Семинарское занятие: Экология и здоровье

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей Станция юных натуралистов с.Эльхотово муниципального образования Кировский район РСО-Алания

Семинарское занятие

Экология и здоровье человека. Качество жизни, здоровье и окружающая среда

Педагог дополнительного образования

Габараева Мери Георгиевна





2015 год

Вы когда-нибудь задумывались насколько влияет экология на наше здоровье? И как нам выживать в современных условиях?
Ведь каждый человек хочет быть здоровым, в нем от природы заложен инстинкт самосохранения.
Однако очень немногие люди могут в 60-70 лет похвастаться своим здоровьем, большинство к этому возрасту уже имеют целый букет заболеваний.

Почему? Почему наши деды были крепче и жили дольше, несмотря на экономические невзгоды, а родителям достался уже меньший запас прочности и так идет снижение с каждым поколением….
Наверное, мы из поколения в поколение теряем этот инстинкт самосохранение, раз довели окружающий нас мир до такого состояния.
Порою статистика вещь жестокая и все же лучше знать:

Выхлопные газы автомобилей выбрасывают на улицу более 300 вредных веществ;

Ежегодно в организм человека попадает примерно 2 кг токсических веществ.

По исследованиям агентства защиты окружающей среды США, те химикаты, которыми мы пользуемся в домашнем обиходе, а это моющие, чистящие вещества, синтетическая отделка комнат, мебели очень опасны, т.к в 3 раза больше содержат канцерогенов, чем в сумме озоновые дыры и кислотные дожди!

Результаты различных исследований окружающей среды в Росси ужасные: ухудшается качество воздуха, воды, ведь мы как-то привыкли думать, что если природа общая, то значит и ничья, и делать с ней можно что угодно.

Да и мы, каждый из нас, порою вносим свою маленькую лепту в загрязнение окружающей среды: выбрасываемые в природу окурки, пластиковые бутылки, пакеты. …

И в итоге, по данным охраны окружающей среды, 70% населения России проживает в экологически неблагополучных регионах.
Это все экологически неблагополучные внешние факторы, влияющие на наше здоровье.

И что же наше питание? Его можно считать экологически чистым и безвредным? Навряд ли!

Факт в том, что наши продукты питания помимо необходимых и полезных питательных веществ, содержат большое количество красителей и консервантов, а овощи и фрукты содержат пестициды, нитраты и консерванты. В животных вкалывают антибиотики, гормоны роста для ускорения роста животных.
Все эти вещества чужеродны для нашего организма и не нужны. Они нужны производителям, чтобы быстрее и больше получать доход. Все эти химические соединения, окружающие нас в быту, а также напичканные в продуктах питания, десятками лет накапливаются в нашем организме, и постепенно разрушают наше здоровье.
И в результате?
- выкидыши, бесплодие в каждой 6-ой супружеской паре;
- смертность младенцев в России в 2 раза выше, чем в Европе;
- не менее чем 90% россиян с нарушениями микрофлоры кишечника;
- заболеваниями щитовидной железы страдают 63% россиян;
- ежегодно идет рост онкологических заболеваний. Здоровье человека как биосоциального вида является не только биологической категорией, а есть важнейший показатель общественного прогресса. Здоровье необходимо рассматривать как общественное богатство не только в социальном, но и в экологическом смысле. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов, как это до сих пор достаточно широко распространено в общественном сознании. В социально-экономическом аспекте здоровье характеризуется критериями физического и интеллектуального потенциала общества для создания материальных и духовных ценностей. Частное значение здоровья с точки зрения психофизиологии может отражать уровень физической и умственной работоспособности при осуществлении различных видов труда. В медико-биологических исследованиях для оценки здоровья используют показатели физического развития. Функции организма оценивают по показателям физической и умственной работоспособности, а адаптационные резервы - по показателям биохимического, гормонального и иммунного статусов. Состояние человека характеризуется большим количеством показателей, основными из которых являются следующие: 1) заболеваемость; 2) смертность; 3) средняя продолжительность жизни; 4) физическое и умственное развитие; 5) инвалидность; 6) психологическая комфортность; 7) степень социального благополучия и др. На протяжении человеческой истории перечисленные показатели претерпели существенные количественные изменения, особенно в прошедшем столетии. Если в начале ХХ века смертность в значительной мере была обусловлена инфекционными заболеваниями, то уже к средине века в нашей стране эти заболевания только на треть определяли смертность благодаря успехам медицины. К концу века влияние этой причины на общую смертность сократилось в 10-15 раз, в то время как на первое место вышли болезни системы кровообращения, а на втором оказались онкологические заболевания. Здоровье человека в значительной степени определяется качеством жизни. В настоящее время нет общепринятого критерия качества жизни. Наиболее общую характеристику этого понятия дали шведские ученые Л. Леви и Л. Андерсон в докладе, подготовленном к Всемирной конференции ООН по народонаселению (1974), изданном затем в нашей стране отдельной книгой (Л. Леви, Л. Андерсон. Народонаселение, окружающая среда и качество жизни. - М.: Экономика, 1979), в которой качество жизни рассматривается как совокупность условий физического, умственного и социального благополучия с точки зрения отдельных индивидумов и социальной группы, включая понимание таких состояний, как счастье, удовлетворение потребностей и удовольствие. Наряду с такой обобщенной оценкой качество жизни можно характеризовать с помощью отдельных компонент жизненной удовлетворенности: состояние здоровья, удачная женитьба, семейные и бытовые условия, работа, возможность получения образования или пребывания на природе, качество окружающей среды, возможность путешествовать и т. д. В соответствии со ст. 5 Закона Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане России имеют право на благоприятную среду обитания (окружающую природную среду, условия труда, проживания, быта, отдыха, воспитания и обучения, питания), факторы которой не должны оказывать опасного и вредного влияния на организм человека настоящего и будущих поколений. Важную роль в воздействии на здоровье человека играют социально-экономические факторы среды. В целом тенденции изменения здоровья населения достаточно точно отражают уровень экономического развития и благосостояния страны. Многие проблемы здоровья имеют глубокие социально-экономические корни, включая региональные аспекты условий и уклада жизни различных народов, тот или иной путь социально-экономического развития, затрагивающий интересы различных слоев общества. В современных условиях важнейшими факторами формирования здоровья населения России являются последствия кризисного состояния страны, охватившего значительные массы населения. Прежде всего среди этих последствий надо выделить социальную напряженность, в том числе страх перед возможной безработицей, крушение прежней системы ценностных ориентаций у значительной части населения страны, главными среди которых были семья, работа, общественное признание. Эта напряженность, по-видимому, не будет разрешена в ближайшее время из-за активных процессов социальной дифференциации, формирования имущественного неравенства и нерешенных вопросов социальной защиты большей части российского общества. Другим значимым последствием кризисного состояния страны следует назвать углубление экологического кризиса и связанные с ним опасности для здоровья человека нарушенной окружающей среды (загрязненные вода, воздух, почва и, следовательно, нИ о самом главном составляющем в обсуждаемом вопросе, без которого трудно продвигаться к экологическому благополучию, к равновесному гармоничному развитию природы и общества. Это привитие экологической культуры нашим соотечественникам, нашим гражданам. Экологическое образование является ключевым звеном в формировании общей культуры человека. У нас в республике имеются все условия для привития такой культуры нашим гражданам от мала до пожилого возраста. В то же время отсутствует система закрепления экологической культуры нашему населению через непрерывное экологическое воспитание, начиная от детского садика и заканчивая постоянно действующей лекторией, организованных в районных центрах и в г. Владикавказе на базе учебных заведений или на иной основе. В такого рода лекториях проходит обсуждение проблем экологии, начиная от повседневных проблем и заканчивая обсуждением значимых проектов и производств, Как правило, лекторий ведут ученые экологи и практики-специалисты, преподаватели педагоги, имеющие положительный опыт работы по вопросам рационального природопользования. Думаю, такой лекторий будет способствовать разрядке напряженности в обществе, поскольку эта трибуна предполагает открытый режим работы и доступность. Эта форма общения экологической интеллигенции с населением весьма положительно влияет на разного рода категориях людей на понятийном уровне, независимо от возраста и может служить хорошим способом смягчения и решения возникающих острых экологических вопросов. Рассматриваемая проблема является достаточно сложной, нет единых подходов и шаблонов, обеспечивающих природное равновесие, в каждом конкретном случае требуется комплексный анализ, экологоформирующих факторов и на их основе принимать решение. Вместе с тем, мы твердо убеждены в одном, что предстоящему поколению мы должны оставить меньше экологических проблем, чем нам оставили предыдущее поколение.



© 2010-2022