:

  1. Печатные пособия:

Таблицы по биологии и экологии

  1. Цифровые образовательные ресурсы:

1.мультимедийный проектор

2.компьютер

3. Гербарии растений с определительными карточками

Темы рефератов для учащихся.

1.Нарушенный и ненарушенный лесной биогеоценоз.

2.Состояние лесных экосистем, расположенных вблизи города Родники.

3.Сезонная динамика растительных сообществ.

4.Изучение видового состава шляпочных грибов Ивановской области.

5.Изучение видового разнообразия водных животных прудов.

6.Оценка экологической ситуации территории на основе исследования видов методом биоиндикации.

7.Лихеноиндикация загрязнения воздуха.

8.Изучение растительного мира водоемов нашей местности.

9.Определение степени загрязнения снежного покрова.

10.Создание учебно-экологической тропы на пришкольном участке.

Список литературы для учителя:

1.И.Н.Пономарева Экология - М.: Вентана - Графф, 2001, - 272с.

2.И.Н.Пономарева Экологические понятия их система и развитие курса биологии - Л.,1979


  1. И.Н.Пономарева Экология - М.: Вентана - Графф, 2001, - 272с.

  2. Е.И.Тупикин «Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности»-М., ИРПО «Академия» 1999, - 384с.

  3. И.Н.Пономарева Экологические понятия их система и развитие курса биологии - Л.,1979

  4. И.А.Шилов Экология - М.,1997

  5. Экология. Глобальные проблемы окружающей среды и природопользования - М., «Современный гуманитарный университет»,2003

  6. Методики полевых экологических исследований. Управление образования Костромской области. Кострома 1997 г.

  7. .Журналы «Биология в школе» № 6 1998г., № 1 и 3 2000 г., №4 2001

Список литературы для учащихся:


  1. И.Н.Пономарева «Экология» -М. Вентана - Граф, 2001 г.-272с.

  2. И.А.Шилов «Экология» М, 1997г.

  3. Методики полевых экологических исследований. Управление образования Костромской области. Кострома 1997г.

Интернет-ресурсы по экологии

dront.ru/ecosites.ru.html

Ecosites Каталог экологических сайтов на странице организации "Дронт".

education.spb.ru/gtp/gtp.htm

ecoline.ru/books/

fadr.msu.ru/ecocoop/

ecolife.org.ua/

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Основное содержание

Дата план

Дата корр.

1.

Введение

Экология. Основные понятия. Цели и задачи экологии

9а-02.09

9б-04.09

2.

Общая характеристика природных сообществ и их структура

Понятие об экосистеме, биогеоценозе, биоценозе, биотопе, биоте, автотрофах и гетеротрофах.

9а-16.09

9б-

18.09

3.

Вид.

Понятие о виде. Критерии вида, его структура.

9а-30.09

9б-02.10

4.

Виды растений и животных Ивановской области

Знать: виды растений и животных Ивановской области. Охраняемые животные и растения Ивановской области

9а-14.10

9б-

16.10

5.

П\р № 1» Определение видов растений и животных по определителю»

Умение пользоваться определителем

9а-28.10

9б-30.10

6.

Типы полезно-вредных, конкурентных и полезно-нейтральных взаимоотношений организмов в природе

Полезно-вредные (хищничество, паразитизм). Конкуренция, нейтрализм

9а-18.11

9б-20.11

7.

Взаимно-полезные отношения видов и полезно- нейтральные

Симбиоз, мутуализм, квартиранство, комменсализм, нахлебничество

9а-02.12

9б-04.12

8.

Трофические цепи. Виды трофических цепей. П\ р № 2 «Составление цепей питания.»

Цепи выедания и цепи разложения.. Продуценты, редуценты, консументы разных порядков

9а-16.12

9б-18.12

9.

Круговорот веществ в природе. Правило экологической пирамиды

Правило экологической пирамиды. Круговорот веществ

9а-13.01

9б-15.01

10.

Места обитания растений

Особенности растений того или иного места обитания, характерных для нашей местности.

9а-27.01

9б-29.01

11.

П\р № 3 « Определение экологической группы растений по его месту обитания»

Умение находить характерные признаки ксерофитов, суккуленитов, мезофитов, гидрофитов, гигрофитов

9а-

10.02

12.02

12.

Места обитания животных.

Особенности животных и приспособление их к тому или иному месту обитания

9а-

24.02

9б-26.02

13.

Жизненные формы растения

Деревья, кустарники, кустарнички, травы. Продолжительность жизни растений.

9а-

09.03

9б-

11.03

14.

П\р № 4 « Определение жизненных форм растений»

Уметь определять жизненные формы растений Ивановской области.

9а-23.03

9б-

25.03

15.

Лихеноиндикация загрязнения воздуха

Знать как проводить индикацию чистоты воздуха по развитию и количеству слоевищ лишайников.

9а-

13.04

9б-

15.04

16.

Определение чистоты воды органолептическим методом

Знать: как оценивать чистоту воды органолептическим методом

9а-

26.04

9б-

29.04

17.

Основные экологические проблемы Ивановской области

Знать: основные экологические проблемы Ивановской области

9а-

11.05

9б-

13.05

18.

Экскурсия в природу

Применять знания по экологии на практике

9а-25.05

9б-27.05


© 2010-2022