Конспект урока «Живая природа»

Конспект урока «Живая природа» подходит для 2-4 классов. Конспект урока поможет познакомить учащихся с основной классификацией растений, повторить знания о частях растений , рассмотреть особенности каждой группы растений , развивать мышление , память , внимание, воспитывать интерес к живой природе.    В конспекте подобраны разнообразные загадки по теме. Показаны разнообразные  педагогические методы : работа самостоятельно,  а  так же в группах.Помогает учащимся научиться ориентироваться в учебно...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Разнообразие растений

Цель: познакомить учащихся с основной классификацией растений.

Задачи: повторить знания о частях растений; рассмотреть особенности каждой группы растений; развивать мышление, память, внимание; воспитывать интерес к живой природе.

Планируемые результаты: Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

Познавательные УУД: ориентироваться в учебной книге, работать с несколькими источниками информации; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

Коммуникативные УУД: договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки; работать в группах;

Предметные результаты: классификация растений.

Оборудование:

  • презентация Power Point;

  • живые растения, гербарии;

  • карточки для групповой работы.

Ход урока.

  1. Этап мотивации.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять.

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать.



  1. Этап актуализации.

- Вспомните, на какие две части можно разделить природу? (Живая и неживая.)

- Что относится к неживой природе? (Вода, воздух, камни, полезные ископаемые, Солнце и др.)



  1. Составление схемы «Живая природа» - Слайд 2.

Загадки:

Их много на земле,

Они растут везде.

Кусты, раскидистые мхи.

Деревья травы и цветы

Необычайной красоты,

Растут в лесах,

В степях, лугах и на горах

Они планеты всей спасенье.

Растут и множатся… (растения).

Живут они в лесах,

На горах, в лугах, в степях,

На воде и под водой,

В небесах и под землёй.

Пищу добывают,

Деток охраняют.

Строят прочные жилища,

И лекарства - травы ищут.

По своим живут законам,

Их всем людям надо знать,

Чтоб повсюду охранять. (Животные.)

И на горке, и под горкой,

Под берёзой и под ёлкой,

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят. (Грибы.)

- Какое еще царство образует живую природу? (Бактерии.)

2. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня начнем изучать одно и царств живой природы.

- Как думаете с какого царства начнем?

- Сегодня мы должны познакомиться с большей частью царства растений.

3. Повторение знаний о частях растений.

- Чтобы начать изучение растений нужно выполнить задание. Слайд 3.

- И каких частей состоят большинство растений? (Корень, стебель (ствол), листья, цветы, плоды с семенами.)

- Расскажите, для чего нужна растениям каждая часть.



  1. Постановка учебной проблемы.

Учебник с. 61

  1. Демонстрация разнообразия растений. Слайд 4.

- Рассмотрим растения?

-Какие растения увидели?

- Что можете сказать о разнообразии растений? (Растения очень разнообразны)

- Кто знает, как называется наука, изучающая растения? (Ботаника)

- Мы станем учеными-ботаниками и ответим на вопрос:

Какие бывают растения?

- Мы сегодня будем исследователями и узнаем какие бывают растения.



  1. Открытие нового знания.

- Что можете сказать о разнообразии растений? (Растения очень разнообразны)

- Но есть и похожие по строению растения. Чтобы удобнее было изучать растения ученые-ботаники разделили их на группы по определенным признакам.

- Давайте мы попробуем разделить изображенные растения на группы.

(Деревья, кустарник, травы и др.)

- Ученые взяли за основу разделения растений на группы признаки: строение растений (наличие корня, стебля, листьев, цветов, плодов) и особенности жизнедеятельности (среда обитания)



  1. Классификация растений.

1) Цветковые растения Слайд 5.

- Назовите представителей этой группы?

- Дайте название группе растений.

- Из каких частей состоят цветковые растения?

Работа в группах. Учебник с. 73

Дети с помощью картинок, гербариев и собственного опыта дают характеристику цветковым растениям на карточках, работая в группах.

Корень - есть.

Стебель - есть

Листья - есть.

Размножается - цветы, из них образуются плоды с семенами.

- В чём главное отличие цветковых растений? (есть цветок и плод с семенами)

- Цветковые растения - самые многочисленные и разнообразные растения на земле.

Главным отличием цветковых растений от всех других, является наличие цветка, и плода с семенами.

2)Хвойные растения. Слайд 6.

- Дайте название группе растений?

- Назовите представителей этой группы.

- Из каких частей состоит это растения?

Работа в группах. Учебник с. 75

Дети с помощью картинок и собственного опыта дают характеристику хвойным растениям на карточках, работая в группах.

Корень - есть.

Стебель - есть (Одеревенелый).

Листья - есть (хвоя).

Размножается - Семенами.

Хвойные растения занимают второе место среди растений в природе и в жизни человека. Название они получили от слова «хвоя». У хвойных нет цветов и плодов.

- Что такое хвоинки?

- Хвоинки - это игловидные листья.

- У хвойных нет цветов и плодов.

- Где созревают семена у хвойных растений?

- На месте плодов у них шишки, где созревают семена.

3) Папоротники. Слайд 7.

- Какое название предложите для этой группы?

- Как узнать папоротники? (По листьям.)

- Где обитают папоротники? (Во влажных местах.)

- Рассмотрим представителя папоротников.

- Из каких частей состоит это растение?

Работа в группах. Учебник с. 76

Ученики рассматриваю мхи на своих рабочих местах и дают им характеристику.

Корень - есть.

Стебель - есть.

Листья - есть.

Размножается - спорами.

4)Папоротники - относятся к числу наиболее древних групп высших растений. У папоротников есть корень, стебель и красивые листья. Цветов и плодов у папоротника нет.

Мхи. Слайд 8.

- Как назовём данную группу растений?

- Где встречаются мхи? (Во влажных местах.)

- Рассмотрим представителя мхов.

Ученики рассматриваю мхи на своих рабочих местах.

- Из каких частей состоит это растение?

Корень - нет.

Стебель - есть.

Листья - есть.

Размножается - спорами.

-Мхи - очень древняя группа организмов. Они растут во влажных местах. Мхи низкорослы, у них отсутствуют корни и цветы, а стебли и листья слабо различимы.

- Сравните водоросли и мхи.

5)Водоросли. Слайд 9.

- Как назовём эту группу растений? (Водоросли.)

- Что вы знаете о водорослях?

- Что их объединяет? (Живут в воде и др.)

- Рассмотрим представителя водоросли.

Ученики рассматриваю водоросли на своих рабочих местах.

- Из каких частей состоит это растение?

Работа в группах. Учебник с. 79

С помощью учителя дети дают характеристику данной группе растений.

Корень - нет.

Стебель - нет.

Листья - нет.

Размножается - спорами.

Споры - особые клетки, окруженные плотной оболочкой. Их можно увидеть только под микроскопом.

-Водоросли - это низшие растения. Их тело не разделено на стебель, корень и листья. Ведут водный образ жизни.

Физкульминутка.

Упражнения для глаз.



  1. Дополнить схему и дать характеристику каждой группе растений.

  2. Вывод.

- Сделайте вывод, что важного узнали на уроке?

Дети делают вывод с помощью учителя:

Царство растений очень разнообразно. Ученые делят его на несколько групп: водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения и цветковые растения.



  1. Этап закрепления.

Задание 1. «Раздели вид растения по группам». Слайды 10.

Задание 2. «Найди лишнее растение» Слайды 11.



  1. Самостоятельная работа.

Тетрадь с. 31 - 32.



  1. Рефлексия.

- Какое впечатление от урока? Какое настроение?

- Чем лучше у тебя настроение, тем больше лепестков нарисуй у ромашки.

Домашнее задание: с. 87, вопросы и задания.

Творческое домашнее задание: подготовить доклад о любой группе растений (возможна работа в парах).



© 2010-2022